Культура Казахстана в период с X века до начала XIII века.

 

1)    Введение

2)    История средневековых городов на территории Казахстана

3)    Археологические раскопки

4)    Развитие средневековых городов

5)    Развития торговли и земледелия в средневековых городах

6)    Архитектурные сооружения средневекового Казахстана

7)    Заключение

 

 

 

Введение

Ребята, культура казахского народа имеет глубокие исторические корни.

Путешественники из разных стран, посещавшие территорию средневекового Казахстана, оставили исторические и географические сочинения.

Из раскопок средневековых городов получены многочисленные археологические материалы. Эти письменные и вещественные источники позволяют получить картину экономической и культурной жизни средневекового населения Казахстана.

Давайте обратимся к увлекательной истории средневековых городов.

 

История средневековых городов на территории Казахстана

По сравнению с ранним средневековьем в середине средних веков в Казахстане значи­тельно оживленнее развивалась оседлая культура и росло число городов.

Если в раннем средневековье в Южном Казахстане на­считывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их число увеличилось до 37.

Рост числа городов был связан с раз­витием экономических, культурных связей Востока с Западом. Вто­рой причиной этого является переход в окрестностях и внутри горо­дов кочевых скотоводов к оседлому образу жизни.

Средоточием городов  являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи.

При впадении Арыси в Сырдарью был сформирован Фарабский ок­руг с центром в городе Отрар.

В регионе Шавгара (Ясы) имелись города Карнак, Карачук, Шур (Сури) и Сауран.

В среднем те­чении Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем - города Сыгнак, Жанкент, Ашнас и Баршынлыкент

Высоко развита была оседлая городская культура в Жетысу.

Так, например, на юго-западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, имелось 36 городов

В наиболее крупных городах в IX-XII веках проживало многотысячное население: В Испиджабе – 40 тысяч, в Отраре -16 тысяч, в Таразе -10 тысяч, в Баласагуне – около 10 тысяч, в Каялыке – 10 тысяч.

Однако было больше городов с населением от 1-1,5 до 3-х тысяч человек.

По площади и  экономическому положению их можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся городища, площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран, Шавгар, Джанкент, Сыгнак и другие. Городища первой группы являются остатками центров областей, отдельных владений или просто крупными городами.

Вторая группа включает городища площадью от 15 до 30 гектаров. В характеристиках средневековых авторов об этих городах отмечается наличие мечетей и базаров. Городища второй группы можно определить как остатки городов средней величины

В третью группу входят городища, площадь которых не достигает 10 гектаров. Такие города наи­более многочисленны. Эта группа памятников – остатки небольших городов, городков.

 

Археологические раскопки

Ребята, давайте совершим заочное путешествие на места археологических раскопок.

Результаты раскопок на месте средневековых городов От­рар, Тараз, Талгар, Баба-Ата и Куйрыктобе позволили изучить принципы планировки и застройки этих городов.

Раскопки цитадели Куйрыктобе показали, что здесь после пожара, происшедшего в первой половине IX века, происходит полная перепланировка. В границах капитальных стен строительного комплекса формируется квартал рядовой застройки.

Разрез через всю стену рабада Отрара выяснил, что она была возведена на насыпной платформе высотой 1 м. Толщина нижней крепостной части стены Отрара достигала 6,2 м, а квер­ху она сужалась до 1,5 м. Основание стены сделано из трех рядов сырцового кирпича.

В Талгаре участок, занимаемый кварталом, почти в 4 раза больше, хотя количество домовладений в кварталах одинаково. Это объясняется тем, что илийские города возникли в результате оседания на землю кочевников и полукочевников и сохранили в своем укладе многие черты прежней жизни, в частности, при домах имелись большие скотные дворы.

Итак, в XI-XII веках произошли коренные изменения в архитекту­ре жилых домов.

При раскопках в городе Куйрыктобе были найдены остатки построенных в ряд трехкомнатных домов. Причем все комнаты были сквозными: посредине находилась ком­ната в виде коридора и по обе стороны ее - два входа в другие комнаты. Такие дома называют «дома-коржыны».

Другим новшеством в строительстве жилых домов в XII веке является то, что появи­лись новые очаги - это круглые или прямоугольные жаровни, вко­панные в пол. Такие жаровни были схожи с «сандалами» - очагами посреди помещения в Средней Азии.

Еще одним новшеством в XII веке было то, что появились ташнау - санитарно-очистительные устройства средне­векового дома.

Развитие средневековых городов

 Посмотрите, рост городов в IX-XII веках шел  более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Об этом свидетельствуют письменные источники.

В записках посла, дошедших до нас, рассказывается о городе Толос (Талас), который он посетил в 568 году. Источники называют его «городом славных и благословенных тюрок-чаруков».

Быстро растущий Испиджаб впервые  упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам - название белого города, который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам".

Согласно исторической версии, город Сарайчик, расположенный на правом берегу р. Жайык был основан в середине XIII века ханом Бату  в удобном месте, а главное - на узловом участке стыка Европы и Азии.

В "Дорожниках" Хамдаллаха Казвини, написанных около 1339 г., приведены пункты переходов на этом пути с указанием расстояний. Подобное встречается и у арабского географа ал-Омари (XIV в.). Трасса торговой дороги от Сарайчика до Ургенча протяженностью "месяц пути" была снабжена колодцами и караван-сараями. Сарайчик был важным политическим центром

Одним из древних присырдарьинских городов на юге Казахстана был Сыгнак. Начиная с XI в. он превратился в политический и куль­турный центр Кыпчакского государства.  Сыгнак расцветал из года в год. 

Средневековый поэт Гисамеддин аль-Сыгнаки  так восславил город в своих стихах:

«Если бы создатель подарил   мне вторую жизнь,

 кончил бы жизнь в Сыгнаке без сожаления

По историческим сведениям Рузбихана Исфахани, Сыгнак «и в ста­рину был очень большим цветущим городом, вся эта область весьма благоустроена и возделана».

Рост городского населения сказался на уве­личении объема производства предметов повседневного обихода. Поэтому в городах стали действовать различные производства, выросло количество ремесленных мастерских.

Из железа изготавливали ножи, шилья, нож­ницы, кетмени, лемехи плугов, оружие и др. Остатки кузнечных мастерских обнаруже­ны близ городов Алматы и Талгар.

Ювелирное ремесло можно счи­тать усовершенствованной формой кузнеч­ного дела. Ювелирные изделия начали изготовлять еще в раннем средневековье.

Так, при археологических раскопках захоронений в Отраре, Таразе и Талгаре и их окрестностях были найдены серебряные браслеты, золотые серьги, кольца и различ­ные бусы.

Развитие торговли и земледелия в средневековых городах

В Х-ХII веках бурное развитие получила торговля в городах, расположенных вдоль Шел­кового пути

Обычно тор­говля осуществлялась путем обмена товарами или продажи

Например, если в города поступали зерно, фрук­ты, мясо, шерсть и шкуры, то в обмен на это земледельцам и ско­товодам поставляли керамику, стекло, ювелирные изделия, укра­шения и др.

Еще одним показателем развития торговли является рост де­нежного оборота. В ходе археологических раскопок в крупных го­родах, таких как Отрар, Тараз, Туркестан, Талгар и других были найдены моне­ты из драгоценных металлов.

Словом, в Х-ХП веках торговля была главным показателем раз­вития оседлой и городской культуры. Это было временем расцвета торговли не только между городами, но и периодом приобщения степ­ного населения к торговле, укрепления тесных взаимосвязей между городами, поселениями и кочевниками.

Развитие земледелия также было напрямую свя­зано с увеличением числа городов и роста их населения.

В приго­родах стали осваиваться плодородные земли. Так, например, око­ло 60-70% посевных земель в предместьях Отрара были освоены в Х-ХП веках в связи с развитием городской оседлой культуры.

Архитектурные сооружения средневекового Казахстана

А какие же архитектурные сооружения были возведены в X-XII веках.

Главным образом  строительный стиль архитектурных сооружений был связан с расширением распространения на территории Казахстана исламской религии.

По письменным арабским, персидским источникам, уже в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети.

Среди них - являвшийся в свое время соборной мечетью минарет Боран. Он, предположительно, был построен в конце X или начале XI веков, когда население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию.

При раскопках города Куйрыктобе были обнаружены остатки наиболее ранней мечети. Размеры ее 36,5х20,5 квадратных метров, она была построена из обожженного и сырцового кирпича.

Мечеть Султана Бейбарса, построенная в 1267-1269 годах, находится в Аз-Захире – одном из центральных жилых районов Каира. Вынесенная на расстояние полутора километров от городской стены, мечеть одновременно выполняла роль форпоста, первого оборонительного заслона на пути в Каир.

О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера – мавзолеи. 

Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохра­нили мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби, возведенные в X-XII            веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза.

По легенде Арыстан-Баб (святой) был наставником Ходжа Ахмеда Ясауи. К могиле святого совершают паломничества, здесь же читают мо­литвы.

В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань.

Баня в восточном городе занимала в ряду общественных сооружений видное место. После мечети баня была самым посещаемым местом.

Известный востоковед И.А.Орбели в статье «Баня и скоморох XII века» характеризует баню так: «…баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле и продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматы или нардах».

Появились бани, видимо, не ранее VIII века, проникнув в Среднюю Азию, как полагают исследователи, из районов Средиземноморья.

Заключение

Таким образом, заканчивая наше путешествие можно сделать вывод о том, что в период IX-XIII веков наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке, в Средней Азии и Казахстане. Разрастаясь, крупные средневековые города стали центрами политичес­кой власти, расцвета культуры, ремесел и торговых отношений.