Оседлая и кочевая культура в VI – IX веках
1)
Введение
3)
Развитие
городской культуры на территории Казахстана
4)
Устройство
средневековых городов
6)
Торговля на
территории средневекового Казахстана
8)
Архитектурное
и изобразительное искусство в средневековом Казахстане
9)
Письменность
10)
Творчество
народов средневековья на территории Казахстана
11)
Религия
12)
Заключение
В мировой исторической науке уделяется большое внимание проблеме взаимоотношений оседлых и кочевых народов, значению земледельческой и городской культуры в жизни кочевников.
На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные области развития оседлой и городской культуры. Одной из них был Южный Казахстан и Семиречье. Она занимает территорию между Средней Азией, Центральным Казахстаном, Сибирью и Уралом. В ней выделяются три района – Южный Казахстан-это долина Сырдарьи, юго-западное Семиречье-это междуречье Таласа и Чу, северо-восточное Семиречье- это Илийская долина. Область находится на стыке земледельческих оазисов и кочевой степи. Взаимодействия земледельцев и скотоводов Казахстана, оседлости и кочевничества, города и степи были многообразны: политические, экономические, культурные, этнические. Взгляды исследователей на характер этих контактов были неоднозначны. Кочевники Востока, в том числе Казахстана и Средней Азии, зачастую рассматриваются как носители закоснелой культуры, а их влияние на развитие цивилизации – губительное. В начале XX века писали, что кочевники «сметали все на своем пути и обращали цветущие оазисы в мертвые пустыни». Историю Средней Азии считают, например, историей постепенного завоевания и разрушения оседлой иранской цивилизации кочевниками – тюрками.
Однако сейчас принято говорить об
органичной связи между кочевниками и земледельцами, о единой экономической
системе, в которой оба направления хозяйственной жизни не могли нормально
функционировать без постоянного взаимообмена. Установлено, что элементы
оседлости и земледелия всегда сопровождают кочевое хозяйство. В рамках единой
этнической общности наряду с кочевыми существовали полукочевые и полуоседлые
группы скотоводов. Зачастую часть рода, не имеющая возможности кочевать,
оставалась на зимних пастбищах и в поймах рек, занималась поливным земледелием.
Такие формы хозяйства были особо распространены в бассейне Сырдарьи, в
Центральном Казахстане. Отдельные очаги земледелия находились в Жетысу и
Северном Казахстане. Маршруты кочевания и пастбищ были устойчивыми на
протяжении долгого времени и формировались в процессе длительного освоения
степных просторов. Так, Гильом Рубрук отмечал, что "всякий начальник знает
границ
В VI – первой половине IX веков городская культура развивалась в двух направлениях – В Южном Казахстане и юго-западном Семиречье. В политическом отношении область подчинялась тюркским династиям и входила последовательно в состав Западнотюркского, Тюргешского и Карлукского каганатов. В указанный период происходит разграничение территории кочевания, стабилизируются маршруты кочеваний, закрепляются постоянные зимовки и летовки, появляется земледелие, выделяется прослойка оседлых бедняков и происходит переход к оседлости отдельных родовых подразделений. Складывается государственный бюрократический аппарат, формируется общий язык и письменность, развиваются торговые и дипломатические связи. В этих условиях происходит формирование городов, как административных ставок, так и центров ремесла, торговли, культуры. Под влиянием оседлых земледельцев и горожан бывшие кочевники быстрее переходили к оседлости, к городской жизни. Оседлое население заимствовало у кочевого типы вооружения, украшений, посуды из драгоценных металлов, привнося в эти изделия свои специфические элементы. Кочевники же могли полностью удовлетворить свои запросы в этих изделиях только при наличии развитого городского ремесла. Таким образом, спрос кочевников, скотоводов стимулировал развитие городского ремесла, а тюркские каганы были заинтересованы в строительстве городов.
Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело неодинаковое содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревенских занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" -дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан. Испиджаб был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, - большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная". Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км. от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе-Фараб) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный раннесредневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений. Наиболее известен на Востоке Тараз. Как большой город он впервые упоминается в источниках, датированных VII веком, встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Тюргешского и Карлукского каганатов, был столицей Караханидского государства. Тараз являлся центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения-Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент. Всего на территории Чуйской и Таласской долин обнаружено 36 городищ, имеющих слои VII - IX веков. Все они продолжали жить и в последующее время.
Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным явлением для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани. Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв. м. Возводились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Помещения освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI веков приписывали росписям гигиенические свойства. Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должны быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем - картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов.
Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Это была наиболее укрепленная часть города. Цитадель окружал шахристан – внутренний, укрепленный стеной район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными. Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения. Шахристаны городов были тесно застроены домами, группировавшимися в кварталы. Широкие раскопки южноказахстанских городищ позволили выделить отдельные кварталы, их границы и предложить такое определение: «квартал – это массив городской застройки, состоящий из нескольких домовладений, объединенных внутриквартальной улочкой или же отрезком магистральной улицы. Фасад квартала глухой, граница с соседними кварталами проходит по задним стенам всех домов и боковым стенам крайних домов». Для VI – первой половины VII веков характерны два типа домов. Дома первого типа однокомнатные, наземные, прямоугольные в плане. Вход тамбуровидный. Напротив входа в центре устроен напольный прямоугольный очаг с глиняными бортиками. Слева от входа, в тамбуре, в стене находились два камина. В потолке было устроено световое, оно же дымовое, отверстие. Дым, кроме того, выходил через дверь, именно поэтому очаг и камины приближены к выходу. Функциональное назначение напольных очагов и каминов различно: первые использовались для обогрева помещения и приготовления пищи, вторые – для выпечки хлеба. В каждом доме есть место отправления культа. Обычно это угол напротив входа с овальным медальоном, выполненным налепом из глины. Под ним располагался небольшой угловой подиум – алтарь, покрытый слоем золы. Площади домов варьируются от 12 до 45 кв. м. От размеров дома зависел характер перекрытия. В больших домах кровля опиралась на четыре столба, в средних в качестве опоры мог использоваться один столб, на который опиралась одна прогонная балка или две перекрещенные. В маленьких по площади помещениях крыша удерживалась только на стенах. Дома второго типа двухкомнатные, линейной планировки. Двухкомнатные дома характеризуются наличием второго помещения, видимо, кладовой. Площадь жилого помещения одного из таких домов квартала составляет 28 кв.м. и кладовой – 16,8 кв.м. По мнению исследователей, стены замков и городов раннего средневековья представляли собой монолитные сооружения без внутристенных галерей, которые заменяла площадка наверху, закрытая парапетом. Именно так выглядит стена замка на горелой резной доске, украшавшей интерьер парадного зала дворца Куйруктобе. Мощными стенами был окружен Тараз. Ширина стены достигала 3-3,5 м. Рядом с городами находились кладбища. Наиболее распространенной формой захоронений этого времени были погребения в наусах – подпрямоугольных сооружениях из пахсы и сырцового кирпича с перекрытиями. Таковыми являются кладбища Шага близ Туркестана, Борижар на берегу реки Арысь, у города Отрар. Наличие множества кладбищ говорит о том, что население постоянно проживало в этих местах в течение многих веков. Раскопки некрополей дают представление о сложности и пестроте конфессиональной жизни городских общин, взаимодействии различных этнических и религиозных групп в раннем средневековье. А найденные посуда, орудия труда, оружие, различные предметы быта и украшения являются показателями, характеризующими материальную культуру людей того времени.
