НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ДОВЕРИЕ НАРОДА: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПЕРВОМ ПРЕЗИДЕНТЕ»



Двадцатого июля 2000 года Парламент, пользуясь своим правом, принял Конституционный закон «О Первом Президенте Республи- ки Казахстан». Закон определяет «политическое и правовое положение Первого Президента республики как одного из основателей нового независимого государства, лидера народа Казахстана, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина».


За Первым Президентом, в силу его уникальной исторической миссии, закреплено пожизненное право обращаться к народу Казахстана и государственным органам с инициативами, которые подлежат обязательному рассмотрению, выступать перед Парламентом, на заседаниях Правительства, возглавлять Ассамблею народа Казахстана, входить в состав Конституционного совета и Совета безопасности. В соответствии с общепринятой мировой практикой закон устанавливал создание фонда, библиотеки и архива Первого Президента.

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2004 ГОДА: ЭКЗАМЕН НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЗРЕЛОСТЬ



Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись 19 сентября и 3 октября 2004 года по смешанной системе голосования

Электоральный процесс прошел на фоне либерализации политической системы страны. Проявлением этого стало партийное строительство, развернувшееся вслед за принятием в июле 2002 года нового Закона «О политических партиях», и внесение изменений в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан Кроме того, впервые парламентские выборы проходили в условиях благоприятной экономической конъюнктуры и стабильного роста ВВП страны.

Все это способствовало качественному изменению партийно-политического ландшафта, что характеризовалось появлением различных политических сил.

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2005 ГОДА



Важнейшей вехой в укреплении государственных институтов и политической стабильности стали президентские выборы 2005 года. Отличительной особенностью этой кампании стало активное участие в подготовке и проведении выборов политических партий.

Наряду с партией «Отан» еще семь политических партий и общественных объединений также выдвинули кандидатуру Нурсултана Назарбаева в качестве своего кандидата. Регистрацию в ЦИК официально прошли еще четыре кандидата. За действующего Президента отдали голоса 6,1 миллиона избирателей (91,2 %).

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

«Итоги выборов я рассматриваю как вотум доверия народа: на тех выборах победил единый, сплоченный народ, делегировавший своему избраннику новый мандат доверия на дальнейшие свершения. Выборы подвели черту под продолжительной полемикой оппозиции с официальной властью»


ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ: ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР



Благодаря трудному, но результативному политическому диалогу 2002– 2006 годов необходимый стране базовый общественный консенсус по политической реформе был достигнут.

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 2007 ГОДА. НОВЫЙ ЭТАП ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ



Были сделаны шаги в сторону перераспределения властных полномочий и повышения роли Парламента.


Облегчалась процедура выражения Мажилисом в отдельности вотума недоверия как Правительству, так и каждому министру.


Парламент получал право формировать две трети Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и Счетного комитета.


Премьер-министр назначался Президентом с согласия большинства депутатов нижней палаты.


Было предложено избирать депутатов Мажилиса по пропорциональной системе из представителей партий, прошедших выборы.


Развитие получало местное самоуправление, основой которого становились маслихаты.


Совершенствовалась судебная система, функции по отбору кандидатов на должности судей передавались в ведение Высшего судебного совета.


Предусматривались меры по укреплению Ассамблеи народа Казахстана путем предоставления этому органу конституционного статуса и обеспечения его представленности в Сенате и Мажилисе.


Предусматривались практические действия, направленные на дальнейшее развитие гражданского общества.


ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2007 ГОДА: БЕЗОГОВОРОЧНАЯ ПОБЕДА ПАРТИИ «НҰР ОТАН»




Восемнадцатого августа 2007 года выборы депутатов Мажилиса впервые прошли по пропорциональной избирательной системе – по партийным спискам. Граждане Казахстана голосовали не за отдельных кандидатов, а за партийные программы. 20 августа 2007 года были проведены выборы в Мажилис от Ассамблеи народа Казахстана. Всего в нижнюю палату Парламента четвертого созыва были избраны 107 депутатов, из них 98 – на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и 9 – от АНК. Парламентские выборы стали итоговым актом конституционной реформы.


ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ НА НОВОМ ЭТАПЕ



Принятие Парламентом нового Закона «О политических партиях» в июле 2002 года стало важной вехой в партийно-политической жизни страны.

Прежний закон 1996 года не предоставлял политическим партиям особых прав, что вело к размыванию их роли среди общественных объединений. Новый закон обеспечивал должный статус политическим объединениям. В 2000-е годы либерализация стала преимущественным вектором партийно-политической жизни страны.

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2011 ГОДА



В 2010 году по всей стране прошла волна о проведении референдума о пожизненном президентстве Назарбаева. Парламент поддержал это предложение, оформив его в виде законодательной инициативы. Однако Первый Президент Н.Назарбаев отклонил это предложение Парламента.

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2012 ГОДА



В 2012 году подходили сроки проведения выборов как депутатов Мажилиса Парламента, так и маслихатов. Парламентарии посчитали целесообразным совместить выборы разных уровней законодательной ветви власти, проведя их одновременно.

Это позволило бы в условиях мирового кризиса не затягивать на долгий период избирательный цикл и значительно сэкономить бюджетные средства, затрачиваемые на организацию и проведение столь масштабных мероприятий. Выборы в Мажилис состоялись 15 января 2012 года при явке избирателей более 75 %. На следующий день, 16 января 2012 года, были избраны девять депутатов от Ассамблеи народа Казахстана.

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ



В феврале 2003 года Правительство утвердило Концепцию разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений

Был подготовлен оптимальный перечень государственных функций, затем последовало разграничение функций между центром и регионами. В последующие годы формировалась новая модель распределения средств между центром и регионами.

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



В 2000-е годы в Казахстане сложилась модель государственной службы, получившая высокую оценку международных экспертов

Однако со временем стали выявляться некоторые проблемы, в частности, недостаточная объективность комиссий, предопределенность исхода конкурсов, «обход» через кадровый резерв законного порядка назначения, практика командных перемещений.

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

«Я принципиально не стал мириться с недостатками и пошел на решительную модернизацию действующей системы государственного управления. В июле 2011 года была утверждена Концепция новой модели государственной службы, которая предполагала модернизацию самого понятия «государственная служба» как синонима «служению нации»


ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. УКРЕПЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДА



В 2000-х годах судебная система страны претерпела серьезные изменения

Эти изменения привели ее в соответствие с приоритетными государственными задачами и потребностями общества. Главными направлениями новаций стали повышение статуса судей, специализация судов, вывод судебной власти из-под влияния исполнительных органов.

ЧАСТЬ III.3. НАМ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ



В феврале 2000 года была утверждена новая Военная доктрина, определившая задачи Вооруженных сил по обеспечению безопасности и национальной обороны на новом этапе

В июле того же года были приняты Концепция военной реформы и Государственная программа военного строительства (до 2005 года). Военная реформа – неотъемлемая часть комплексных преобразований, происходивших в стране во всех сферах: политической, экономической, социальной.

©️ 13.07.2020 МИА «Казинформ»