Культура Казахстана в XVI – XVII веках
1) Введение.
8)
Произведения
историко-героического содержания.
9)
Развития вокального и
инструментального искусства.
11)
Заключение
Сочетание в одном лице сказителя,
музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах
развития искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли замечательные
образцы устного народного поэтического творчества прошлого.
Сокровища устной литературы
создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны,
жырау, певцы, импровизаторы. Понятия "акын", "жырау",
"жыршы", "өлеңші" во многом различны. Человека,
обладавшего даром импровизации, сочинявшего песни экспромтом, называли у
казахов акыном. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного
народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши
(песенники). Многие из них были профессионалами
Жырау были поэтами-импровизаторами,
авторами песен-толгау - размышлений и наставлений в стихах. Казахский народ
всегда высоко ценил ораторское искусство. Поэтому в кочевом обществе влияние
импровизаторов, поэтов-песенников на массы было огромным. Жырау с древних
времен исполняли при ханах функции советников, воспевали отвагу и стойкость
батыров, оплакивали умерших героев, ханов. В своих песенно-поэтических
произведениях жырау философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме
объясняли различные события в жизни государства и народа. В своих песнях они
восхваляли или критиковали деяния ханов и султанов. Излагали свое мнение о
происходящих событиях, давали советы и рекомендации ханам, как преодолеть
сложные жизненные моменты.
Содержание
песен жырау, живших в XVI-XVII веках, отражало обычаи и традиции, думы и чаяния
казахского народа. Знаменитыми представителями поэзии жырау были Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Ахтамберды,
Шалкииз и Бухар-жырау.
Доспамбет жырау родился в 1490 году
в городе Азове. В поэзии Доспамбет жырау отразилась позиция воина и защитника
Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина.
Доспамбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г. У него нет досады, что
уходит из жизни рано. Он уверен, что жизнь прожил достойно и ни о чем не
жалеет. Его идеал – воин, погибающий в жестокой схватке в степях Сарыарки. По Доспамбету,
«лишь тот не знает сожалений, кто жил в богатой водами и травами степи и ездил
на чистопородном скакуне, кто облачался в воинские доспехи и обнимал ароматно
пахнущую красавицу, кто устраивал пир и вдоволь угощался кумысом». Именно такой
представляет он себе свою жизнь. Он идеализирует, восхищается ею. Он показывает
себя отважным джигитом, «который в тот момент, когда на город нападает враг и
идет через каналы, вооружившись, садится на гнедого коня и бросается в бой так,
что его друзья и недруги восклицают: «Ай да храбрый Доспамбет!» Среди его
произведений выделяется толгау, имеющий в некоторой степени биографический
характер. Это – прощальная песня, которая отличается от подобных сочинений
других жырау. Толгау лишен сентиментальности и нравоучения, в нем сжато и емко
повествуется о судьбе поэта. Все это излагается очень поэтично: то вспоминаются
минувшие прекрасные дни, то перечисляются несбывшиеся мечты и дела. Причем, он
вдохновенно объясняет, что нисколько не сожалеет о несбывшихся мечтаниях.
Ярким представителем поэтической
традиции жырау является Жиембет жырау Бортогашулы. Происходил он из среды
крупных феодалов, управлявших родом Тана племени Байулы, был наместником хана
Есима в Младшем жузе. Жиембет играл заметную роль в жизни государства и самого
хана. Он участвовал в числе тех, кто поднимал Есима на белом войлоке и
провозглашал его ханом. Один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в
военных столкновениях казахов и ойратов, а также в подавлении мятежа
ташкентского правителя Турсына в 1627 году. За попытку отделить Младший жуз от
Казахского ханства Жиембет был сослан на казахско-ойратскую границу и вернулся
в родные края только после смерти Есим хана. В толгау-обращениях к Есим хану
Жиембет показывает себя как настоящий жырау: вместе с ханом борется за
возвышение государства и в то же время переходит в оппозицию к своему
властелину и попадает в немилость. Содержание двух его лирических стихотворений
рассказывает нам о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам и
страдающего от невозможности изменить что-либо.
