Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Кимакия – крупнейший тюркский центр

2843
Единственным источником, передавшим легенду о происхождении кимаков, является труд персидского историка XI века Гардизи.

По поводу происхождения кимаков мнения ученых различны. По версии Зуева Ю.А., предполагается нетюркское происхождение кимаков. Некоторые источники упоминают о том, что у кимаков было два языка - тюркский и какой-то другой. При этом учитывается упоминание имени «кимак» знаменитым поэтом Бируни как «кумак», по мнению Зуева Ю.А., нетипичное для тюркских языков. Казахский ученый Ахинджанов С.М., согласившись с доводами Зуева, уже более определенно связывает кимаков с монгольским племенем ку-мо-хи.

Единственным источником, передавшим легенду о происхождении кимаков, является труд персидского историка XI века Гардизи. По его версии, кимаки, наряду с кыпчаками и баяндурами, происходят от татар. Вхождение татар в племенной союз кимаков относится к середине IX века. Очевидно, легенда о происхождении кимаков слагалась на основе этнополитического и этнокультурного взаимодействия между кимаками, кыпчаками и татарскими племенами. 

Кимакский каганат со столицей в Кимакии был одним из крупнейших государств того времени. Об этом свидетельствует наличие 16 крепких и богатых городов и 11 административных областей.

В IX– начале XI веков у кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, среди которых преобладающим были культ предков и тенгрианство со свойственным им поклонением солнцу, воде, звездам, горам и реке. Распространенной формой религии был шаманизм, но часть кимаков являлись приверженцами религии христианского толка – манихейства. Не исключено, что определенное распространение среди кимакской аристократии получил ислам. Отдельные элементы кимакских погребений указывают на мусульманские корни.

Историки полагают, что приобщение к одной из мировых религий (исламу, христианству) является определенным показателем уровня социально-экономического развития кимакской конфедерации.

В социальном и культурном отношении кимаки во многом переняли традиции, которые были харатерны для древнетюркской среды VI-IXвеков, а с конца IXдо начала XI века у них уже действовало сложившееся государство [1]. 

Как показали археологические раскопки, огузы, кимеки и карлуки искусно обрабатывали животноводческую продукцию и сырье, изготавливая обувь, посуду, колчаны, налучники, конскую сбрую, мешки. Войлок использовался для утепления юрт и пошива одежды [2]. Кроме того, одежда изготовлялась из пушнины.

Из дерева вырезались седла, посуда, лодки, части юрты, упоминаются также лыжи. Кроме того было налажено гончарное производство, добывалось железо, серебро, золото, медь и драгоценные камни. «Из железа тамошние мастера делают изделия необычайной красоты», - писал ал-Идриси об огузах и кимаках [3]. Из золота и серебра изготавливали предметы роскоши и украшения. По сведениям ал-Идриси, царь кимеков носил одежду, шитую золотом, и золотую корону.


1.  История Казахстана: с древнейших времен до наших дней в пяти томах. – Алматы: Изд-во «Атамұра», 2010. Том 1. 544 с. – С. 325.
2.  Ал-Йакуби. Китаб ал-булдан (BGA, VII), с. 295.

3.  Ал-Идриси. Нузхат ал-муштак. Рукопись ГПБ, л. 68 а.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?