Социально-экономическое
развитие
Казахского ханства в XV-XVII веках.
1)
Введение.
2)
Государственное устройство
Казахского ханства.
3)
Социальный строй Казахского ханства.
5)
Городская культура в Казахском ханстве.
6) Заключение
В
XV-XVII веках общественные
отношения у казахов были патриархально-феодальными. Казахское общество ханского
периода состояло из двух основных противопоставленных друг другу социальных
групп – ак-суйек (белая кость) и кара-суйек (черная кость). Различались они
политическими и правовыми признаками. К ак-суйек относились только Чингизиды,
которые назывались султанами, и ходжи, считавшиеся потомками сподвижников
пророка Мухаммеда. Все остальные группы и прослойки общества составляли
кара-суйек.
Высшую
ступень социальной иерархии занимали султаны и ходжи. Султаны у казахов были
аристократическим сословием и представляли самую влиятельную политическую силу
казахского общества. Наряду с термином «султан» для обозначения нецарствовавших
потомков Чингисхана по мужской линии употреблялись термины «торе» или оглан. Дети
Чингизидов по праву рождения приобретали титул и вместе с ним права,
потомственно принадлежавшие этой социальной группе. Каждый Чингизид независимо
от того, к какой именно династии потомков он относился, мог претендовать на
ханский престол в любом месте, где сохранялись в какой-то мере традиции
монгольской империи. Важно отметить при этом, что султаны сами не были ни
казахами, ни узбеками, не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских
племен, не разделялись на колена. Казахи сохраняли традиции степной
государственности и не отвергали установившиеся права потомков Чингисхана.
Вследствие чего каждый влиятельный султан претендовал на улус. Ибн Рузбихан
Исфахани писал: «В каждом известном улусе есть свой полновластный султан из
потомков Чингисхана, который со своим народом пребывает в какой-либо местности,
старинном юрте (территория улуса). Султаны сидят там еще со времени…Джучи-хана
и Шибан-хана и пользуются пастбищами». Правление в улусах давало султанам как
военно-политическую власть над улусными людьми, так и фактическое право
распоряжения пастбищами, водными источниками. Каждый улусный султан был прежде
всего правителем улуса и командовал улусным войском. Верховным собственником
всей земли был царствующих род в целом, то есть земля составляла сословную
собственность всех Чингизидов вместе взятых. Привилегии султанов перед другими
членами общества состояли в том, что по
существовавшему в ханстве закону различно наказывались люди разных социальных
слоев за одни и те же преступления. Султаны были избавлены от телесного
наказания и не подлежали суду биев. Творить суд над Чингизидами мог только
султан или сам хан.
Из
социальной группы кара-суйек особыми правами обладали только бии –предводители
родов и племен. Бии казахских улусов пользовались некоторыми правами: в
пределах подвластных им родов только биям (кроме хана) принадлежала и судебная,
и административная. Бии наряду с султанами участвовали в решении
общегосударственных дел, сообща являясь на ежегодно созываемое «народное
собрание». Наиболее влиятельные родоначальники входили в «совет биев» при хане.
Бий сочетал в себе четыре качества: военачальник, административное лицо, судья
и представитель степной аристократии. Бий, в противоположность Чингизидам –
«наднациональному» сословию, составляли «национальную» аристократию, элиту
социальной группы кара-суйек.
Для
обозначения различных категорий простолюдинов употреблялось несколько терминов:
карачу (караджи), каракиши, кул-кутаны, шаруа, пукара (бухара). Карачу –
юридически свободное лицо, обладающее личными и имущественными правами. Но
защита свободы личности и имущественных свободных лиц обеспечивалась не
государственным аппаратом, а солидарностью членов рода. Отдельная личность
имела значение только как часть рода, и только род был юридической единицей.
Человек, от которого отступился его род оставался как бы вне закона.
В
отличие от аристократического сословия у представителей кара-суйек прочно
сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были
объединены в три жуза: Улы жуз (Старший жуз), Орта жуз (Средний жуз) и Киши жуз
(Младший жуз). В ханстве казахов одним из основополагающих принципов
общественного устройства была иерархия родов и племен. Общественное положение
каждого отдельного представителя кара-суйек, будь он потомственным бием или
рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и
племени.
В
казахском обществе существовало деление лиц по имущественному состоянию: богатый
(бай) – бедный (кедей). Баем по Ибн Рузбихану, назывался всякий «влиятельный
богач», владевший большим количеством скота и движимого имущества. Богатство
представлялось тогда неотделимым от власти. Кроме аристократии и простых людей,
богатых и бедных, но лично свободных, в обществе казахов-кочевников была
категория лично несвободных мужчин (кул) и лично несвободных женщин (кюн) –
рабов. Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля,
долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную
группу общества. Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного
человека, ставило его наравне с вещью, скотом. Общая характерная черта всех
рабов, которая отличала их от других слоев общества, - личная зависимость от
хозяина.