Большой след в культуре казахского
народа оставил Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560 гг.). Он происходил из
знатного рода потомков Едиге. Получил хорошее образование, был приближенным
правителя Ногайской Большой Орды князя Темира. Поэзия Шалкииза глубоко
философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике.
Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов. Наиболее
показательными произведениями являются два его обращения к князю Темиру и
несколько толгау о себе и идеале батыра. В этих двух обращениях во весь рост
встают непокорная натура высокоодаренного поэта и могучая фигура высокородного
батыра-воина. Поэтический талант Шалкииза нарисовал великолепный образ
поэта-воина, который ни в чем не уступает правителю, даже превосходит его в
мудрости и благородстве. Тем не менее Шалкииз не отрицает выдающуюся роль
справедливого правителя и хочет, чтобы его человеческие качества
соответствовали бы его высокому положению, чтобы государство и народ, которыми
он правит, не страдали бы из-за него. Вера в идеального властелина лежит в
основе его верноподданнических мыслей и славословий.
Традиции поэзии жырау продолжил и
обогатил Маргаска жырау (XVII в.).
Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын
хана, является автором героической поэмы "Есим".
Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768
гг.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте
стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех
антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII
века возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.
Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота.
Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаманулы (1668-1781 гг.). Бухар
жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого
количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних
врагов. Одна группа произведений преимущественно философско-назидательного
плана с обобщениями и наставлениями. Он дает глубокие обобщения жизненных
ситуаций и поэтическими средствами предлагает общие заключения или
рекомендации, как поступить в определенных ситуациях, чтобы предотвратить беду.
Например, «Не ставьте юрту над оврагом, бурей может смести. Не давайте бразды
правления чужому, клеветою может вам голову снести». Бухар-жырау утверждает,
что в мире нет ничего постоянного, все в жизни чередуется, идет сосуществование
и борьба добра и зла: «Не думайте, что освещающая весь мир луна не заходит
никогда, что безбрежное озеро, если из него пить всегда, не засохнет никогда»,
«Не думайте, что у толстопузых богачей богатство не иссякнет никогда». Другая
группа произведений выполняет, прежде всего, идеологическую функцию,
пропагандирует и утверждает идею сильной государственности и ханской власти. Он
беспокоится как о настоящем, так и о будущем казахского государства. Его
обращения к хану Аблаю содержат советы и наставления, имеющие целью сохранить
мир и оградить народ от бедствий. Бухар Калкаманулы один из ярких
представителей классической поэзии жырау, выступавший одновременно и как
поэт-импровизатор, и как государственный идеолог, советник хана.
В этот период казахский фольклор
значительно обогатился новыми произведениями историко-героического содержания.
Произошла переработка старого богатырского эпоса, сформировался новый жанр –
исторический эпос. Бурное развитие получили предания и легенды об исторических
личностях, особо проявивших себя в век борьбы за независимость родины. В этот период
создавались новые эпические произведения и предания о батырах и ханах,
организовавших и ставших во главе освободительной борьбы казахов. В преданиях
рассказывалось об отдельных случаях из жизни реальных людей, их
взаимоотношениях и совместных боевых действиях, об их поведении и поступках во
время битвы и прочих приключениях. Популярными стали сказки богатырского
содержания, что соответствовало духу неспокойного времени, в эти сказки
проникали мотивы борьбы казахов с джунгарскими завоевателями. Заметное развитие
получили сатирические сказки. Сказки о Жиренше, «Аяз-би», «Балтеке-би»,
«Ер-Тостик», «Кендебай» в своеобразной форме отражали феодальную
действительность эпохи Казахского ханства и выражали думы и чаяния простого
люда. В период возвышения Казахского ханства сформировался еще один новый
фольклорный жанр – романический эпос. Такими были первые классические
любовно-лирические произведения казахского фольклора «Козы Корпеш – Баян Сулу»
и «Кыз Жибек».
