Образования государств карлУков,
огузов, кимаков
2) Хозяйство, культура и быт Карлукского каганата
3)
Внешняя политика Карлукского каганата
5)
Государственное устройство огузов
7)
Внешняя политика государства огузов
9)
Государственное устройство кимаков
10)
Хозяйство, культура и быт кимаков
11)
Внешняя политика Кимакского каганата
12)
Заключение
В письменах Культегина есть слова:
«Уничтожил и покорил карлуков», что свидетельствует о вхождении карлуков в
состав Восточнотюркского каганата. Одной из причин такого переселения явилось
поражение от Уйгурского каганата. О карлуках писалось и в китайских летописях,
в них говорилось, что главное племя булак
- населяет подножия Алтайских гор. А в китайской династийной хронике
«Таншу»начала VII века указывалось, что карлуки - одно из ответвлений
тюркоязычных племен, в состав которого также входят племена булак, жикил(чигиль) и ташлык.Сведения о единстве родственных
корней карлуков с тюрками встречаются и в арабо-персидских исторических
источниках. В них карлуков называют древними тюрками. По утверждению тюркского
историка аль-Марвази (XII в.), в
племенной состав карлуков входили 9 племен, в числе которых были такие
племена, как три ветви жикил, три
ветви бескиль, булак, кокеркини тухси.Вожди
карлукских племен носили титул эльтебер.
Словом, карлуки были крупным племенным союзом,
населявшим огромную территорию от Джунгарского Алатау до среднего течения
Сырдарьи. Их вожди своевременно воспользовались упадком в Тюргешском каганате и
в 756 году создали свое
государство.Столицей каганата являлся город Суяб.
Хозяйство каганата в основном
развивалось по двум направлениям. Первое - полукочевое и полуоседлое
скотоводство, второе - полуоседлое земледелие. По сведениям средневековых
письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по
некоторым сведениям, верблюжье мясо карлуки не употребляли в пищу.Население
занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаш и Алаколь, а также в
реках Сырдарье, Или и др. Свидетельством этого являются встречающиеся в
средневековых книгах «Диуанилугатат-тюрк» и «Арабо-кыпчакском словаре» названия
различных видов рыболовных снастей.
Наиболее многолюдные места зимовок,
находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные
города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появился на месте
карлукского поселения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение стало
расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукскомкаганате город Тараз
стал второй столицей. Население города в основном состояло из оседлых жителей -
тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источники. Так,
например, неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» писал, что
на территориях, населенных карлуками, много городов и оседлых поселений. Также
отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений.
Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и другие. Арабский автор
аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма
войск и оружия».Почти все материальные блага жители Карлукского каганата
создавали своими руками. Шерсть и шкуры животных являлись сырьем для шитья
одежды и изготовления предметов быта, а мясо и молоко - повседневной пищей. Наряду
с использованием юрт карлуки строили в местах зимовок постоянные зимние жилища
из камня, камыша и дерева, рыли также землянки.В период существования Карлукского
каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства и
земледелия, а также оседлая жизнь в городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.
У карлуков была распространена традиция
устанавливать каменные изваяния на могилах предков. На древнем тюркском
письменном памятнике сохранилась такая строка: «На могилах мужественных батыров
устанавливаем балбалы (каменные изваяния)». В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать
надгробные каменные плиты с надписями. Об этом свидетельствуют найденные на
Орхоне и Енисее, а также на берегах рек Талас и Чу древние тюркские письмена,
важнейшими из которых являются письменные памятники «Наставления кагана Бумыня»
Йолыг-тегина, «Письмена Культегина» и «Тоньюкок». Письмена Йолыг-тегина и
«Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского
творчества. Эти памятники свидетельствуют, что в период существования
Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской
письменности - карлукский.А временем появления и начала распространения древней
тюркской письменности является V век до нашей
эры. Подтверждением этому является найденный в древнетюркском захоронении -
Иссыкском кургане серебряный зерен (чаша), на дне которого имеется надпись. В
древних тюркских письменах содержатся философские понятия того времени,
сведения о звездном мире, географические названия.
Сразу после захвата власти над карлуками
нависла угроза вторжения со стороны Китая. Чтобы отвести угрозу со стороны
Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию, расширив тем самым свои
границы на восток.Однако в начале IX века карлуки
потерпели поражение от своего давнего врага на востоке - Уйгурского каганата. Борьба
против этого государства длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе с кыргызами
в 840году нанесли поражение
Уйгурскому каганату. После этой победы БилъгеКулКадыр-хан
- правитель города Испиджаб - объявил себя каганом.