Казахское
общество ханского периода представляло собой иерархически организованную
социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в
тесных и неоднозначных связях.
Вершину всей социальной иерархии представляло
лицо, облеченное титулом хана.
Ханская власть не всегда передавалась по наследству, а
хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов
(рубасы) сажали избранного ханом на
белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский
титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим
как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъезжались
по домам. Такая традиция называлась «ханталапай»
(«ханская дележка»). Хан, у которого весь скот подвергся дележке,
отныне имел право жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов пригоняли
к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом.
Ханом
могли избрать не того султана, кто имел большие землевладения, а того, кто
имел много скота. Потомки Чингисхана избирались ханами в зависимости от их
возраста и близости по родству. Казахский хан не только правил страной, но и
командовал войсками. У хана имелись свои небольшие военные отряды. Члены этих
вооруженных отрядов вместе с ханом отправлялись в походы, пасли его скот и
помогали в домашнем хозяйстве. В необходимых случаях собирали родоплеменные
народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы
устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы
роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. В
мирное время перекочевка без согласия хана не разрешалась. От его имени с
населения собирали налоги.
В
результате разделения казахского народа на три жуза в каждом из них избирался
свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между
владениями этих ханов не было четких границ.
Главной
отраслью хозяйства в Казахском ханстве было кочевое и полукочевое
скотоводство. У каждого рода были свои традиционные маршруты кочевок. Кочевое
хозяйство породило практику посезонного выпаса скота. Вся территория выпасов
делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу),
летние (жайляу), осенние (кузеу). Полукочевое скотоводство в основном
преобладало на юге, юго-западе, юго-востоке и в центральной части Казахстана.
Это были солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. К ним
относятся Мангистауский полуостров, Устюртское плато, часть Каспийской
низменности, Мугоджарские горы, Большие и Малые Барсукские пески, Приаральские
Каракумы, возвышенности в Тургайской степи, Голодная степь и пустыни Мойынкумы
и Кызылкумы. Эти районы составляли более
половины всей территории Казахстана и имели благоприятные условия для
занятия полукочевым скотоводством.
На
зимние пастбища кочевые аулы откочевывали глубокой осенью. Очень удобны и
благоприятны были зимние пастбища в Кызылкумах. Здесь росли ковыль, полынь,
перекати-поле, верблюжья колючка, низкорослые кусты саксаула. Между песчаными
холмами в защищенных от холодных ветров местах выпасали скот. Зимовавшие в
Кызылкумах кочевые аулы поили скот из глубоких колодцев. Откочевывая, покрывали
их кошмой и оставляли свой родовой знак. Каждый аул имел только ему
принадлежащий колодец. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали
каракульских овец и одногорбых верблюдов. Лошадей имели лишь богатые люди.
Кочевники использовали для утоления жажды молоко овец и коз, напитки из
кобыльего (кумыс) и верблюжьего молока (шубат). Кочевые аулы поставляли на
продажу в соседние Хивинское и Бухарское ханства скот, мясо, шерсть, пушнину,
курт, масло, а сами покупали или обменивали на свои товары ткани, одежду,
обувь, украшения, сахар, чай, предметы домашнего обихода. Для кочующих зимой
казахских аулов основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота).
Весеннее
кочевье совпадало со временем окота. Это один из самых ответственных периодов
скотоводческих работ. Скотоводы должны были регулярно кормить молодняк, поить
и содержать в теплых условиях. Весной проводили первую стрижку коз, овец,
лошадей и верблюдов. Когда молодняк твердо становился на ноги, обычно в начале
мая, перекочевывали на жайляу. До жайляу приходилось преодолевать расстояние в
300-400 километров, за это время молодняк уже набирался сил.
Аулы
обычно находились на жайляу полтора-два месяца. После перекочевки на жайляу
они приступали к доению кобылиц и приготовлению кумыса. Основной обязанностью
пастухов был правильный откорм и повышение упитанности скота. К концу июня
ягнят купали в прудах. Вслед за этим занимались стрижкой. Сезон, когда стригли
ягнят, носил название «козы кузем». Из стриженой шерсти ягнят катали кошмы. В
катании кошм принимали участие все женщины аула, несмотря на возраст. Кошмы
изготавливали различных размеров. На жайляу проходили празднества. Время
пребывания на жайляу считалось среди кочевников самым привольным и богатым
интересными событиями.
С
наступлением холодов пастухи с жайляу перекочевывали на кузеу - в места осенних
стоянок. Осенняя кочевка была обременительным делом. Заготовленные на зиму
продукты питания, кошмы и другие предметы, вещи домашнего обихода, зимняя
одежда составляли для кочующих большой груз. К перекочевке на зимовки начинали
готовиться в конце октября после выпадения снега, появления на реках и озерах
ледяного покрова. С первым снегом мужчины с беркутами, гончими и борзыми
собаками выходили на охоту на диких зверей, которая являлась для них и
развлечением, и подсобной отраслью хозяйственной деятельности.
