Культура
Казахстана в XIV - XV веках
1)
Введение.
2) Реформы
правителей монгольских улусов.
5) Развитие
архитектуры на территории средневекового Казахстана.
6) Заключение
В истории Казахстана особое место занимают XIV - XV века, когда завершался процесс сложения собственно казахской народности, восстанавливалась государственность на местной этнической основе. В XIV - XV веках произошли коренные изменения в развитии хозяйственных занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство монгольских ханов и феодалов, приток новых кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны за перераспределение владений к концу XIV века уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье. Письменные источники рисуют разительную картину упадка городов и культурной жизни, запустение обширных, ранее цветущих земледельческих районов. В долине Или городская культура гибнет в конце XIII – XIV веков, в Таласской и Чуйской долинах пустеет большинство известных городов.
Иная картина сложилась на юге
Казахстана, в бассейне реки Сырдарьи, на северных и южных склонах Каратау, в
предгорьях Таласского хребта. Среди монгольской аристократии вскоре после
прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к оседлому
населению. Одни были противниками оседлой жизни, им представлялось необходимым
всю землю превратить в пастбища для скота, а все население оседлых районов - в
кочевников. Ярыми сторонниками этого направления были Чингисхан, Шагатай и
великий хан Гуюк. Другая группировка знати стремилась к построению
централизованного государства и поэтому всячески поддерживала население оседлых
регионов. К этой группе относились Жоши, великие ханы Мунке и Угедей. На
территории Улуг Улуса победила вторая тенденция, и хозяйственная жизнь после
монгольского нашествия стала быстро восстанавливаться. Уже
Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату. Мунке отменил старые ненормированные подати и налоги и установил единую подушную подать. Были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадей у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане. Для прекращения анархии в денежном обращении были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60% золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар. В качестве разменной монеты использовались посеребренные дирхемы и медные фельсы.
Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства шагатаидов. Главным ее проводником был правитель Мавераннахра Масудбек. Основное содержание этой реформы составлял переход к регулярному чекану серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету за определенную плату. Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321 г. с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название "кебеки". Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре и в Улуг Улусе стал одинаковым.
Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались. По приказам ханов Улуг Улуса на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.
Кочевое хозяйство не претерпело в XIV-XV веках каких-либо изменений. В XIV- начале XV вв. начинается перемещение традиционных маршрутов кочевания, связанное с климатическими изменениями. Кочевники разводили овец и лошадей, верблюдов, в отдельных районах – крупный рогатый скот. Лошадь являлась основным средством передвижения во время перекочевок и в военных походах. Овцеводство было распространено повсеместно.
Одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Из шкур шили верхнюю одежду, а из шерсти вязали рубашки, платья и белье. В ходе археологических раскопок были найдены ножницы для стрижки овец, шилья и головки для веретен. Имелись разные виды летней и зимней одежды. Так, зимой мужчины носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы. Шили и вязали также различную обувь из шкур, меха и шерсти.
Одним из основных показателей материальной культуры является пища. Основной едой скотоводов были мясо, молоко, масло, кумыс, шубат и другие животноводческие продукты. О том, как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс, писали в XIII веке европейские путешественники. Например, В. Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран». Он отмечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.
Любое скотоводческое и земледельческое хозяйство немыслимы без изделий ремесленного производства. Для скотоводства были необходимы конские сбруи, длинные шесты для ловли лошадей - куруки, арканы, различные виды привязей. Для защиты от врагов требовались такие виды оружия, как лук со стрелами, копье, сабля, шокпар - дубина с утолщенным концом. Ими пользовались не только во время войны, но и для охраны своих жилищ и скота. В оседлых районах для обработки земли применяли железную соху, плуг, серп косу, кетмень, деревянные лопаты и другие орудия труда. В повседневной жизни для получения муки использовали водяные и ручные мельницы, для перемалывания проса - ступу. Отрарские мастерские дают представление об индивидуальном производстве самостоятельного товаропроизводителя-гончара, работающего в своей мастерской при доме. Материалы раскопок мастерских Отрара дают основание предположить наличие здесь и товариществ, и цеховых объединений. Анализ производимой в Отраре керамической продукции позволяет говорить о специализации мастеров. Например, в одной мастерской было налажено производство водоносных кувшинов, в другой мастер специализировался на производстве двуручных горшков, в третьей изготавливалась штампованная керамика и поливная посуда. В росписях керамики используются, главным образом, растительные мотивы. Распространена керамика с изображением сырдарьинского образа – барана. Второй традиционный образ на керамике – птица. Большое количество кирпичеобжигательных печей в мастерских свидетельствует о размахе строительных работ в Отраре. Из бронзы и меди изготавливались различного рода украшения. Например, важной находкой является литой бронзовый медальон с рельефными изображениями на обеих сторонах. Большой интерес представляет Отрарский клад серебряных вещей. Часть ювелирных изделий из клада была сделана ремесленниками южноказахстанских городов.
