Как изменился быт казахов под влиянием колониальной политики?
23.10.2018 12639

Окончательное вхождение Казахстана в состав империи повлекло за собой проникновение российского и иностранного капитала, активную разработку месторождений полезных ископаемых, вывоз сельскохозяйственных продуктов, скупаемых по крайне низким ценам.

Историк Галия Ахметова в своем исследовании «Влияние российской власти на быт казахского населения (XIX - начало XX вв.)» попыталась рассмотреть, какое влияние оказала российская культура на быт казахов.

Первым происходящие изменения почувствовал казахский аул. Нарушение традиционных маршрутов кочевок, запрет подходить к большинству водных артерий, казачьим поселениям (еще по Указам ХIХ века) привели к разрушению производительных сил общества, а отсутствие достаточных территорий - к уменьшению поголовья скота. Там, где казахи занимались землепашеством, лучшие земли были отданы переселенцам. В результате на остатках земель могли продолжать заниматься скотоводством лишь наиболее богатые люди аула, остальные становились батраками у своих же сородичей, либо у зажиточных переселенцев, или уходили на отхожие промыслы. Разрушалась социальная и родовая структура аула. Русские купцы и казачество занимались меновой торговлей: казахи приобретали предметы домашнего обихода, не производившиеся в условиях кочевого хозяйства, такие как ткани, некоторые предметы домашней утвари и продукты питания в обмен на скот и животноводческое сырье.

 

Одежда и ткани

 

Элементы материальной культуры казахского народа, одежда и ее покрой, материалы - совершенствовались на протяжении многих столетий, и было тесно связано с кочевым образом жизни и условиями быта народа. В большей степени, до начала XIX века значительная часть элементов одежды изготовлялась из сырья кочевого хозяйства: мех, кожа, домотканая армячина, войлок. Хлопчатобумажные и шелковые ткани приобретались в Средней Азии. Основным волокном для ткачества была шерсть, но некоторые казахи, которые жили в хлопководческих районах, особенно в городе Туркестане, начали заниматься ткачеством с применением более совершенных ткацких станков. Процесс работы в домашнем ткачестве весьма трудоемок, а проникновение в степь русских промышленных товаров, в том числе готовой одежды постепенно меняет представление о комфорте и практичности предметов быта. С середины XIX века казахи приобретали у русских купцов разнообразные товары, среди них льняное полотно, черный и красный плис, кумач, всевозможное сукно, ситцы, нанка, а также, так называемая, английская ткань (бумажная кисея), предназначенная для шитья дамских платьев и т.д. Один из очевидцев, посетивший степь в первой половине XIX в., писал, что «одежда западных киргизов состоит преимущественно из русских изделий».

Ко второй половине XIX века ввоз русских тканей в казахские аулы резко возрос. В конкурентной борьбе со среднеазиатскими городами русские промышленники учитывали вкусы казахского населения, что, несомненно, повышало спрос на русские товары. Традиционные элементы одежды казахи стали шить теперь из разноцветных русских ситцев, белой бязи, коленкора, плиса. Состоятельные и богатые казахи шили одежду из сукна, бархата, атласа, парчи, шелка. Особым спросом пользовались у них зеленый и малиновый бархат, яркие шелка, атлас, цветная парча.

Уже в середине XIX века проявилась тенденция к изменению покроя старой национальной одежды, к отказу от некоторых ее видов. Изменения многих видов старой одежды шли по линии замены простого древнего туникообразного покроя на более сложный. Вместо длинной, широкой, с длинными рукавами, приспособленной к верховой езде, стали шить более узкую и короткую, удобную для ходьбы одежду, а традиционные завязки сменились пуговицами, приобретаемыми у купцов. Казахи, служившие толмачами (переводчики), саудегеры (торговцы), алыпсатары (перекупщики), отдельные представители байства во второй половине XIX века усваивают некоторые элементы городской одежды русских и татар.

В начале XX века в Казахстане стали появляться швейные машины. Медленная, трудоемкая ручная работа по пошиву одежды заменилась быстрой, качественно более высокой машинной. «Одежда теперь стала большей частью покупная», - пишет один из очевидцев. Носили ее прежде всего казахи, жившие и работавшие в русских селах, городах, на промышленных предприятиях. Этому способствовало то обстоятельство, что нередко по условиям найма русские кулаки оплачивали труд батраков-казахов деньгами и одеждой. Естественно, что одежда эта была русская, и батраки ходили в ней постоянно. В отдаленных же скотоводческих районах, по-прежнему, полностью господствовала национальная одежда, претерпевшая указанные выше изменения.

