Поделиться:
Статья посвящена истории формирования законодательной базы рыночных отношений в Казахстане. Начало этого сложного и важного для нашей страны периода пришлось на начало 90-х гг. XX века.
Государство, только-только получившее независимость, начинало делать свои первые шаги на пути формирования рыночных отношений. Одним из самых важных действий в этом направлении стало принятие государством законов и проведение реформ, призванных осуществить быстрый переход от советской экономики к рыночной.
В начале 1990-х гг. экономическое положение в Казахстане было тяжелым. Страна только недавно обрела независимость. Экономические связи, связывавшие республику с другими республиками бывшего Советского Союза, были нарушены. Усугубляло положение то обстоятельство, что Казахстан был сырьевым государством, поэтому отсутствие своих заводов по переработке сырья вызывало сильную зависимость от других республик. Связи же с основными обрабатывающими производствами были нарушены, что привело к упадку самой сферы производства и сокращению общих объемов добычи и производства продукции. Крах СССР сопровождался ростом безработицы, тотальным дефицитом, инфляцией и девальвацией рубля, разрушением прежних хозяйственных отношений. Пустые полки магазинов становились обыденностью. Продолжался процесс появления громадных очередей за продовольственными товарами и введения карточек в промышленных городах. В городах и поселках остро ощущался недостаток основных продовольственных продуктов: хлеба, молока, мяса, яиц и прочего.
Становилось ясно, что без глубоких структурных изменений всей модели экономической жизни выйти из кризиса народное хозяйство республики было не в состоянии. Эти и другие очевидные проблемы экономики Казахстана конца 80-х – начале 1990-х гг. требовали срочных и неотложных действий со стороны руководства. Конечно, принимать адекватные меры по борьбе с затянувшимся экономическим кризисом правительство пыталось и ранее, когда страна была еще в составе союзного государства.
Избранный в апреле 1990 г. Верховным Советом Казахской ССР Президент Казахской республики Н.А. Назарбаев предпринял решительные меры для стабилизации экономики республики. Принятые реформы заключались в отказе от государственного регулирования цен на основные продукты питания и товары народного потребления, банкротстве нерентабельных предприятий, приватизации большей части государственных активов. Были осуществлены меры по либерализации экономики: снятие барьеров для продвижения многих товаров, организация экономической деятельности, привлечение иностранного капитала и т.д. [1, с. 3-5].
Создавались законодательная и институциональная база рыночных отношений путем принятия необходимых законов: «О собственности», «О свободных экономических зонах», «О банках и банковской деятельности», «О потребительской кооперации», «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства», «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже», «О валютном регулировании», «О товарных биржах» и другие.
В декабре 1990 года был принят закон «О ценообразовании», позволивший правительству страны вести свою политику ценообразования независимо от воли Центра и поддерживать социально необходимый уровень цен на внутреннем рынке [2]. Кроме того, были приняты важные законы: «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», «Об иностранных инвестициях», которые вместе с законами «О собственности» и «О свободных экономических зонах» позволили государству вести самостоятельную внешнюю политику. Были образованы Министерство внешнеэкономических связей и Казахский республиканский банк Внешнего экономического банка СССР. Принятые меры закономерно привели к созданию различных внешнеэкономических ассоциаций и консорциумов.
20 декабря 1990 года Указом Президента Казахской ССР Нурсултана Назарбаева «О реорганизации органов государственного управления в Казахской ССР» Государственный комитет Казахской ССР по внешнеэкономическим связям был преобразован в Министерство внешнеэкономических связей Казахской ССР [3]. Порядок работы, функции и обязанности данного Министерства были определены Постановлением Кабинета Министpов Казахской ССР от 29 апреля 1991 г. №265 «Вопросы Министеpства внешнеэкономических связей Казахской ССР». Созданное министерство было призвано осуществлять процесс государственного управления и регулирования внешними экономическими связями страны и координировать работу различных государственных организаций в части налаживания ими торгово-экономических, валютно-финансовых и научно-технических связей с зарубежными государствами [4]. Появление данного государственного института стало еще одним шагом на пути к становлению самостоятельной внешней политике Казахской республики.
В 1991 году курс на принятие реформ по строительству рыночной экономики продолжился. Принятый 11 июня 1991 года закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» стимулировал процессы свободной конкуренции и предпринимательства, а также был призван защищать права потребителей. Был образован Государственный комитет Казахской CCP по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности, подчинявшийся непосредственно Президенту. Основными функциями комитета были проведение государственной политики по развитию товарного рынка и конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и координация деятельности государственных органов. Отдельным разделом в законе рассматривался вопрос о поддержке предпринимательства и ограничений монополистической деятельности [5].
