Культура Казахстана в период с X века до начала XIII века

 

1)      Введение

2)      Религия

3)      Тенгрианство

4)      Буддизм

5)      Манихейство

6)      Христианство

7)      Ислам

8)      Писатели средневекового Казахстана

9)      Абу Насыр Аль-Фараби

10)  Абу Райханаль-Бируни

11)  Заключение

 

 

Введение

Культурой называют все те ценности, которые выработало человечество в процессе своей сознательной деятельности. Материальная и духовная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены.Производство материальных благ и ценностей является основой и источником для развития духовной культуры.

На земле Казахстана происходило взаимодействие хозяйственных и культурных отношений кочевого и оседлого населения, наблюдался синтез духовной культуры различных племен. Следует отметить сложность и противоречивость системы религиозной идеологии этносов, населявших обширную территорию Казахстана. Это связано с многообразием верований и ритуально-церемониальных культов. В период раннего средневековья тюркоязычные жители региона были язычниками.

Религия

Одной из самых древних религий, получивших распространение на казахстанской земле, считается зороастризм. Основы религии зороастризма заложил жрец Заратуштра. Зороастризм являлся основной религией народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. Последователи учения Заратуштра – арии – поклонялись огню. Культ огня породил многие ритуально-культовые обряды и церемонии, среди которых особое место занимали погребальные обычаи. Арии сжигали труп умершего, а его останки – пепел и кости – помещали в специальные сосуды из глины или камня – оссуарии.Отголоски огнепоклонства прослеживаются в казахской традиции очищения огнем. Другая важнейшая особенность зороастризма – дуалистическая направленность этого учения, основанная на постоянной борьбе в мире двух противоположных начал – добра и зла. На территории Казахстана обнаружены памятники древнеарийской религиозной культуры – наскальные изображения, символизирующие древние представления человека о мире. Наибольший интерес из них представляют археологические материалы святилища в урочище Тамгалы в 170 км от Алматы и захоронения Тектурмыс недалеко от Тараза.

Тенгрианство

В тюркскую эпоху появляется религия тенгрианство. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов. Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо бога "Тенгри". Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. "Тюрки говорят "бир Тенгри", - пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим - "един господь".Именно по воле Тенгри, считали тюрки, правят каганы, о которых в рунических надписях говорится: "Тенгри тег, Тенгри йаратмыш" (подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того, тюрки почитали священные Тюркские Земли и Воду- "Туркыдукйерсубу". Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним. Тенгри, Земля- Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена.Следующим по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей. Она входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам. Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов тюрков говорится: "Teнгpi, Умай, ыдукИер-Суб басы берді еріни" (Тенгри, Умай, священная Земля-Вода - они даровали победу). Культ Умай сохранялся у некоторых тюрко-язычных народностей Алтая до конца XIX в.Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор, бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особо почитали "Священную Отюкенскую чернь" (Хантайские горы), дух которых считался покровителем каганского рода. Там находилась "пещера предков", где, по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрков. Раз в год здесь проводилось жертвоприношение.Подземным царством, куда переселялись по поверьям души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик.Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон: покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили в подходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеют трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел.После похорон накладывали камни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количества людей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столбе головы принесенных в жертву животных.Со временем погребальный обряд изменился, умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли или камня.

Наряду с собственными верованиями среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство.

Буддизм

Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе.На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения.

Манихейство

Манихейские и христианские общины существовали в VI -IX вв. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В "Священной книге двух основ" (VIII в.) упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись манихей­ские обители. Это учение о мировой борьбе Света и Тьмы, о пути спасения в ином мире, о духовном пробуждении человека через определенные религиозные ритуалы и молитвы. Основные правила «учителя Света» Мани записаны в «Книге гадания». Главными постулатами манихейства являлись аскетизм, отречение от радостей жизни, безбрачие, вегетарианское питание.

 

Христианство

Христианство пришло в Казахстан по Великому Шелковому пути с запада на восток. Первоначально оно было представлено несторианским направлением. Основателем несторианства былконстантинопольский патриарх Нестор, изгнанный из Восточной Римской империи за «еретические» взгляды и проповеди. Он учил, что Христос не был богом,а только «обителью божества», носителем святого духа. Учение о человеческой сущности произвело смятение среди верующих. Нестор и его сторонники были осуждены иподверглись преследованиям. Проводниками и распространителями несторианства в Азии были сирийские христиане.Первыми христианскую религию несторианского направления приняли карлуки. Остатки христианских церквей нйдены в Таразе, Мерке, Каялыке.

В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличались многообразием. Унаследованные издревле верования и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне.

Ислам

В конце IX-начале Х веков началась исламизация тюрко-язычных этносов Казахстана.В Х веке исламстал официальной государственной религией Караханидов. Отличительной особенностью исламской религии являлась ее гибкость. Пропагандируя религиозные каноны, заповеди Корана и шариата, мусульманские проповедники умело связывали их с народными традициями.Два основных направления в исламе – суннизм и шиизм – отличаются главным образом различным толкованием ряда мусульманских догматов. Казахи исповедуют суннизм. Получив широкое распространение и став государственной религией сначала в южных городах, затем в Семиречье, мусульманство постепенно проникло и в среду кочевников и полуоседлых скотоводов. Неизменные общечеловеческие ценности- доброта, честность, чистота помыслов и деяний, терпение – дали возможность идеологам мусульманства приобщить к своей религии широкие народные массы.