Одной из важнейших отраслей
производства, как в кочевой, так и в оседло-земледельческой среде было ремесло,
обеспечивавшее население предметами первой необходимости. Среди ведущих
отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти,
изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости,
ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство,
стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество. Обычно
любой кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине
существовали мастера, специализирующиеся в этом
Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В V веке тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом. В эпоху Тюркского каганата функционировали рудники в горах Балабуркутты, Бахты и Мыржык в Центральном Казахстане. Центром медеплавления был бассейн реки Жезды, где находился город металлургов - Улыбакыр - "Великая медь". Олово добывалось и выплавлялось в основном в Восточном Казахстане, в Калбинских и Нарымских горах, а также на реке Ишим и в Кокшетау. Крупнейшими центрами золотодобычи были районы Степняка и Майкаина. Места золотых приисков считались собственностью хана и ревниво оберегались от чужеземцев - здесь даже запрещали проводить караваны. Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихромного стиля, выработанного здесь в III - II веках до нашей эры. Характерной его особенностью являлись инкрустация металлической пластины вставками цветных камней, перегородчатые эмали, окруженные узорами из зерен в виде треугольников и ромбов. Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом в степи. В период Тюркского каганата высокого развития достигает резьба по камню и кости. К этому времени относится широкое распространение каменных изваяний. Особенно большие группы изваяний располагаются в Жетысу, Центральном и Западном Казахстане и принадлежат карлукам и кыпчакам. Ранние из них схематичны и плоскостны, поздние близки к объемной скульптуре. На них проработаны черты лица, детали одежды, прически, оружие, пояса, украшения. В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но также изготовляли светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на производство различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Из железа производили различные инструменты, гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники стрел и копий.
Ремесленник в кочевой общине обычно перемещался вместе с аулом, имея небольшую мобильную мастерскую. В обмен на изготовляемые предметы он получал скот и продукты. Металлурги и кузнецы жили обычно оседло, небольшими поселениями, но продолжали оставаться членами общины, из которой происходили. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в средние века.
Древнее население Казахстана имело торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар. Большая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях - Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Находки привозных изделий - бусы из перламутра, лазурита, кораллов - встречаются в городах долины Чу и Таласа. Отдельные города специализировались на изготовлении и торговле теми или иными предметами. Оживленно шла торговля между городами и степью. Население оазисов и городов покупало лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные продукты. В обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду.
Торговля требовала развитого
денежного обращения. В VI-VIII веках представители
влиятельных родов уже чеканили
Материальная культура полукочевых тюркских племен отражала потребности их главного занятия - скотоводства. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и, в первую очередь, жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, прежде всего, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века были два типа жилищ- мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища являлась юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Сведения о юртах встречаются в древних китайских и арабских письменных источниках. Так, например, по свидетельству одного из них, осевшие в городах тюрки, продолжали ставить юрты во дворах дворцов или у своих постоянных жилищ. Кроме юрты, широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка. Итальянский путешественник Плано Карпини писал: "Иные жилища скоро разбираются и опять складываются и навьючиваются на скотину, другие же разбирать нельзя, а ставят их на повозки. Куда бы они не ходили на войну или с места на место, всегда берут их с собой". В такую повозку в зависимости от величины впрягали от двух и более быков, а иногда и верблюда. Устроена она была по аналогии с юртой, но не разбиралась. Повозки, составленные вокруг, образовывали защитное сооружение. На местах зимовок кочевники Казахстана строили стационарные жилища. Они строились из камня, дерева, камыша или сырого глиняного кирпича. Возле жилищ располагались стойла и загоны для скота. Зимовки в большинстве своем находились на берегах рек Или, Чу, Сырдарья, Иртыш и в местах, богатых зарослями камыша, в лесах, на солнечных склонах гор.
Одежда кочевников была также
приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. В средние
века в одежде продолжают развиваться традиции, заложенные в усуньское и
кангарское время. Традиционным видом верхней одежды у тюрков, тюргешей и
карлуков был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую
сторону.
