Культура Казахстана в XVIXVII веках

 

1)      Введение.

2)      Устное народное творчество казахов в XV-XVII веках.

3)      Новый этап в развитии героического эпоса в XVI-XVII веках.

4)      Акыны, салы и сери.

5)      Казахский язык как самостоятельный национальный язык.

6)      Счете времени у казахов в XV-XVII ве­ках.

7)      Материальнаяи духовная жизнь казахов.

8)      Религия.

9)      Заключение.

 

 

Введение

Период XV- XVII веков занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса.

Устное народное творчество казахов в XV-XVII веках

В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было "терме" - короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации. Жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры.

Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Сущест­вовали различные сказочные жанры: животные, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как "Ер Тостик", "Едил-Жайык", "Кула мерген", "Алтын сака", "Кара мерген", "Аламан и Жоламан" и "Асан Кайгы" рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях. Много казахских сказок посвящено животным. В таких сказках друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Аддар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Новый этап в развитии героического эпоса в XVI-XVII веках

В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются "Козы Керпеш и Баян Сулу", "Кыз Жибек", "Кулше кыз", "Назымбек", "Сулу шаш", "Макдал кыз". Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик сездер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы.

Акыны, салы и сери

Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донес­шими ее до нас, были талантливые акыны, салы и сери. Акын обыч­но импровизировал и исполнял песню сам. Знаменитые казахские акыны и жырау (поэты-импровизаторы) Жиембет, Маргаска, Актамберды, Умбетей, Бухар-жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против внешних вра­гов. Ни одно празднество не проходило без участия акынов. По­этому авторитет и влияние акынов среди населения были очень высокими. Акыны слагали песни о важных событиях в истории народа, о знаменитых людях, воспевали любовь, благородство, чувства и переживания, мечты и чаяния людей.

Салы и сери не только импровизированно создавали песни, но и одновременно сочиняли к ним музыку. В песнях салов воспева­лись любовь, мужество и высокие душевные качества, в них часто звучали шутливые мотивы, розыгрыши. Песни сери отличались своей высокой эмоциональностью и строгим сохранением ритма. Образ жизни салов и сери состоял в постоянных разъездах по аулам. Они всегда были непременными участниками тоев и свадеб.

Казахский язык как самостоятельный национальный язык

В XV веке казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык. По сведениям ученых-литературоведов, такие эпосы, как «Едиге» и «Ер Саин» среди народа распространились через алшинов. Дастаны «Ер Кокше», «Базар-батыр» были созданы на керейском языке, родственном, как и другие племенные языки, единому казахскому языку, «Таласские памятники» - на языке дулатов-уйсунов, «Нахжи аль-Фарадис» создан на кердеринском и «Кодекс Куманикус» - на кыпчакском языках. Среди всех языков основным являлся древний кыпчакский язык. В XV-XVII веках древний кыпчакский язык в период Золотой Орды и Белой Орды употреблялся как официальный литературный язык. В XV-XVII веках стали появляться исторические произведения на казахском языке. Образцом письменной литературы является «Джами ат-тауарихи» («Сборник летописей»). Автором этой книги был Кадыргали Жалаири. В ней он излагает историческую летопись казахских правителей до султана Ураз-Мухаммеда, повествует о его происхождении. Сборник написан арабским алфавитом.

Счете времени у казахов в XV-XVII ве­ках

Кочевое хо­зяйство нуждалось и в правильном счете времени. В XV-XVII ве­ках среди казахов появились люди, специально занимавшиеся как счетом времени, так и определявшие погодные условия. Они уме­ли предсказывать погоду, точно определяли смену времен года, давали рекомендации о кочевке с зимовки на летовку и обратно. Изучая в течение многих лет погодные изменения и систематизи­ровав этот опыт, они создали народный календарь. Казахи доско­нально изучили «карту звездного неба». «Полярная звезда», «Боль­шая Медведица» для казахов были как бы астрономическими часами. Осенью, когда ночи становятся длиннее, у тех, кто охранял овец, смена караула происходила согласно этой звездной системе определения времени. Меркурий казахи называли Утренней звез­дой, иногда - Малой Венерой. У казахов-кочевников был накоплен большой опыт по наблюдению за звездным пространством. Эти зна­ния помогали им выбирать правильный ориентир в бескрайней сте­пи и находить пастбища, колодцы и другие объекты. Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц - на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Большую роль в жизни народа играл циклический календарь, унасле­дованный ими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет, носившими название "мушел". Каждый год назывался именем животного: мышь (тышкан), корова (сиыр), тигр (барс), заяц (коян), дракон (улу), змея (жылан), лошадь (жылкы), овца (кой), обезьяна (мешин), курица (тауык), собака (ит), свинья (доныз).

