Культура Казахстана в
период с X века до начала XIII века.
1)
Введение
2) История
средневековых городов на территории Казахстана
4) Развитие средневековых
городов
5) Развития торговли и
земледелия в средневековых городах
6) Архитектурные
сооружения средневекового Казахстана
7) Заключение
Ребята, культура казахского народа имеет
глубокие исторические корни.
Путешественники из разных стран,
посещавшие территорию средневекового Казахстана, оставили исторические и
географические сочинения.
Из раскопок средневековых городов
получены многочисленные археологические материалы. Эти письменные и
вещественные источники позволяют получить картину экономической и культурной
жизни средневекового населения Казахстана.
Давайте обратимся к увлекательной
истории средневековых городов.
По сравнению с ранним средневековьем в
середине средних веков в Казахстане значительно оживленнее развивалась оседлая
культура и росло число городов.
Если в раннем средневековье в Южном
Казахстане насчитывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их
число увеличилось до 37.
Рост числа городов был связан с развитием
экономических, культурных связей Востока с Западом. Второй причиной этого
является переход в окрестностях и внутри городов кочевых скотоводов к оседлому
образу жизни.
Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи.
При впадении Арыси
в Сырдарью был сформирован Фарабский округ с центром
в городе Отрар.
В регионе Шавгара
(Ясы) имелись города Карнак, Карачук, Шур (Сури) и Сауран.
В среднем течении
Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем - города Сыгнак, Жанкент, Ашнас и Баршынлыкент
Высоко развита была оседлая
городская культура в Жетысу.
Так, например, на юго-западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, имелось 36 городов
В наиболее крупных городах в IX-XII веках проживало
многотысячное население: В Испиджабе – 40 тысяч, в Отраре -16 тысяч, в Таразе -10
тысяч, в Баласагуне
– около 10 тысяч, в Каялыке – 10 тысяч.
Однако было больше городов с населением от
1-1,5 до 3-х тысяч человек.
По площади и экономическому положению их можно
подразделить на три группы.
К первой группе относятся городища,
площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран, Шавгар, Джанкент, Сыгнак и
другие. Городища первой группы являются остатками центров областей, отдельных
владений или просто крупными городами.
Вторая группа включает городища площадью
от 15 до 30 гектаров. В характеристиках средневековых авторов об этих городах
отмечается наличие мечетей и базаров. Городища второй группы можно определить
как остатки городов средней величины
В третью группу входят городища, площадь
которых не достигает 10 гектаров. Такие города наиболее многочисленны. Эта
группа памятников – остатки небольших городов, городков.
Ребята, давайте совершим заочное
путешествие на места археологических раскопок.
Результаты раскопок на месте
средневековых городов Отрар, Тараз,
Талгар, Баба-Ата и Куйрыктобе
позволили изучить принципы планировки и застройки этих городов.
Раскопки цитадели Куйрыктобе показали, что здесь
после пожара, происшедшего в первой половине IX
века, происходит полная перепланировка. В границах капитальных стен
строительного комплекса формируется квартал рядовой застройки.
Разрез через всю стену рабада Отрара выяснил, что она была возведена на насыпной
платформе высотой 1 м. Толщина нижней крепостной части стены Отрара достигала 6,2 м, а кверху она сужалась до 1,5 м. Основание
стены сделано из трех рядов сырцового кирпича.
В Талгаре участок, занимаемый кварталом,
почти в 4 раза больше, хотя количество домовладений в кварталах одинаково. Это
объясняется тем, что илийские города возникли в
результате оседания на землю кочевников и полукочевников и сохранили в своем
укладе многие черты прежней жизни, в частности, при домах имелись большие
скотные дворы.
Итак, в XI-XII веках произошли коренные изменения в архитектуре
жилых домов.
При раскопках в
городе Куйрыктобе были найдены остатки построенных в
ряд трехкомнатных домов. Причем все комнаты были сквозными: посредине
находилась комната в виде коридора и по обе стороны ее - два входа в другие
комнаты. Такие дома называют «дома-коржыны».
Другим
новшеством в строительстве жилых домов в XII
веке является то, что появились новые очаги - это круглые или прямоугольные
жаровни, вкопанные в пол. Такие жаровни были схожи с «сандалами» - очагами
посреди помещения в Средней Азии.
Еще одним
новшеством в XII веке было то, что появились ташнау
- санитарно-очистительные устройства средневекового дома.
Посмотрите, рост городов в IX-XII веках шел более быстрыми темпами по сравнению со
Средней Азией за счет оседания кочевников. Об этом свидетельствуют письменные
источники.
В записках
посла, дошедших до нас, рассказывается о городе Толос (Талас), который он
посетил в 568 году. Источники называют его «городом славных
и благословенных тюрок-чаруков».
Быстро растущий Испиджаб впервые упоминается
в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает:
"Сайрам - название белого города, который называется Испиджаб.
Про него говорят также Сайрам".
Согласно исторической
версии, город Сарайчик, расположенный на правом берегу р. Жайык
был основан в середине XIII века ханом Бату
в удобном месте, а главное - на узловом участке стыка Европы и Азии.
