Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Политическое устройство государства кыпчаков

6375
Во главе кыпчакского государства был верховный хан, власть передавалась по наследству от отца к сыну по линии ельборили.

Согласно данным различного круга источников, в степях Казахстана с центром в северных его районах на рубеже XI-XII веков сложилась кыпчакская конфедерация племен во главе с ханами. В силу особенностей среды обитания и специфики кочевого типа хозяйственно-культурной деятельности кыпчакское общество в XI - начале XIII века характеризуется определенными особенностями в системе материального производства, в сфере социальных отношений, системе общественного строя, социальной и государственно-политической организации.

Во главе кыпчакского государства был верховный хан, власть передавалась по наследству от отца к сыну по линии ельборили. По сведениям исследователя Джузджани, умершего после 1260 года, родоначальником этого династийного ханского рода является Абар-хан [1]. К аристократической верхушке относились ханы, тарханы, югуры, баскаки, беки и баи. Роды и племена также имели свою иерархическую лестницу, делясь по социальной значимости.

Центром ханства являлась орда, в которой находился аппарат управления хана, ведавшего как имуществом, так и ханской армией. По древнетюркским традициям, орда имела две ставки: правую (на реке Урал, на месте города Сарайчика) и левую (с центром в городе Сыгнаке, на Сырдарье) [2].

Со второй половины XIвека по первую треть XII века наблюдается относительная стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов, из числа которых источники выделяют двух наиболее значимых правителей – «могущественного» и «царя, пользующегося самым большим уважением». Все это позволяет сделать вывод о том, что в кыпчакской общности были верховные ханы, которые оказывали большое влияние на покоренные племена.

По историческим сведениям, в ханстве велось делопроизводство: переписка с правителями соседних и отдаленных стран. Наряду с китайскими, индийскими и уйгурскими учеными упоминаются и кыпчакские мудрецы [3].

По мнению исследователя В.В. Бартольда, «движение кипчаков представляет собой редкий пример занятия народом огромной территории без политического объединения и без создания своей государственности. Были отдельные кипчакские ханы, но никогда не было хана всех кипчаков». Таким образом, объединение кыпчакских племен имело форму конфедерации.

Кыпчакское общество было социально неравным, причем богатство измерялось наличием крупного рогатого скота.  Как передают средневековые источники, многие кыпчаки владели табунами, насчитывающими несколько тысяч лошадей, а порой и десятитысячными и более [4].


1.  Tabakat-i-Nasiri. A General of the Muhammadan Dinasties of Asia, including Hindustan from A. H. 194 to A. H. 658, and the infidel. Mugals into Islam by H. G. Raverty. London, 1881, t. II, p. 961, 10097.
2.  История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы, 1993, с. 76.
3.  Рашид-ад-дин. Сборник летописей, т. I, Кн. I, с. 67.

4.  Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. М., 1969, с. 164.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?