Образования государств карлУков, огузов, кимаков

 

1)    Государство карлуков

2)    Хозяйство, культура и быт Карлукского каганата

3)    Внешняя политика Карлукского каганата

4)    Огузское государство

5)    Государственное устройство огузов

6)    Хозяйство и быт огузов

7)    Внешняя политика государства огузов

8)    Кимакский каганат

9)    Государственное устройство кимаков

10)               Хозяйство, культура и быт кимаков

11)               Внешняя политика Кимакского каганата

12)               Заключение

 

 

    

 

 

Государсвто карлуков

В письменах Культегина есть слова: «Уничтожил и покорил карлуков», что свидетельствует о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. Одной из причин та­кого переселения явилось поражение от Уйгурского каганата. О карлуках писа­лось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное пле­мя булак - населяет подножия Алтайских гор. А в китайской династийной хронике «Таншу»начала VII века указывалось, что карлуки - одно из ответвлений тюркоязычных племен, в состав которого также входят племена булак, жикил(чигиль) и ташлык.Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются и в арабо-персидских исторических источниках. В них карлуков на­зывают древними тюрками. По утверждению тюрк­ского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племен, в числе кото­рых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркини тухси.Вожди карлукских племен носили титул эльтебер.

Сло­вом, карлуки были крупным племенным союзом, населявшим ог­ромную территорию от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Их вожди своевременно воспользовались упадком в Тюргешском каганате и в 756 году создали свое государство.Столицей каганата являл­ся город Суяб.

Хозяйство, культура и быт Карлукского каганата

Хозяйство каганата в основном развивалось по двум направлениям. Первое - полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе - полуоседлое земледелие. По сведениям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым сведени­ям, верблюжье мясо карлуки не употребляли в пищу.Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаш и Алаколь, а также в реках Сырдарье, Или и др. Свидетель­ством этого являются встречающиеся в средневековых книгах «Диуанилугатат-тюрк» и «Арабо-кыпчакском словаре» названия различ­ных видов рыболовных снастей.

Наиболее многолюдные места зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодь­ях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появился на месте карлукского по­селения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение ста­ло расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукскомкаганате город Тараз стал второй столицей. Население города в основном состояло из оседлых жителей - тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источники. Так, напри­мер, неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» пи­сал, что на территориях, населенных карлуками, много городов и оседлых поселений. Также отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселе­ний. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и другие. Арабский автор аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощ­ная крепость, тьма войск и оружия».Почти все материальные блага жи­тели Карлукского каганата создавали своими руками. Шерсть и шкуры животных являлись сырьем для шитья одежды и изготов­ления предметов быта, а мясо и молоко - повседневной пищей. На­ряду с использованием юрт карлуки строили в местах зимовок по­стоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева, рыли также землянки.В период существования Карлук­ского каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства и земледелия, а также оседлая жизнь в городах и поселениях были тесно вза­имосвязаны.

У карлуков была распространена тра­диция устанавливать каменные изваяния на могилах предков. На древнем тюркском письменном памятнике сохранилась такая строка: «На могилах мужественных батыров устанавливаем балбалы (каменные извая­ния)». В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями. Об этом свидетельствуют найденные на Орхоне и Енисее, а также на бере­гах рек Талас и Чу древние тюркские письмена, важнейшими из которых являются письменные памятники «Наставления кагана Бумыня» Йолыг-тегина, «Письмена Культегина» и «Тоньюкок». Письмена Йолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими пер­выми образцами письменного народного тюркского творчества. Эти памятники свидетельствуют, что в период существования Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности - карлукский.А временем появления и начала распространения древней тюркской письменности является V век до нашей эры. Подтверж­дением этому является найденный в древнетюркском захороне­нии - Иссыкском кургане серебряный зерен (чаша), на дне кото­рого имеется надпись. В древних тюркских письменах содержатся философские понятия того времени, сведения о звездном мире, гео­графические названия.

Внешняя политика Карлукского каганата

Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию, расширив тем самым свои границы на восток.Однако в начале IX века карлуки потерпели поражение от сво­его давнего врага на востоке - Уйгурского каганата. Борьба про­тив этого государства длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе с кыргызами в 840году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После этой победы БилъгеКулКадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом.

