«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Тюрков сравнивали со злыми духами

543
Тюрков сравнивали со злыми духами
Портал Qazaqstan Tarihy продолжает знакомить читателей с исследованием историка Гасана Гасанова по истории зороастризма и Турана через зороастрийские, древнегреческие, тюркские, арабские источники

Опираясь на Авесту, ученый дает представление, в каком случае ценности являются зороастрийскими, а в каком туранскими. В данном интервью автор раскрывает читателям образы  Ангро-Манью/Ахримана и Заратуштры/Зороастра.

 

Читайте также:

Туранцы не были зороастрийцами

 

- Что известно о происхождении Ангро-Манью/Ахримана?

- Видевдат (раздел Авесты) о происхождении Ахримана сообщает следующим образом: »Из северных земель, из области тьмы, примчался Ангра Манью, смертоносный Дэв дэвов». (Видевдат, Авеста, Фрагард 19). Привлекаю внимание читателя к тому, что Ахриман «примчался..из северных земель, из области тьмы». В ассирийских клинописных текстах, которые, по большой вероятности, были современниками первых зороастрийских текстов, а также в библейских текстах, часто говорится о народах Умман-манда, пришедших с северных земель. Вначале под этим эпитетом имелись в виду киммерийцы, затем скифы, позднее мидяне. А М. Кагангкайтукский, говоря о происхождении албан, упоминает, что они прибыли из северных земель. Наряду с тем, что эти народы имели собственное этническое имя, их всех обобщенно называли «умман-манда». В исследованиях последних лет убедительно доказывается, что все названные народы были тюрками по происхождению.

- Кому покровительствовал Ангро-Манью, кто были его сторонники?

- Ангро-Манью/Ахриман не был одинок. Его окружали созданные им духи, дэвы и его сторонники - люди. При первой же встрече с Ангро-Манью/Ахриманом Заратуштра возвещает, что уничтожит все порождения Ангро-Манью.

В ответ на агрессивные заявления представителя бога Добра, Зороастра, Ангро-Манью/Ахриман отвечает миролюбиво: «Не истребляй моих созданий, праведный Заратуштра!». (Видевдат, 19, Испытание Заратуштры).

Из этого текста ясно просматривается агрессивное поведение пророка бога Добра Заратуштры и миролюбивое поведение так называемого бога Зла, Ангро-Манью/Ахримана. Создателями Ангро-Манью считаются многочисленные Дэвы, которые являются, скорее всего, духами, нежели реальными людьми. Сторонниками Ахримана были предводители племен туров и хьяонов. Многие исследователи считают, что под турами имелись в виду туранцы, а под хьяонами - тюркский народ, известный в средние века под названием «хиониты».

Когда правитель хийонов Арджасп узнал, что персидский царь Виштасп вместе со своим окружением принял зороастрийскую веру, он глубоко огорчился. Арджасп отправил письмо Виштаспу с предложением отказаться от принятия зороастризма. Виштасп отвечает, что от непреклонен. Начинается война, которую зороастрийцы называют священной. Арджасп погибает, зороастрийцы побеждают. И начинается длительная война зороастрийцев с туранцами и хьяонами, что подробно описывается в зороастрийских текстах. (Предание о сыне Зарера).

 

- Зороастрийцы обвинили Ангро-Манью/Ахримана в том, что он - создатель Дэвов/Дивов. В древнетюркских сказках и мифах Дэвы упоминаются как отрицательные герои.

- Должен огорчить всех, кто так считает. Результаты самых последних исследований ученых из института Фольклора Академии Наук Азербайджана дают основание признать, что в наших сказках и мифах упоминаются как отрицательные, так и положительные образы Дэвов/Дивов. Согласно зороастрийской религии, Дэвы/Дивы являются созданием Ангро-Манью/Ахримана, т.е. некими враждебными зороастризму духами. По логике тех сообщений, которые я излагаю здесь, они относились к языческой религии тюркских народов. Тюркский народ, приняв ислам, отказался от всех ценностей своего предыдущего вероисповедания, т.е. Дэвы/Дивы в большинстве оказались во враждебном лагере. Современная наука позволяет уточнить, что мы располагаем двумя группами древних сказок и мифов, одна из которых подверглась исламскому влиянию и образ Дэвов/Дивов там представляется отрицательно, а другие сохранили исконную концепцию и там Дэвы/Дивы представляются как положительные образы.

- Какие территории упоминаются в Авесте? Есть ли среди них, те, которые можно идентифицировать с Азербайджаном?

- В разделе Авесты Видэвдад имеется специальный раздел названный учеными «Географическая поэма». В этой поэме упоминаются 16 территорий, которые создал Ахура-Мазда. В официальных научных изданиях я не встречал идентификацию какой-либо из них с Азербайджаном. Хотя И. С. Брагинский отмечает, что одна из этих территорий под названием Ариана-Вэджа, идентифицируется с несколькими регионами, как Хорезм, либо это область в междуречье Аму-Дарьи и Сырдарьи, либо южнорусские степи и др. В этом перечне он упоминает местность на берегу реки Аракс. В этой же географической поэме Ариана-Вэджа характеризуется следующим образом: «Десять месяцев там зимние, два — летние и в эти [зимние месяцы] воды холодные, земли холодны, растения холодны там в середине зимы, там в сердцевине зимы; там зима [когда] идёт к концу, там большое половодье». Читатель сам может оценить ситуацию, насколько можно признать, что местность на берегу южно-кавказского Аракса имеет «десять месяцев зимы». В поздней литературе (на среднеперсидском языке) Ариана-Вэджа именуется Эранвеж, т.е. Иран в современном понимании. Азербайджан/Адурбадаган, упоминается в других зороастрийских текстах и особенно в Бундахишне. Но эти упоминания имеют место в связи с деятельностью туров/туранцев. Например, упоминаются горы Албурс и Аснаванд и озеро Чичаст, где размещены антизороастрийские капища дэвопоклонников/идолопоклонников, над которыми покровительствует Франграсйан. Сообщается о реке Спед, у которой находился один из предводителей туранцев Аждахак в ожидании от Ангро-Манью/Ахримана, «власть над миром на тысячу лет». Авестийские сюжеты пересказываются и средневековыми авторами, которые деятельность Афрасиаба/Франграсйана связывают с Азербайджаном. В частности, Бакуви и Садиг Исфагани отмечают, что Афрасиаб скрывал в городе Шабран, персидского военнопленного. Мухаммад ан-Насави сообщает, что Афрасиаб проживал в крепости в Аране. Эвлия Челеби отмечает, что город Нахчыван основан Афрасиабом, а в Сасанидской книге «Города Ирана» сообщается, что Афрасиабом был построен город Ганзак (Столица древнего Азербайджана, у озера Урмия). Упоминание каких-либо имен в зороастрийских текстах некоторыми исследователями ошибочно воспринимаются как их принадлежность зороастризму.

- Что известно о месте рождения Зороастра?

- Относительно родины Зороастра среди историков нет единого мнения. Называются город Хорезм в долине Аму-Дарьи в Узбекистане, область Ариана-Вэджа который предполагается на территории современного Туркменистана, разные районы Средней Азии (Древняя Бактрия или Маргиана) и в том числе Азербайджан. Согласно Бируни Зороастр родился в Азербайджане. Даже в одном месте Бируни его называет «Азербайджанец». Но это ничего не значит. Иисус Христос родился в иудейской семье и даже исповедовал эту религию, но за созданной им религией пошли совершенно иные народы, а не иудеи.

- Насколько известно, в те времена в Ахеменидской и Сасанидской империях исповедовали зороастризм. Были ли попытки внедрить эту религию в среду древнетюркского населения?

- Мы располагаем информацией, которая на этот вопрос дает и утвердительный и отрицательный ответ. Утвердительным является «Надпись Картира на «Каабе Зороастра» в Накш-и Рустаме».

 

В надписи говорится: «страны Армении и Иберии и Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот царь царей…совершил пленения, пожарища и разрушения, я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми. А еретиков и утративших веру людей, которые в магустане воздерживались от веры и религиозных деяний, их я наказал, и порицал, пока не сделал их лучше, и многие огни и магов сделал я государственно установленными. И при поддержке богов и царя царей, я сделал в Эраншахре следующее; было установлено много храмов Варахранова огня и много было заключено родственных браков (Многие сасанидскиешаханшахи были женаты на матерях, родных сестрах, дочерях, племянницах.) и много людей, которые были неверующими, стали верующими. И много было таких, которые придерживались веры дэвов, и благодаря мне они покинули веру дэвов и они избрали веру богов».

