Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Этнография Младшего жуза в работах исследователей девятнадцатого века

13153
Сбор и изучение материалов касательно этнографии Казахского народа относящихся к 19 веку, был одной из основных задач стоящих перед Российской наукой.

Были проведены аналитические исследования, посвященные этнографии Казахов Младшего жуза. В том числе были  представлены объемные материалы об этимологии и этногенезе Казахов, Руси и различных племен.

Ключевые слова: этнографические исследования, Российские военные, путешественники, ученые, Младший жуз, обычаи и традиции, традиционное право, этногенетический.

Сбор и изучение материалов касательно этнографии Казахского народа относящихся к 19 веку, были одним из основных задач стоящих перед Российской наукой. Причины возникновения данной потребности заключались в желании использовать Казахскую степь как  колониальную область, а также как источник сырья для Российской империи. Именно поэтому Российская империя организовала военные, природные, географические и этнографические исследования.

Между 20-ми и 40-ми годами 19 века, Российская Империя отправляла первые торговые и дипломатические посольства, организованные с помощью многочисленных военных и научных экспедиций.  Одна из таких экспедиций под руководством А. Ф Негри,  была организована в 1820-1821 годах по направлению в Бухару. Несмотря на то, что одной из главных задач посольства являлась необходимость обращать внимание на торговые и коммерческие аспекты, им также было необходимо изучать природные ресурсы и политические государства Центральной Азии и их управленцев, также нужно было понять их взаимоотношения с Бухарой, Афганистаном, Ираном и Османской империей.  В состав экспедиции посольства А.Ф Негри входили: специалист по природе и географии E. A Эверсман, капитан Генерального штаба Е.К. Мейендорф, лейтенант В.Д. Волховский. В этом составе Е.К Мейндорф и Е.А Эверсман преподнесли много интересных фактов касательно кочующих казахов от Оренбурга до Бухары.

В своем дневнике, Е.К Мейндорф записывал факты о традициях и обычаях Казахов, о их каждодневной жизни, еде и методах приготовления пищи, также, он описал принципы охоты на сайгаков и диких кабанов, было упомянуто о барымте (Принцип захвата скота между тюркскими народами. Способ мести за преступление или за возмещение причинённого ущерба), о женщинах, о состояниях российских пленных в казахских селах, также писал о принципах управления в казахской степи.  “…Часто по ночам, сидя на камнях, они смотрели на луну и пели грустные песни. В них описывалось прошлое Казахского народа, а также легендарные и исторические национальные герои…”, сказал Русский исследователь [2, p. 193]. Он описал общее содержание казахских лирических песен. Он также был одним из российских исследователей, которые настаивали, что Казахов и Киргизов нельзя называть один именем; он полагал, что они разные.

Огромное количество богатых этнографических материалов хранятся в его третьей книге. В главе “Путешествие из Оренбурга в Бухару” он описал некоторые интересные этнографические заметки о принципах охоты на сайгаков и также о каждодневной жизни в деревне Султана Арынгазы [2]. Мы можем увидеть множество этнографических фактов и материалов в дневнике Эверсмана, опубликованного на немецком, принявшего участие в этой экспедиции в качестве члена Российского Географического сообщества. [3].

Тяжелые достижения Российского географического сообщества по изучению Казахского народа были непосредственно связаны с одним из основателей Сообщества А. И Левшиным (1799-1879). Его первые рукописи  о Казахах “Путевые заметки”,  “Встреча с ханом Орды киргизов-кайсаков” были опубликованы в 1820-1821 [4, p. 551]. В них были описаны способы обслуживания гостей и гостеприимство, виды старых казахских песен, а также их значение. В 1823-1824 была опубликована его книга “Некоторые факты о древнем городе Сарайшык” [4, p. 556], а в 1825 была опубликована его статья под названием “Об обучении у киргизов-кайсаков: фрагменты из описания Казахских Орд”.[4, p. 557].

Он также публиковался в объемной статье под названием “Имена Киргизов-Казахов и их отличия от обычных и диких Киргизов. [4, p. 558]. В этой статье он описал реальные имена Казахов и принципы использования Киргизского имени вместо них. Он также отметил тот факт, что в скором времени использование Киргизских имен взамен Казахских будет необоснованным. В этом вопросе он также был солидарен с Е. К Мейндорфом.

Третья часть его фундаментального исследования “Описание Киргизо-кайсакских и Киргизо-казахских орд и степей”  была основана на Казахской этнографии. Этнографическая часть данной монографии состоит из 32 глав, содержащих основные и важные этнографические цели.