22 июня 1991 года республика приняла закон «О разгосударствлении и приватизации», что ознаменовало начало политики разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. По закону приватизация определялась как: «Продажа государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим и иностранным юридическим лицам, производимая по воле государства, являющегося его собственником, в рамках специальных процедур» [6]. Приватизации подлежали следующие объекты: предприятия, объединения, организации, их структурные единицы и подразделения, объекты культурно-бытового назначения, социальной сферы, государственного жилищного фонда и иные ценности. Покупателем собственности при этом могли быть как граждане Казахстана, так и иностранцы. Однако при конкурсной приватизации объектов предпочтение прежде всего отдавалось гражданам РК и работникам реализуемого объекта при условии образования ими хозяйственного товарищества. В этом случае им предоставлялась скидка на 10% от цены продажи. Функции по продаже объектов государственного имущества исполнял государственный орган, назначаемый Президентом. Процесс разгосударствления и приватизации предприятия проводился на основе Национальной программы с участием трудового коллектива. Однако государство могло включать в данную программу предприятия и без решения трудового коллектива. При расчетах могли использоваться как денежные средства, так и приватизационные жилищные и инвестиционные купоны.
Тем временем непрекращающийся кризис экономики вкупе с глубоким политическим кризисом, обострившийся августовским путчем 1991 года привел к окончательному распаду Советского Союза и образованию на его месте ряда независимых государств, одним из которых 16 декабря стал Казахстан. Ранее подписанные Беловежские соглашения 8 декабря положили официальный конец существованию СССР, а Алма-Атинская декларация 21 декабря оформила создание Содружества Независимых Государств.
В начале 90-х гг. XX в. руководством государства была принята «Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 годы», которая основывалась на идее максимального вовлечения граждан в приватизационный процесс посредством их трудовых коллективов. Происходило формирование рынков жилья и услуг, образование арендных и коллективных предприятий, продажа с аукционов коммунальных объектов. Согласно данным специалистов, по итогам 1991-1992 гг. было приватизировано более 39 объектов государственной собственности. Среди них государственные пакеты акций более 3 700 акционерных обществ и около 36 тыс. единиц недвижимости и имущественных комплексов [7].
В своем докладе от 13 декабря 2003 года Президент РК Нурсултан Назарбаев назвал 1991-1992 годы первым этапом приватизации, носившим инициативный характер, когда государственные органы принимали решение только после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. Только после этого проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры приватизируемого предприятия. Таким образом, было приватизировано свыше 4500 тыс. объектов, в том числе около 500 совхозов, переданных в коллективную собственность [8]. Из них наибольшее количество приватизированных предприятий представили объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства (60%), где наибольшую долю составили объекты торговли (29,6%) и бытового обслуживания (25,8%) [9]. Из общего числа преобразованных предприятий 56% составили коллективные и арендные, и только 1/3 часть была выкуплена посредством аукционов и конкурсов [10, с. 191].
Несмотря на предпринятые руководством страны меры, первый год независимости был весьма тяжелым. Объем производства промышленной продукции, по данным специалистов, сократился наполовину. Уровень неплатежей в экономике равнялся объему ВВП республики. Ставки по кредитам достигали отметки в 400%. Годовая инфляция зашкаливала за 2500%. Большинство предприятий либо обанкротились, либо стали убыточными. Уровень среднемесячной зарплаты упал более чем в 2 раза, а минимальной – почти на 90%. В сельском хозяйстве произошел спад производства почти на 30%, количество транспортных перевозок сократились на две трети [11, с. 106].
В 1992-1993 гг. шаги по формированию институционально-правовой базы рыночных отношений и либерализации экономики продолжились. В январе 1992 г. начался процесс по либерализации цен. Следующими действиями руководства страны стали разгосударствление и массовая приватизация. Ключевыми документами данных реформ стали «Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ» и «Национальная программа разгoсударствлeния и приватизации государственной сoбствeннoсти в Республике Казахстан на 1993-1995 годы». Еще одним важным направлением этого периода стала реструктуризация банковской и финансовой систем. В 1992-1993 гг. в Казахстане произошло массовое открытие большого количества банков. В течение 1992 г. количество банков в республике возросло со 155 (с 877 филиалами) до 204 (с 1023 филиалами). В апреле 1993 года был принят специальный закон «О банках в Республике Казахстан», регулировавший сферу банковских услуг. Законом был создан центральный институт, контролировавший данную сферу Национальный банк Республики Казахстан и ставший своеобразным регулятором в системе государственных, частных, акционерных и совместных банков. Банки, имевшие лицензию, сохранили за собой право осуществлять все виды традиционных банковских операций [12, с. 3-4].
В июне 1992 года была принята «Стратегия становления Казахстана как суверенного государства».
В сфере экономики в данном документе были приняты следующие решения:
- формирование социальной рыночной экономики с учетом сочетания
и взаимодействия основных форм собственности (частной и государственной);
- создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека.