Но в это время с целью дальнейшего
распространения исламской религии династия Саманидов объявила «священную
войну» карлукам и захватила Испиджаб. Правитель города покорился власти
Саманидов и обязался платить подати. Саманиды подчинили себе и город Тараз, где
была построена мечеть. Тараз оказался в вассальной полузависимости от этой
династии. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй
столице - городе Баласагун.Несмотря на религиозное господство Саманидов в
Испиджабе и Таразе, власть здесь фактически находилась в руках карлуков.
Поэтому борьба против Саманидов никогда не прекращалась. Руководили борьбой
сыновья кагана БильгеКулКадыр-хана - Базар
Арслани Огулшак.
В общей сложности сопротивление карлуков
арабам продолжалось около двух веков. Ослабляли Карлукский каганат и
внутренние междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском
каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и
каганат был разгромлен. Таким образом существовавший около двухсот лет Карлукский
каганат распался
Тюркоязычныеогузские племена в раннее
средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В VII
веке огузские племена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского
каганата. Позже огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион.В конце IX и начале X веков в среднем
и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его
являлся город Янгикент(НоваяОгузия) на берегу Сырдарьи.
О происхождении
слова «огуз» имеются различные мнения. Одни ученые считают, что
оно произошло от слова «уыз» («молочная основа»), другие
- от слова «ок» («стрела»). Третьи - от слова «огиз» («вол»).В «Письменах
Культегина» говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных
представителей тюркоязычных племен участвовал и «главный хранитель печати
огузского правителя». Это - свидетельство значимости одного из высших деятелей
Огузского государства и важной роли огузов среди других тюркоязычных племен. В
«Письменах Культегина» есть слова «народ тогуз-огузов подчиняется мне»,
«Культегин находится среди огузов», что доказывает: тюрки и огузы под властью
Культегина находились в тесных добрососедских отношениях между собой.
В словаре Махмуда Кашгари есть сведения
о расселении огузов вместе с другими тюркоязычными племенами в Жетысу, между
озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь после усиления карлуков вытесненные ими
огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.Китайские средневековые письменные
источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур и кайев, арабские
свидетельствуют также о вхождении в состав огузов некоторой части кимакских
племен. Огузы делились на племена, в которых было множество родов. По
свидетельству Махмуда Кашгари (XIв.)
первоначально они состояли из 24 племен. Крайне интересные сведения о племенах
огузовIX–X вв. содержатся
в географическом трудеИбн ал-Факиха (X в.), где он
сообщает, что огузы наряду с кимеками и токуз-гузами, являются «царями» и
больше других почитаются у тюрок. Фактические данные письменных источников
позволяют заключить, что огузы имели свою государственность, которая сложилась
в конце IX и начале X веков.
Главой Огузского государства был
верховный правитель, носивший титул джабгу(ябгу).Власть джабгу
передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. Джабгу
имели своих наследников, носивших титул инал,для их воспитания
назначались специальные наставники - атабеки.У огузов и жены правителя-джабгу
принимали участие в управлении государством. Они носили титул «хатун».
Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в
огузском обществе важную роль играли военачальники, которые назывались сюбаши.Джабгу
советовался с сюбаши и в большинстве случаев прислушивался к их мнению.У джабгу
были и официальные советники, так называемыеколь еркины. Народное собрание
у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния
феодальной аристократии вместо народного
собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш.С
расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала
принадлежать великомуи малому курултаям. Свидетельством
тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме»(XIII в.), где говорится: «Огузский каган созвал великий
курултай». На великом курултае каган сажал своих сыновей с правой стороны от
себя, что называлось «бозок» (дословно: «белая стрела»), с левой -
представителей знати, вождей - «ушок» («три стрелы»). При избрании кагана
преимущество было на стороне «белой стрелы». Согласно преданиям,
огузскиепрвители «выбирались» из наиболее могущественных «ханских уругов», а
само «избрание» производилось по торе – своду неписанных правил обычного права.
В его основе лежала привилегия на власть старшего по сравнению с младшим
родичем. Огузское государство по своей политической и социальной природе было
раннефеодальным.
