Социально-экономическое развитие

Казахского ханства в XV-XVII веках.

1)      Введение.

2)      Государственное устройство Казахского ханства.

3)      Социальный строй Казахского ханства.

4)      Хозяйство и быт.

5)      Городская культура в Казахском ханстве.

6)      Заключение

 

 

Введение

В XV-XVII веках общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными. Казахское общество ханского периода состояло из двух основных противопоставленных друг другу социальных групп – ак-суйек (белая кость) и кара-суйек (черная кость). Различались они политическими и правовыми признаками. К ак-суйек относились только Чингизиды, которые назывались султанами, и ходжи, считавшиеся потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Все остальные группы и прослойки общества составляли кара-суйек.

Государственное устройство Казахского ханства

Высшую ступень социальной иерархии занимали султаны и ходжи. Султаны у казахов были аристократическим сословием и представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Наряду с термином «султан» для обозначения нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии употреблялись термины «торе» или оглан. Дети Чингизидов по праву рождения приобретали титул и вместе с ним права, потомственно принадлежавшие этой социальной группе. Каждый Чингизид независимо от того, к какой именно династии потомков он относился, мог претендовать на ханский престол в любом месте, где сохранялись в какой-то мере традиции монгольской империи. Важно отметить при этом, что султаны сами не были ни казахами, ни узбеками, не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена. Казахи сохраняли традиции степной государственности и не отвергали установившиеся права потомков Чингисхана. Вследствие чего каждый влиятельный султан претендовал на улус. Ибн Рузбихан Исфахани писал: «В каждом известном улусе есть свой полновластный султан из потомков Чингисхана, который со своим народом пребывает в какой-либо местности, старинном юрте (территория улуса). Султаны сидят там еще со времени…Джучи-хана и Шибан-хана и пользуются пастбищами». Правление в улусах давало султанам как военно-политическую власть над улусными людьми, так и фактическое право распоряжения пастбищами, водными источниками. Каждый улусный султан был прежде всего правителем улуса и командовал улусным войском. Верховным собственником всей земли был царствующих род в целом, то есть земля составляла сословную собственность всех Чингизидов вместе взятых. Привилегии султанов перед другими членами общества состояли в том, что  по существовавшему в ханстве закону различно наказывались люди разных социальных слоев за одни и те же преступления. Султаны были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев. Творить суд над Чингизидами мог только султан или сам хан.

Социальный строй Казахского ханства

Из социальной группы кара-суйек особыми правами обладали только бии –предводители родов и племен. Бии казахских улусов пользовались некоторыми правами: в пределах подвластных им родов только биям (кроме хана) принадлежала и судебная, и административная. Бии наряду с султанами участвовали в решении общегосударственных дел, сообща являясь на ежегодно созываемое «народное собрание». Наиболее влиятельные родоначальники входили в «совет биев» при хане. Бий сочетал в себе четыре качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бий, в противоположность Чингизидам – «наднациональному» сословию, составляли «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суйек.

Для обозначения различных категорий простолюдинов употреблялось несколько терминов: карачу (караджи), каракиши, кул-кутаны, шаруа, пукара (бухара). Карачу – юридически свободное лицо, обладающее личными и имущественными правами. Но защита свободы личности и имущественных свободных лиц обеспечивалась не государственным аппаратом, а солидарностью членов рода. Отдельная личность имела значение только как часть рода, и только род был юридической единицей. Человек, от которого отступился его род оставался как бы вне закона.

В отличие от аристократического сословия у представителей кара-суйек прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были объединены в три жуза: Улы жуз (Старший жуз), Орта жуз (Средний жуз) и Киши жуз (Младший жуз). В ханстве казахов одним из основополагающих принципов общественного устройства была иерархия родов и племен. Общественное положение каждого отдельного представителя кара-суйек, будь он потомственным бием или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени.

В казахском обществе существовало деление лиц по имущественному состоянию: богатый (бай) – бедный (кедей). Баем по Ибн Рузбихану, назывался всякий «влиятельный богач», владевший большим количеством скота и движимого имущества. Богатство представлялось тогда неотделимым от власти. Кроме аристократии и простых людей, богатых и бедных, но лично свободных, в обществе казахов-кочевников была категория лично несвободных мужчин (кул) и лично несвободных женщин (кюн) – рабов. Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного человека, ставило его наравне с вещью, скотом. Общая характерная черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества, - личная зависимость от хозяина.

Казахское общество ханского периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях.

 Вершину всей социальной иерархии представляло лицо, облеченное титулом хана.

Хан­ская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знат­ные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избран­ного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъез­жались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («хан­ская дележка»). Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел пра­во жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов при­гоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом.

Ханом могли избрать не того султана, кто имел большие зем­левладения, а того, кто имел много скота. Потомки Чингисхана избирались ханами в зави­симости от их возраста и близости по родству. Казахский хан не только правил страной, но и командовал войсками. У хана имелись свои небольшие военные отряды. Члены этих вооруженных отрядов вместе с ханом отправлялись в походы, пас­ли его скот и помогали в домашнем хозяйстве. В необходи­мых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавли­вали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угро­зы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. В мирное время перекочевка без согласия хана не разреша­лась. От его имени с населения собирали налоги.

В результате разделения казахского народа на три жуза в каж­дом из них избирался свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не было четких границ.

Хозяйство и быт

Главной отрас­лью хозяйства в Казахском ханстве было кочевое и полукочевое скотоводство. У каждого рода были свои тради­ционные маршруты кочевок. Кочевое хозяйство породило прак­тику посезонного выпаса скота. Вся территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайляу), осенние (кузеу). Полукочевое скотоводство в ос­новном преобладало на юге, юго-западе, юго-востоке и в централь­ной части Казахстана. Это были солончаковые, пустынные, полу­пустынные и полынные степи. К ним относятся Мангистауский по­луостров, Устюртское плато, часть Каспийской низменности, Мугоджарские горы, Большие и Малые Барсукские пески, Приаральские Каракумы, возвышенности в Тургайской степи, Голодная степь и пустыни Мойынкумы и Кызылкумы. Эти райо­ны составляли более половины всей террито­рии Казахстана и имели благоприятные ус­ловия для занятия полукочевым скотовод­ством.

На зимние пастбища кочевые аулы откочевывали глубокой осе­нью. Очень удобны и благоприятны были зимние пастбища в Кызылкумах. Здесь росли ковыль, полынь, перекати-поле, верблюжья колючка, низкорослые кусты саксаула. Между песчаными холмами в защищенных от холодных ветров местах выпасали скот. Зимовавшие в Кызылкумах кочевые аулы поили скот из глубоких колодцев. Откочевывая, покрывали их кошмой и оставляли свой родовой знак. Каждый аул имел только ему принадлежащий колодец. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращи­вали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Лошадей име­ли лишь богатые люди. Кочевники использовали для утоления жажды молоко овец и коз, напитки из кобыльего (кумыс) и верб­люжьего молока (шубат). Кочевые аулы поставляли на продажу в соседние Хивинское и Бухарское ханства скот, мясо, шерсть, пуш­нину, курт, масло, а сами покупали или обменивали на свои товары ткани, одежду, обувь, украшения, сахар, чай, предметы до­машнего обихода. Для кочующих зимой казахских аулов основную угрозу пред­ставлял джут (массовый падеж скота).

Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Это один из самых ответственных периодов ско­товодческих работ. Скотоводы должны были регулярно кормить молодняк, поить и содержать в теплых условиях. Весной проводили пер­вую стрижку коз, овец, лошадей и верблюдов. Когда молодняк твердо становился на ноги, обыч­но в начале мая, перекочевывали на жайляу. До жайляу приходи­лось преодолевать расстояние в 300-400 километров, за это время молодняк уже набирался сил.

Аулы обычно находились на жайляу полтора-два месяца. Пос­ле перекочевки на жайляу они приступали к доению кобылиц и приготовлению кумыса. Основной обязанностью пастухов был пра­вильный откорм и повышение упитанности скота. К концу июня ягнят купали в прудах. Вслед за этим занимались стрижкой. Сезон, когда стригли ягнят, носил название «козы кузем». Из стриженой шерс­ти ягнят катали кошмы. В катании кошм принимали участие все женщины аула, несмотря на возраст. Кошмы изготавливали раз­личных размеров. На жайляу проходили празднества. Время пребывания на жайляу считалось среди кочевников самым привольным и богатым интересными событиями.

С наступлением холодов пастухи с жайляу перекочевывали на кузеу - в места осенних стоянок. Осенняя ко­чевка была обременительным делом. Заготовленные на зиму продукты питания, кошмы и другие предметы, вещи домашнего обихода, зимняя одежда составляли для кочую­щих большой груз. К перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября после выпадения снега, появле­ния на реках и озерах ледяного покрова. С первым снегом мужчины с беркутами, гончими и борзыми собаками выходили на охоту на диких зверей, которая являлась для них и развлечением, и подсобной отраслью хозяйственной деятельности.