Согласно стратегии, доля собственности государства должна была уменьшиться до 30-40%. Однако сам процесс движения общества к рыночному хозяйству происходил путем государственного регулирования. Форма воздействия правительства на экономику должна была приобретать макроэкономический характер. Рубль являлся валютой переходного этапа, и после вывода страны из кризиса должен был быть поставлен вопрос о введении государством своей национальной валюты. В документе также говорилось о необходимости модернизации банковской системы и создания регулируемого рынка ценных бумаг. Проведенный авторами стратегии анализ имевшегося у Казахстана потенциала экономики позволял надеяться на возможность стать одним из мировых экспортеров на рынке продовольствия и преодолевать повседневно растущий кризис за счет собственных сил и возможностей. С учетом перечисленных приоритетов в стране были разработаны следующие государственные программы: насыщение рынка потребительскими товарами в том числе и продовольственными; развитие экспортного потенциала Казахстана; развитие импортозамещающего производства; развернутое строительство и продажа жилья; развитие инфраструктуры. При этом наиболее приоритетными направлениями были развитие агропромышленного комлекса и жилищная программа. Сама же стратегия должна была осуществляться в несколько этапов:
1) 1992-1995 – активное разгосударствление и приватизация собственности, насыщение потребительского рынка товарами. Приватизация мелких и средних объектов должна была завершиться к середине 1994 года, сферу обслуживания и жилищный сектор следовало приватизировать к концу 1993 года. Кроме того, предполагалось создание зон опережающего развития в пригородах Алматы и Павлодара, технопарков и технополисов международного характера на базе Семипалатинского полигона и космодрома Байконур, инновационных центров в Караганде, Усть-Каменогорске, Целинограде и Атырау. Большое внимание при этом уделялось вопросу привлечения иностранных инвестиции и зарубежных инвесторов.
2) 1996-2005 –преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникации, формирование развитых рынков– валюты, капитала, рабочей силы, ценных бумаг и интеллектуальной собственности. При этом приоритетное направление приобретало осуществление проектов строительства Трансазиатской железнодорожной магистрали от Тихого океана до пролива Босфор и строительство грузопассажирского международного аэропорта около Алматы.
3) следующие 5-7 лет должны были характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением стратегических целей переходного периода, укреплением позиции Казахстана в мировой торговле и вступлением в число новых индустриальных стран мира. К этому времени предполагалось решить проблемы дефицита бюджета и конвертируемости валюты. К тому времени все основные цели стратегии планировалось достигнуть и перейти к выработке новой [13, с. 40-45].
Экономическому развитию государства, привлечению иностранных инвестиций и внедрению зарубежных технологий также должен был способствовать начавшийся в те годы процесс открытия свободных экономических зон. Законодательная база данного процесса опиралась на закон Казахской ССР «О свободных экономических зонах» от 30 ноября 1990 года. Согласно закону свободной экономической зоной называлась «…специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны» [14]. Общее руководство деятельностью зоны делегировалось местными Советами народных депутатов административному совету зоны во главе с председателем. Однако Совет оставлял за собой контроль над использованием земли, природных ресурсов и защитой окружающей среды. На территории зон действовало льготное налогообложение в отношении налогов на различные виды прибыли и использование местных трудовых ресурсов, ввозимое импортируемое оборудование, материалы, сырье – все это не облагалось таможенными пошлинами, а также не допускалась национализация имущества действующих здесь граждан, организаций и предприятий. Допускаемое законом функционирование большого количества различных банков способствовало свободному применению рубля и иностранных валют, а также свободному проведению денежных расчетов. Кроме того, было разрешено действие свободных и договорных цен. В период с 1991-1992 гг. в Казахстане были открыты Жайрем-Атасуйская, Восточно-Казахстанская, Алакульская, Жаркентская, Карагандинская, Мангистауская, Лисаковская и Атырауская свободные экономические зоны.
Однако, несмотря на принятые руководством Казахстана меры по стабилизации экономики, процесс ухудшения основных социально-экономических показателей продолжился. К 1993 году в республике сложилась критическая экономическая ситуация. По сравнению с 1991 г. национальный доход за 1992 г. снизился на 14,2%, объем промышленного производства на 14,8%, производство товаров народного потребления на 12,5%. Нарушились и претерпели серьезные изменения межгосударственные, межрегиональные и внутриотраслевые связи. Произошло резкое уменьшение объема капитального строительства, нарушился ценовой паритет между промышленностью и сельским хозяйством, добывающими отраслями и производителями конечной продукции. Предоставление широких прав предприятиям привело к утрате государством контроля над нормами труда и потребления. Причиной произошедшего, по мнению экономистов, стало отсутствие в государстве механизма саморегулирования рынка. Эти и другие вышеизложенные факторы обусловили необходимость разработки в 1993 году программы неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Основной целью программы было формирование рыночных механизмов и социально-ориентированной экономики. Особое внимание уделялось эффективному использованию средств государственного бюджета и политике приватизации. Осуществлялся постепенный переход к сохранению только самых необходимых дотаций и субсидий, а также, к сведению, до минимума дотаций из бюджета по импортируемым товарам [15].