Но и здесь уже к середине XIX века частично утратили прежнее значение такие виды верхней одежды, как такыр жаргак (верхняя одежда из кожи жеребенка), штаны из замши, в конце XIX - начале XX в. – распашная женская юбка (белдемше), свадебный головной убор (саукеле). Вместе с тем, в одежде казахов появились ранее неизвестные им элементы, в том числе головные платки у девушек и молодых женщин, шерстяные и шелковые шали, матерчатые опояски (белбеу). Как и в прошлом, в одежде казахов отчетливо прослеживались значительные социальные различия. Состоятельная часть казахского общества шила свою одежду из ярких дорогих тканей (бархата, сукна, шелка, парчи), богато украшала ее вышивкой, позументами. Одежда менее состоятельных слоев была не столь разнообразна, изготовлялась нередко на руках из недорогих тканей (плиса, ситца, бязи, нанки).

 

Домашняя утварь, посуда

 

Огромные изменения претерпела на протяжении XIX - начала XX веков и домашняя утварь, связанная с приготовлением и приемом пищи. В условиях кочевого и полукочевого быта казахов у них издавна бытовала посуда и утварь, удобная для перевозки, - легкая, небьющаяся. Любимым напитком казахов являлся кумыс, поэтому посуда, связанная с ним, отличалась большим разнообразием. Некоторые виды кожаной посуды (кенек, кеукерин, жанторсык) украшались тисненым орнаментом. Широко бытовала в прошлом и деревянная посуда различного размера, формы и назначения. Некоторые виды деревянной посуды покрывались резьбой и отделывались серебром (ожау, тегене и т. д.). Варили пищу, кипятили молоко в чугунных котлах (казан) различных размеров и назначения. В среднеазиатских ханствах казахи покупали медные чайники и кувшины (куман).

Установление торговых отношений с Россией и Средней Азией, знакомство с бытом своих соседей, изменение форм хозяйственной деятельности, быта и питания самих казахов вызвали изменения и в их посуде. Некоторые виды кожаной, а частично и деревянной посуды утратили свое значение и стали постепенно исчезать (кенек, кеукерин, шара, тегене). На ярмарках казахи приобретали фабричную фаянсовую посуду (пиалы, чашки), эмалированные блюда, ведра и тазы, сковороды, чугуны, деревянные и металлические ложки и др. Наиболее состоятельные семьи имели самовары, наборы чайной посуды, подносы и др. «Посуда была деревянная, а теперь фаянсовая, эмалированная, стеклянная и т.п. Теперь у каждого есть самовар, скота нет, а самовар есть», - пишет один из очевидцев.

Х.А. Аргынбаев в своей монографии «Историко-культурные связи русского и казахского народов в середине XIX начале XX вв.» проанализировал разносторонние изменения в хозяйстве и в культуре казахов Восточного Казахстана под влиянием русских переселенцев. Восточные казахи обзавелись деревянными ведрами, квашнями, кадками, берестяными туесами. На смену прежним ямам для хранения зерна (ура) во многих оседлых земледельческих аулах, близких к русским селам, стали делать деревянные лари. Для чайной посуды у русских покупали шкафчики, полочки и т.д. Процесс этот шел под воздействием, прежде всего, тех социально-экономических изменений, которые происходили в Казахстане со времени вхождения его в состав российского государства.

При этом не только казахское население усваивало новые, более передовые формы хозяйства и быта, но также русское и украинское переселенческое крестьянство воспринимало у казахов многие методы орошаемого земледелия, разведения скота, элементы быта, язык и т.д.

 

Транспорт и оборудование

 

Вторая половина XIX века характеризуется установлением интенсивных торгово-экономических связей степи с внешними рынками, ростом городов, промышленных очагов и возникновением массы крестьянских селений. Прежние караванные пути уже не удовлетворяли возросшие торговые перевозки, развивающуюся экономику края. Возникали многочисленные гужевые торговые пути и почтовые тракты, на которых создавались пикеты, дежурили почтовые тройки и специальные люди. Все населенные пункты Казахстана постепенно соединялись гужевыми дорогами с уездными и областными центрами, которые в свою очередь получали выход за пределы края. По почтовым дорогам пошел грузовой колесный транспорт, привозивший на местные ярмарки промышленные товары и вывозивший продукты скотоводческого хозяйства. У местных казахских и татарских купцов, казахской знати появились хорошие тарантасы, рессорные повозки. Заведующий Верненским казенным складом сельскохозяйственных орудий труда в одном из своих отчетов отмечал, что «с каждым днем со стороны туземного населения возрастает требование на плуги, чему может служить доказательством тот факт, что из имевшихся на складе 216 плугов осталось 10 штук».

Кроме орудий труда, в списках значились комплектующие детали к сельскохозяйственным машинам, повозкам и даже автомобилям. Но, к сожалению, стоит отметить, что в большей степени цены на них были завышенными.