Но в это время с целью дальнейшего распространения ислам­ской религии династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб. Правитель города покорился вла­сти Саманидов и обязался платить подати. Саманиды подчинили себе и город Тараз, где была построена мечеть. Тараз оказался в вассальной полузависимости от этой династии. Большинство представителей знати Кар­лукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун.Несмотря на религиозное господство Саманидов в Испиджабе и Таразе, власть здесь фактически находилась в руках карлуков. Поэтому борьба против Саманидов никогда не прекращалась. Ру­ководили борьбой сыновья кагана БильгеКулКадыр-хана - Ба­зар Арслани Огулшак.

В общей сложности сопротивление карлуков арабам продол­жалось около двух веков. Ослабляли Карлукский каганат и внутренние междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положе­нием в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Таким образом существовавший около двухсот лет Карлук­ский каганат распался

Огузское государство

Тюркоязычныеогузские племена в раннее средневековье на­селяли Центральную и Среднюю Азию. В VII веке огузские пле­мена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. Позже огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион.В кон­це IX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент(НоваяОгузия) на берегу Сырдарьи.

О происхождении слова «огуз» имеются различные мнения. Одни ученые считают, что оно произошло от слова «уыз» («молочная осно­ва»), другие - от слова «ок» («стрела»). Третьи - от слова «огиз» («вол»).В «Письменах Культегина» говорится, что в обряде захороне­ния Культегина среди знатных представителей тюркоязычных пле­мен участвовал и «главный хранитель печати огузского правите­ля». Это - свидетельство значимости одного из высших деятелей Огузского государства и важной роли огузов среди других тюрко­язычных племен. В «Письменах Культегина» есть слова «народ тогуз-огузов подчиняется мне», «Культегин находится среди огузов», что доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находи­лись в тесных добрососедских отношениях между собой.

В словаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселении огу­зов вместе с другими тюркоязычными племенами в Жетысу, меж­ду озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь пос­ле усиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.Китайские средневековые письменные источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур и кайев, арабские свидетельствуют также о вхождении в состав огузов некоторой части кимакских племен. Огузы делились на племена, в которых было множество родов. По свидетельству Махмуда Кашгари (XIв.) первоначально они состояли из 24 племен. Крайне интересные сведения о племенах огузовIXX вв. содержатся в географическом трудеИбн ал-Факиха (X в.), где он сообщает, что огузы наряду с кимеками и токуз-гузами, являются «царями» и больше других почитаются у тюрок. Фактические данные письменных источников позволяют заключить, что огузы имели свою государственность, которая сложилась в кон­це IX и начале X веков.

Государственное устройство огузов

Главой Огузского государства был верховный правитель, но­сивший титул джабгу(ябгу).Власть джабгу передавалась по на­следству. Выборы правителей происходили на советах. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал,для их воспита­ния назначались специальные наставники - атабеки.У огузов и жены правителя-джабгу принимали участие в уп­равлении государством. Они носили титул «хатун». Огузское госу­дарство опиралось на военную демократию. По этой причине в огузском обществе важную роль играли военачальники, которые назывались сюбаши.Джабгу советовался с сюбаши и в большинстве случаев прислушивался к их мнению.У джабгу были и официальные советники, так называемыеколь еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного  собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш.С расцветом огузского общества верховная власть управ­ления страной стала принадлежать великомуи малому курулта­ям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме»(XIII в.), где говорится: «Огузский каган созвал вели­кий курултай». На великом курултае каган сажал своих сыновей с правой стороны от себя, что называлось «бозок» (дословно: «бе­лая стрела»), с левой - представителей знати, вождей - «ушок» («три стрелы»). При избрании кагана преимущество было на сто­роне «белой стрелы». Согласно преданиям, огузскиепрвители «выбирались» из наиболее могущественных «ханских уругов», а само «избрание» производилось по торе – своду неписанных правил обычного права. В его основе лежала привилегия на власть старшего по сравнению с младшим родичем. Огузское государство по своей политической и социальной природе было раннефеодальным.