Некоторое представление о богатстве каганского рода может дать описание буддийского монаха Сюань-Цзаня, посетившего в начале VII в. ставку западно-тюркского Ябгу кагана. Встретив кагана во время охоты, путешественник был поражен роскошной одеждой охотников. "Каган был одет в халат из зеленого шелка, - пишет он. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в xaлаты из парчи, заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и мягкие головные уборы, держали бердыши, луки и знамена. Их лошади были прекрасны. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом". Говоря далее о юрте кагана, он сообщает, что "рябило в глазах".
Источником богатейшей информации о жизни создавшего их общества являются памятники зодчества. Будучи одновременно памятниками искусства и строительной техники, они дают яркое представление об эстетических нормах эпохи, идеологии, о развитии научно-производственного потенциала, о культурных контактах, об организации и уровне строительных ремесел. Одним из направлений развивавшегося архитектурного искусства и строительства в Казахстане в VI-IX веках были сооружения, связанные с религиозными верованиями. Памятники в стиле дын - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные памятники в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей. На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они были построены в конце VII и начале VIII веков. Храмы были очень удобны для молящихся. Стены украшены изображениями Будды. Также в стенах были сделаны специальные ниши для скульптур Будды. Руины храмов и других религиозных верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, относящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути. Судя по археологическим раскопкам, исламские мечети стали строиться со второй половины IX века. Доказательством этого являются остатки мечети на кургане Баба-Ата в Сузакском районе Южно-Казахстанской области, на северных склонах Каратау.
Изобразительное искусство появилось гораздо раньше, чем архитектура. Древние представители этого вида искусства разукрашивали изображениями и различными знаками предметы обихода еще в эпоху бронзы. Например, украшали гончарные изделия. С развитием архитектуры орнаменты и узоры стали наносить на строительные материалы. Об этом свидетельствуют орнаменты и узоры, нанесенные на строительные материалы дворцового комплекса города Костобе. Самым распространенным видом архитектурного украшения являлась художественная отделка способом углубления в толстом слое глиняной штукатурки. Стены помещений украшались различными орнаментами в виде растений или геометрических фигур. При раскопках города Куйрыктобе близ Отрара были обнаружены резные орнаменты по дереву. На досках, украшавших арки зала для торжеств, и потолках были изображения богов разных религий. Все они были посвящены сюжетам религиозного и мифологического содержания.
Другое направление изобразительного искусства на территории Казахстана - это наскальные изображения древних тюрков. Одни сцены представлены изображениями всадников, облавных охот на зверей, перекочевок и поединков; другие - изображениями диких зверей. Наскальные образы воинов символизируют их героический дух, показывают далекую, полную военными событиями и воинской доблести эпоху средневековья.
В тюркскую эпоху в Казахстане широко развивалось и искусство скульптуры. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности - «балбык». Такие каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников. Автор письменного памятника «Письмена Культегина» Йолыг-тегин об установлении скульптуры Бильге-кагану писал: «Отцу - кагану я возвел балбык».
Еще одна композиционная часть архитектуры - это прикладное искусство. Городские и степные мастера-ремесленники в своих изделиях широко использовали этот вид искусства. Особенно были распространены искусство терракоты - производство керамики из обожженной цветной глины, художественная керамика, мелкая пластика. Очень разнообразны были разновидности орнаментов. Некоторые из них носили религиозно-магический характер. Подобные орнаменты использовались для художественной отделки и внутреннего и внешнего украшения архитектурных сооружений. Если художественной керамикой украшались обычно стены, то мелкая пластика, терракота приклеивались в качестве украшений в разных местах архитектурных сооружений. Прикладное искусство использовали при изготовлении своих изделий и полукочевые, и полуоседлые народы. Особенно широкое применение оно нашло в украшении и отделке одежды, ремней и поясов. Такие изображения ремней и поясов часто встречаются на каменных изваяниях тюрков. Они являлись не только предметами одежды, но и образцами художественной культуры. Обычно во всю длину эти пояса и ремни украшались орнаментами, которые своей изящностью и красотой производили неизгладимое впечатление.
