Государственно-административное
устройство средневековых государств на территории Казахстана.
1)
Введение
2)
Государственное и
административно-политическое устройство государств
3) Социальная
структура Ак Орды, Могулистана, Ногайской Орды, ханства Абулхаира
5)
Виды повинности трудового населения
6)
Хозяйственная деятельность
населения государств на территории Казахстана в XIV – XV веках
7)
Развитие земледелия на территории средневекового
Казахстана
8)
Городская культура на территории средневекового
Казахстана
9)
Заключение
Средневековые
государства Ак-Орда, Могулистан, ханство
Абулхаира, Ногайская Орда в исторических источниках по традиции называются улусами. Улусы
считались удельными владениями членов правящей династии в рамках Монгольской
империи. Но наряду с таким значением понятие «улус» приобрело значение
«государства». Самостоятельными
государствами стали улусы Джучи, Чагатая. Владения Джучидов в Дешт-и Кыпчаке
именовались «Улусом Бату», «Улусом Берке», «Улусом Узбека». Ак-Орда называлась
во второй половине XIV века тоже по
имени хана - «улусом Урус-хана». Улусом называлось государство Могулистан,
также в сочетании с именем правящего хана: «Улус Тоглук-Тимур-хана», «Улус
Хизр-Ходжа-хана». Понятие «улус» использовалось для обозначения государства,
страны, населения государства, но чаще для обозначения племени, как «главного
подразделения кочевых народов».
Ак-Орда,
Могулистан, государство Абулхаира, Ногайская Орда имели во многом одинаковое
государственное и административно-политическое устройство. Главой государства
являлся хан, власть которого считалась наследственной. Но по традиции
соблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью – беками,
эмирами – и от их воли зависело, будет ли «поднят ханом» прямой наследник,
старший в роде или какой-либо иной претендент. Правление и реальная власть хана
также почти всегда зависели от воли аристократии – многочисленных Чингизидов и
родоплеменной верхушки. Источники постоянно упоминают о совещаниях ханов «со
своей знатью и приближенными» по поводу различных государственных дел.
Правители улусов, племенных объединений находились в вассальном подчинении по
отношению к хану, как к главе государства. Управляя от имени хана племенем или
несколькими племенами, они должны были выставлять в случае войны определенное
число воинов в виде ополчения, отдавать хану часть взимавшихся с подвластного
населения налогов. Имея значительные военные силы в виде ополчения, знать
нередко не подчинялась хану, а крупнейшие ее представители сами стремились к
захвату государственной власти, выдвигали из своей среды претендентов на
ханский трон и поддерживали их.
Ханский
совет состоял из приближенных и знати. В Могулистане он назывался маджлисом. Есть упоминание о
существовании в Могулистане и ханстве Абулхаира дивана, как главной государственной канцелярии и дафтаров – финансовых ведомств,
налоговых управлений, канцелярий. Важнейшую роль в делах государства играл улусбек. Он активно влиял на решение
вопросов о престолонаследии, командования армией, дипломатических отношений с
соседними государствами. Имелись и другие высшие должностные лица. Например, атабек – воспитатель наследника ханского
трона, кукельдаш – «молочный брат» ханских сыновей выполнял обязанности
атабека. В высшей служебной иерархии Могулистана можно отметить должность наиба. По «Тарих-и Рашиди», наиб
выполнял роль регента при малолетнем Исан-Буга-хане. Значительную роль играли
ясавулы – должностные лица, обеспечивавшие соблюдение порядка и церемоний на
собраниях, празднествах. В государствах источники называют должность руководителя
дворцовой службы - ички или
ишик-ага-баши, ханских советников – инаков, начальника охоты – миршикара.
Важным административным лицом был даруга
- правитель, ханский наместник в городе,
области, управляющий. В его обязанности входили сбор дани и налогов, присмотр
за порядком. Государственная документация скреплялась печатями. Периодически
проводилась перепись войск. Хан имел личную дружину из нукеров. Но основная
часть войск комплектовалась на базе ополчения вассалов хана.