Так же можно отметить, что на складах встречались товары не только российского, но и английского и американского производства. Те взаимоотношения, которые установились между казахским и русским крестьянством, контакты, которые вызвали к жизни много новых черт в их экономике и в домашнем быту, привели к коренным преобразованиям в жизни казахского народа.

 

Жилые постройки

 

У скотоводов Казахстана исторически развивались два основных типа поселений – временные и стационарные, которые имели функциональные варианты: собственно временные (кратковременные); временные сезонные; стационарные сезонные и стационарные оседлые (круглогодичные). Основным жилищем казахских скотоводов в течение многих веков было жилище кочевое, об этом свидетельствует и то, что его техническому совершенствованию, украшению уделялось много внимания. Поселения казахов, перешедших к полуоседлому и оседлому образу жизни, состояли в основном из семей ближайших и дальних родственников.

Изучив зимовки и другие постоянные сооружения кочевников Акмолинской области Шнэ В. пишет, что «с каждым годом в осевших хозяйствах усиливаются тенденции социального неравенства: аулы дифференцируются на богатые, среднего достатка и бедные по числу скопления в одном месте юртовладельцев со своим скотом». Таким образом, аул процветавшего бая, бия считался богатым аулом. Такой аул подразделялся на две части: поселение собственника и аул обслуги. Аул среднего достатка – это группа родственных семей с самостоятельным хозяйством. Бедный аул объединял маломощные хозяйства, домов в них было больше, но скота значительно меньше.

Впоследствии всё более широко распространялось наземное жилище. Появление надземных четырехугольных зимних домов относится к 1840-1860 гг., а к 1880-1890 гг. почти все казахское население имело дома на зимовках. Вот какие сведения о маралдинских казахах Павлодарского уезда мы находим у Ф. Щербины: «Еще 70-80 лет назад (то есть примерно 1820-1830 гг.) киргизы жили круглый год в юртах, потом начали делать землянки, на половину в земле, а затем уже научились делать дома из дерна, кирпича сырцового и бревен».

Активно оседлые поселения развивались в Павлодарском уезде. Как пишет Г.Е. Катанаев, в некоторых районах русских поселений, особенно в Павлодарском уезде, можно сказать киргизов живет, или, правильнее сказать, зимует, больше, чем русских. Есть местности, где зимовые постройки киргиз настолько прочны, что их можно считать за оседлые поселения в общепринятом смысле. Не более 15-20-30-ти лет стоянки эти представляли собой не более как гнезда юрт, в беспорядке разбросанных по казачьим землям то там, то здесь. Ныне зимовых юрт уже совсем не существует; повсюду (близ казачьих линий) они заменены более постоянными – землянками и деревянными избушками, сгруппированными местами как бы деревнями».

Также Г.Е. Катанаев сообщает, что «в районе казачьих земель Павлодарского и Семипалатинского уездов, по обеим сторонам Иртыша живет более или менее постоянно киргизов до 12 000 душ обоего пола. Оседлые казахи образовывали селения с уличной, но чаще линейной планировкой.

В начале XIX века деревянные дома для знати строились специально приглашенными русскими плотниками. Конечно, строительство деревянных домов не многим были по средствам, поэтому возводились и дерновые и саманные дома. Конструкцию дома (кладку дерновых и саманных стен, вставку окон, дверей, четырехугольную форму здания) позаимствовали у русских строителей. Постепенно, во второй половине XIX в. строят дома из двух и трех комнат, появляются печи с обогревателем, досчатый пол. В начале ХХ в. казахи постепенно переняли планировку русских сел.

Кроме русских, на технику строительства казахов оказали влияние алтайские и минусинские народы тюркской группы, например, в сооружении пятиугольных бревенчатых домов в Восточном Казахстане. Заметно повлияли и уйгуры Семиречья. Можно обнаружить сходства жилищ у казахов и народов Средней Азии. В различных регионах Казахстана дома строили в зависимости от наличия природного материала (дерна, глины, леса).

Во второй половине XIX в. политика Российской империи привела к массовому изъятию значительного количества удобных земель из системы казахского землепользования. Вследствие сокращения кочевых путей казахи вынуждены были все более оседать на зимовках. Массовый переход кочевников к полуоседлому и оседлому образу жизни был вызван рядом причин и в первую очередь – изъятием земель огромных размеров в пользу колонизаторов. Нужны были новые формы ведения хозяйства. Для этого казахи развивали сенокошение для создания кормового запаса на зиму, и более интенсивное выращивание сельскохозяйственных культур. Вести такое хозяйство было немыслимо без полуоседлого и оседлого образа жизни. Нельзя не учитывать и того, что основная масса трудящихся со временем все больше понимала преимущество оседлых жилищ в зимнее время. Когда у казахов происходили джуты, скот спасали переселением на дальние пастбища, не тронутые гололедицей. Казахи начали заниматься массовым сенокошением вынуждено, в виду сокращения зимних пастбищ, отобранных казаками и переселенцами. Интенсивно строительство деревянных домов началось в конце XIX - начале XX веков и было распространено в горных и лесных районах, в частности, в Катон-Карагайском районе. По данным 1900 года в Усть-Каменогорском уезде насчитывалось 4091 деревянный дом, в Семипалатинском - 6775, в Зайсанском - 1608 деревянных домов. Преобладающей техникой таких домов были сруб в «замок» или «чашу». Кровля была земляной: плоской или полого-двускатной. И только зажиточная часть населения сооружала двускатную тесовую кровлю.