 

Это бравурное сообщение Картира, записанное в период царствования Шапура I (241—272 гг.) о том, что якобы он утвердил зороастризм в Албании, не отражает историческую действительность. Как показывают последующие сообщения первоисточников население Албании на самом деле не было переведено в зороастризм. М. Каганкайтукский сообщает, что даже 2 века спустя в Албании еще не было зороастризма, в связи с чем, по указу персидского царя Иездегирда II (438-457 гг.) в Албанию вновь пришло «строжайшее повеление повиноваться учению могов». При этом поступил указ «отцам жениться на дочерях, братьям на сестрах, сыновьям на родных матерях, внукам на праматерях». Албаны начали сопротивляться, но так как подобное повеление поступило и в Армению, они, объединившись, подняли восстание и добились успеха. (М.Кагангкайтукский, История Албании).

Очередному персидскому царю Иездегирду II (438-457 гг.) также не удалось внедрить зороастризм, так как следующий персидский царь Пероз 1 (459-484 гг.), не уговором, а вооруженным путем пытался внедрить зороастризм в Албании. М. Каганкайтукский пишет, что: «персидский царь Пероз пытался утвердить в Албании зороастризм, но Албания призвала эфталитов/кушаны или гуннские племена, которые дали мощный отпор зороастрийским апологетам».

Бравурное заявление Картира об окончательном утверждении зороастризма в Албании не вызывает доверия, так как источники в течение последующих 200 лет, сообщают о безуспешных попытках нескольких персидских царей утвердить в Албании зороастризм.

- Значит никто из тюркского населения не принимал зороастризм?

- Наиболее вероятно, что некоторые из правителей Албании все же приняли зороастризм, потому, что принявшие, а затем отказавшиеся от зороастризма правители упоминаются М. Каганкайтукским поименно:

«В те времена вельможи Алуанка осквернились кровосмешением противозаконным. Первый из них владетель Колта из царской семьи, затем три семьи, в гаваре Аршакашен [семьи] Дастакерта, Чыншмии, Мамшелуна и на другом берегу реки Куры hЕджери, семья Вараз-Перожа, носящего пативлакнара в Гисе в гаваре Ути, [семья] Варажна из Аражакана и семья Туерака»

М. Каганкайтукский, кн.2, глава 32 

Наряду с этим в пример хотел бы напомнить знаменитую легенду о Девичьей башне. В легенде говорится, что некий хан хотел жениться на своей дочери, и, якобы, она поставила условие, что исполнит его волю, если он построит для нее башню. По завершению строительства она поднялась на верхнюю площадку башни и бросилась оттуда в море, не исполнив волю своего отца.

Я всесторонне исследовал Девичью башню, и в связи с тем, что башню часто связывают с зороастризмом, провел сопоставительные исследования всего, что связано с ней. В конечном итоге пришел к выводу, что Девичья башня была построена еще до зороастризма, в VIII в. до н.э. (Впервые об этом сказал Давуд Ахундов) и была она святилищем скифской языческой богини Дэвы. Богиня Дэва была одновременно богиней Огня. Служители этого святилища, как и сама богиня, должны были быть девственницами. Возможно, отец одной из служительниц этого святилища принял зороастризм и, согласно закону, этой религии должен был жениться на своей дочери. Она же, сохраняя верность своей незороастрийской религии, т.е. тенгрианству, предпочла погибнуть, нежели выйти замуж за отца (см. Гасан Гасанов, Девичья Башня).

Эту легенду до недавнего времени наши экскурсоводы без каких-либо комментариев усиленно рассказывали иностранцам, которые уезжали из Азербайджана со странными чувствами. Мы не должны бояться этой легенды, а, наоборот, упоминая ее, подчеркивать ценности нашего народа языческого, доисламского периода, противоречащих зороастризму. Эта легенда сообщает не о странных обычаях наших предков, а, наоборот, подтверждает, что в своей массе тюрки Азербайджана придерживались своих языческих традиций и не принимали зороастризм, даже ценой жизни.

- Что говорили арабы о зороастрийцах?

