«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Организация ханской власти

2035
Организация ханской власти
Главная ставка хана (орда) являлась центром государственного и административного правления.

Главная ставка хана (орда) являлась центром государственного и административного правления. Хана окружали придворные, включая начальников дворцовой стражи (капуг-баши), привратников (корукчи), казначеев (агначи), кравчих (идишчи), посланников (ялавачи) и т.д. Основная масса чиновников (тапукчи) состояла из представителей местной знати, среди которых было немало письмоводителей (битикчи).

Административная структура государства не была единой и имела свои особенности в оседлых и кочевых областях. На территории Семиречья и Мавераннахра по-прежнему существовали сельские и городские главы (мехтары, хакимы, раисы). При илик-ханах имелись должности мустауфи (чиновника и начальника финансово-налогового ведомства), сахиб-барида (начальника почты, выполнявшего и осведомительные функции) и т.д.

Управление скотоводческим населением осуществлялось через родоплеменную верхушку, в основном, через старейшин, подчинявшихся ильчи-баши, бекам и ханам. Ильчи-баши иначе называли «глава иля». У тюркских народов термин «иль» обозначал «народ», «страна», «государство». Это понятие привязывалось чаще всего к более или менее крупным племенным объединениям, в роли ильчи-баши выступали богатые и знатные беки, имевшие своих вассалов. Сосредоточием низовой администрации в степной зоне, вероятно, служили и становища кочевников, представлявшие собой «скопление войлочных юрт». Такие становища в поэме Юсуфа Баласагуни называются «кошами».

К обязанностям беков относилось поддержание порядка, наблюдение за выполнением судебных приговоров и норм обычного права (тору), охрана внешних границ.

Илек-ханы обладали широким кругом полномочий. Они управляли городами и сельскими округами уделов, с помощью ильчи-баши, беков и ханов, находящихся в их подчинении. Как и у хаканов, у них были свои дворцы (карши) и постоянные ставки, которые выполняли роль административных центров. Среди знати существовал обычай целования земли перед илеком, что символизировало зависимость вассала от сюзерена. В то же время, это нисколько не мешало ни бекам, ни ханам оказывать неповиновение илек-ханам и чиновникам.

Развитие феодальных отношений в караханидском государстве – важный этап укрепления феодализма в Казахстане. Этнополитические процессы, происходившие на юге и юго-востоке края в XI-XIIвеках сыграли значительную роль в образовании казахской народности.