Хозяйство и быт огузов

Огузы занимались полукочевым и полуосед­лым скотоводством. Уполукочевых племен огузов были свои по­стоянные сезонные пастбища. Аль-Бируни писал, что огузы в осенние месяцы кочевали на границе с Хорезмом, а не­которая их часть - у подножий Улытауских гор. Огузы перемещались с одного места в дру­гое на приспособленных к кочевью кибитках на колесах. Впрягали в них волов или верб­людов. Огузы выращивали четыре вида скота (овец, лошадей, верблюдов и крупный рогатый скот). В арабских средневековых письменных источниках говорится и о выращивании кур­дючных овец. Ибн Хаукальписал о разведе­нии огузами в Туркестанском регионе кара­кульских овец. Другие факты свидетельствуют о содержании огу­зами крупных двугорбых верблюдов.

Огузы занимались не только скотоводством, но часть из них - и земледелием. Расселялись огузы общинами. Пись­менные источники подтверждают, что огузы Приаралья были и кочевыми, и оседлыми. Оседлость их доказывается наличием в ниж­нем течении Сырдарьи таких городов, как Жанкент, Дженди Жуара.Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнаки Сауранв среднем течении Сырдарьи. Историк под­черкивал, что городские жители никуда не кочуют и ни с кем не воюют. Они - постоянные оседлые жители.Основным, относительно высокоразви­тым видом домашнего промысла и ремесла была переработка животноводческой продукции. Например, из шкур и кожи скота из­готавливали обувь, посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую, торсыки (бурдюки для кумыса), саба (посуду для брожения кумыса) и другие предметы обихода. А из шерсти шили одежду, делали кош­мы для юрты, текеметы (большие кошмы с узорами), ковры (сырмаки), арканы, привязи для ягнят и жеребят, а также другие необ­ходимые в хозяйстве изделия. Одежду шили и из шкур зверей.Животноводческая продукция удовлетворяла не только внут­ренние потребности, но и использовалась для торгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем.

Предметы повседневного быта, в том числе инструменты, орудия труда, оружие и другие предметы обихода огузы изготавливали сами. По письменному свидетельству арабского историка аль-Жахиза, «тюр­ки все предметы кустарных промыслов делают сами... изготавливают они и оружие, и стрелы, сбрую, колчаны для стрел, копья и другое».Судя по находкам, найденным при археологических раскоп­ках, огузы занимались и гончарным делом. Вместе с тем аль-Идриси писал и о том, что они изготавливали из железа и других металлов ювелирные украшения. Эти факты подтверждаются ар­хеологическими раскопками. Так, например, с мест поселений и из захоронений огузов извлечены железные изделия, ювелирные украшения из золота, серебра и бронзы, остатки кошм и кожаных изделий, оружие и различные предметы керамики. Как видим, у огузов домаш­ние промыслы и ремесла были высокоразвиты. Свои необходимые потребности в продуктах, одежде, оружии, орудиях труда и т.п. они удовлетворяли собственными силами.

Внешняя политика государства огузов

Огузское государство сыграло важ­ную роль в политической и военной истории Евразии. Оно подчинило себе печенегов, живших в то время между Волгой и Уралом (Яиком). О войне с печенегами Поволжья в «Огузнаме» говорится: «…Слева находилась страна кагана Урума. У него было премноже­ство войск, городов. Этот Урум-каган не хотел считаться с Огузом, не выполнял его приказы, не хотел подчиняться.Разгневанный Огуз собрал огромное войско и пошел воевать с Урумом. Через сорок дней доехали до подножья горы Музтаг. Раски­нули свои шатры, готовились к сражению.

…Была река Итиль (Волга)... Здесь на берегу большой реки Итиль у подножия темной горы на­чалось кровопролитное сражение, бились стрелами, копьями, сабля­ми. Сеча была жестокая, погибло много войск. Вода Итиля стала кро­ваво-красной. Огуз победил. Урум-каган бежал. Огуз захватил стра­ну Урум-кагана, перебил многих людей, досталась ему огромная до­быча». Это сообще­ние свидетельствует о сокрушительной победе огузов над печенегами. В 965 году между огузскимджабгу и киевским князем Свя­тославом был заключен военный союз, направленный против ха­зар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. Об этом событии в «Огузнаме» имеются такие слова: «Был заключен дого­вор с СаклапомУрысбекоглы» (Саклап - это Святослав).

В летописном сказании «Огузнаме» повествуется о походах огузского кагана на запад. А в тюркских легендах и летописях также часто встречаются сведения о походах огузов в Среднюю Азию, Восточный Туркестан и китайские земли.Свидетельство арабского географа Аль-Якуби (IX в.) интересно не только упоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами, кимаками.

