Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Молодежь и духовные ценности Абая

1995
Молодежь и духовные ценности Абая - e-history.kz
Современная молодежь испытывает серьезные проблемы духовного развития, подвержена влиянию глобализации и информатизации. В процессе воспитания молодого поколения важную роль играет государство и СМИ

Как известно духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных норм и понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, честность, преданность, миролюбивость.

Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей [1].

Введения ключевых основ данной темы обусловлено, прежде всего необходимостью реализации общенациональной программы «Рухани жаңғыру», статьи Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», «Семь граней Великой степи», Послания Главы Государства К-Ж.К. Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» и статьи «Абай и Казахстан в ХХI веке».

Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь – это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в отдельных странах и в мире уже через несколько лет. К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки.

Итак, что есть иерархия ценностей современной молодёжи? В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи, проводимые в разных городах и регионах. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в порядке убывания их значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте 16-22 лет:

1.Здоровье.

2.Семья.

3.Коммуникативные ценности, общение.

4.Материальные блага, финансовая стабильность.

5.Любовь.

6.Свобода и независимость.

7.Самореализация, образование, любимая работа.

8.Личная безопасность.

9.Престиж, известность, слава.

10.Творчество.

11.Общение с природой.

12.Вера, религия.

Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей, прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят на второй план [2].

С начала процесса существования человеческого общества, на протяжении многих веков непрерывно формируется система традиционных ценностей. Традиционные ценности в сочетании с существовавшим обществом, служат внутренней стабильности общества - для всех людей независимо от национальности, вероисповедания, возраста, пола. Безусловно, жизнеутверждающие традиционные ценности в ближайшее время станут опорой стабильного развития казахстанского общества. Формирование патриотизма, нравственное и духовное развитие молодежи – основной важный фактор ее современного развития. Изучение истории родной земли может стать отличным толчком для того, чтобы молодой человек захотел стать достойным потомком и прославить имена своих предков.

В этом году исполняется 175 лет великому мыслителю казахского народа Абаю Кунанбаеву. По этому поводу в своей статье Глава государства К-Ж.К. Токаев подчеркивает: «Произведения Абая пронизаны общечеловеческими ценностями и гуманистическими идеалами. Его «Слова назидания» – общее достояние для народов всего мира. Это – кладезь этико-философских мыслей в классическом их понимании. Крылатые изречения, слова назидания... Абай в своих словах назидания, популяризируя общее для человечества наследие, показывает стремление к духовным вершинам. Стержень его слов назидания – человечность, культура, добродетель» [3].

Не секрет, что сейчас весь мир переживает тяжелый период. Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, ценностных ориентаций. Кризисы традиционных ценностей в современном мире, приоритеты духовных начал естественным образом становятся актуальными темами модернизации всего общества. Человечеством сделано много открытий и достижений в области научно-технического прогресса. Возникает ряд вопросов, стало ли оно более справедливым и гуманным? сумели ли люди подняться над своими узкими национальными, конфессиональными, групповыми, личными интересами для разрешения конфликтов различного рода? исчезло ли проблема насилия человека над человеком, человека над природой? Что происходит в современном мире с самим человеком, его мировоззрением, его ценностными установками? Означает ли прогресс общества одновременно установление справедливости и развитие личности? Кем сознает себя человек в начале ХХI века? Что несет в своей сути глобализация для человека и общества век информационной доступности?

Идеи гуманизма и справедливости прошли сложный исторический путь, в каждую эпоху наполняясь новым содержанием. Это сложные и многогранные социальные явления. В современных условиях границы этих понятий значительно расширились. Они понимаются как определенный образ жизнедеятельности человека, сочетающие нравственные и правовые начала, общечеловеческие ценности, искусство жить в мире различных этносов. Неотъемлемыми компонентами стали такие политические ценности, как: свобода и демократия, гражданское общество и правовое государство, межрелигиозный диалог и уважение к различным культурным и религиозным традициям. Во все времена идеи гуманизма, справедливости, общего блага, духовности были двигателями нравственного прогресса [4].

Сегодня эти проблемы вышли авансцену идеологических и политических дискуссий современности. Именно вокруг них центрируется современная социальная значимость деятельности религиозных организаций и роль религии в различных сферах общественной жизни. В ХХI веке сложившаяся на протяжении тысячелетий система ценностей и стереотипов уже не в состоянии в полной мере обеспечить существование и прогресс человеческой цивилизации, претерпевая серьезные изменения в условиях глобализации. В качестве доминирующих ценностных ориентаций стали утверждаться утилитарные и прагматические ценности. Сегодня акцент делается на лозунг «никакой морали, кроме морали денег» [4].

На формирование ценностей влияют и происходящие в обществе экономические, социальные деформации. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности. СМИ навязывают унификацию мыслей, чувств и состояний, что особенно влияет на молодежь, в результате происходит нивелировка личности. С появлением интернета, его повсеместного распространения, социальных сетей, в сознании человека многое потеряло свою ценность и целостность [4].

Телевидение и другие СМИ играют огромную роль в становлении молодежи. Есть на ТВ и качественные продукты, рассчитанные на культурное и интеллектуальное обогащение личности, но, вместе с тем, слишком достаточно низкопробных телепередач. Приходится констатировать, что продолжается тенденция дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека труда, личности нашего общества. Духовное опустошение человека, в первую очередь, связано с незнанием традиций своей Родины, незнанием культуры и искусства, незнанием моральных ценностей [5].

В условиях практической неограниченной духовной свободы, лишенной сознания ответственности перед кем - либо, преклонение перед материальными потребностями привели к острому моральному и духовному кризису, несмотря на достаточно высокий материальный уровень и относительное социальное благополучие.

Данная проблема коснулась и нашего казахстанского общества. Возникший на Западе, лозунг «никакой морали, кроме морали денег» в период образования рыночных взаимоотношений утвердился и в Казахстане, отчетливо пронизывая все слои населения. Преклонение перед материальными потребностями привели к острому моральному и духовному кризису среди молодежи, в семейных взаимоотношениях. Последние события в Жамбылской области показали, что данная проблема затронула и межэтнические взаимоотношения. Все данные факты доказывают, что допущены серьёзные упущения в сфере образования и воспитания молодого поколения именно в период перехода к новой экономической формации. Бесконечные реформы в образовании, структурные изменения привели к потере достигнутых успехов данной сфере, еще в советский период развития общества. Молодое поколение, выросшее, на принципах и целях достижения наживы и материальных благ требует еще больших социальных благ и повышения их уровня любой ценой. Прошедшие годы культивирования западного образа жизни, вседозволенности, культа насилия дают свои «определенные плоды».

Принятая общенациональная программа «Рухани жаңғыру», направлена, прежде всего, на переосмысление западных ценностей общества потребления, в процессе которого может возникнуть возможность пути выхода из нравственного кризиса. Сегодня идет кропотливая работа на возрождение духовных традиций, национальной идентичности, идет поиск новых рациональных путей перехода к традиционным фундаментальным общечеловеческим ценностям. Среди них особую значимость приобретают такие ценности, как справедливость, доброта, порядочность, уважение к старшему поколению, формируются иные представления о смысле жизни человека, о перспективах развития нашего общества в условиях глобализации и информатизации.

Пожалуй, справедлива мысль о том, что духовность – это не состояние, а процесс, постоянное движение, стремление к более высокому духовному уровню. Каждый человек должен на протяжении всей жизни работать над собой, стремиться к совершенствованию своих духовных качеств через формирование ценностей, правильную подачу и восприятие материалов, изучение истории своих предков и уважении к другому человеку. За высоко духовной, толерантной и воспитанной молодежью стоит не только будущее нашего государства, но и будущее всей земли [5].

Первый импульс к возрождению традиционных ценностей напрямую связан с обретением независимости. Нация, которая на протяжении трех веков под давлением колониальной и советской политики чуть не лишилась национального характера и сознания, в начале своей независимости стремилась возродить свой язык, историю, традиции и религию. Принятые меры по обретению статуса государственного казахским языком, открытие национальных школ и детских садов, организация национальных видов спорта и игр, празднование «Наурыза» в общенациональном уровне, издание исторических произведений, реабилитация национальной интеллигенции, возрождения работы мечетей и медресе эти и многие другие мероприятия, и их результаты появились благодаря естественному рвению нации к возвращению к своим истокам [6, С. 5-6].

Наше общество должно понять, что нравственность - это основа выживания коллектива, семьи, личности, общества, государства и всей человеческой цивилизации, потому что сила нации - в силе духа и единстве. Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев подчеркнул на открытии V Съезда лидеров мировых и традиционных религий: «Мы все объединены одной целью – построить процветающее государство, которое к середине ХХI века будет стоять в одном ряду с 30-тью самыми развитыми нациями мира. Мы поставили задачу – добиться, чтобы все казахстанцы стали Нацией единого будущего» [7].

Преемственность поколений происходит путем использования и передачи ценностей. Данная взаимосвязь очень важна для нашей истории. Если каждое поколение не проанализирует предшествующий опыт своей нации, не воспримет, и не будет, развивает его – то оно не будет иметь будущего и будет неизбежно подвергнуто деградации. Поколение, не сохранившее свое прошлое, подвергает свое государство духовному кризису. Во все времена у молодежи была самая важная роль в жизни общества и духовные поиски каждого человека, независимо от времени стремятся к высоким идеалам. Поэтому целенаправленная работа должна вестись средствами массовой информации с целью освещения позитивных моментов образа жизни и демонстрация того какой должна быть молодёжь.

