Поделиться:
В Советском Союзе действовала хорошо отлаженная система подбора, подготовки и воспитания кадров управленцев. За 74 года советской власти она, конечно, совершенствовалась, но главный принцип — «классовый» — оставался неизменным. Вероятно, поэтому биографии советских руководителейчем-то похожи.
История жизни Исы Халимова не является исключением. Он родился
в 1926 г. в Сары-Суйском районе Джамбулской области,
в простой казахской семье, занимавшейся скотоводством. В голодные
годы отец Исы, спасая близких от смерти, перевез семью
в г. Фрунзе, а оттуда — в Туркмению, на станцию
Мукры. Таким образом, с 1932 по 1942 гг. Иса жил вне родных
мест.
В годы Великой Отечественной войны семья вернулась в Казахстан
и поселилась на станции Джамбул. Отец добровольцем ушел
на фронт, к счастью, остался жив, хотя и с ранениями,
но вернулся. Иса был еще слишком юным для фронта, поэтому он был
определен на тыловые работы.
Юноша работал конюхом, затем перешел на железную дорогу, рядом с которой жила его семья. Первое время он работал кочегаром паровоза, затем помощником машиниста, наконец, машинистом.
Война унесла много жизней — все отрасли народного хозяйства испытывали острый кадровый дефицит. Деревенский мальчишка, показавший себя старательным работником, скоро был замечен. В 1946 г., как он сам пишет в автобиографии, «за хорошую работу был отослан на учебу в Алма-Атинский железнодорожный техникум на среднетехнические курсы командного состава. Эти курсы были организованы по приказу МПС (Министерства путей сообщения) для лиц, имеющих среднее общее образование и право управления паровозом». Так как и во время учебы Иса зарекомендовал себя с положительной стороны, его рекомендовали на должность инспектора-приемщика паровозного депо. К этому времени Иса Халимов был уже членом партии, поэтому вскоре он был избран заместителем секретаря партийного бюро и партийным организатором одного из цехов.
В 1948 г. Халимову предложили перейти на партийную работу. Он был назначен инструктором промышленно-транспортного отдела Джамбульского обкома КП Казахстана. В 1950 г. последовало повышение: его перевели инструктором транспортного отдела в ЦК КП Казахстана в г. Алма-Ату, а в 1953 г. он стал начальником политотдела Кзыл-Ординского отделения железной дороги. Политические отделы в СССР исполняли роль дополнительных политических структур. Действовали они с 1933 по 1956 г. в отдельных отраслях народного хозяйства, игравших стратегическую роль в советской экономике, в том числе и на транспорте.
Назначение на должность начальника политотдела было выражением высокой степени доверия и подтверждением политической зрелости Халимова, т.к. именно политотделы были призваны обеспечить руководящую роль партии в жизни страны. Закономерно и то, что Иса Халимов с этой должности перешел в иное качество — он стал слушателем Высшей партийной школы при ЦК КПСС в г. Москве, престижного учебного заведения, попасть в которое случайный человек не мог. Окончив его, Иса получил назначение на должность второго секретаря Джамбулского горкома КП Казахстана. Через год его опять приглашают в Алма-Ату уже в качестве заведующего отделом транспорта и связи ЦК КП Казахстана.
Сознавая недостаточность среднего образования, Иса Халимов принимает решение продолжить учебу и поступает на заочное отделение Казахского государственного университета.
Как следует из характеристики, подписанной одним из секретарей ЦК в 1961 г., Халимов Иса «за время работы в аппарате ЦК КП Казахстана проявил себя как инициативный и энергичный работник, обладающий организаторскими способностями.
Тов. Халимов значительную работу провел на строительстве железнодорожной линии Актогай — Дружба по оказанию помощи в организации строительства и массово-политической работы среди коллектива рабочих и инженерно-технических работников. Вопросы, возникавшие в процессе строительства железнодорожной линии, систематически рассматривались и оперативно решались т. Халимовым в ходе всего производства работ». Именно в тот период за эффективную деятельность Иса Халимов был удостоен правительственной награды.
К этому времени Иса Халимов уже был женат и имел шестерых детей, кроме того, материально поддерживал и своих стареющих родителей.
В апреле 1961 года Иса Халимов был назначен на должность Министра автомобильного транспорта Казахстана.
В развитии советского автомобильного транспорта послевоенного периода исследователи выделяют три этапа. Первый приходится на 1946-1955 гг., когда необходимо было восстановить разрушенную войной инфраструктуру, второй — на 1956-1965 гг. — освоение целинных и залежных земель, в это время шло строительство новых и расширение многих ранее существовавших промышленных предприятий, в том числе и автобаз. Третий этап, начавшийся в 1965 г., характеризовался техническим перевооружением автотранспортной отрасли.
По этой градации министерская деятельность Исы Халимова пришлась на второй этап: он принял отрасль в тот момент, когда уже требовались какие-то перемены, но еще не было ясно, какие именно. Автохозяйство страны выросло, целина привлекла в Казахстан огромную массу людей, большая часть которых не собиралась оставаться здесь надолго.
Своих специалистов по-прежнему не хватало. Да и среди прибывших целинников не всякий оказывался на своем месте. Перед Министерством автотранспорта в качестве первостепенных встали задачи контроля по сохранности автопарка и бережному его использованию, предотвращению фактов списания исправных автомобилей, увеличению их межремонтного пробега, ускорению ремонта неисправных автомобилей.
35-летнему министру судьба отпустила слишком мало времени, чтобы справиться с теми серьезными проблемами, которые обрушились на него. Всего год и десять месяцев. В 1963 г. распоряжением партийного руководства Казахстана его понижают в должности и назначают начальником столичного горжилуправления.
Стресс, вызванный карьерным зигзагом, вылился для Исы Халимова
в депрессию, усилившуюся из-за потери близких ему людей: зятя, матери,
отца. Через год он оставил работу.
Иса Халимов умер в 1965 году в возрасте 38 лет.
Е.М. Грибанова,
кандидат исторических наук, Архив Президента РК
Поделиться: