«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Политическое устройство караханидов

6966
Политический строй государства караханидов формировался по мере утверждения власти на завоеванных землях.

Политический строй государства караханидов формировался по мере утверждения власти на завоеванных землях. В основе традиций лежат древнетюркские корни Тюргешского и особенно Карлукского каганатов. Но караханиды унаследовали и другие традиции покоренных ими народов. Внешне верховная власть в государстве была облачена в патриархальную (родоплеменную) оболочку. Но в действительности она базировалась на принципе феодальной иерархии.

На раннем этапе истории Караханидского государства власть над завоеванными областями принадлежала предводителям самых крупных и сильных этнополитических объединений, в первую очередь вождям чигилей и ягма, что подтверждается титулатурой верховных караханидских правителей, которые именовались титулами «арслан» («лев») и «богра» («верблюд»). Генезис титулов восходит к очень древним тотемическим представлениям, но в условиях развития социальных отношений эти и другие почетные звания уже отражали иерархическую структуру политической власти. 

Титул арслан-хана (арслан кара-хакан) носил правитель чигилей, а титул богра (богра кара-хакан) – вождь ягма. Арслан кара-хакан считался главным правителем, а богра кара-хакан, возможно, являлся его соправителем. В иерархии титулатуры общий набор употребляемых титулов на разных этапах не был одинаковым, значение отдельных титулов менялось [1].

Земли считались собственностью правящей династии. Всем государством правил хан ханов, верховный каган, который чаще всего имел статус тамгач-хана [2]. Хакан, гиперболически именовавшийся «правителем мира» (азун туткучи), имел штат придворных и чиновников (тапукчи). Одним из наиболее приближенных к хану людей был везир, который в источниках нередко сравнивается с конюхом, а народ – с конем, стоящим наготове у ворот дворца [3]. 

Везир был близок к должности коль-эркина, существовавшей у карлуков. По мнению Махмуда кашгари, коль-эркин являлись советниками-соправителями, или наместниками верховного правителя, и характеризовались как «ум полный, подобный озеру» [4].

Караханидское государство по сути имело удельную феодальную систему с делением на крупные и более мелкие области – уделы, во главе которых были местные правители (чаще всего, представители правящей династии), часто носившие титул «илик». Такая система порождала междоусобицы, сопровождавшиеся частой сменой правителей. Владетели крупных и экономически развитых провинций обычно лишь номинально признавали власть своих сюзеренов. 


1.  История Казахстана: с древнейших времен до наших дней в пяти томах. – Алматы: Изд-во «Атамұра», 2010. Том 1. 544 с. – С. 402.
2.  Бартольд В.В. Очерки истории Семиречья// Соч., т. II, ч. I. М., 1963. – С. 41-47.
3.  Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. М., 1983. – С. 187.

4.  Махмуд ал-Кашгари. Диван луга тат-турк, т. 1, С. 107-118.