В
период создания Казахского ханства особенно бурное развитие переживали очаги
традиционного земледелия, а именно в Жетысу и Южном Казахстане. Поймы рек Сырдарья, Арысь, Чу, Талас и Или
были регионами развития поливного земледелия. Хорошо было развито земледелие у
подножий гор Каратау и Улытау, в поймах Иртыша и на берегах озера Зайсан.
Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли. Их называли жатаками. Земледельцы-казахи
сеяли пшеницу, ячмень, просо и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для обработки
земель использовались такие орудия труда, как кетмень, деревянная соха, борона,
серп, лопата. Для очистки зерен и перемалывания их в муку использовались
деревянные ступы и ручные мельницы. Землю вспахивали с помощью лошадей, волов и
верблюдов.
Значительное
место в хозяйстве казахов занимали различные ремесла и домашние промыслы.
Большинство из них было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи
издавна умели выделывать кожу и войлок и окрашивать их в разные цвета. Они
искусно владели техникой тиснения, аппликации и узорного шитья. По
свидетельству Ибн Рузбихана, казахи «производили разноцветные войлоки с
необыкновенными узорами и нарезные ремни, очень красивые и изящные». Домашние
промыслы обеспечивали в той или иной степени каждую семью общества необходимыми
вещами для своего проживания. Это изделия внутреннего убранства жилища,
различные виды одежды. Ибн Рузбихан писал, что казахи кочуют из пределов Кыпчакской
степи и Итиля на берега Сырдарьи на зимние пастбища, «передвигая кибитки среди
снегов, в собольих, беличьих и других шубах, в шелковых одеждах со множеством
украшений…». Также он указывал на многообразие изделий, изготавливаемых
мастерами «…вследствие частого общения, в эту страну привозят красивые и
изящные товары, особенно хорошие платяные и ковровые изделия, серебряные и
золотые украшения… Из шерсти овцы шьют сначала себе рубашку, а под конец саван
и завертывают в него тело…» Сырье, получаемое в хозяйстве, перерабатывалось в
различные изделия бытового назначения.
Народные промыслы и ремесла, были частью натурального хозяйства
кочевников-скотоводов.
Постоянная
связь кочевого хозяйства населения степных районов и районов оседлого
земледелия и городского хозяйства были неотъемлемой чертой экономической жизни
казахского общества. В Казахском ханстве продолжала развиваться городская
жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о «тридцати крепостях Туркестана». На
правобережье Сырдарьи это были Яссы, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на
левом берегу – Аркук, Узгенд, на северных склонах Каратау – Сузак, Кумкент. Культурными
и экономическими центрами были лишь 5-6 наиболее крупных из них. Города в
период становления и укрепления казахской государственности играли в жизни
населения Казахстана многоплановую роль. Город Сыгнак в Присырдарье был расположен на границе с кочевой степью. Не
случайно его называли «торговой гаванью» для Восточного Дешт-и Кыпчака. Он
находился в удобном для торговли месте. Кочевые племена пригоняли свой скот,
завозили животноводческую продукцию, пушнину. Он сыграл огромную роль в
истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных
войн между Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма в
конце XVI он стал ханской ставкой - ордой. На рубеже XVI - XVII веков Туркестан
(Йассы) стал столицей Казахского ханства, он был и религиозным центром для
всего Туркестана и прилегающей казахской степи. Жители города наряду с
торговлей и ремеслами занимались земледелием. Караванные пути с Востока и
Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В
нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь
похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи
стал святым местом паломничества мусульман. За овладение Саураном между Узбекским и Казахским ханствами кровопролитные
войны длились около 100 лет. В XVI веке он
окончательно вошел в состав Казахского ханства.
Сауран находился на выгодном
торговом пути. В зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и
бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную
крепость, благодаря целой системе оборонительных сооружений. Сайрам
в XVI-XVII веках был
важным торговым и хозяйственным центром Южного Казахстана. Город быстро
развивался и рос. Как и другие города, в войнах с Узбекским ханством переходил
из рук в руки. Наконец после внушительных побед Казахского ханства Сайрам был
превращен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Однако в
конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что привело
к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе. Отрар (Фараб) -
один из среднеазиатских крупных городов средневековья. В исторических
письменных источниках он был известен с VIII
века. В V-XV веках город являлся центром торговли с кочевыми
племенами. Отрар находился на торговом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь,
Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был
разрушен, Отрар возродился и просуществовал до XVII
века. При правлении ханов Белой Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было
построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей
Арыстан-Баба, духовного наставника Йасауи. Он считается священным местом
паломничества мусульман.
Однако,
феодальные распри и междоусобицы привели к упадку городской культуры, кризису
земледелия. В результате усиления внутренних междоусобиц, джунгарских нашествий
и грабительских походов среднеазиатских ханов в XVI-XVII веках южные города пришли в упадок. Это нанесло
значительный ущерб экономике всего Казахского ханства.