15 ноября 1993 года указом Президента от 12 ноября в Казахстане была введена национальная валюта – тенге, пришедшая на смену рублям образца 1961-1992 гг., вошедшая в обращение в соотношении 1 тенге к 500 рублям СССР, первая партия которой была выпущена в Великобритании. Конечно, уровень обмена валют был непропорциональным, и очень тяжелым для населения, однако не стоит забывать, что введение новой валюты происходило в сложнейших экономических условиях.
К моменту ввода тенге уровень гиперинфляции достиг 2 165%. По сравнению с 1992 годом спад ВВП составил 40%, уровень производства упал на 9,2%. К 1993 году цена за 1 доллар достигла стоимости в 990 рублей. Ситуация стала еще более катастрофической, когда 26 июля 1993 года Россия в одностороннем порядке ввела рубли нового образца взамен старых, несмотря на имеющиеся с Казахстаном договоренности. Таким образом, российская реформа сделала невозможным дальнейшее пребывание Казахстана в единой рублевой зоне, так как в республику потекла огромная волна старых советских рублей из Кыргызстана и России. В итоге государство было вынуждено в целях защиты своего потребительского рынка и экономики от последующего коллапса пойти на введение собственной валюты[12, с. 266-267].
Из вышеуказанного следует, что переход от плановой экономики к рыночной для Казахстана сопровождался глубоким экономическим кризисом и не мог проходить безболезненно. Однако проведение «шоковых» для постсоветского общества рыночных реформ было необходимо на пути к будущему выходу из создавшегося тяжелого финансового положения и глубокого экономического кризиса. Продолжавшаяся девальвация рубля и сильная зависимость в валютном вопросе от соседнего государства, которое само не являлось стабильным, приводила к мысли о неизбежности процесса введения новой национальной валюты. Введение же своей национальной валюты в ноябре 1993 года стало еще одним существенным шагом на пути к экономической независимости нашего государства. Будущее показало, что принятые на заре независимости экономические законы и указы способствовали дальнейшему привлечению иностранных инвестиций и заложили своеобразный фундамент институционально-правовой базы рыночной экономики в Казахстане.
К.Г. АКАНОВ
Младший научный сотрудник Института истории государства
КН МОН РК, магистр гуманитарных наук
Список литературы и источников
1. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1990 – 1991 годы. – Астана: Деловой Мир Астана, 2011. – 514 с.
2. Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 15 декабря 1990 года«О ценообразовании в Казахской ССР».
3. Указ Президента Казахской Советской Социалистической Республики от 20 декабря 1990 года №172 «О реорганизации органов государственного управления в Казахской ССР» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.08.1991 г.).
4. Постановление Кабинета Министpов Казахской ССР от 29 апpеля 1991 г. №265 «Вопpосы Министеpства внешнеэкономических связей Казахской ССР».
5. Закон Казахской ССР от 11 июня 1991 г. «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
6. Закон Республики Казахстан от 22 июня 1991 года №695-XII «О разгосударствлении и приватизации».
7. Двадцать лет спустя. Этапы приватизации – часть первая http://www.nomad.su/?a=4-201104260025.
8. Назарбаев Н.А. «Приватизация в Казахстане прошла в 4 этапа...» (доклад) http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1071482760.
9. Аяган Б.Г., Абжанов Х. М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. «Институциональные реформы. Экономическое развитие» http://e-history.kz/ru/contents/view/1264.
10. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 5. – Алматы: «Атамұра», 2010. – 672 с. табл., илл., карты.
11. Независимый Казахстан и Лидер Нации: (Новейшая история Казахстана и историческая роль Первого Президента Н.А. Назарбаева) / Аяган Б. Г., Ауанасова А.М., Габдуллина А.Ж., Кыдыралина Ж.У., Селиверстов С.В., Сулейменов А.М. Под ред. Аягана Б.Г. – Алматы: Раритет, 2010. – 392 с.
12. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1992-1993 годы. – Астана: Деловой Мир Астана, 2011. – 592 с.
13. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. РГЖИ «Дәуір»: Алма-Ата, 1992 г. – 56 с.
14. Закон Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР от 30 ноября 1990 г. №360-XII» http://new.keden.kz/ru/zakon_view.php?id=2597.
15. Основы управления экономикой http://uchebnik.kz/osnovy-upravleniya-ekonomikoy-kazahstana.
Поделиться: