1)
Что же такое «Шелковый путь»?
2)
Предпосылки создания Шелкового пути.
3)
Возникновение Шелкового пути.
4)
Шелк, как главный предмет торговли.
6)
Развитие торговых
отношении.
7)
Установление и развитие культурных связей.
8)
Мост соединяющий Запад
и Восток.
9)
Заключение.
Великий Шелковый путь.
«Раскаленный горький ветер, ровно дующий по
бесконечному Шелковому пути, на мгновенье затаил дыхание. Солнце поднялось на
длину аркана и нещадно обжигало потрескавшуюся от вековой жажды корку земли.
Сразу запахло паленым. Застыли на бегу пегие кусты перекати-поля. Умолкли
крохотные неугомонные воробьи, почти неразличимые среди серой полыни; исчезли,
будто растаяли, растворились в зыбком мареве степные рябчики. Степь напоминала
старую заскорузлую шкуру, и казалось, жизнь давно покинула этот дикий край.
Зловещая тишина стояла кругом. Но вдруг у горизонта неслышной белоголовой змеей
круто поднялся вихрь, взмыл, разросся, обернулся вскоре всадником. Сизым
шлейфом потянулась, заклубилась за ним пыль…» - так описывает степные просторы
Шелкового пути в своем романе Дукенбай Досжан.
Что
же такое «Шелковый путь», когда он возник и стал функционировать, где проходил?
Для ответа на эти вопросы обратимся к историческим фактам.
В
629 году буддийский паломник Сюань-Цзян отправился из
Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить
богословие». Ехал он по международному пути, который связывал Китай с Западом.
Прибыв в город Суяб,
паломник встретился с тюркским каганом. Вот как описывает кагана тюрок и
его приближенных Сюань-Цзян: «Лошади этих иноземцев
были прекрасны. Каган был одет в халат из зеленого шелка; его голова была
обнажена и обмотана лишь шелковой повязкой длиной более одного чжана (3,2 м) с отвисающими назад концами. Его сопровождали
более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы
волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкие
головные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадях
было столько, что невозможно охватить взглядом» Описывая прием, которым
удостоил его каган, Сюань-Цзян неоднократно
подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати. Также сообщает о подарках,
которые он получил: «целый набор одежд из малинового сатина и пятьдесят кусков
шелка». В этом эпизоде несколько раз упоминается шелк – основной продукт
торговли Востока и Запада, давший название великому трансконтинентальному пути
древности и средневековья. Когда «заработал» этот путь? На этот вопрос до сих
пор имеются разные ответы.
Начало
контактов и обменных связей восходит по времени к III
– II тыс. до н.э. Эти связи были налажены в
связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в
верхнем течении р. Яркендарьи, в районах Хотана. «Лазуритовый путь» соединил Среднюю Азию и Средний
Восток со Средиземноморьем и Индией. «Нефритовый путь» связывал Восточный
Туркестан с Китаем. В середине I тыс. до н.э.
стал функционировать «Степной путь». По описаниям отца истории Геродота, он
следовал из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов
в Южное Приуралье, к Иртышу
и далее на Алтай, в страну агриппиев, населявших
район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. В распространении драгоценных шелков
участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный
для того времени товар попал в Центральную Азию и Средиземноморье. Однако, для VI – IV веков до н. э.
вернее будет предположить доставку престижных товаров по степной зоне.
И
лишь в середине I века до н.э.
«Шелковый путь» начинает функционировать как регулярная дипломатическая и
торговая артерия. Свое начало Великий Шелковый путь брал из районов в долине
реки Хуанхэ в Китае. Он пролегал через западную часть Великой Китайской стены
и по реке Или доходил до озера Иссык-Куль. Здесь путь
для выхода на запад и северо-восток разветвлялся в южном и северном
направлениях. Южное направление шло в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак, Сирию и
к Средиземному морю, а северное направление через город Испиджаб
разделялось на две ветви. Одна шла в Среднюю Азию, а другая через Туркестан по
нижнему течению реки Сырдарьи выходила в Западный Казахстан и, обходя
северо-восток Черного моря, шла в Европу. Общая протяженность Великого
Шелкового пути составляла около 7 тысяч километров.
Названные
направления были непостоянными. Они менялись в зависимости от международного
политического положения.
По
китайским источникам середины I века до нашей
эры, уже тогда нагруженные шелком караваны направлялись в западные страны.
Своего расцвета путь достиг в раннем средневековье в результате развития
торговых связей Китая и Византии. А из стран Средиземноморья, Ближнего и
Среднего Востока и Средней Азии в Китай и страны Востока стали направляться
караваны с различными товарами. Список этих диковинных, экзотических товаров
неисчерпаем. Это миро и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный
орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье,
алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки серебра
и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи копья. На международную торговлю
выставлялись знаменитые породистые лошади из Средней Азии, из стран Востока -
слоны, носороги, барсы, львы, декоративные птицы и другие редкие животные, а
также охотничье снаряжение. Вдоль Шелкового пути торговали различными видами
винограда, персиками, дынями и разнообразными фруктами и ягодами Востока и
Средней Азии. Торговали также семенами редких овощных культур. Их выращивание
оживило многие хозяйства стран Азии.
Однако, главным
предметом торговли оставался шелк. Шелк, наряду с золотом, превратился в
международную валюту. Им одаривали царей и послов, выплачивали жалование
наемному войску и государственные долги. Не случайно на фресках дворцов
владетелей Китая, Средней Азии, Восточного Туркестана одежды из шелка, в
которые одета знать, выписаны со всеми присущими этим
драгоценным изделиям украшениями, деталями и даже швами. Вполне естественно,
что и шелк, и часть товаров, провозимых по Шелковому пути, оседала в городах,
стоявших на его казахстанском участке. Ярким свидетельством тому являются археологические
находки.
При
раскопках могильника Мардан в Отрарском
оазисе в одном из погребений были обнаружены семь китайских монет «У-шу», относящихся к I
–II векам нашей эры. Китайские источники сообщают о тех
временах: «…китайский двор, еще недавно ожидавший сообщения с иностранными
владельцами и сверх всего дороживший славой быть известным в отдаленных
окраинах, не прерывал связи с Кангюем»
На
месте Тараза, был найден византийский золотой солид Юстиниана I с изображением
императора в шлеме с копьем и щитом на одной стороне, и богини Победы с крестом
в руке – на другой. Следует заметить, что золотые византийские солиды имели широкое хождение и применялись в качестве
международной валюты.
Интересные
находки импортных изделий были сделаны на городище Талгар. Это клад, в состав
которого входили четыре фарфоровые китайские чаши, украшенные изнутри
гравированными изображениями детских фигур в обрамлении медальонов в форме
гриба – символа долголетия. В кладе имелся также обломок фаянсовой чаши. Эти
изделия попали в Талхиз из Китая в конце XII – начале XIII веков. Этим же
временем датируются фрагменты трех медных блюд, входящих в состав клада. На
поверхности одного из них, сохранившегося лучше других, просматриваются
изображения сфинксов и «звериного гона» - бегущих собак и лис. Подобные
изображения встречаются на чашах, зеркалах, пластинах, найденных в Средней
Азии, Поволжье, Закавказье, Ближнем и Среднем Востоке. Производились такие
изделия в Иране, откуда распространялись по Шелковому пути.
К
числу редкостных по значению находок, говорящих о международной торговле,
относится серебряный клад из Отрара. В нем
представлены монеты восточнотуркестанских городов –
Алмалыка, Пулада и Эмиля, Орду ал-Зама;
европейские монеты из Крыма; малоазийские – из Сиваса,
Конии, Тебриза; казахстанские из Дженда.
Чеканились монеты в 40 – 60-е годы XIII века. Среди
серебряных изделий клада – бляшки от наборного пояса с уйгурскими надписями;
витые браслеты из Средней Азии и плетеные, сделанные в Поволжье; пряжка от
пояса, вышедшая из ремесленных мастерских одного из городов Малой Азии. Клад
содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути.