Огузы занимались полукочевым и полуоседлым
скотоводством. Уполукочевых
племен огузов были свои постоянные сезонные пастбища. Аль-Бируни писал, что
огузы в осенние месяцы кочевали на границе с Хорезмом, а некоторая их часть -
у подножий Улытауских гор. Огузы перемещались с одного места в другое на
приспособленных к кочевью кибитках на колесах. Впрягали в них волов или верблюдов.
Огузы выращивали четыре вида скота (овец, лошадей, верблюдов и крупный рогатый
скот). В арабских средневековых письменных источниках говорится и о выращивании
курдючных овец. Ибн Хаукальписал о разведении огузами в Туркестанском регионе
каракульских овец. Другие факты свидетельствуют о содержании огузами крупных
двугорбых верблюдов.
Огузы занимались не только
скотоводством, но часть из них - и земледелием. Расселялись огузы общинами.
Письменные источники подтверждают, что огузы Приаралья были и кочевыми, и
оседлыми. Оседлость их доказывается наличием в нижнем течении Сырдарьи таких
городов, как Жанкент, Дженди Жуара.Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнаки Сауранв среднем течении Сырдарьи.
Историк подчеркивал, что городские жители никуда не кочуют и ни с кем не
воюют. Они - постоянные оседлые жители.Основным, относительно высокоразвитым
видом домашнего промысла и ремесла была переработка животноводческой продукции.
Например, из шкур и кожи скота изготавливали обувь, посуду, колчаны для стрел,
конскую сбрую, торсыки (бурдюки для кумыса), саба (посуду для брожения кумыса)
и другие предметы обихода. А из шерсти шили одежду, делали кошмы для юрты,
текеметы (большие кошмы с узорами), ковры (сырмаки), арканы, привязи для ягнят
и жеребят, а также другие необходимые в хозяйстве изделия. Одежду шили и из
шкур зверей.Животноводческая продукция удовлетворяла не только внутренние
потребности, но и использовалась для торгового обмена с государствами Средней
Азии и Китаем.
Предметы
повседневного быта, в том числе инструменты, орудия труда, оружие и другие
предметы обихода огузы изготавливали сами. По письменному
свидетельству арабского историка аль-Жахиза, «тюрки все предметы кустарных промыслов делают сами... изготавливают они и
оружие, и стрелы, сбрую, колчаны для стрел, копья и другое».Судя по
находкам, найденным при археологических раскопках, огузы занимались и
гончарным делом. Вместе с тем аль-Идриси писал и о том, что они изготавливали
из железа и других металлов ювелирные украшения. Эти факты подтверждаются археологическими
раскопками. Так, например, с мест поселений и из захоронений огузов извлечены
железные изделия, ювелирные украшения из золота, серебра и бронзы, остатки кошм
и кожаных изделий, оружие и различные предметы керамики. Как видим, у огузов
домашние промыслы и ремесла были высокоразвиты. Свои необходимые потребности в
продуктах, одежде, оружии, орудиях труда и т.п. они удовлетворяли собственными
силами.
Огузское государство сыграло важную
роль в политической и военной истории Евразии. Оно подчинило себе печенегов,
живших в то время между Волгой и Уралом (Яиком). О войне с печенегами Поволжья
в «Огузнаме» говорится: «…Слева находилась страна кагана Урума. У него было
премножество войск, городов. Этот
Урум-каган не хотел считаться с Огузом, не выполнял его приказы, не
хотел подчиняться.Разгневанный Огуз собрал огромное войско и пошел воевать с
Урумом. Через сорок дней доехали до подножья горы Музтаг. Раскинули свои
шатры, готовились к сражению.
…Была река Итиль (Волга)... Здесь на
берегу большой реки Итиль у подножия темной горы началось кровопролитное
сражение, бились стрелами, копьями, саблями. Сеча была жестокая, погибло много
войск. Вода Итиля стала кроваво-красной. Огуз победил. Урум-каган бежал. Огуз
захватил страну Урум-кагана, перебил многих людей, досталась ему огромная добыча».
Это сообщение свидетельствует о сокрушительной победе огузов над печенегами. В
965 году между огузскимджабгу и
киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар.
Его результатом явился разгром Хазарского каганата. Об этом событии в
«Огузнаме» имеются такие слова: «Был заключен договор с СаклапомУрысбекоглы»
(Саклап - это Святослав).
В летописном сказании «Огузнаме»
повествуется о походах огузского кагана на запад. А в тюркских легендах и
летописях также часто встречаются сведения о походах огузов в Среднюю Азию,
Восточный Туркестан и китайские земли.Свидетельство арабского географа Аль-Якуби
(IX в.) интересно не только упоминанием огузов, но и
указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами,
кимаками.
Во внешней политике огузские правители
преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на берегах
реки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Хазарским каганатом.
Во-вторых, они стремились захватить важнейшие торговые пути, соединяющие
Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт.Вместе с
огузами в господстве над этими торговыми путями было заинтересовано и
древнерусское государство. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с
торками (огузами) совершил поход против волжских булгар в Поволжье.Многолетние
войны, все возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен. В период
правления хана Алив конце X и начале XI веков
внутреннее положение в каганате резко ухудшилось. В это время огузский город
Дженд захватили сельджуки. Позднее горожане сумели изгнать сельджуков из
своего города.
Расцвет Огузского государства начался в
период правления наследника хана Али - Шахмалика.Он в 1041году завоевал Хорезм. Повторное
нападение сельджуков привело к поражению огузов. Сам Шахмалик погиб под
Хорезмом. В Огузском государстве начались раздоры и распри в борьбе за власть.
Этой обстановкой воспользовались восточные соседи - кыпчакские племена. Огузское
государство пало под их ударами. В XI веке кыпчаки
окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Огузское
государство перестало существовать.
После падения Западно-тюркского каганата
начинают обособляться от других и племена кимаков.
Судя по китайским летописям, племена кимаков сформировались и проживали ранее,
в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середине VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтайских
гор и в Прииртышье. По свидетельству китайского историка СымаЦяня, среди кимаков, живших на севере
Монголии, жили и кыпчаки. Это лишнее доказательство того, что тюркоязычные
племена мирно соседствовали друг с другом.Живший
в XI веке
персидский историк Гардизиписал, что в состав населения
страны кимаков входило семь племен. Среди них наиболее известны и
могущественны были кимаки и кыпчаки.
Во второй половине VIII и начале IX веков у тюркоязычных
племен Средней Азии произошли большие исторические перемены. С этого времени
кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. Об этом осталось
много сведений в арабских письменных источниках IX
века. В 766-840 годах кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и
Алакольской котловины. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть
входивших в него племен: эймур,
баяндур, татар, ланиказ, азов, кимакови кипчаков составила объединение кимакских племен. Эти семь племен
составили основное население Кимакского каганата.
Таким образом, в конце IX века по названию кимакских племен был создан Кимакский каганат, который занимал
территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был
город Имакия.Второй столицей являлся город Карантияна
побережье озера Алаколь.
Кимакского правителя называли каганом.На
две ступени ниже этого титула был титул джабгу. Титулы имакбайгуили
кимакджабгуносили
вожди нескольких племен. Вождь одного, отдельно взятого племени имел титул шад-тутик.
Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а
также джабгушад - занимали представители знати.
Вся полнота власти находилась в руках
кагана. «Хакан – главный царь тюрков. Хакан – это хан ханов, то есть
предводитель предводителей, подобно тому
как персы говорят шаханшах» констатирует среднеазиатский ученый X века аль-Хорезми. Он единолично назначал малого
кагана или джабгу, шад-тутика. Титул кагана переходил к сыну по наследству.
Подобным образом наследственный характер носили и титулы представителей знати
- приближенных кагана. Так владения - уделы всех одиннадцати наместников
кимакского кагана передавались по наследству их сыновьям. Наместники были в то
же время и военными вождями. За образцовую службу наместники получали от
кагана новые земельные уделы. Они на полученных уделах формировали собственные
отряды. Сформированные отряды управлялись по удельно-племенной системе.
Косвенные данные средневековых
источников свидетельствуют о социальной дифференциации в кимакском обществе.
Согласно аль-Идриси только знатные могли носить одежду из красного и желтого
шелка, подчеркивая, тем самым, свое привилегированное положение по отношению к
рядовому кочевнику. Глубокое имущественное неравенство в кимакском обществе, с
одной стороны, вело к образованию
кочевой аристократии, а с другой - к
разорению значительной массы рядовых кочевников.
Как и все тюркские племена кимаки
преимущественно занимались скотоводством.