В IXXIIвеках в связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык.Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама.

Писатели средневекового Казахстана

 Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа АхметЯссави, проповедник ислама XIII веков. Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI в., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. В ИспиджабеАхмет учился у имама Арстан-баба, продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии. После смерти учителя Ахмет занял его место, затем переехал в Яссы. Умер Яссави в 1167 г. Гробница, воздвигнутая на его могиле по приказу Караханидов, была разрушена в ХIII веке. Лишь спустя столетие на этом месте был построен по приказу Тимура целый религиозный комплекс. "Дивани Хикмет" (Книга о премудрости) - сборник стихов, прежде всего, религиозно-мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выра­жает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, имеющий важное значение для изучения языка и этнографии племен того времени.

Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный также как Хаким Ата. Сулеймен родился в г. Яссы в 1104 г. По совету Ахмета Яссави он едет учиться в Самарканд, Бухару, Хорезм, Дамаск и другие крупные культурные центры Востока. В конце своей долгой жизни Сулеймен уезжает в Хорезм и живет на зимовке Бакырган. Умер в 1186 году. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием "Дивани Хикмет", называется "Заммуназиркитабы" (Книга о конце света). Основная мысль произведения - все на Земле: и хорошее и плохое, создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все, грешные и святые, ангелы и черти, вся Вселенная. Останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится к жизни.Оба сборника в течение столетий служили учебным пособием во всех медресе Средней Азии и Казахстана. Их использовало мусульманское духовенство в целях пропаганды идей ислама.

"Хибатул-Хакайк" (Подарок истины) - единственная книга Адиб Ахмета Мухмуд-улы Йугнеки, дошедшая до нас. Ахмет родился в конце XII в. в местечке Жуйнек, недалеко от Яссы. С детства изучал богословие, арабский и персидский языки. Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов».Основные мысли его книги - польза знания, основы морали, человечности. Люди должны работать, не покладая рук, не злословить, достойно прожить жизнь, которая достается лишь один раз. Таким образом, в книге Йугнаки отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана.

Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма "Кутадгубилик" (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства СатукБогра хана. Отец Юсуфа был известным музыкантом и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза "ДардиХусани". Юсуф, родившийся в 1015 г., воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов. Выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Около 1069 года Юсуф написал свою поэму, обессмертившую его имя. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашгарией. Действующие лица - исторические деятели. В поэме упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлуков, огузов. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание - единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф.Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех тех, кто владел грамотой.

Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широко распространяются научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов.

Абу Насыр Аль-Фараби

Нам известны имена многих ученых-уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 году в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Шаше (Ташкенте), Самарканде, Исфахане,Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов, личную неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске. Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он подразделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика).Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания "Второй учитель" (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука.

Кроме Аль-Фараби, земля Отрара воспитала других знаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари занимался астрономией и математикой, вместе с Ал-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью. Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на берегах Ертиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-Кашгари, автору "Диуанилугатат-тюрк" (Словарь тюркских языков). Махмуд родился на берегу Иссык-Куля, в городе Барсхане, большую часть жизни провел в Кашгаре. Здесь в 1072-1074 годах он и написал свой труд. По его собственному выражению, для написания книги он исколесил все земли, населенные тюрками. Записывал живую речь карлуков, кангаров, огузов, кыпчаков, кыргызов, их песни, поговорки, легенды и обычаи. "Диуанилугатат-тюрк" - своеобразная энциклопедия жизни тюркских народов, единственный источник, из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре, географи­ческой терминологии и многом другом.

Абу Райханаль-Бируни

Знаменитый ученый своего времени Абу Райханаль-Бируни (973-1050 гг.) продолжил научные тра­диции и преемственность Абу Насыра аль-Фараби, Габбаса аль-Жаухари. Ученый-энциклопе­дист, он - автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине и другим отраслям науки. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звез­дах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентриче­скую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения.

 

 

Заключение

Хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду, их значение в развитии научных знаний также очень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека. Древние хроники единодушно утверждают, что за столетия в Отрарской библиотеке были собраны тысячи и тысячи книг со всего света — кипчакские летописи, обтянутые бараньими шкурами, арабские дастаны, книги, написанные на белой шагреневой коже, индийские своды, украшенные рыбьей чешуей, инжали мусульман, евангелия христиан... Книги научные и художественные, стихи и рецепты лекарств, книги религиозные и описания путешествий, совершенных в древности. Известность об отрарской библиотеке, обошла весь Восток. По словам летописцев, "не было цены". Её основал кипчакский философ и поэт, последователь Аристотеля и учитель Авиценны, переведший многие труды эллинских ученых на кипчакский язык, Абу-Наср Мухаммед бен Мухаммед Тархан аль-Фараби.И эта сокровищница все пополнялась и пополнялась. В конце XII века Отрарская библиотека была крупнейшей в мире после знаменитой библиотеки в Александрии — так единодушно утверждают древние хроники. И они же называют имя человека, который был в ту пору хранителем отрарских книг, — Хисамуддин из рода Сунак.

Таким образом, в середине средневековья бурно развивалась оседлая городская культура. Ее оживление дало толчок для развития всей культуры. Рост материальных благ способствовал развитию духовной культуры. Значительное развитие получили наука и образование, которые поднимали на более высокий уровень познания знаменитые ученые Востока. Средневековый Казахстан был одним из научных центров существовавшего в то время мира.