- Арабский историк Табари (839-923) использует слова и маджусы/маги и зороастрийцы. В одном случае он имеет в виду предсказателей, ясновидцев (которые вполне могли быть в числе священнослужителей разных религий), а в другом лиц исповедующих зороастрийскую религию. Табари говорит, что Зороастр был «мастером/учителем магов» (Табари, т.4). Из сказанного Табари можно сделать вывод, что к тому времени у зороастрийцев была каста магов – ясновидцев и предсказателей. Табари отмечает, что Зороастр свою пророческую миссию начал в Азербайджане, но затем, перебрался в Балх к персидскому царю Виштаспу (Табари, т.4). Если учесть, что первым принявшим зороастризм был Виштаспа, то Зороастр ушел из Азербайджана, не добившись кого-либо склонить к своей религии. Некоторые современные исследователи, не вникая в суть, считают, что под словом «маджусы/маги» арабских источников, имеются в виду Зороастрийцы. Зия Бунятов слово «маджус» переводит, как многобожники. Но таковыми были тюрки-тенгрианцы, а не зороастрийцы. Известный ученый арабист Нариман Гасымзаде по моей просьбе исследовал слово «маджус» в арабских источниках. Согласно его сообщению, слово «маджус/маг» используется и в Коране, но категорически не в значении зороастриец. В арабской традиции слово «маг» используется в значении «волшебник, предсказатель, ясновидец». Следует отметить, что одним из первых в античной литературе слово маг использовал Геродот, имея в виду не религию вообще, а мидийских «ясновидцев, предсказателей». Эта мидийская традиция ясновидцев и предсказателей, впоследствии распространилась среди других религий. Да и ныне широко распространенное в европейских языках слово «маг, магия» имеет мидийское происхождение и такое же значение. О том, что термин «магиа» не означает зороастриец, подтверждает Табари сообщая, что «Беварасп практиковал магию» (Табари, т.1). Учитывая, что Беварасп/Аждахак был одним из ведущих антизороастрийцев, можно сделать однозначный вывод, что слово магия не могла означать зороастриец.

- Есть мнение, что, упоминаемые в Авесте туры, такие же иранцы, как и все остальные племена.

- Вы правы такое мнение бытует. Якобы авестийские туры и хьяоны тоже иранцы, но лишь с той разницей, что они кочевники, в отличии от принявших зороастризм иранцев земледельцев. Подобная позиция не аргументируется. В Авесте ничего не говорится о социальном устройстве туров и хьяонов, которые борются с зороастрийцами и неизвестно были ли они кочевниками или нет. На самом деле это, традиционная, и безуспешная попытка исключить древность тюркских народов. Омар Хайам в своей работе «Науруз-наме» приводит фразу Афрасиаба/Франграсйана, записанную в Авесте: «Конь для царя, как месяц для неба». С точки зрения Б.Розенфельда и А. Юшкевича Афрасиаб произнес слова «ат ирга ким кукга ай» на тюркском языке близкому к современному узбекскому, что однозначно опровергает какое-либо генеалогическое родство туров/туранцев с зороастрийцами.

- Как проявилась этническая разность между зороастрийцами и не-зороастийцами на последующих поколениях?

- В Авесте одним из самых агрессивных врагов зороастризма является туранец Франграсйан. Авестийского Франграсйана, в пехлевийских текстах называют Фрасияк, Фирдоуси называет его Афрасиабом. Великие ученые средневековья Махмуд Кашгари и Юсуф Баласагуни, в свою очередь отмечают, что Афрасиаб/Франграсйан/Фрасияк это великий тюркский полководец Алп Ар Тонга. Согласно Авесты, Франграсйан/Афрасиаб для зороастрийцев, «захватчик», «враг зороастрийцев», «негодяй», «злодей туранец» и т.д. (Авеста). В качестве потомков первого зороастрийского царя Виштаспы признаются правители персидской правящей Ахеменидской династии и персидский этнос, а потомками туранца Афрасиаба (В зороастрийских текстах его называют Франграсйан и Фрасияк) отказавшегося принять зороастрийскую религию и посвятившего свою жизнь борьбе с зороастрийцами признаются многие последующие тюркские правящие династии и тюркский этнос.

Продолжение следует.