По
Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на художественные
стили, которые попав в определенную этнокультурную среду, получили широкое
распространение. Например, тимуридский стиль в
керамике, отличающийся синей гаммой росписей на белом фоне. Возникнув в
императорских мастерских Китая во время династии Юань (1279-1368гг.), он широко
распространился в Иране, Турции, Средней Азии. Прекрасные образцы керамических
чаш, ваз, расписанных кобальтом, украшают экспозиции многих музеев мира.
Развивая
торговые отношения, страны, через которые пролегал Великий Шелковый путь,
вступали в культурные связи с другими народами. Изящно и красиво изготовленные
предметы и вещи привлекали покупателей, воспитывали их эстетические вкусы. Это
повлекло за собой распространение изготовления аналогичных изделий среди
ремесленных мастеров разных стран. Так, например, в ходе археологических
раскопок в Таразе были найдены серебряные вазы и
кувшины, изготовленные знаменитыми мастерами Византии. Производство подобных ваз и кувшинов переняли затем
и местные мастера. В городах Казахстана Талгаре, Испиджабе,
Отраре и других была найдена красивая посуда из
китайского фарфора, местные ремесленные мастера тоже занимались изготовлением
подобной посуды. Все это свидетельствует о взаимообогащающих
культурных связях между народами и странами.
В
начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех «царств
мира», которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое из этих
«царств мира» обладало присущими только ему преимуществами. Создание
могущественного государства Китай, объединившегося под властью Сун (589 -618 гг.), а затем Тан
(618 -907 гг.), царства индийских владетелей с центром в городе Канауджа на Ганге, объединение тюрков от Тихого океана до
Черного моря, Персии и Византии послужило основой идеи четырех мировых монархий,
расположенных по четырем сторонам света. Это империя царя слонов на Юге
(Индия), царя драгоценностей на Западе (Иран и Византия), царя коней на Севере
(тюркские каганаты), царя людей на Востоке (Китай). Эта концепция отражается в
росписях, покрывающих стены здания в селении Кушания,
вблизи Самарканда. На одной были
изображены китайские императоры, на
другой - тюркские ханы и индийские
брахманы, на третьей – персидские цари и
римские императоры.
Установление
и развитие культурных связей благотворно отразилось на развитии музыкального искусства. При раскопках памятников
на Шелковом пути были найдены терракотовые скульптуры с изображениями танцоров,
актеров в масках, музыкантов, восседающих на верблюжьих горбах. Музыканты и
танцоры, укротители диких зверей, акробаты и мимы, фокусники и иллюзионисты
объединялись в бродячие труппы, обладавшие особой подвижностью. Это искусство
не требовало перевода, для него не существовало языковых барьеров. Иностранные
оркестры входили в состав придворных. Один из царственных меломанов Сюань-цзунь содержал 30 тысяч музыкантов. Сохранились
описания приема послов тюркским каганом в своей ставке вблизи Суяба. «Каган, -пишет очевидец этой церемонии буддийский
паломник, - приказал поставить вина и начать музыку…Все
это время раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая металлическим
перезвоном. И хотя это была музыка варваров, она тоже ласкала слух, радовала
сердце и мысли».
По
Шелковому пути распространялись также религиозные идеи. Различные миссионеры
«несли» свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный
Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии распространилось
христианство, а затем ислам.
В
ходе археологических раскопок на месте городов Тараз,
Баласагун, Испиджаб и
других, расположенных вдоль Шелкового пути, были найдены руины мечетей,
медресе, храмов, связанных с различными верованиями.
С
VI века тюрки испытывали сильное влияние буддизма.
Распространение буддизма у тюрок связывают с переходом их к оседлости и
городской жизни. Буддизм был широко распространен на юге Казахстана и в
Семиречье. Об этом свидетельствуют находки буддистских сооружений на городищах
Чуйской долины: Ак-Бешиме, Красной Речке,
Новопокровском, Новопавловском. Это храмы и
монастыри, часовни, а также находки статуэток и стел с буддийскими персонажами
и сценами.
В
VII – VIII веках в городах
Южного Казахстана широко распространилось несторианство.
Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780-819
гг.) христианство было принято царем тюрок, видимо, карлукским
джабгу. На рубеже IX
–X веков была образована карлукская
митрополия, В Таразе и Мирки действовали христианские
церкви.
Источники,
повествующие о событиях конца VIII - IX веков,
свидетельствуют об исламизации населения Южного Казахстана. Ибн Хаукль сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между
Фарабом, Кенджидой и Шашем.
Археологические находки памятников IX – начала XIII веков свидетельствуют о формировании городской
мусульманской культуры. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах
строятся соборные мечети. Про одну из них, возведенную в Кедере,
сообщает Ал-Макдиси.
К X
–XI векам относится постройка мечети в одном из
крупнейших городов Семиречья Баласагуне.
Жители
названных городов, несмотря на принадлежность к различным религиозным направлениям,
жили и трудились вместе, в мире и согласии. Их религиозные взгляды не являлись
помехой для развития общей культуры.
Шелковый
путь благоприятствовал укреплению дипломатических отношений между странами
Востока и Запада. Судя по китайским письменным источникам, оживление
использования Шелкового пути на международном уровне началось еще в середине II века до нашей эры. Посланники китайского императора
У-Ди, направленные с дипломатической миссией в
западные страны в 138 году, вернулись обратно лишь спустя 13 лет. С этого
времени караваны, груженные шелковыми тканями, направлялись через Казахстан,
Среднюю Азию в страны Запада. А в свою очередь послы западных стран
способствовали установлению дипломатических отношений с Китаем.
Установление
дипломатических отношений между Тюркским каганатом и Византией, чему
способствовала торговля через Шелковый путь, было достигнуто в 568 году. Эти
две страны заключили торгово-дипломатический союз, направленный против Персии
(Ирана). Установление дипломатических межгосударственных отношений привело к
расширению торговли. Китайский шелк преподносился послами правителям государств
как драгоценный и редкий дар. Так, например, иранскому шаху от имени
китайского императора вручили шелковые наряды с различными украшениями и
узорами. Таким образом, Великий Шелковый путь имел важное историческое значение
не только для развития торговли между государствами, но и для укрепления их
политических отношений.
Казахские
земли испокон веков являлись мостом, соединяющим Запад и Восток, через них
проходили несколько ответвлений этого пути. А расположенное на юго-востоке
Казахстана Жетысу было «основными воротами» для
выхода на Восток. Все средневековые города Жетысу
находились вдоль Шелкового пути. Места расположения зимовок казахов тоже
расположены в этих местностях. По данным научных исследований, при выходе на
Восток из Жетысу Великий Шелковый путь имел несколько
ответвлений.
Главное направление пути, выходящего на
Восток, пролегало через юго-восток Жетысу. Оно шло
через Тараз, один из древнейших городов Казахстана.
Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году
принимал дипломатическое посольство Юстиниана II
из Византии во главе со стратегом Земархом, прибывшее
для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле
шелком. Источники называют Тараз «городом купцов». Дальше
до Алматы, а оттуда через Шелек (Чилик), Сумбе, Жаркент шло далее на восток.
А
второе, северо-восточное ответвление, проходило через Алматы (Алмалык, Алматау), Капшагай, Шенгельды, Алтын-емель, Дунген и Койлык. Город Койлык (Каялык) славился своими базарами, и в нем, кроме
мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший
город посол Людовика IX к монгольскому
хану Мункэ, все тот же странствующий монах Вильгельм Рубрук. Пролегая мимо озера Алаколь,
северо-восточное ответвление шло также на восток.
Третье,
северное, направление пролегало после Тараза через
город Кулан, который китайцы называли «Цзюйлень».
Кулан был известан как «приятный городок на границах
страны тюрок со стороны Мавераннахра». Далее идя
параллельно с северо-восточным направлением, пересекало Хантау и через Балатопар и Или, соединялось с ним
в городе Дунген, затем от поселения Айнабулак вновь ответвлялось в двух направлениях. Потом
третье направление поворачивало на север в Сарканд и
шло на северо-восток Казахстана, а оттуда - в Монголию. Вот по этому
направлению и прошли караваны знаменитого фламандского посла-путешественника
В. Рубрука в Монголию к Монке
хану.
