«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

КАЗАХСКИЕ КОВРЫ

2874

Предмет материальной кул- ры, художеств. текстильное изделие из шерсти, шелковой или хл.-бум. пряжи, предназнач. для украшения интерьера жилища. Ковроткачество издавно распространено на всей терр. Казахстана. К. к. делятся на 2 типа: безворсовый (тықыр кілем) и ворсовый (түкті кілем). Безворсовые ковры ткут в осн. на вертикальном станке способом переплетения нитей основы с узорной утковой нитью (арқау). В орнаменте ковра преобладают зооморфные узоры (қошқар мүйіз, қос мүйіз, сыңар мүйіз, түйе табан, қарға тұяқ и т. д.), символы бытовых предметов (балта, баяты, сабы, балдақ, сырға и т. д.), различ. геометрич. фигуры (меандр, круги, треугольники), изредка встречаются растит. узоры. Ворсовые ковры ткут на горизонт. станках на Ю. Казахстана в осн. на верт. — в Жамбылской обл. Вор- совые ковры ткут с завязкой нитей основы полуторными (бір шалу) или двойными (төңкеріс шалу) узлами, плотно «прибивая» их гребнем (токпақ) и подрезая ножницами верхи узлов. В орнаментации широко применяются растит. мотивы, к-рые композиционно выстраиваются в форме розеток, ромбов, ступенчатых фигур, звезд. Центр. поле ковра окаймляет неск. узорных рамок. Известен тип ковра, орнамент к-ро- го вышивается на вытканном однотонном полотне (орама). Такие ковры встречаются редко. Казах. ковроткачество отличается широтой тематики. «Ковер счастья», «Догони девушку» («Қыз қуу»), «Ғарыш» («Космос»), «Жер серігі» («Спутник»), развитие казах. аула, портреты обществ. деятелей, поэтов и писателей.