Культура Казахстана в XIV - XV веках

 

1)      Введение.

2)      Реформы правителей монгольских улусов.

3)      Хозяйство, культура и быт.

4)      Религиозные мировоззрения.  

5)      Развитие архитектуры на территории средневекового Казахстана.

6)      Заключение

 

 

Введение

В истории Казахстана особое место занимают XIV - XV века, когда завершался процесс сложения собственно казахской народности, восстанавливалась государственность на местной этнической основе. В XIV - XV веках произошли коренные изменения в развитии хозяйственных занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство монгольских ханов и феодалов, приток новых кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны за перераспределение владений к концу XIV века уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье. Письменные источники рисуют разительную картину упадка городов и культурной жизни, запустение обширных, ранее цветущих земледельческих районов. В долине Или городская культура гибнет в конце XIIIXIV веков, в Таласской и Чуйской долинах пустеет большинство известных городов.

Иная картина сложилась на юге Казахстана, в бассейне реки Сырдарьи, на северных и южных склонах Каратау, в предгорьях Таласского хребта. Среди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к оседлому населению. Одни были противниками оседлой жизни, им представлялось необходимым всю землю превратить в пастбища для скота, а все население оседлых районов - в кочев­ников. Ярыми сторонниками этого направления были Чингисхан, Шагатай и великий хан Гуюк. Другая группировка знати стремилась к построению централизованного государства и поэтому всячески поддерживала население оседлых регионов. К этой группе относились Жоши, великие ханы Мунке и Угедей. На территории Улуг Улуса победила вторая тенденция, и хозяйственная жизнь после монгольского нашествия стала быстро восстанавливаться. Уже в конце XIII века, согласно источникам, возрождаются многие города и оседло-земледельческие округа. Правители Улуг Улуса способствовали восста­новлению ирригационных систем Южного и Центрального Казахстана. В письменных источниках этого времени упоминаются сырдарьинские города Отрар, Зернук, Сауран, Ясы, Сыгнак.

Реформы правителей монгольских улусов

Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату. Мунке отменил старые ненормированные подати и налоги и установил единую подушную подать. Были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадей у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане. Для прекращения анархии в денежном обращении были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60% золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар. В качестве разменной монеты использовались посеребренные дирхемы и медные фельсы.

Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства шагатаидов. Главным ее проводником был правитель Мавераннахра Масудбек. Основное содержание этой реформы составлял переход к регулярному чекану серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету за определенную плату. Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321 г. с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название "кебеки". Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре и в Улуг Улусе стал одинаковым.

Хозяйство, культура и быт

Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались. По приказам ханов Улуг Улуса на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.

Кочевое хозяйство не претерпело в XIV-XV веках каких-либо изменений. В XIV- начале XV вв. начинается перемещение традиционных маршрутов кочевания, связанное с климатическими изменениями. Кочевники разводили овец и лошадей, верблюдов, в отдельных районах – крупный рогатый скот. Лошадь являлась основным средством передвижения во время перекочевок и в военных походах. Овцеводство было распространено повсеместно.

В одежде и в жилище кочевого населения особых изменений не происходит. Преобладающая роль кочевого скотоводства вызвала необхо­димость создания переносных жилищ - юрт, приспособленных к кочевой жизни. Поэтому современная казахская юрта - конечный продукт испокон веков развивавшейся материальной культуры. Каркас и кошмы для наружного покрытия таких жилищ каждая семья изготовляла собственноручно, а производством деталей де­ревянного каркаса юрты занимались мастера - уйши. По сведени­ям письменных источников XIII века, кроме обычной юрты суще­ствовали также и передвижные жилища - куйме, поставленные на повозки. В зависимости от величины их перевозили один или несколько быков или верблюдов. По свидетельствам путешествен­ников, предметы обихода и мебель были искусно и красочно изго­товлены. В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища. Так, например, кочевые и полуоседлые жи­тели пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака и других крупных горо­дов строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь одновременно и оседлым скотоводством и земледелием. Они жили в домах, постро­енных из дерева, глины и камня. В зимние месяцы они поселялись в них, а в другие времена года по традиции жили в юртах.

Одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур до­машних животных. Из шкур шили верхнюю одежду, а из шерсти вя­зали рубашки, платья и белье. В ходе археологических раскопок были найдены ножницы для стрижки овец, шилья и головки для веретен. Имелись разные виды летней и зимней одежды. Так, зимой мужчи­ны носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы. Шили и вязали так­же различную обувь из шкур, меха и шерсти.

Одним из основных показателей материальной культуры яв­ляется пища. Основной едой скотоводов были мясо, молоко, мас­ло, кумыс, шубат и другие жи­вотноводческие продукты. О том, как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс, писали в XIII веке европейские путешественники. Например, В. Рубрук писал, как кыпчаки предло­жили ему кислый молочный напиток и называли его «айран». Он от­мечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.