Персидский историк Гардизи (XI в.) писал об этом: «Кочевники пасли скот своих
господ», а также отмечал: «На зиму они (т.е. кимаки) заготовляют сушеное мясо,
баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств». Такой способ заготовки мяса (вяление) впрок
бытует у казахов и поныне. Схожесть характера хозяйствования и жизненногоуклада
у тюркоязычных племен доказывает их общее происхождение.Так, по сведениям
Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались
ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей они строили
постоянные жилища из камня, дерева и камыша. Из-за близости к торговым путям
такие поселения постепенно превращались в города.
Каганы и представители феодальной знати
огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепости.
Не имевшие скот бедняки выполняли различные работы, повинности в этих
крепостях. Казна каганата хранилась в крепости, построенной в предгорной
местности и бдительно охранялась стражей. Кимакские бедняки занимались и земледелием.
Кимаки выращивали просо, пшеницу и ячмень. Судя по некоторым источникам,
кимаки занимались выращиванием светлых и темных сортов винограда. А другие
источники свидетельствуют о культивировании ими и риса. Археологические
раскопки подтверждают правдивость этих свидетельств.
Кимаки были искусными мастерами домашних
промыслов и ремесел. Они изготавливали из овечьей шерсти одежду, кошмы,
арканы, когены (привязи для ягнят), буйда (веревки для привязи верблюдов),
шылбыры (веревки для привязи лошадей) и другие предметы повседневного обихода.
Шили и верхнюю одежду из шкур диких и домашних животных. Из меха пушных зверей
делали головные уборы.
Вместе с тем кимаки сами изготавливали
необходимые для быта посуду, орудия труда, оружие, в том числе стрелы для лука
и т.д. Это подтверждается найденными в захоронениях различными видами стрел.
Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи. В их
захоронениях часто встречаются и гончарные изделия. Они сделаны вручную и на
вид не очень привлекательны, грубо выполнены. Это говорит о том, что гончарное
ремесло было развито относительно слабо.Ювелирные женские украшения кимаков
очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных
племен, кроме кимаков. Среди них можно назвать различные ожерелья и женские
головные уборы с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней.
О наличии у кимаков письменности
свидетельствует сообщение арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». Об
этом же говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X векам.У кимаков
бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди
которых занимали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу,
звездам, рекам и горам, верили в существование загробного мира.В X веке среди представителей кимакской знати начал
распространяться ислам. Доказательством тому может служить такой факт, что
кимакский каган принял имя Хакан аль-Кимаки. Некоторых знатных людей в X веке стали хоронить по исламским обрядам.
В социальном и культурном отношении
кимаки во многом унаследовали и развили традиции, сложившиеся в древнетюркской
среде VI-IX веков, а с
конца IX до начала XI
века у них существовало сложившееся государство.В средневековых источниках
сообщатся о политических взаимоотношениях кимаков с сопредельными народами. Во
внешнеполитическом курсе кимакский каган был довольно предприимчив. Так, аль-Идриси
о нем сообщает следующее: «Царь кимаков один из великих царей и один из славных
своим достоиноством…Тюркские цари опасаются власти хаканакимаков, боятся его
мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов, так как они уже знали это
и испытали от него раньше подобные действия».
Защищая свою территорию от внешних
врагов и совершая завоевательные походы с целью расширения границ своего
государства, каганат постоянно находился в состоянии войны с соседними
странами. Например, имеются сведения, что в IX
веке кимаки захватили часть земель «девяти огузов», а в X веке - город Жамлекес в Восточном Туркестане.
Вместе с тем кимаки совершали набеги и на сибирских кыргызов, живших на берегах
Енисея. С присырдарьинскимиогузами они находились то в дружественных
отношениях, то вторгались в их земли. Видимо, это наложило отпечаток на
схожесть языка, быта, культуры, обычаев и традиций кимаков, кыпчаков и огузов.
Однако со второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать войска
государства Караханидов. По некоторым сведениям, совершая военные походы, они доходили
до Иртыша. Такие походы в XI веке
повторялись многократно. Вследствие таких походов Кимакский каганат постепенно
пришел в упадок. Падение Кимакского
каганата произошло по двум причинам. Во-первых, внутри страны шла
постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен, во-вторых, главная
угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших
на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.
Таким образом, на руинах
Западно-Тюркского каганата кочевые и полукочевые тюркоязычные племена на
территории современного Казахстана образовали три могущественных государства: в
Семиречье – Карлукскоеэтносоциальное объединение, на среднем и нижнем течении
Сырдарьи и в Приаральских степях – Огузскую державу, а в Северном, Восточном и
Центральном Казахстане –Кимакский каганат.