В "Дорожниках" Хамдаллаха Казвини, написанных
около 1339 г., приведены пункты переходов на этом пути с указанием расстояний.
Подобное встречается и у арабского географа ал-Омари
(XIV в.). Трасса торговой дороги от Сарайчика до
Ургенча протяженностью "месяц пути" была снабжена колодцами и
караван-сараями. Сарайчик был важным политическим центром
Одним из древних
присырдарьинских городов на юге Казахстана был Сыгнак. Начиная с XI в. он превратился в политический и
культурный центр Кыпчакского государства. Сыгнак расцветал из
года в год.
Средневековый
поэт Гисамеддин аль-Сыгнаки так восславил город в своих стихах:
«Если бы
создатель подарил мне вторую жизнь,
кончил бы жизнь в Сыгнаке
без сожаления.»
По историческим сведениям Рузбихана Исфахани, Сыгнак «и в старину был очень
большим цветущим городом, вся эта область весьма благоустроена и возделана».
Рост городского
населения сказался на увеличении объема производства предметов повседневного
обихода. Поэтому в городах стали действовать различные производства, выросло
количество ремесленных мастерских.
Из железа
изготавливали ножи, шилья, ножницы, кетмени, лемехи
плугов, оружие и др. Остатки кузнечных мастерских обнаружены близ городов Алматы и Талгар.
Ювелирное
ремесло можно считать усовершенствованной формой кузнечного дела. Ювелирные
изделия начали изготовлять еще в раннем средневековье.
Так, при
археологических раскопках захоронений в Отраре, Таразе и Талгаре и их окрестностях были найдены серебряные
браслеты, золотые серьги, кольца и различные бусы.
В Х-ХII веках бурное развитие получила торговля
в городах, расположенных вдоль Шелкового пути
Обычно торговля
осуществлялась путем обмена товарами или продажи
Например, если в
города поступали зерно, фрукты, мясо, шерсть и шкуры, то в обмен на это
земледельцам и скотоводам поставляли керамику, стекло, ювелирные изделия, украшения
и др.
Еще одним
показателем развития торговли является рост денежного оборота. В ходе
археологических раскопок в крупных городах, таких как Отрар,
Тараз, Туркестан, Талгар и других были найдены монеты
из драгоценных металлов.
Словом, в Х-ХП веках торговля была главным показателем развития
оседлой и городской культуры. Это было временем расцвета торговли не только между городами, но и периодом приобщения степного населения к торговле, укрепления тесных взаимосвязей между городами,
поселениями и кочевниками.
Развитие
земледелия также было напрямую связано с увеличением числа городов и роста их
населения.
В пригородах
стали осваиваться плодородные земли. Так, например, около 60-70% посевных
земель в предместьях Отрара были освоены в Х-ХП веках
в связи с развитием городской оседлой культуры.
А какие же архитектурные
сооружения были возведены в X-XII веках.
Главным
образом строительный стиль архитектурных
сооружений был связан с расширением распространения на территории Казахстана
исламской религии.
По письменным
арабским, персидским источникам, уже в X
веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись
мечети.
Среди них -
являвшийся в свое время соборной мечетью минарет Боран.
Он, предположительно, был построен в конце X
или начале XI веков, когда население Жетысу
в своей основной массе приняло исламскую религию.
При раскопках
города Куйрыктобе были обнаружены остатки наиболее
ранней мечети. Размеры ее 36,5х20,5 квадратных метров, она была построена из
обожженного и сырцового кирпича.
Мечеть Султана Бейбарса, построенная в 1267-1269 годах, находится в Аз-Захире – одном из центральных жилых районов Каира. Вынесенная
на расстояние полутора километров от городской стены, мечеть одновременно выполняла роль форпоста, первого оборонительного заслона на
пути в Каир.
О высоком уровне
развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера – мавзолеи.
Свой
первоначальный строительный вид до сих пор сохранили мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби,
возведенные в X-XII веках. Они расположены в 18 км
западнее города Тараза.
По легенде Арыстан-Баб (святой) был наставником Ходжа
Ахмеда Ясауи. К могиле святого совершают
паломничества, здесь же читают молитвы.
В средние века
значительное развитие в зодчестве получило строительство бань.
Баня в восточном
городе занимала в ряду общественных сооружений видное место. После мечети баня
была самым посещаемым местом.
Известный
востоковед И.А.Орбели в статье «Баня и скоморох XII
века»
характеризует баню так: «…баня служит не только для омовения, но и для
укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и
дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле и продаже, о
торговой сделке и для показа мастерства в шахматы или нардах».
Появились бани,
видимо, не ранее VIII века, проникнув
в Среднюю Азию, как полагают исследователи, из районов Средиземноморья.
Таким образом,
заканчивая наше путешествие можно сделать вывод о том, что в период IX-XIII веков
наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке, в Средней Азии и
Казахстане. Разрастаясь, крупные средневековые города стали центрами политической
власти, расцвета культуры, ремесел и торговых отношений.