Во внешней политике огузские правители преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на бе­регах реки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Ха­зарским каганатом. Во-вторых, они стремились захватить важней­шие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт.Вместе с огузами в господстве над этими торговыми путями было заинтересовано и древнерусское государство. Русские лето­писи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с торками (огузами) совершил поход против волжских булгар в По­волжье.Многолетние войны, все возрастающие налоги вызывали не­довольство огузских племен. В период правления хана Алив кон­це X и начале XI веков внутреннее положение в каганате резко ухудшилось. В это время огузский город Дженд захватили сельд­жуки. Позднее горожане сумели изгнать сельджуков из своего го­рода.

Расцвет Огузского государства начался в период правления на­следника хана Али - Шахмалика.Он в 1041году завоевал Хо­резм. Повторное нападение сельджуков привело к поражению огу­зов. Сам Шахмалик погиб под Хорезмом. В Огузском государстве начались раздоры и распри в борьбе за власть. Этой обстановкой воспользовались восточные соседи - кыпчакские племена. Огуз­ское государство пало под их ударами. В XI веке кыпчаки оконча­тельно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Огузское государство перестало существовать.

Кимакский каганат

После падения Западно-тюркского каганата начинают обособляться от других и пле­мена кимаков. Судя по китайским летописям, племена кимаков сформировались и про­живали ранее, в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середине VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтай­ских гор и в Прииртышье. По свидетельству китайского историка СымаЦяня, среди ки­маков, живших на севере Монголии, жили и кыпчаки. Это лишнее доказательство того, что тюркоязычные племена мирно соседство­вали друг с другом.Живший в XI веке персидский историк Гардизиписал, что в со­став населения страны кимаков входило семь племен. Среди них наи­более известны и могущественны были кимаки и кыпчаки.

Этнический состав Кимакского каганата

Во второй половине VIII и начале IX веков у тюркоязычных племен Средней Азии произошли большие исторические переме­ны. С этого времени кимаки начали широко расселяться на терри­тории Казахстана. Об этом осталось много сведений в арабских пись­менных источниках IX века. В 766-840 годах кимаки заняли тер­риторию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котлови­ны. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входив­ших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимакови кипчаков составила объединение кимакских племен. Эти семь племен составили основное население Кимакского каганата.

Таким образом, в конце IX века по названию кимакских пле­мен был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей кагана­та был город Имакия.Второй столицей являлся город Карантияна побережье озера Алаколь.

Государственное устройство кимаков

Кимакского правителя назы­вали каганом.На две ступени ниже этого титула был титул джаб­гу. Титулы имакбайгуили кимакджабгуносили вожди несколь­ких племен. Вождь одного, отдельно взятого племени имел титул шад-тутик. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгушад - занимали представители знати.

Вся полнота власти находилась в руках кагана. «Хакан – главный царь тюрков. Хакан – это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно  тому как персы говорят шаханшах» констатирует среднеазиатский ученый X века аль-Хорезми. Он единолич­но назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Подобным образом наследствен­ный характер носили и титулы представителей знати - прибли­женных кагана. Так владения - уделы всех одиннадцати наместни­ков кимакского кагана передавались по наследству их сыновьям. Наместники были в то же время и военными вождями. За образцовую службу наместники получа­ли от кагана новые земельные уделы. Они на полученных уделах формирова­ли собственные отряды. Сформирован­ные отряды управлялись по удельно-племенной системе.

Косвенные данные средневековых источников свидетельствуют о социальной дифференциации в кимакском обществе. Согласно аль-Идриси только знатные могли носить одежду из красного и желтого шелка, подчеркивая, тем самым, свое привилегированное положение по отношению к рядовому кочевнику. Глубокое имущественное неравенство в кимакском обществе, с одной стороны,  вело к образованию кочевой аристократии, а с другой  - к разорению значительной массы рядовых кочевников.

Хозяйство, культура и быт кимаков

Как и все тюрк­ские племена ки­маки преимущественно занимались скотоводством.

Персидский историк Гардизи (XI в.) писал об этом: «Кочевники пасли скот своих господ», а так­же отмечал: «На зиму они (т.е. кимаки) заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств».  Такой способ заготовки мяса (вяление) впрок бытует у казахов и поныне. Схожесть характера хозяйствования и жизненногоукла­да у тюркоязычных племен доказывает их общее происхождение.Так, по сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жи­лища из камня, дерева и камыша. Из-за близости к торговым пу­тям такие поселения постепенно превращались в города.