Материальная и духовная жизнь казахов

Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын". Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.

Казахские народные обычаи раскрываются в сва­дебном ритуале - "кудалык,салт". Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право "тайно" посетить невесту, и его первое посещение - урын келу, обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственников невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название "калындык ойнау". В XV-XVII веках ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов и еще не существовал обряд венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы - жубайлык скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен "жар-жар", исполнявшихся на свадебном торжестве. "Жар-жар" - песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи, мужская, возглавляемая женихом, женская - невестой. Песня рассказывает о положении женщин в патриархальной семье, выражает грусть и жалобу девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными, удалением от родных. В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением, носившим название «бет ашар». В первой части невеста обычно предс­тавлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из нази­даний и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семей­ного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супру­жеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки матери - сут акы - за молоко матери, отцу - той мал - свадебные расходы, братьям невесты - тарту - седла, пояса, близким родственникам невесты - каде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый "каргы бау" - залог верности сговора, "кит" - подарки сватающим. Приданое – жасау - невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор – саукеле и повозку - куйме. Богатые родители снабжали невесту летним жилищем - отау тiгiп беру - со всем его оборудованием.

Погребальные обряды XV-XVIII веков были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа "танир". У казахов существовала вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависи­мости от социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича в XV-XVII вв. еще существовала древняя традиция насыпного холма из камня.

Народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьба, рождение ребенка, поминки играли большую роль в культурной жизни казахов. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках устраивались различные игры: скачки - байге, борьба джигитов-силачей - курес, борьба всадников, которые должны свалить с седла друг друга - сайыс или вырвать друг у друга тушу козла - кокпар. Для участников игр назначались ценные призы. День нового года –наурыз - казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов - айтыс.

В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и клима­тическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шел­ковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы - "тон". В XV-XVII веках особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - "кебенек" и халат из тонкого белого войлока - "каттау". К старинным видам одежды относится также "шекпен" - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - "шапан", шившийся из шерстяных и шелковых тканей. Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - "койлек" и безрукавки - "женсиз камзол". Для изготовления женской одежды исполь­зовались хлопчатобумажные, шелковые ткани и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наибо­лее старинный и традиционный мужской головной убор - "калпак" из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались "ак калпак", шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - "айыр калпак". Весной и осенью казахи носили шапки - "борик", круглые по форме, с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались "тымак". Бopик девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались "камшат борик", вышитые золотом - "алтын борик", украшенные кораллами -"калмаржан борик". Летние легкие шапочки из бархата или парчи - "такия" -украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом. Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - "сәукеле" - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - "кимешек".

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - "белдик". Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Мужская и женская обувь также отличались разнообразием.

Пища у любого народа играет огромную знаковую роль, является частью материальной культуры. Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров. Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - "айран". Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственной культурой было просо, реже - пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено - "тары", шедшее на приготовление пшенной похлебки "тары коже". Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно - "талкан". Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки "тары таба нан". Из пшена готовилось также праздничное блюдо "жент". Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда.

Религия

Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился. В мировоззрении народных масс в XV-XVII вв. господствовали анимистические представления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, в частности, признание борьбы двух начал: доброго - кие и враждебного - кecиp. Сущность анимизма заключалась в одухотворении природных явлений, представлении о том, что за каждым явлением природы скрывается дух, который якобы управляет им.

Заключение

Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значи­тельное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XV-начале XIX в. Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.