Таким образом, в VI - IX вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская. Они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались. Материальная культура народов Казахстана была максимально приспособлена к требованиям адаптации к природной среде и полностью отвечала функциям жизнеобеспечения и материального производства.
К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это, в первую очередь, язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.
В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркских языках - это теле, кыргызы, остатки хунну. В VIII-X веках ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский язык. К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, за исключением части Жетысу. Здесь продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-земледельческой и городской культуры продолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы.
В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Согласно последним исследованиям руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V веках н.э. существовали два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII веках на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков. Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII века. Русские и зарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских рунических надписей. В 1889 году Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-Орхон (в 400 км. западнее Улан-Батора) обнаружил два больших рунических памятника в честь Кюль-Тегина и Билге Кагана. Они были изучены финскими (1890 г.) и русскими (1891 г.) учеными, организовавшими специальную научную экспедицию. Финскую экспедицию возглавил известный ученый Аксель Олай Гейкель, русскую - В. Радлов. Традицию изучения рунических тюркских письмен, начатую В. Радловым, продолжили П. Мелиоранский, С. Малов, Н. Айдаров.
Основным материалом для письма у тюрко-язычных народов были деревянные дощечки. Об этом говорят кыпчакские пословицы "Біті-біті, бітідім, бес агачка бітідім "- "Писал, писал, пять деревьев исписал", "Узун агач басында улу біті бітідім"- "Написал большую надпись на вершине высокого дерева". Эти поговорки свидетельствуют также о широком распространении письменности среди кыпчаков и других тюрко-язычных народов. Например, загадку "Салып козім, сансыз окимын"-"Подняв глаза, без конца читаю", означавшую небо и звезды, мог придумать народ, для которого чтение было нормальным явлением. Эта загадка была широко распространена у кыпчаков. Наряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит для передачи собственной речи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название "уйгурского", так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XV вв.
В VI -VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала
устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы
древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической
литературе. Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические
предания, сюжеты которых отражают древнейшие тотемистические представления
племен и их географическое расселение. Широко известны исторические предания о
священной земле "Отукен", неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках
и трудах Аль-Бируни, Марвази, Махмуда Каш гари. На основе древних исторических
сказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество,
отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным
завоевателям. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической
формах. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные
со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические
предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках -"Коркыт Ата" и "Огыз-наме. Эпос "Коркыт Ата" возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII-X вв. и распространялся устно. Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки. Эпос "Огыз -наме" впервые был записан в XIII в. Рашид ад -Дином, затем в XVIII в. Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Основное действующее лицо эпоса - Огыз-каган, которому приписываются сверхъестественные силы. Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. По свидетельству Сюань Цзаня, традиция письменной литературы складывается в начале VII века. Он пишет: "Жители имеют всегда лишь несколько исторических записей. Они читают тексты сверху вниз и передают друг другу разумные книги. Таким образом, литературное образование продолжается непрерывно".
Многими средневековыми и современными авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной религии –тенгрианства. Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо бога "Тенгри". Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. Следующим по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей. Она входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам. Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор, бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. По представлениям тюрков землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени необходимо было умилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись по поверьям души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик. Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь путем магических манипуляций. О вере тюрков в магию, шаманских заклинаниях пишут и персидские историки и географы. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство. В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличались многообразием. Унаследованные издревне верования и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне. Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - ислам.
Таким образом, в VI-IX веках в тюркском мире Казахстана
произошли значительные изменения как в общественно-социальном и экономическом,
так и культурном развитии общества.
В этот период истории Казахстана начала
развиваться оседлая городская культура. У коренного населения произошли
изменения в материальной и духовной культуре. На более высоком уровне начали
развиваться ремесла, гончарное дело и металлообработка. В архитектурном
строительстве появились новые приемы и стили сооружения и застройки.
Важнейшее событие, характерное
для этого периода - это создание тюркоязычной письменности, появление
письменной литературы, распространение других религиозных верований и
связанных с ними новых религиозных обрядов, обычаев и традиций.