Прохождение
Шелкового пути в нескольких направлениях имело для населения Жетысу весьма важное значение.
Они покупали или обменивали свои товары у проезжавших через их земли торговцев для удовлетворения своих потребностей.
Одни из главных ворот для выхода на Запад – это
Южный Казахстан. В VI –VII веках наиболее оживленным
становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный
Казахстан. Оба
направления Шелкового пути с востока через Жетысу смыкались
в Таразе и доходили до Испиджаба
(Сайрама). Испиджаб, как
уже отмечалось, назывался в китайских дорожниках «городом на Белой реке». Эти
города являлись основными торговыми центрами в Южном Казахстане. Об этом
свидетельствуют найденные при археологических раскопках монеты, украшения,
изготовленные в других странах. Например, в Таразе
найдены китайская фарфоровая посуда, ювелирные изделия и серебряные вазы из
Византии. Из Испиджаба караванная дорога шла в Арсубаникет на р. Арыси, в Отрар
(Фараб) и далее вниз по р. Сырдарье в Приаралье. Рядом с Отраром
находился город Кедер, бывший в X веке главным в Отрарском
оазисе. О нем было известно как о «месте стечения купцов из разных стран»
Отрар был узлом многих караванных путей.
Отсюда одна дорога шла в Шавгар, а другая - на
переправу через Сырдарью и к городу Васидж. Из него
путь шел вверх по Сырдарье, через город Сюткент в Шаш, а вниз - в город Дженд.
Отсюда через Кызылкумы путь был проложен в Хорезм и
Ургенч, а оттуда в Поволжье, на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был
основным направлением в Золотую Орду.
Путь,
идущий из Жетысу через Тараз,
достигнув Испиджаба, делился на два ответвления. Одно
из них шло в юго-восточном направлении - из Испиджаба
в Шаш (Ташкент), а оттуда - в среднеазиатские города
Самарканд и Бухару с выходом на Запад. Второе направление пролегало из Испиджаба через Шымкент, Отрар,
Туркестан, Сауран, Сыгнак,
а затем в Баршынлыкенте делилось на два ответвления,
одно из которых шло на юго-восток - в Хорезм, а другое через Жанкент проходило по северному побережью Аральского моря и
выходило через северо-восток Каспийского моря на Запад. Вместе с тем второе
направление из Жанкента также шло в Северный
Казахстан. А из Сыгнака через город Аксумбе в Центральный Казахстан пролегало еще одно
ответвление. В этом направлении шло и второе направление из Саурана
через Каракорум (город Жыланкараул). Эти пути
отходили от основного во внутренние районы Казахстана. Через них
кочевники-тюрки приезжали в города, расположенные вдоль Шелкового пути, за
различными товарами.
Таким
образом, торговцы, направлявшиеся через казахские земли на Восток и на Запад,
обязательно проезжали через наши города. Здесь они устанавливали связи с
местным населением. Благодаря таким торгово-экономическим отношениям, в раннем
средневековье бурно развивались и росли города Тараз,
Сайрам, Талгар, Отрар, Туркестан и другие.
Города,
расположенные вдоль Великого Шелкового пути, имели важное
значение в процессе перехода к оседлости тюрко-язычных племен, входящих
в состав казахского народа. Торговые отношения и экономические связи
способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения
хозяйства. Так, если тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость, земледелие, торговлю, то согдийцы научились у них скотоводству. Согдийцы
восприняли тюркский язык, переняли тюркские обычаи и традиции.
Такие
взаимосвязи и взаимопроникновение продолжались до расцвета средневековья (XIII-XIV вв.). Однако
вследствие монгольского нашествия торговые связи были нарушены. Значительно
ухудшилось социально-экономическое положение городов, расположенных вдоль
Шелкового пути. Некоторые города были полностью опустошены монгольским
нашествием. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., но междоусобицы и войны, приведшие к гибели
здесь городской культуры, а также освоение морских путей в Китай привели и к
его угасанию.