Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Политический строй Улуса Джучи

5329
Политический строй Улуса Джучи - e-history.kz

После окончания западного завоевательного похода в 1242 г. Бату выделил прежние земли Улуса Джучи в управление своему старшему брату Орда-Ежену, прежде отказавшемуся от своего права наследовать власть. Владения Орда-Ежена стали именоваться Левым крылом Улуса Джучи, а владения Бату – Правым крылом.

Формально Орда-Ежен считался старшим по положению, его имя писали в ярлыках прежде имени Бату и ставка хана Джучи находилась в его руках. Но фактически Бату и наследовавшие ему правители Правого крыла были полновластными правителями государства. В основном зависимость правителей Левого крыла выражалась в предоставлении войск в случае необходимости. 

В каждом из двух основных улусов находились также меньшие улусы других братьев Бату и Орда-Ежена.

В результате административной реформы Узбек-хана вторым по значению человеком в государстве стал беклярибек («бек над беками»). Этот пост занимал представитель родоплеменной знати. Возвышение беклербеков в Золотой Орде привело к тому, что они, сосредоточив огромную власть в своих руках, стали не только вмешиваться, но и прямо влиять на порядок престолонаследия среди Джучидов.

Ниже рангом стоял визирь – руководитель дивана. Остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся эмиры. Улусы делились на более мелкие владения, также называвшиеся улусами, в которые входили различные административно-территориальные единицы, возглавляемые тысячниками, сотниками, десятниками. В подвластных землях администраторами назначались даруги и баскаки, которые занимались взиманием податей, дани, сборов с местного покоренного населения, осуществляли контроль на вверенной им территорией.

Общественные отношения долгое время регламентировались на основе «Ясы», но затем ее значение стало слабеть. Широко применялось обычное право (торе, адат), регулировавшее семейные, наследственные связи, а также другие правовые нормы – ханские ярлыки, мусульманский шариат.

 

Жаксылык САБИТОВ

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?