Вышеуказанные формы жилищ были характерны наиболее зажиточным казахам, что касается домов бедняков, они были небольшими, однокамерными, со скромным внутренним убранством. Именно здесь можно наблюдать формы быта, заимствованные у переселенческого населения. По поводу этого Завалишин писал: «бедняки роют для себя землянки, либо обносят свои кибитки плетнем из камыша и хвороста». Юрты казахов служили и ставились на лето уже не для кочевок, а около зимних избушек, как более удобное жилище. Поэтому у богатого казака «не редкость встретить на дворе и юрту», которая «летом… для русского человека доставляет много приятных минут: летняя засуха не тяготит в ней, дождь в нее не проходит и никакой ветер в нее не проникает».

 

Продукты питания

 

Жители некоторых районов Южного Казахстана уже в начале XIX в. стали разводить бахчи. Так, посетивший в 1803 г. эти районы Гавердовский писал, что казахи разводят в большом количестве дыни, арбузы, «из них дыни, будучи одного рода с бухарскими, имеют весьма приятный вкус». Однако бахчеводство в этот период не носило широкого распространения, и, следовательно, продукты его не играли заметной роли в питании казахского народа в целом.

Наряду с резким расширением посевной площади под зерновыми во многих районах Казахстана под влиянием соседнего русского, узбекского, каракалпакского и туркменского народов казахи начали возделывать огороды, выращивать огурцы, лук, свеклу, морковь и т.д. В таких, казалось бы, мало подходящих местах, как Мангышлак, уже в 90-х годах XIX века казахи по примеру русских и туркмен выращивали огурцы, дыни, тыкву, арбузы.

Наряду с традиционным мясом и молоком большое значение приобретают мучные и растительные блюда. С общим увеличением потребления хлебных продуктов возрастает их ассортимент. Крестьяне села Николаевского Кокчеставского уезда указывали: «Киргизы (казахи) ездят в гости, на просьбы «пропал курсак» не встречаются отказа в куске хлеба». В свою очередь, «девчата и хлопцы» по праздникам гурьбой обходят соседние аулы. Киргизы ставят самовары и угощают их «орешками из масла» (баурсаками). Кроме баурсаков и пресных лепешек (казан жаппай), входят в употребление лепешки, выпекаемые в двух сковородках, которые зарываются в горячую золу (таба нан). В северных и восточных районах казахское население особенно тесно общалось с русским, казашки научились делать кислое тесто, из которого пекли русские булки и калачи. Из пресного теста готовили лапшу, варили на молоке или с мясом (кеспе или салма), жарили баурсаки, делали приправу для традиционного мясного блюда (ет).

Не удовлетворяясь мукой своего, грубого помола (на ручной мельнице - колдиермен), казахи, особенно состоятельные, стали покупать на ярмарках муку хорошего качества. В аулах, соседствующих с русскими селами, казахи-земледельцы начали отдавать зерно для помола на русские водяные или паровые мельницы, а многие женщины учились просевать муку на купленных у русских ручных ситах. «Муку стали употреблять больше, научились приготовлять лапшу, галушки, лепешки и пироги».

Нельзя не отметить появление у казахов «второго хлеба» - картофеля, применительно к 1901 году, когда ими было засеяно всего 12 пудов. Посевы картофеля носили, скорее всего, случайный характер, т.к. казахи предпочитали его выменивать у крестьян на скот.

Рыночные отношения степи с Россией с каждым годом расширялись, на ярмарки в значительно более широких размерах стали завозить такие продукты, как чай (хотя он был известен казахам и раньше), сахар, конфеты, сухие и свежие фрукты (из Средней Азии). Так, в документах от 1844 и 1862 гг. говорится, что казахи охотно покупают сахар и чай, муку пшеничную, пшено, рис, сухие и свежие фрукты.

В прилинейных аулах и в местах, где к концу XIX - началу XX в. получило распространение огородничество, казахи охотно ели лук, огурцы и т.д. Однако на большей части территории Казахстана овощи еще долго были малоизвестны и редко употреблялись в пищу.

 

Арман СУЛЕЙМЕНОВ