Среди других ученых исследовавших этнографию Казахов младшего жуза, нужно отметить Г. Г Фон-хенса. У него было много заслуг. Несмотря на то, что основная профессия Хенса была военная инженерия, в течение первых лет работы в Казахской степи, он организовал работы касательно природных и минеральных ресурсов. Также он провел исследования об истории, этнографии, лингвистики, фольклоре и экономики Казахов. Можно выделить его работу “Происхождение Казахов их развитие”. В данной работе автор уделял внимание Казахской терминологии, используемой в некоторых этнографических баснях, он описал младший жуз и его населенные пункты.

И даже с таким уровнем процветания, не было необходимого количества богатых коллекционных материалов касательно истории в 20-х и 40-х годах 19 века. Были лишь некоторые интересные племенные структуры, их местности и повседневной жизни. Культура и искусство не были освещены полностью.

Российские исследователи  второй части 10 века посвятили свои работы проблемам образа жизни, традиций и прав в младшем жузе. Среди этих исследователей можно выделить Русского офицера Л. Мейера и его работу под названием “Оренбургский отдел Казахской степи”, в рамках которой он дал некоторую информацию о численности популяции в младшем жузе, его образование, местонахождение, количество Русских, девизе, охоте и сельском хозяйстве. [6].

В работе Главы Оренбургского отделения Российского Географического сообщества Л. Ф Баллузне, “Традиционные обычаи которые имели силу закона в малой Киргизской орде” содержатся коллекции материалов, касающихся судебных дел, гражданских и уголовных прав.  Данная работа была успешна у коллекционеров, коими являлись Казахские аристократы. Таким образом,  описание традиционных прав, предложенное Казахскими Султанами, не всегда были объективны.

Российские ученые также были заинтересованы в изучении проблем Казахской этногенетики.  Но они не могли раскрыть ее полное описание. Были добавлены только некоторые аспекты. Среди ученых, которые исследовали Казахскую этногенетику,  следует выделить этнографа А. Н Нарузина. Он был известен за свои работы, которые были посвящены этнографии и антропологии  Букеевской Орды. Что касается материалов М. Х. Дулати, которые были переведены Вельминовым-Зерновым, он ошибался, когда полагал что Казахи, как политический союз, сформировались только в середине пятнадцатого века. [5, p. 42].

Делая вывод из собранных и проанализированных материалов, написанных научно-исследовательских работ, изложений и монографий, стоит сказать, что множество экспедиций  имели большой объем возможностей, для проведения исследований младшего жуза и его этнографической позиций, полученных от Российских исследователей. С помощью Е. К Мейндорфа, А. И Левшина, Л. Ф Баллузне и других ученых, русские, как и вся мировая история, будут иметь широкие и реальные материалы о Казахах. Использование и обсуждение которых будет огромным достижением в настоящее время.


У. Т. Ахметова

доктор исторических наук, доцент Западно-Казахстанского Государственного Университета имени Махамбетова  Утемисова.

Ж. К. Мухангалиева

кандидат исторических наук, старший преподаватель Западно-Казахстанского государственного Университета имени Махамбетова  Утемисова.

Список использованной литературы:

1. Ахметова У. Т. Становление и деятельность Оренбургской ученой архивной комиссии (1887-1918):  Диссертация на соискание академической степени доктора исторических наук. – Уральск, 2010, с.47

2. Мейендорф Е.К. Этнография казахов в записках путешественников в начале 19 века. Второе дополненное издание, выпуск 49. - Астана "Алтын Кытап", 2007, с. 246

3. Васильев А. Путешествие доктора Эверсмана в Бухару. / Труды Оренбургской научной архивной комиссии. - Оренбург, 1905, издание 14, с. 200-210.

4. Левшин А. И. “Описание Киргизо-кайсакских и Киргизо-казахских орд и степей” (под общей редакцией академика Козыбаева М.К). - Алматы, "Санат", 1996, с. 656

5. Камиева Г.Б. Из истории исследования Казахской этнографии (XVIII-XIX вв.): Пособие к изучению. - Актау, 2010, с. 75

6. Мейер Л. Оренбургский отдел Казахской степи. 2-ое дополненное издание, том 17. - Астана "Алтын Кытап", 2007, с. 193

7.Баллузне Л. Ф. “Традиционные обычаи, которые имели силу закона в малой Киргизской орде” с. 45-168 / Записки Оренбургского отдела Русского государственного  географического общества. 2-е издание 1871 - КГУ, 1872, с. 289