Трудовая деятельность, обычаи и
обряды, народные игры и празднества - все это находило свое отражение в музыке.
Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что
традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение
инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим
народам, были известны только формы сольного исполнения. Повсеместно
распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью
каждого акына и певца, была домбра - щипковый инструмент с треугольным или
овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз -
смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя
часть которого была открыта, а нижняя - затянута кожей. Для струн и смычка,
имевших форму лука, использовался конский волос. Прочно входила в быт в XVI-XVII вв. игра на народных инструментах
Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения – кюи -
на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев
на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения,
заканчивал его фразой: "А теперь послушайте, как расскажет об этом
домбра".
Кроме устной литературы, у казахов
была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений -
религиозные и исторические труды. В XV-XVIII веках среди казахов были распространены такие книги, как
"Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр",
"Кесик-баги". Эти произведения носили религиозный характер, содержали
ряд сведений этнографического и исторического характера.
Историческое сочинение "Тарих-и
Рашиди", написанное в 1541-1546 годах на персидском языке посвящено
истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его - Мухаммед Хайдар из
племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма
"Жахан-Наме". Мухаммед
Хайдар Дулати в совершенстве владел арабским и персидским языками. Находясь в
ханском дворце Бабура, он был очевидцем многих важных исторических событий.
Внимательно изучал хранившиеся во дворце исторические документы и анализировал
их. Ознакомившись с трудами знаменитых ученых-историков Жамала Карши, Рашид
ад-Дина, Джувейни, Абдразака Самарканди, он создает обзорно-аналитическую основу
своих исторических трудов. Поэтому сведения, содержащиеся в книге
«Тарих-и-Ращиди», точны и понятны. «Тарих-и Рашиди» - не только историческое
сочинение. Это – талантливо написанное литературное произведение. В нем имеются
правдиво описанные картины боя, показаны действия людей при сражениях,
поведение их во время битвы, обрисованы образы реальных лиц, раскрыт драматизм
событий.
Наиболее важный памятник
исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих"
(Сборник летописей). Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода
жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном
Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и
Касимове, где и создал свое сочинение (1600-1602гг.). В знак дружбы свое
произведение Кадыргали Жалаири передал русскому царю Борису Годунову. Книга
посвящена истории казахов XV-XVI веков, содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и
пословицами.
В этом историческом труде изложены малоизвестные сведения и материалы о тех
землях, которые населяли казахи, о городах и городской культуре, Казахском
ханстве и его ханах, султанах, батырах и других социальных группах.
Значительное место уделено внутреннему и внешнему положению Казахского ханства,
его законотворчеству. Этот труд может считаться и историческим источником и
памятником литературы и языка. Как литературное произведение книга дает полное
представление о нравах общества, о глубоком проникновении в жизнь мусульманской
веры, о благосостоянии царской знати. Автор детально описывает процесс «инаугурации»
Ораз-Мухаммеда. Описание пира, щедрости радостного правителя дано в фольклорном
стиле, в то же время лаконично и конкретно. Литературно изображен образ
правителя, который представлен справедливым и милосердным, как это бывает в
утопических сочинениях.
Литературный
язык казахов, официальное функционирование которого относится ко второй
половине XIX века, по существу созревал в недрах общенародного
языка. Устная форма казахского литературного языка благодаря творческой
деятельности выдающихся казахских певцов-жырау, акынов-импровизаторов
значительно опережала его письменные формы. Казахский язык сформировался как
самостоятельный национальный язык в XV веке. В
последующие эпохи начинают появляться отдельные письменные образцы этого
литературного языка.
Таким образом, устная и письменная
литература получает дальнейшее развитие и обогащение. Она была преемственно
связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для
дальнейшего развития казахской национальной литературы.