Совмещение
в руках правящего сословия административных функций и военно-политической
власти является характерным для кочевых и ряда оседлых стран средневекового
Востока. Ак-Орда, Могулистан, ханство Абулхаира, Ногайская Орда представляли
собой достаточно устойчивые политические структуры. Их
государственно-административная система была направлена на защиту интересов
правящей верхушки. Сложившаяся система обеспечивала возможность эксплуатации
рядовых скотоводов и зависимых оседлых крестьян.
Социальная
структура Ак Орды, Могулистана, Ногайской Орды, ханства Абулхаира была основана
на феодальных отношениях. Представителями верховной власти являлись ханы,
султаны, огланы. Они опирались на вождей родов и племен - эмиров, беков, биев
и баев. Государственные дела решались на ханском совете. В состав ханского
совета входили улусбеки, эмиры, беки, бии. Советниками хана являлись его
везиры. Верховным органом ханской власти был курултай. Он созывался раз в год
в летнее время. На нем рассматривались вопросы внутреннего и внешнего положения
государства. Если в Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предводителей
тюркских племен именовали эмирами, то в Ногайской Орде - мурзами. В
управленческом аппарате ханской власти широко употреблялся титул «бек». Он
присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Например:
улусбек, туменбек, мынбек. Вместе с тем распространен был титул бия, который в
основном присваивался народным судьям. Монгольский титул «нойон» присваивался
представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные
военачальники. Масса оседлого и кочевого населения обозначалась термином
«карачу» - чернь, простолюдины.
Политическая
власть знати базировалась на
экономической мощи, основой которой являлось традиционное право
распоряжения, фактическое владение пастбищными территориями и обрабатываемыми
участками, а также владение громадными стадами скота. В целом формы
землевладения в этих государствах были аналогичны формам, существовавшим в
улусах и государствах Джучидов и Чагатаидов. Как сообщают письменные источники,
существовало четыре вида собственности на землю: 1) Государственные земли - земли,
принадлежавшие непосредственно ханам. 2) Земли, полученные потомками
Чингисхана в качестве инджу. Термином «инджу» - «приданое» обозначались
«удельные владения царевичей», членов рода Чингизидов. 3) Вакуфные земли –
земли мусульманских религиозных учреждений, а также самих служителей религии.
4) Земли, передававшиеся ханами в наследственную собственность. В основном они
находились в земледельческих регионах.
Существовали
и другие виды собственности на землю, такие как «икта» и «сойургал». Их
раздавали честно и преданно служившим хану военным и государственным служащим.
Владелец икта - иктадар имел право на
землю, воду, людей пожалованной территории. Владение икта не передавалось по
наследству. Сойургал стал формой господства кочевой аристократии над
скотоводами и оседло-земледельческим населением. Владелец сойургала обладал не
только налоговым, но и судебно-административным иммунитетом. В условное
владение в качестве сойургала за военную службу отдавалась земля, как с
кочевым, так и с оседлым населением. В сойургал жаловались и должности
правителей улусов. В вассальных отношениях ханов с феодалами довольно широко
практиковалась система тарханных пожалований. Получивший такое пожалование
феодал освобождался от налогов в пользу государства, имел право на свободный
доступ к хану, не делился ни с кем военной добычей, освобождался от наказаний до
девяти раз. О «праве на девять преступлений» имеются подробные сведения в труде
Мухаммада Хайдара: «Из поколения в поколение любого из потомков эмира Пуладчи
пусть не наказывают до тех пор, пока не совершит девять преступлений. Когда же
он совершит десятое преступление, пусть его привозят в место суда на белом
коне-двухлетке, под ноги коня пусть бросят девять белых кошм для возвеличения
всадника. …Когда будет произведен допрос и его преступление окажется
заслуживающим смертной казни, то после подтверждения девяти преступлений пусть
сделают кровопускание из вен…» Условные земельные пожалования, дававшиеся за
военную или административную службу, имели тенденции к превращению сначала в
условные наследственные земельные владения, а затем и в безусловные. Феодальные
отношения в Казахстане не существовали в чистом виде. Застойный характер
экономики скотоводческого хозяйства приводил к сохранению родоплеменной
структуры кочевников. Племенное устройство фактически маскировало феодальный
строй. Роды и племена внешне выступали владельцами пастбищной земли, пахотных
участков. Но фактически право собственности на все земли было в руках правящей
элиты в лице хана, баев, эмиров, беков.