 

В период создания Казахского ханства особенно бурное развитие пережива­ли очаги традиционного земледелия, а именно в Жетысу и Южном Казахстане.  Поймы рек Сырдарья, Арысь, Чу, Талас и Или были регионами развития поливного земледелия. Хорошо было раз­вито земледелие у подножий гор Каратау и Улытау, в поймах Иртыша и на бере­гах озера Зайсан. Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли. Их называли жатаками. Земледельцы-казахи сеяли пшеницу, ячмень, просо и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для об­работки земель использовались такие орудия труда, как кетмень, деревянная соха, борона, серп, лопата. Для очистки зерен и пере­малывания их в муку использовались деревянные ступы и ручные мельницы. Землю вспахивали с помощью лошадей, волов и верб­людов.

Значительное место в хозяйстве казахов занимали различные ремесла и домашние промыслы. Большинство из них было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи издавна умели выделывать кожу и войлок и окрашивать их в разные цвета. Они искусно владели техникой тиснения, аппликации и узорного шитья. По свидетельству Ибн Рузбихана, казахи «производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами и нарезные ремни, очень красивые и изящные». Домашние промыслы обеспечивали в той или иной степени каждую семью общества необходимыми вещами для своего проживания. Это изделия внутреннего убранства жилища, различные виды одежды. Ибн Рузбихан писал, что казахи кочуют из пределов Кыпчакской степи и Итиля на берега Сырдарьи на зимние пастбища, «передвигая кибитки среди снегов, в собольих, беличьих и других шубах, в шелковых одеждах со множеством украшений…». Также он указывал на многообразие изделий, изготавливаемых мастерами «…вследствие частого общения, в эту страну привозят красивые и изящные товары, особенно хорошие платяные и ковровые изделия, серебряные и золотые украшения… Из шерсти овцы шьют сначала себе рубашку, а под конец саван и завертывают в него тело…» Сырье, получаемое в хозяйстве, перерабатывалось в различные изделия бытового назначения.      Народные промыслы и ремесла, были частью натурального хозяйства кочевников-скотоводов.

Городская культура в Казахском ханстве

Постоянная связь кочевого хозяйства населения степных районов и районов оседлого земледелия и городского хозяйства были неотъемлемой чертой экономической жизни казахского общества. В Казахском ханстве продолжала развиваться городская жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о «тридцати крепостях Туркестана». На правобережье Сырдарьи это были Яссы, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левом берегу – Аркук, Узгенд, на северных склонах Каратау – Сузак, Кумкент. Культурными и экономическими центрами были лишь 5-6 наиболее крупных из них. Города в период становления и укрепления казахской государственности играли в жизни населения Казахстана многоплановую роль. Город Сыгнак в Присырдарье был расположен на границе с кочевой степью. Не случайно его называли «торговой гаванью» для Восточного Дешт-и Кыпчака. Он находился в удобном для торговли месте. Кочевые племена при­гоняли свой скот, завозили животноводческую продукцию, пуш­нину. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн меж­ду Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма в конце XVI он стал ханской ставкой - ордой. На рубеже XVI - XVII веков  Туркестан (Йассы) стал столицей Казахского ханства, он был и религиозным центром для всего Туркестана и прилегающей казахской степи. Жи­тели города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледе­лием. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи стал святым местом па­ломничества мусульман. За овладение Саураном между Узбекским и Казах­ским ханствами кровопролитные войны длились около 100 лет. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства.  Сауран  находился на выгодном торговом пути. В зоне Саурана было хорошо развиты земледе­лие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, благодаря целой системе оборонительных сооружений.   Сайрам в XVI-XVII веках был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казах­стана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в войнах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец пос­ле внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превра­щен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Одна­ко в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что при­вело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе. Отрар (Фараб) - один из среднеазиатских крупных городов средневековья. В исторических письменных источниках он был из­вестен с VIII века.  В V-XV веках город являлся центром торговли с кочевыми племенами. Отрар находился на тор­говом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродил­ся и просуществовал до XVII века. При прав­лении ханов Белой Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара располо­жен мавзолей Арыстан-Баба, духовного на­ставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.

Заключение

Однако, феодальные распри и междоусобицы привели к упадку городской культуры, кризису земледелия. В результате усиления внутренних междоусобиц, джунгарских на­шествий и грабительских походов среднеазиатских ханов в XVI-XVII веках южные города пришли в упадок. Это нанесло значи­тельный ущерб экономике всего Казахского ханства.