Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Кустанайский женский монастырь: трагедия 1937-го

2566
Одной из «белых» страниц в истории областного центра является судьба монахинь Кустанайского женского монастыря, он же Иверский монастырь.

0a5a3efd571d8bbd1c435917520eb9e4.jpg

Одной из «белых» страниц в  истории областного центра является  судьба монахинь Кустанайского женского монастыря, он же Иверский монастырь.

Основанный в конце XIX века, он был официально закрыт в середине 20-х годов. Однако, спустя более чем десятилетие, на бывшей территории монастыря обнаружили следы пепелища, в котором можно было отыскать остатки предметов религиозного культа (бусинки, блестящие предметы, различные мелкие украшения). Так и возникла народная молва, что именно здесь были расстреляны или сожжены монахини.  Основываясь на материалах официальных документов, «НК» приоткроет завесу тайны. Впервые в СМИ будут опубликованы их имена. К слову, по данным из неофициальных источников, сейчас русская православная церковь изучает вопрос о канонизации монахинь Иверского монастыря.

Женский монастырь в Кустанае,  наименование которому «определили в честь Иверской иконы Божьей Матери», постигла (как справедливо считает известный костанайский историк-краевед Яков Духин) «информационная блокада». На территории Казахстана в начале минувшего века имелось лишь два монастыря: один в Кустанае - женский, другой в г. Уральске - мужской. О находках на пепелище краеведам впервые рассказали корейские спецпереселенцы, которые в конце 30-х были еще детьми. По официальным же данным, на месте бывшего Иверского женского монастыря за логом Кустанай-сай (ныне район телевышки), «в 2-3 км от северо-восточной окраины г. Кустаная» вначале был создан свиносовхоз «Красный партизан», а затем в ноябре-декабре 1937г. размещены два колхоза депортированных корейцев-крестьян – «Самир» и «5 декабря». «Корейский» поселок на карте Костаная существует и сегодня. Территория монастыря в настоящее время  - «это задворки телевышки и ряд невзрачных улочек, на одной из которых еще можно обнаружить хорошо сохранившийся монастырский корпус (сейчас в нем находится школа технического творчества)».

На сайте «Электронная библиотека православия»  имеются сведения (после 1917 года): «Кустанайский Иверский женский монастырь, общежительный, находящийся в Тургайской области, в гор. Кустанае (Ново-Николаевске). Основан в 1894 г. под видом общины, обращенной в 1917 г. в монастырь. Два деревянных храма, школа. Управляет игумения, монахинь и послушниц – 17 чел.» О дальнейшей судьбе монахинь упоминаний в открытых источниках нет. Возникает вопрос: действительно ли правду гласит народная молва, что их всех расстреляли в приснопамятном 1937 году? Трудно было в это поверить, но в действительности так оно и оказалось.

Современным историкам только в начале XXI века стало известно, что в городе Кустанае в 1937 г. была предана суду целая группа участников «подпольной антисоветской организации церковников». А.В. Каратаев установил, что 3-13 сентября 1937 г. в Кустанае был арестован, а затем расстрелян П.В. Косенко (Косенков), «священник кладбищенской церкви, протоиерей, окончивший учительскую семинарию, в 1929 г. осужденный к 3 годам концлагеря за противодействие закрытию женского монастыря». Вместе с ним был расстрелян и В.П. Иорданский, «1888 г.р., уроженец г. Оренбурга, там же окончивший духовную семинарию, протоиерей кустанайской кладбищенской церкви».

Параллельно выясняются обстоятельства и другой кровавой трагедии. Обращаясь не раз к опубликованным «Расстрельным спискам» по Костанайской области в годы большого террора («Книга скорби»), неоднократно встречаются женские имена (к сожалению, там не указаны род деятельности, место работы). Возник вопрос, каким образом женщины оказались втянуты в политику, и почему к ним применялась высшая мера наказания – расстрел. В связи с рассекречиванием архивных документов  удалось выяснить, что  под суд в то время  отдавали женщин-христианок. В том числе по делу «антисоветской подпольной организации церковников» в г. Кустанае было привлечено 25 монахинь.

Их судьба оказалась ужасной (не только по современным понятиям, но и для того жестокого времени). Страшная тайна выясняется с рассекречиванием и открытием неизвестных ранее архивных документов. В архивном уголовном деле за  № 02271 имеются документы на 8 монахинь, за № 02489 – еще на 13 осужденных женщин. Четыре проходили по другим делам. Но каждой было предъявлено стандартное обвинение в том, что она «состояла членом подпольной антисоветской организации церковников, проводила пораженческую агитацию, распространяла слухи о падении Советской власти». У всех, кто был приговорен к высшей мере наказания, в деле было уточнение: «расстрелять с конфискацией лично ей принадлежащего имущества». В это время многие из  осужденных имели собственные дома и квартиры.

 В 1937 г. были расстреляны 24 монахини (четверо, в том числе  руководитель – 21 октября, а все остальные 20 женщин буквально в один день –  23 ноября 1937 г.). В документе это звучало зловеще: «18 октября 1937 года тройка УНКВД по Кустанайской области постановила: /.../ расстрелять с конфискацией лично ей принадлежащего имущества. Приговор приведен в исполнение 21 октября 1937 г.». Менялись только даты (строго с разницей в три дня между принятием постановления и приведения его в исполнение). Только одна подсудимая  в декабре 1937 г. была отправлена в лагерь (приговорена к 10 годам ИТЛ), но затем все-таки в начале 1938 г. в НКВД спохватились, её дело вернули на дополнительное расследование и также приговорили к расстрелу.

В уголовных делах у семи подсудимых  род деятельности обозначен - «монахиня» или «схимонахиня» (а это уже высшая монашеская степень). Трое из них после Гражданской войны были сосланы в Кустанай. Две женщины-христианки  оказались из Сергиевского и Лебединского женских монастырей (с дореволюционных времён). Только одна из них была родом с кустанайской земли (в деле название района и области даны на момент ареста).

Досье. «Данилова Анна Ивановна, 1897 года рождения, уроженка с. Борис-Романовка (Кустанайского района Кустанайской области), русская, гражданка СССР, из крестьян-середняков, грамотная, с 1910 года - монахиня женского монастыря, до ареста 2 ноября 1937 года работала санитаркой в детском диспансере, проживала по адресу: г. Кустанай, улица Ленина, дом № 70, и имела следующий состав семьи: сестра, Екатерина, (возраст не указан), проживала совместно,  сестра, Ольга, 22 года, проживала в Борис-Романовке; сестра, Агафья, 15 лет, проживала в Борис-Романовке». Дополнительные анкетные данные, в том числе прежняя судимость, только отягчали вину: «в 1929 году осуждена за укрытие хлеба к 10 годам, отбыла 8 месяцев наказания».

В остальных шести делах отмечено, что они были родом из российской глубинки.

Досье. «Крюкова Крескентия Терентьевна, 1864 года рождения, уроженка с. Большая Малышевка Самарской губернии, русская, гражданка СССР, из мещан, грамотная, с 1883 года - монахиня (схимонахиня женского монастыря), до ареста 2 ноября 1937 года проживала по адресу: г. Кустанай, улица Комсомольская, дом № 191».  В деле указан «брат, Крюков Растрат Терентьевич, проживал в г. Магнитогорске».

Досье. «Давыдова Федосия Павловна, 1880 года рождения, уроженка с. Веринка Троицкого района Челябинской области, русская, гражданка СССР, грамотная, дочь священника, с 1900 года - монахиня, до ареста 2 ноября 1937 года проживала по адресу: г. Кустанай, улица Красного пахаря, дом № 80, с матерью Еленой Андреевной».

Досье. «Захарова Евдокия Михайловна, 1887 года рождения, уроженка с. Яблонец Ямбурского уезда Ленинградской области, русская, гражданка СССР, из крестьян, грамотная, с 1911 года - монахиня, до ареста 2 ноября 1937 года работала санитаркой больницы имени Ленина, проживала по адресу: г. Кустанай, улица Калинина, дом № 149».

Досье. «Мушкарина Евдокия Ивановна, 1889 года рождения, уроженка д. Литва Жабинской волости Краснослободского уезда Пензенской губернии, русская, гражданка СССР, из крестьян, малограмотная, с 1907 года - монахиня, до ареста 2 ноября 1937 года работала санитаркой больницы имени Ленина с 1935 года, проживала по адресу: г. Кустанай, улица 1 Мая, дом  № 106, с отцом Мушкариным Иваном Алексеевичем».

Досье. «Зотова Ольга Герасимовна, 1875 года рождения, уроженка Пермской губернии,  русская,  гражданка СССР, из крестьян, малограмотная,  монахиня с 15 лет, до ареста 28 августа  1937 года работала санитаркой химбаклаборатории, проживала в городе Кустанае с братом Зотовым Павлом».

Досье. «Водясова Прасковья Васильевна, 1877 года рождения, уроженка с. Тавра Пензенской губернии, мордовка, гражданка СССР, из крестьян, грамотная, монахиня, до ареста 14 октября 1937 года проживала по адресу: г. Кустанай, ул. Калинина, 120».

Две женщины в дореволюционный период (в деле указаны и даты –  1890 г. и 1899  г.) были монахинями Сергиевского и Лебединского женского монастырей, которых в начале 1930-х гг. сослали в г. Кустанай. По уголовному делу № 02271 проходила «Балдук (Байдук) Зинаида Порфирьевна, 1873 года рождения, уроженка с. Баштанка Харьковской губернии,  украинка, гражданка СССР, из крестьян, грамотная, с 1890 г. - монахиня Сергиевского женского монастыря, ссыльная, до ареста 28 августа  1937 г. проживала по адресу: г. Кустанай, улица Ленина,  дом № 70». Из материалов архивного уголовного дела № 02489 следует: «Гадецкая Варвара Григорьевна, 1886 года рождения, уроженка с. Баштанка Одесской области, украинка, гражданка СССР, из мещан, с 1899 года - монахиня Лебединского женского монастыря, ссыльная (в 1930 году осуждена к 3 годам ссылки), до ареста 2 ноября 1937 года проживала по адресу: г. Кустанай, улица Ленина, дом № 70».

В деле только одной женщины-христианки не было прямо  указано, что она в прошлом была монахиней (но по косвенным данным оно так и было). Снегирева Мария Ивановна, 1887 года рождения, украинка, обвинялась в том, что «являлась участником антисоветской группы церковников и нелегальных собраний, где обрабатывались колхозники в антисоветском духе, вела антисоветскую пораженческую агитацию». Расстреляна была в первой группе вместе с основными руководителями – 21 ноября 1937 года.

Продолжение следует…

Дмитрий ЛЕГКИЙ,
доктор исторических наук, профессор КГУ им. А.Байтурсынова

Фото областного историко-краеведческого музея.

Автор благодарит за предоставленные документы и оказанную помощь в работе сотрудника Специального государственного архива Департамента КНБ РК  по Костанайской области Чердабаеву Алию Багитжановну


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?