Трудовое
население несло многочисленные повинности и уплачивало налоги в пользу знати и
государства. Налоги и трудовые повинности иногда заменяли другим видом налогов
- тагаром, который взимался для снабжения войск продовольствием. В
период правления Улугбека этот вид налогов взимали в Сауране, Сайраме, Отраре и
других городах, где были расположены его войска, а могульские ханы тоже
собирали тагар в городах Жетысу и Кашгарии. В зависимости от величины площади
земельного надела собирали налог калан. Кочевники были обязаны платить
и «зякет» - налог со скота в пользу хана и султанов. А оседло-земледельческое
и городское население обязано было платить такие виды налогов, как харадж,
баж и другие. Эти виды налогов появились после нашествия монголов. Поэтому
они в XIII-XIV веках распространились
на все завоеванные монголами государства. Налог капшуыр, например, в
Золотой Орде и Чагатайском улусе взимался с кочевых скотоводов в размере
одного процента поголовья скота. По свидетельству письменных источников, в
прошении от населения Кашгарии на имя хана Могулистана Тоглук-Тимура говорилось
о непосильном увеличении размера налога калан, что вызвало резкий массовый
протест людей. Вероятно, такое сильное увеличение размера налога было вызвано
необходимостью осуществления завоевательной политики хана и связанным с ним
содержанием многочисленного войска. Рядовые скотоводы полукочевых районов,
имеющие незначительное поголовье скота, платили дань в виде согыма (мясо на
убой), к тому же они выполняли различные рабочие повинности. Наряду с этим
простолюдины обязаны были нести воинскую повинность у вождей племен со своими
конями, оружием. Такая служба наносила ущерб их хозяйству, так как они
вынужденно отстранялись от своих основных дел в скотоводческом хозяйстве. Таким
образом, в связи с развитием феодальных отношений росло социальное и
имущественное неравенство, усилился гнет рядовых земледельцев и скотоводов.
Для
хозяйственной деятельности населения государств на территории Казахстана в XIV – XV
веках был характерен рост производительных сил, торговых отношений, культурных
и хозяйственных взаимосвязей с соседними регионами. Главной отраслью
хозяйственной деятельности населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу в XIV – XV веках, как и в предшествующие столетия, оставалось
скотоводство. В основном развивались три типа скотоводства: оседлое,
полукочевое и кочевое. Если в Южном Казахстане наряду с оседлым отгонным
скотоводством развивалось и земледелие, то на юго-востоке, на западе и севере
Казахстана - преимущественно полукочевое скотоводство. У подножий Каратау, куда
стекали многочисленные горные реки, пасли скот на жайляу, а у впадения этих рек
в Сырдарью располагались зимовки скотоводов. Возле зимовок или в пригородах
скотоводство сочеталось с земледелием. В ходе археологических раскопок на
южных склонах Каратау были обнаружены остатки постоянных стоянок для
содержания скота. Рядом с ними находились и площади, занятые посевами пшеницы,
ячменя, огородных и бахчевых культур. Полуоседлое скотоводство было основным
видом и в Жетысу. Протяженность маршрутов кочевок составляла 100-150 километров.