Сохранение и укрепление авторитета семьи в сознании молодёжи так же должно быть основной целью нашего общества. Необходимо не только повышать уровень знаний молодых людей об основах семейной жизни и этике семейных отношений, но и воспитывать у молодёжи традиционные семейные ценности. В сегодняшней ситуации настало время о включении в учебную программу средней школы курса «Нормы морали и национально-семейные традиции». Проведенный в 2019 году «Год молодежи» позволил продвинуть многие проблемы молодого поколения, накопленные несколько годами начиная с периода обретения Независимости страны. Однако данную работу, необходимо проводить ежегодно, не расслабляясь и не допуская ошибок прошлых лет. Решение данной проблемы носит комплексный и целостный характер с участием всего общества. В сфере молодежной политики ведущим приоритетом является формирование интеллектуальной и духовно-нравственной личности, способной обеспечить будущее развитие страны. Момент истории таков, что накопление общественного богатства сегодня происходит не в капитале, а по преимуществу в человеке. Не земля, не машины и оборудование, а человек – работник - вот главное поле современных инвестиций. Общество, вкладывающее деньги в молодёжь (в ее образование, обучение, воспитание, быт, культуру, здоровье и т.д.) инвестирует свое будущее и свой прогресс [8, С. 236].

Необходимость проведения системной молодёжной политики обусловлена трудностями жизненного старта, с которыми сталкивается молодой человек в процессе своей социализации. Отдельная часть молодёжи в силу своей низкой квалификации и опыта профессионального уровня подготовки, социальной и психологической незрелости, представляет наименее защищённую часть населения.

К сожалению, структуры, которые занимаются, молодежной политикой и ее реализацией в основном бодро докладывая вышестоящему руководству о количество проведенных мероприятиях, мало вникают в суть современных проблем, особенно в вопросах духовно-нравственных, семейных. Данный вопрос в условиях глобализации и информатизации требует глубокого анализа, фундаментальных исследовании. По-видимому, сегодня более, чем когда-либо казахстанская молодежь нуждается в содействии и внимании, просветительской работе именно в этих вопросах.

Реализация поставленных целей, предполагает выделение следующих направлений молодежной политики:

– приоритетные и целенаправленные информационно-разъяснительные мероприятия по формированию у молодежи чувства патриотизма, ее нравственное и духовное развитие через качественное образование и воспитание в традициях народа Казахстана;

– для конкурентоспособности как основного показателя развития казахстанской молодежи и создание условий для самореализации социально-экономических потребностей необходимо комплексно решать вопросы качественного образования, трудоустройства, обеспеченности жильем и другими социальными благами;

– создание условий для интеллектуального и физического развития молодежи.

– вовлечение казахстанской молодежи в международные культурные, экономические, научные, образовательные и спортивные процессы.

– поддержка и стимулирование позитивной общественной молодежной инициативы.

Все выше перечисленные направления должны стать основными приоритетами в деятельности государственных органов, СМИ и общества

Опыт последних лет развития Казахстана показал, что в условиях современной свободы выбора, глобализации и информатизации нельзя рассчитывать на успех в воспитании молодежи, полагаясь только на государство, общественные институты, школу, детский сад или семью.

Подрастающее поколение является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой оно живет. Молодежь учится у родителей, и она такова, каким является взрастившее ее общество. Подрастающее поколение – это надежда на светлое будущее. Наша главная задача на сегодняшний день – это дать нашему поколению правильное и эффективное направление, воспитать в нем дух патриотизма, любовь к Родине и своим вековым национальным традициям. Необходимо дать молодежи возможность реализовать себя в различных направлениях всесторенне развитой, гармоничной личности. 

Б.Р. Шериязданов,

Институт истории государства, Отдел Евразийства и политических исследований,

кандидат политических наук

Список использованной литературы:

1. Ценности в жизни человека // Гармоничное Развитие Личности [электронный ресурс]. URL.https://mystroimmir.ru/moyput/tsennosti.html(дата обращения: 21.02. 2020.)

2. Исмаилова Л., Данилова Т. Духовность и ценности современной молодежи.//«Инфоурок»[электроный ресурс]. URLhttps://infourok.ru/statya-duhovnost-i-cennosti-sovremennoy-molodezhi-435773.html(дата обращения:28.02.2020 г).

3.Қасым-Жомарт Тоқаев статья «Абай и Казакстан в XXI веке» // [электроный ресурс].(печать 21.02.2020). URL. «Казинформ» https://www.inform.kz/ru/abay-i-kazahstan-v-xxi-veke-perevod-stat-i-prezidenta-rk-kasym-zhomarta-tokaeva_a3618011 (дата обращения: 24.02. 2020.)

4. Кудряшов М.С. Духовные ценности в контексте современности Московский государственный университет им М.В. Ломоносова, Москва, Россия, 1999 г. //[электроный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnye-tsennosti-v-kontekste-sovremennosti/viewer (дата обращения: 20.02. 2020.)

5. Прйимак И.В.статья Современная молодежь и проблемы духовности Козыбаевские чтения // [электроный ресурс]. URL:http://repository.nkzu.kz/5940/pdf (дата обращения: 28.02. 2020.)

6 Абдирасилкызы А. Актуальные проблемы религиозной ситуации в Казахстане. // – Астана, 2016. – 94 б.

7. Выступление Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на открытии V Съезда лидеров мировых и традиционных религий [электроный ресурс]. URL: http://www.religions-congress.org/content/view/404/69/lang,russian/ (дата обращения: 28.02. 2020.)

8. Сек О., Сапрыкина М., Саначев Д., Кемербаев Р. «Жастар – кемел келештің кепілі», «Молодежь. Инвестиции в будущее». Астана.2011.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?