Таким образом, в ХIII-начале XV веков развитие материальной культуры кыпчак-казахских племен получило новый импульс. На базе, заложенной в это время, в дальнейшем выросла оригинальная культура казахов XV-XVIII вв.
К духовной культуре относятся обычаи и обряды, традиции и устное народное творчество, письменная литература, музыка, религиозные верования. Духовная культура имеет древние и глубокие традиции. В XIV-XV веках основные произведения устной литературы племен и родов, населявших территорию Казахстана, передавались устно из поколения в поколение. Многие образцы устного народного творчества созданы в эпоху родового строя и Тюркского каганата и получили дальнейшее развитие уже в условиях феодального общества. Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки. Среди них «Куламерген - Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем» и другие волшебно-героического и назидательного содержания. Одним из древних жанров устного народного творчества являются эпические поэмы и сказания.. Эпическая поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов. В ней также рассказывается о реальных исторических лицах времени Золотой Орды Алшагыре, Казане, Карамане, Айбаке. А после распада Золотой Орды появились эпические произведения, в которых главными героями были батыры, защищавшие свой народ, родную землю от врагов. Среди них батыры Ер-Таргын, Орак, Мамай, Ер-Косай. В XIII-XV веках наряду с устным народным творчеством появились образцы устной поэзии, созданные известными в народе авторами. Среди них Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, имена которых стали легендарными. В своих произведениях они поднимали злободневные семейно-бытовые и другие общественно значимые темы. Они были глубокими знатоками обычаев, обрядов и традиций, слагали песни о важных событиях в жизни народа, о знаменитых людях. Так, например, сохранились слова песни Кетбуги, иносказательно обращенной к Чингисхану, о гибели его старшего сына Жошы (Джучи), а также слова песни-плача по поводу гибели сына акына Котана - Акжола.
В XIV-XV веках наряду с устной литературой стала развиваться и письменная. Большинство из ее произведений было написано на кыпчакском языке. «Кодекс Куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев, знавших латинский язык и приехавших в Золотую Орду. Поэмы «Хосров и Ширин» и «Жусуп-Злиха» - произведения о беспредельной любви, они пронизаны мечтой о справедливом обществе. В них также содержатся наставления и советы правителям заботиться о народе и призывают их установить жесткий контроль за своими приближенными, чтобы они за свои злоупотребления несли наказание.
Наиболее древними жанрами музыкального искусства были трудовые и лирико-бытовые песни, в которых отражались скотоводческо-кочевой образ жизни и семейно-бытовой уклад степного населения. Большинство песен сопровождало трудовые процессы и семейно-бытовые обряды и ритуалы. Свадебные песни той-бастар, жар-жар, беташар, похоронные причитания - жоктау, песни-утешения - естирту, конил айту и жубату были одновременно и частью повседневной жизни и быта, и произведениями искусства.
Широко популярной среди народа была и инструментальная музыка. Она была разнообразной по тематике и содержанию. В народе до наших дней сохранились инструментальные произведения, передающие настроение человека, - кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр». Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») были созданы еще в эпоху Золотой Орды.
Исламская религия в XIV веке была принята среди подавляющего большинства населения Казахстана. Причиной быстрого распространения ислама было то, что эта религия была суфистского (мистического) толка. И многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства, которые тогда были еще распространены среди тюрков. Многие элементы ислама и шаманизма сосуществовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому мировоззрению почитания единого Бога - Аллаха.
Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ поклонения огню. Огонь считался домашним святилищем, покровителем жилища. Поэтому невеста, вступая в новую семью, должна была, входя в дом отца мужа, принести в жертву огню ложку масла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовки, разжигали костры и прогоняли между ними скот, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Осенью с возвращением на зимовки, жилища и стойла для скота вновь окуривали огнем и дымом. Чтобы оберечь от сглаза, использовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею малолетних детей или жеребят, верблюжат. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев считавшихся священными зверей и птиц (волков, филинов и других).
Расцвет городской жизни в Улуг Улусе привел к развитию архитектуры и градостроительства, особый подъем которого относится к началу XIV в. После принятия ислама в качестве государственной религии в городах начали возводиться мечети, медресе, дворцы, появляется новый архитектурный стиль. Широкое распространение получает строительство монументальных культовых построек, которыми особенно богат Центральный Казахстан. В долине реки Каракенгир расположен мазар Жоши хана, построенный в традиционном доисламском кыпчакском стиле. Недалеко от него расположен мазар Алаша хана, построенный в XlV-начале XV в. Это сооружение послужило образцом для целого ряда подобных построек - мавзолеев Кайып ата, Талмас ана, Жубан ана, Болган ана, Дузен, Ерден.
Однако наиболее впечатляющим на рубеже X1V-XV вв. является архитектурный комплекс, воздвигнутый на могиле Ходжи Ахмета Яссави по приказу Тимура. В здании более 35 залов и комнат различного назначения. Самый крупный зал- "казанлык"- общей площадью 330 квадратных метров перекрыт самым большим в Казахстане и Средней Азии куполом (18,2 м в диаметре). Строились мечети и мавзолеи в Отраре, Сыгнаке, Дженте, Барчынлыкенте
Одним из ярких образцов зодчества того времени является мавзолей Кок-Кесене, расположенный близ бывшей столицы Белой Орды – города Сыгнака. Мавзолей был облицован белыми, синими и голубыми кирпичами, образующими геометрический узор, и многоцветной мозаикой. Внутри под купол проходила арабская надпись. Мавзолей Алаша хана расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане. Своеобразие этого сооружения заключается в том, что он возведен по строительным традициям степного зодчества. Фундамент выложен ступенчато, над мавзолеем возвышается купол. Вход выстроен в форме двусторонней двери юрты. Косяки и верхняя перекладина входа в виде двух параллельных линий сложены из кирпича. Снаружи стены разукрашены тюркским орнаментом. Еще одной особенностью сооружения является то, что в верхнем ярусе имеется галерея, сложенная по всему кругу купольного барабана. Для подъема на нее внутри мавзолея была построена лестница. Сильно разрушен мавзолей Рабиги Султан Бегим, относящийся к XV веку. Он расположен в 60 метрах восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Состоит из 5 помещений. Его надгробная плита находится внутри мавзолея Ахмеда Йасауи. На ней имеется надпись о том, что Рабига Султан Бегим являлась дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимура, умерла в 1485 году. В ходе раскопок на месте города Отрар были найдены остатки мечетей и бань. Они были построены из сырцового и обожженного кирпича, выкрашены поливной краской.
В XIV-XV веках большой прогресс был достигнут в использовании таких конструкций, как арки, своды, купола. Особое внимание стали уделять качеству кирпича, который в основном имел квадратную форму. Одна сторона кирпича выкрашивалась в синий, голубой, белый или зеленый цвет. Поэтому такой кирпич закладывался для облицовки одновременно с закладкой наружных стен. В интерьерах стали использовать росписи, рельефные орнаменты. Прикладное искусство широко применялось при возведении мавзолеев Ходжа Ахмеда Йасауи, Кок-Кесене и Алаша хана.
Таким образом, XIII-XIV века были временем наибольшего расцвета как материальной, так и духовной культуры населения Казахстана. Централизованное государство создало благоприятные условия для развития письменной литературы и науки, традиционных жанров устного творчества. В целом в этот период сложились основы материальной и духовной культуры казахов.