У местных жителей на берегах рек Или, Чу, Талас и озера Балхаш, а также в
местах постоянных зимовок в горных ущельях имелись угодья, использовавшиеся для
земледелия. На зимовках строились постоянные жилища. Такой вид хозяйства называли
полуоседлым скотоводством. Третьим видом являлось кочевое скотоводство. Оно
было связано с маршрутами кочевок населения Восточного Дешт-и-Кыпчака
(Центральный и Северный Казахстан) и Западного Казахстана. Население этих
регионов в летнее время кочевало на север, а зимовки проводило на юге - на
берегах Сырдарьи, Сарысу и на побережье Аральского моря. Маршруты кочевок
доходили до 800-1000 километров. На зимовках жили не более 3-4 месяцев. О
скотоводстве, как основном занятии населения Казахстана в XIV – XV веках, говорят косвенные данные источников,
повествующих о походах Тимура и Тимуридов в Дешт-и Кыпчак и Жетысу. В перечне
захваченных тимуридскими войсками добычи называются овцы, лошади, мулы, верблюды. Военная
добыча была одной из основных целей набегов соседей на территорию Казахстана. Главными отраслями скотоводства были
овцеводство и коневодство. Крупный рогатый скот разводился лишь в местах
постоянной оседлости на юге и юге-востоке Казахстана.
С
глубокой древности в жизни населения Южного и Юго-Восточного Казахстана важную
роль играло земледелие. Со второй
половины XIII века близ присырдарьинских городов Туркестан,
Сауран, Отрар, Сайрам, Сузак, а также столицы Белой Орды Сыгнака стало
возрождаться земледельческое хозяйство. Прорытые от Сырдарьи и Арыси каналы
являются свидетельством высокой культуры земледелия. По данным письменных
источников, наличие под Сыгнаком таких оросительных систем, как Тумен-арык и Бузгил-Узак
говорит о развитии здесь поливного земледелия. Оба этих арыка подходя к
окрестностям города, разветвлялись на многочисленные мелкие арыки, орошавшие
возделанные участки земли. Город Ясы был центром еще одного большого
земледельческого округа, обеспечивавшего зерном и другим продовольствием не
только собственные нужды, но и поставляющего его на рынки Туркестана. О наличии
арыков, с помощью которых орошались поля, говорится в вакфной грамоте Тимура,
пожалованной им мавзолею Ходжа Ахмеда Ясави на рубеже XIV
– XV веков. На поливных землях выращивались зерновые
культуры, в частности, пшеница, ячмень, огородные и бахчевые, разводились сады.
О прекрасном климате Сауранского оазиса, благоприятном для основанного на
орошении земледелия, писал Рузбихан. Для орошения полей и снабжения водой
Саурана использовались речки и ручьи, стекавшие со склонов Каратау. Центром
богатого земледельческого оазиса был город Сайрам. Значительная площадь возделанных земель внутри огороженного двумя
линиями стен пространства была занята садами и другими древесными насаждениями.
За линией стен располагались обширные поля, занятые посевами зерновых. Вся
возделанная в Сайрамском районе площадь орошалась при помощи арыков, отведенных
из многочисленных речек, стекающих с южных отрогов Каратау и Таласского
Ала-Тау.
Вместе
с земледелием на юго-западе Жетысу сохранилась в некоторой степени и городская
жизнь. Археологические раскопки
показали, что если в конце XIII и в начале XIV веков городская культура в долине реки Или
совершенно исчезла, то в некоторых городах на берегах рек Талас и Чу она вновь
начала возрождаться. К развитию городской культуры среди потомков Чингисхана
было неоднозначное отношение. Одни потомки великого хана были против ее
развития. Другие - понимали, что препятствуя развитию города и выступая против
оседлого образа жизни, невозможно создать сильную государственную власть. В
1269 году на берегах реки Талас состоялся курултай, на котором было принято
решение, запрещающее собирать налоги с оседлого городского населения свыше
установленной нормы. Видимо, в связи с принятием этого решения в таких городах
Южного Казахстана, как Туркестан, Отрар, Сузак и Сыгнак возобновилась и оживилась
городская жизнь. Археологические раскопки также показали, что наряду с вышеназванными
городами стали возрождаться города Сауран, Сюткент, Аккорган, Узгенд и другие. Особое
развитие города получили в период правления ханов Ак Орды Сасы-Буги, Ерзена,
Мубарака. Значительную роль в оживлении городской жизни Ак Орды сыграла ее
столица - город Сыгнак. Он фактически стал важным торговым центром, куда
съезжались торговцы и полукочевые скотоводы из городов Средней Азии. В самом
Сыгнаке и в других городах было построено много мечетей,
медресе и других общественных архитектурных сооружений. Аналогичное широкое
строительство велось и в других городах и зимовках - кентах, в результате чего
увеличилось количество постоянных поселений. В пригородах строились поселения
ремесленников и их мастерские.
Письменные
известия содержат мало сведений об организации ремесла в средневековом городе
Востока, Средней Азии и Казахстана. Наиболее характерной фигурой считается
мелкий ремесленник, владелец средств производства и сам непосредственный производитель
продукции. Одной из главных отраслей городского ремесла было гончарное дело - изготовление
глиняной посуды. В ходе археологических раскопок в Отраре и Туркестане, а также
в Культобе были обнаружены остатки гончарных мастерских. В городе Отрар
ремесленные мастерские занимали около 2 гектаров земли. На чашах XIII-XIV веков,
найденных в городе Отрар, изображены птицы и дикие звери. Со второй половины XIII века в присырдарьинских городах стало развиваться кирпичеобжигателъное ремесло. Так,
например, на юго-западе города Отрар в двух местах найдены остатки
кирпичеобжигательных мастерских. Такие мастерские обнаружены и в городе
Сарайчик. Наличие их свидетельствует о большом размахе строительных работ в
городах в тот период. Одним из показателей развития городской культуры было медницкое и бронзолитейное дело. В Отраре
и Туркестане в ходе археологических раскопок были извлечены из земли зеркала и
светильники, изготовленные местными мастерами из бронзы. Из меди и бронзы
также изготавливались различного рода ювелирные украшения. Найден литой
бронзовый медальон с рельефными изображениями на обеих сторонах. На одном из
них - скачущий всадник с натянутым луком и бегущая собака; на другом - свернувшийся
дракон. Большой интерес для науки представляет найденный в районе города Отрар клад серебряных вещей. По мнению
специалистов, в Южном Казахстане и Средней Азии были широко распространены
спиралевидные серебряные браслеты. Среди предметов
клада интересны серьги в виде знака вопроса, определяемые учеными как
кыпчакские. Производство стекла в городах Отрар и Тараз было известно с X-XI веков. Это
ремесло вновь стало развиваться с конца XIII
века. Доказательством этому являются найденные в ходе археологических раскопок
в названных городах обломки стеклянных крышек, бокалов, чаш, графинов и рюмок.
Причем стекло было различных оттенков: синего, зеленого, голубого, красного,
желтого и темно-коричневого. Посуда сделана очень изящно. Вместе с тем, в
городах были хорошо развиты косторезное
и каменотесное ремесла. Среди
археологических находок встречаются костяные пуговицы, ручки ножей, украшенные
орнаментом, застежки. Как сырье для изготовления костяных изделий использовались
рога сайгаков, джейранов и оленей. А из камня делали жернова водяных и ручных
мельниц, отбойники, песты, точильные бруски.
Оживление
городской культуры открыло путь для развития различных видов ремесел,
необходимых для удовлетворения нужд людей. А в результате этого усиливались
связи полуоседлых и полукочевых скотоводов с городами, что вело к дальнейшему
расцвету всех видов ремесел.
Таким
образом, в XIV – XV
веках восстанавливается государственность на местной этнической основе.
Развиваются общественные отношения. Постепенно преодолеваются тяжелые
экономические последствия монгольского завоевания. Заново возрождается
земледелие, городская жизнь, ремесленное производство, растет поголовье скота,
восстанавливаются торговые связи степных районов Центрального Казахстана и
Семиречья с оазисами юга Казахстана и Средней Азии.