«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

КАЗАХСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

2600

Связана с нац. муз. фольклором, обрядовыми песнями, танцами, играми- состязаниями, пантомимой и др. Несмотря на то, что мн. канонические формы др. плясок не дошли до нас, в памяти нар. оста- лись их сюжетная тематика, идеалы танц. пластики, поск-ку этот вид иск-ва казах. никогда не огранич. определенной, раз и навсегда вы- работ. системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памят. материалов кул-ры, письменных источников, лексикона казах. яз. дает основание утверждать, что танцы сопровождают весь процесс развития казах. общ-ва с глубокой др. до наших дней. Сохранились нек- рые нар. танцы, в к-рых прослеживаются мотивы жизненного уклада казах. в прошлом. По сюжетной направленности, характеру и манере исп. казах. танцы можно подразделить на след. группы: ритуально-обрядовые – «Баксы ойыны», «Айко- сак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноим. свадебной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец девушки), «Келиншек» (танец девушки с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках); воинственно-охотничьи – «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам др. мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мер- ген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги-да- уылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом); бытовые подражательные – «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна); массовые – «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбырауын», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др. Наиболее характ. особенностью казах. танца, исполняемого под аккомпане- мент домбры, кобыза, дангры, явл-ся экспрессивность исполнения, подвижность, гибкость, пластика рук. Специфическими были пляски на коне, доступные лишь одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана – переносных качелей и т. д. Известный балетовед, кандидат искусствоведения, автор исследования «Казах. балетный театр» Л. Сарынова считает, что «старинные нар.пляски, следы к-рых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танца», а самобыт. танц. исквом., выразительные сред-ва к-рого определялись уровнем кул-ры общ-ва». Исквом танца в прошлом владели в совершенстве мн.певцы-импровизаторы,напр., знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (дер. нога), за умение танцевать на ходулях, Ш. Кошкарбаев, Ж., Жолдинов, К. Копабаев и др. Они были желанными гостями на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театр. танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов.