Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ю. Якушева: Необходим высокий уровень общественной поддержки евразийского проекта

13318
Ю. Якушева: Необходим высокий уровень общественной поддержки евразийского проекта - e-history.kz
Интервью с исполнительным директором Политологического центра «Север-Юг», старшим преподавателем исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Юлией Якушевой.

dff6927d0ab8450d1731bd1a3b753deb.jpg

В преддверии подписания Договора о ЕврАзЭС исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг», старший преподаватель исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, аналитик, в чьих интересах политика, экономика и общественная жизнь Казахстана, Юлия Якушева ответила на вопросы журналиста нашего портала.  

В недавней публикации «Казахстан-2014: Отвечать противникам евразийского проекта должны не чиновники, а бизнесмены» вы пишете: «Уровень понимания гражданами того, что происходит, все так же не велик». Действительно, а что сейчас происходит и что будет происходить 29 мая?

- Мне кажется, что 29 мая – это, скорее, символическая дата. Действительно, настанет 30 мая и вряд ли мир вокруг нас изменится кардинальным образом. Но это будет иное пространство экономических возможностей, условий для ведения бизнеса. К этим новым условиям еще надо приспособиться, понять, какие конкретные возможности откроются перед нами в России, Казахстане, Беларуси. Именно поэтому возрастает роль информационного, экспертного обеспечения процесса интеграции. Но пока на этом направлении больших успехов добиться не удалось. Эта задача все еще стоит в актуальной повестке дня.

Мы строим новый экономический модуль. Но чтобы этот модуль заработал, нужна не только согласованная политика элит, но и высокий уровень общественной поддержки евразийского проекта. Сейчас этот вопрос предстоит решать нам – ученым, журналистам, общественным деятелям трех стран.

В основе понятия евразийство лежит толерантность и равноправие. Сколько времени потребуется для достижения прежде всего экономического равноправия в Евразийском союзе? 

- Ровно столько, сколько займет «строение» общего экономического «тела». Сейчас ЕЭП еще не очень однородно: разные правила ведения бизнеса, разная налоговая и финансовая политика. По мере развития проекта в каждой части евразийского пространства будут формироваться однотипные «правила игры». Для бизнеса это очень важно – так и будет обеспечиваться равноправие. Через введение общих стандартов ведения бизнеса, промышленной политики, стандартов качества жизни. Условно говоря, равноправие будет достигнуто тогда, когда уровень жизни в Гомеле, Таразе и Челябинске будет сопоставим. Сопоставим по темпам роста, по качественному наполнению. Тогда и не будет разговоров и подсчетов, кто больше выиграл, а кто проиграл. 

В преддверии подписания договора о ЕврАзЭС, я много беседую с казахстанскими историками по этому вопросу. Они высоко оценивают Союз, уверены в положительном экономическом эффекте от его создания. Однако обходят стороной вопрос о единой идеологии. Нужно ли подкрепить Союз идеологией?

- Это непростой вопрос. Но мой ответ – «да». Только под идеологией я понимаю не единомыслие, а мотивы развития, общие ценностные ориентиры. В этом мы все остро нуждаемся, особенно молодежь. И не обязательно процесс выработки этих мотивов должен идти по схеме: от элит к народу. Пусть будет широкая общественная дискуссия в странах евразийского проекта. Ничего страшного в этом нет. Нужны только сильные модераторы.

В одной из своих публикаций вы высказались о необходимости подготовки евразийских профессионалов. Каким набором качеств и возможностей будут обладать такие люди?

- Это люди, готовые к новому технологическому рывку. Не только инструментально, но и ментально подготовленные к евразийской модернизации. Патриоты своих стран, но в то же время понимающие необходимость интеграции как фактора успеха и для страны, и для Евразийского Экономического Союза. Это серьезная задача – готовить молодых евразийских профессионалов, и наш Центр готов внести свою скромную лепту в этот процесс. С конца августа мы запускаем школы повышения квалификации для молодых историков и политологов. Кстати, первая из них пройдет в конце августа в Астане. Ждем молодых профессионалов на тренинги ведущих экспертов из России, Казахстана и Беларуси.

Как Союз повлияет на культуру и образование государств-участников? Ждать ли нам открытия новых горизонтов?

- Это очевидная задача уже на ближайшее будущее. Нам нужны «евразийские болашаковцы». Носители евразийского образования и культуры. Конечно, это не одномоментный процесс. Сейчас у лидеров наших стран еще нет такого количества времени на решение проблем в сфере общего евразийского культурного и гуманитарного пространства. Но нет сомнений в том, что уже в ближайшем будущем такие задачи будут поставлены.

Если бы Н.А. Назарбаев не предложил создание Евразийского союза в 1994 году, сделал бы это кто-то еще из тогдашних руководителей братских государств?

- В тот момент, полагаю, нет. Это и есть важнейшее качество казахстанского лидера – действовать в политике на опережение, предугадывать ход исторических событий, не следовать за сиюминутными явлениями, а стремиться определить ключевые тренды развития. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что фундамент ЕАЭС был заложен именно тогда – во время исторического выступления Н.А. Назарбаева.

Почему евразийская идея оказалась столь живучей и способной к применению в жизни? 

- Потому что это не отвлеченная идея, не виртуальный проект. Это результат развития реальных процессов в общественной, политической, экономической жизни наших стран. Это тренд на тесное объединение наших потенциалов, на дружбу, на стремление к новым рубежам. Может звучит несколько высокопарно, но я верю, что спустя какое-то время 29 мая станет исторической вехой для следующих поколений россиян, белорусов, казахстанцев.


Людмила Выходченко