Каганы и представители феодальной знати огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепо­сти. Не имевшие скот бедняки выполняли различные работы, по­винности в этих крепостях. Казна каганата хранилась в крепости, построенной в предгорной местности и бдительно охранялась стра­жей. Кимакские бедняки занимались и земледелием. Кимаки вы­ращивали просо, пшеницу и ячмень. Судя по некоторым источни­кам, кимаки занимались выращиванием светлых и темных сортов винограда. А другие источники свидетельствуют о культивирова­нии ими и риса. Археологические раскопки подтверждают прав­дивость этих свидетельств.

Кимаки были искусными мастерами домашних про­мыслов и ремесел. Они изготавливали из овечьей шерсти одежду, кошмы, арканы, когены (привязи для ягнят), буйда (веревки для привязи верблюдов), шылбыры (веревки для привязи лошадей) и другие предметы повседневного обихода. Шили и верхнюю одеж­ду из шкур диких и домашних животных. Из меха пушных зверей делали головные уборы.

Вместе с тем кимаки сами изготавливали необходимые для быта посуду, орудия труда, оружие, в том числе стрелы для лука и т.д. Это подтверждается найденными в захоронениях различными ви­дами стрел. Кимаки были непревзойденными мастерами изготов­ления конской сбруи. В их захоронениях часто встречаются и гон­чарные изделия. Они сделаны вручную и на вид не очень прив­лекательны, грубо выполнены. Это говорит о том, что гончарное ремесло было развито относительно слабо.Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно вы­полнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязыч­ных племен, кроме кимаков. Среди них можно назвать различные ожерелья и женские головные уборы с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней.

О наличии у кимаков письменности свидетельствует сообще­ние арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят бронзовые зер­кала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X векам.У кимаков бытовали древние тюркские религиозные верова­ния, значительное место среди которых занимали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам, верили в существование загробного мира.В X веке среди представителей кимакской знати начал распро­страняться ислам. Доказательством тому может служить такой факт, что кимакский каган принял имя Хакан аль-Кимаки. Некото­рых знатных людей в X веке стали хоронить по исламским обрядам.

В социальном и культурном отношении кимаки во многом унаследовали и развили традиции, сложившиеся в древнетюркской среде VI-IX веков, а с конца  IX  до начала XI века у них существовало сложившееся государство.В средневековых источниках сообщатся о политических взаимоотношениях кимаков с сопредельными народами. Во внешнеполитическом курсе кимакский каган был довольно предприимчив. Так, аль-Идриси о нем сообщает следующее: «Царь кимаков один из великих царей и один из славных своим достоиноством…Тюркские цари опасаются власти хаканакимаков, боятся его мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов, так как они уже знали это и испытали от него раньше подобные действия».

Внешняя политика Кимакского каганата

Защищая свою террито­рию от внешних врагов и совершая завоевательные походы с це­лью расширения границ своего государства, каганат постоянно на­ходился в состоянии войны с соседними странами. Например, име­ются сведения, что в IX веке кимаки захватили часть земель «девя­ти огузов», а в X веке - город Жамлекес в Восточном Туркестане. Вместе с тем кимаки совершали набеги и на сибирских кыргызов, живших на берегах Енисея. С присырдарьинскимиогузами они на­ходились то в дружественных отношениях, то вторгались в их зем­ли. Видимо, это наложило отпечаток на схожесть языка, быта, куль­туры, обычаев и традиций кимаков, кыпчаков и огузов.

Однако со второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. По некоторым сведениям, совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Та­кие походы в XI веке повторялись многократно. Вследствие таких походов Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Падение Кимакского каганата произошло по двум причинам. Во-первых, внут­ри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен, во-вторых, главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.

Заключение

Таким образом, на руинах Западно-Тюркского каганата кочевые и полукочевые тюркоязычные племена на территории современного Казахстана образовали три могущественных государства: в Семиречье – Карлукскоеэтносоциальное объединение, на среднем и нижнем течении Сырдарьи и в Приаральских степях – Огузскую державу, а в Северном, Восточном и Центральном Казахстане –Кимакский каганат.