Любое скотоводческое и земледельческое хозяйство немыслимы без изделий ремесленного производства. Для скотоводства были необходимы конские сбруи, длинные шесты для ловли лошадей - куруки, арканы, различные виды привязей. Для защиты от врагов требова­лись такие виды оружия, как лук со стре­лами, копье, сабля, шокпар - дубина с утол­щенным концом. Ими пользовались не только во время войны, но и для охраны своих жилищ и скота. В оседлых районах для обработки зем­ли применяли железную соху, плуг, серп косу, кетмень, деревянные лопаты и дру­гие орудия труда. В повседневной жизни для получения муки использовали водяные и ручные мельницы, для перемалывания проса - ступу. Отрарские мастерские дают представление об индивидуальном производстве самостоятельного товаропроизводителя-гончара, работающего в своей мастерской при доме. Материалы раскопок мастерских Отрара дают основание предположить наличие здесь и товариществ, и цеховых объединений. Анализ производимой в Отраре керамической продукции позволяет говорить о специализации мастеров. Например, в одной мастерской было налажено производство водоносных кувшинов, в другой мастер специализировался на производстве двуручных горшков, в третьей изготавливалась штампованная керамика и поливная посуда. В росписях керамики используются, главным образом, растительные мотивы. Распространена керамика с изображением сырдарьинского образа – барана. Второй традиционный образ на керамике – птица. Большое количество кирпичеобжигательных печей в мастерских свидетельствует о размахе строительных работ в Отраре. Из бронзы и меди изготавливались различного рода украшения. Например, важной находкой является литой бронзовый медальон с рельефными изображениями на обеих сторонах. Большой интерес представляет Отрарский клад серебряных вещей. Часть ювелирных изделий из клада была сделана ремесленниками южноказахстанских городов.

Таким образом, в ХIII-начале XV веков развитие материальной культуры кыпчак-казахских племен получило новый импульс. На базе, заложенной в это время, в дальнейшем выросла оригинальная культура казахов XV-XVIII вв.

К духовной культуре относятся обы­чаи и обряды, традиции и устное народное творчество, письменная литература, музыка, религиоз­ные верования. Духовная культура имеет древние и глубокие традиции. В XIV-XV веках основные произведе­ния устной литературы племен и родов, на­селявших территорию Казахстана, переда­вались устно из поколения в поколение. Многие образцы устного народного твор­чества созданы в эпоху родового строя и Тюрк­ского каганата и получили дальнейшее разви­тие уже в условиях феодального общества. Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки. Среди них «Куламерген - Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым ко­нем» и другие волшебно-героического и назидательного содержа­ния. Одним из древних жанров устного народного творчества явля­ются эпические поэмы и сказания.. Эпическая поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов. В ней также рассказывается о реальных исторических лицах времени Золотой Орды Алшагыре, Казане, Карамане, Айбаке. А после рас­пада Золотой Орды появились эпические произведения, в которых главными героями были батыры, защищавшие свой народ, род­ную землю от врагов. Среди них батыры Ер-Таргын, Орак, Мамай, Ер-Косай. В XIII-XV веках наряду с устным народным творчеством поя­вились образцы устной поэзии, созданные известными в народе ав­торами. Среди них Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, имена которых стали легендарными. В своих произведениях они под­нимали злободневные семейно-бытовые и другие общественно зна­чимые темы. Они были глубокими знатоками обычаев, обрядов и традиций, слагали песни о важных событиях в жизни народа, о знаменитых людях. Так, например, сохранились слова песни Кетбуги, иносказательно обращенной к Чингисхану, о гибели его стар­шего сына Жошы (Джучи), а также слова песни-плача по поводу гибели сына акына Котана - Акжола.

В XIV-XV веках наряду с устной литературой стала развивать­ся и письменная. Большинство из ее произведений было написано на кыпчакском языке. «Кодекс Куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев, знавших латинский язык и приехавших в Золотую Орду. Поэмы «Хосров и Ширин» и «Жусуп-Злиха» - произведения о беспредельной любви, они пронизаны мечтой о справедливом обществе. В них также содержатся наставления и советы правителям заботиться о народе и призывают их установить жесткий контроль за своими приближенными, чтобы они за свои злоупотребления несли наказание.

Наиболее древними жанрами музыкального искусства были тру­довые и лирико-бытовые песни, в которых отражались скотоводческо-кочевой образ жизни и семейно-бытовой уклад степного на­селения. Большинство песен сопровождало трудовые процессы и семейно-бытовые обряды и ритуалы. Свадебные песни той-бастар, жар-жар, беташар, похоронные при­читания - жоктау, песни-утешения - естирту, конил айту и жубату были одновременно и частью повседневной жизни и быта, и про­изведениями искусства.

Широко популярной среди народа была и инструментальная музыка. Она была разнообразной по тематике и содержанию. В народе до наших дней сохранились инструментальные произведе­ния, передающие настроение человека, - кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр». Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») были созданы еще в эпоху Золотой Орды.

Религиозные мировоззрения

Исламская религия в XIV веке была принята среди подавляющего большинства населе­ния Казахстана. Причиной быстрого распространения ислама было то, что эта религия была суфистского (мистического) толка. И многие ее ка­ноны и обряды были близки верованиям шаманства, которые тогда были еще распространены среди тюрков. Многие элементы ислама и шаманизма сосуществовали параллельно. Казахи наряду с исла­мом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому мировоззрению почитания единого Бога - Аллаха.

Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ по­клонения огню. Огонь считался домашним святилищем, покрови­телем жилища. Поэтому невеста, вступая в новую семью, должна была, входя в дом отца мужа, принести в жертву огню ложку мас­ла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовки, разжигали костры и прогоняли между ними скот, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Осенью с возвращением на зи­мовки, жилища и стойла для скота вновь окуривали огнем и ды­мом. Чтобы оберечь от сглаза, ис­пользовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею мало­летних детей или жеребят, верблюжат. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев считавшихся священными зверей и птиц (волков, филинов и других).

Развитие архитектуры на территории средневекового Казахстана

Расцвет городской жизни в Улуг Улусе привел к развитию архитектуры и градостроительства, особый подъем которого относится к началу XIV в. После принятия ислама в качестве государственной религии в городах начали возводиться мечети, медресе, дворцы, появляется новый архитектурный стиль. Широкое распространение получает строительство монументальных культовых построек, которыми особенно богат Центральный Казахстан. В долине реки Каракенгир расположен мазар Жоши хана, построенный в традиционном доисламском кыпчакском стиле. Недалеко от него расположен мазар Алаша хана, построенный в XlV-начале XV в. Это сооружение послужило образцом для целого ряда подобных построек - мавзолеев Кайып ата, Талмас ана, Жубан ана, Болган ана, Дузен, Ерден.

Однако наиболее впечатляющим на рубеже X1V-XV вв. является архитектурный комплекс, воздвигнутый на могиле Ходжи Ахмета Яссави по приказу Тимура. В здании более 35 залов и комнат различного назначения. Самый крупный зал- "казанлык"- общей площадью 330 квадратных метров перекрыт самым большим в Казахстане и Средней Азии куполом (18,2 м в диаметре). Строились мечети и мавзолеи в Отраре, Сыгнаке, Дженте, Барчынлыкенте

Одним из ярких образцов зодчества того времени является мавзолей Кок-Кесене, расположенный близ бывшей столицы Белой Орды – города Сыгнака. Мавзолей был облицован белыми, синими и голубыми кирпичами, образующими геометрический узор, и многоцветной мозаикой. Внутри под купол проходила арабская надпись. Мавзолей Алаша хана расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане. Своеобра­зие этого сооружения заключается в том, что он возведен по строительным традициям степного зодчества. Фундамент выложен сту­пенчато, над мавзолеем возвышается купол. Вход выстроен в фор­ме двусторонней двери юрты. Косяки и верхняя перекладина вхо­да в виде двух параллельных линий сложены из кирпича. Снару­жи стены разукрашены тюркским орнаментом. Еще одной особен­ностью сооружения является то, что в верхнем ярусе имеется га­лерея, сложенная по всему кругу купольного барабана. Для подъ­ема на нее внутри мавзолея была построена лестница. Сильно разрушен мавзолей Рабиги Султан Бегим, относя­щийся к XV веку. Он расположен в 60 метрах восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Состоит из 5 помеще­ний. Его надгробная плита находится внутри мавзолея Ахмеда Йасауи. На ней имеется надпись о том, что Рабига Султан Бегим являлась дочерью султана Улугбека, сына эмира Тиму­ра, умерла в 1485 году. В ходе раскопок на месте города Отрар были найдены остатки мечетей и бань. Они были построены из сырцового и обожженного кирпича, выкрашены поливной краской.

В XIV-XV веках большой прогресс был достигнут в использо­вании таких конструкций, как арки, своды, купола. Особое внима­ние стали уделять качеству кирпича, который в основном имел квадратную форму. Одна сторона кирпича выкрашивалась в синий, голубой, белый или зеленый цвет. Поэтому такой кирпич зак­ладывался для облицовки одновременно с закладкой наружных стен. В интерьерах стали использовать росписи, рельефные орнаменты. Прикладное искусство широко применялось при возведении мавзолеев Ходжа Ахмеда Йасауи, Кок-Кесене и Алаша хана.

Заключение

Таким образом, XIII-XIV века были временем наибольшего расцвета как материальной, так и духовной культуры населения Казахстана. Централизованное государство создало благоприятные условия для развития письменной литературы и науки, традиционных жанров устного творчества. В целом в этот период сложились основы материальной и духовной культуры казахов.