1)
Первый период (VI – IX вв.).
2)
Второй период (X – XIV вв.).
5)
Виды хозяйства Западно-Тюркского
каганата.
6)
Распад Западно-Тюркского каганата.
Казахстан раннесредних веков.
Ребята, страницы этого учебника поведут
вас в удивительный мир средневековья. Средние века почему-то считают временем
упадка, варварства, мракобесия и жестокости. Все это было! И, тем не менее, в средние века
человечество сделало очередной значительный шаг в своем развитии.
Каковы же хронологические рамки этого
времени? Средними веками называют период с VI
века до конца XVII века. История Казахстана средних веков делится на
три основных периода.
В первый
период (VI – IX вв.) на
современной территории нашей страны существовали Тюркский, Западно-Тюркский,
Тюргешский, Карлукский, Огузский и Кимакский каганаты. Каждое из этих
государств имело самобытную историю.
Второй
период
(X – XIV вв.) – самый
значительный период в истории нашего народа. Существовавшее в то время
государство Караханидов по своему политическому и экономическому положению
являлось высокоразвитой для того времени страной. На политической карте появляются государства Найманов, Кереитов,
Каракитаев и наконец, Кыпчаков. У тюркоязычных родов, племен появились
языковые, политические, социально-экономические предпосылки для формирования
национальностей.
Третий
период
охватывает временной промежуток со второй половины XV по XVIII века. Это
время создания и укрепления Казахского государства, основы которого заложили
казахские ханы Керей и Жаныбек. Казахские ханы Касым, Хаккназар, Тауекел, Есим,
Жангир, Тауке и другие сделали многое для формирования границ Казахстана в
современных пределах. Они мужественно защищали наши земли, освобождая их от
иноземных захватчиков.
Ребята, средневековье – сложная и
противоречивая эпоха. Давайте обратимся к нашему учебнику, чтобы понять то
далекое время, увидеть живых людей, глубже и ближе познакомиться с их жизнью,
бытом и нравами.
«Когда было сотворено вверху голубое
небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие.
Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын –каган и
Истеми-каган. Сев на царство они охраняли государство и устанавливали законы
тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой Степи, эпохи
господства тюркских племен, эпохи их государств и их языков, самый большой
письменный памятник тюрков тех времен -
руническая надпись в честь Кюль-тегина, прославленного воина из каганского
рода.
Что же стояло в реальной истории за
легендарной надписью тюркского летописца? В I
тысячелетии нашей эры началось постепенное изменение этнической среды в
евразийских степях. Это время принято называть древнетюркской эпохой. Это -
время появления крупных государственных образований (каганатов). Время
формирования этнополитических объединений, ставших впоследствии прямыми
предшественниками и предками современных тюркоязычных наций. Время развития
духовной культуры степняков, создания новой своеобразной и самобытной
культуры.
Итак, в середине VI века на арену не только азиатской, но и мировой
истории выходит союз племен, известный под именем Тюркского каганата. Первое
упоминание этнонима «тюрк»
встречается в китайских летописях и
относится к 542 году. Само слово
значит крепкий, сильный. Также есть предположение, что как политический термин
означал «военную аристократию».
Многочисленные тюркоязычные племена теле расселились в степной полосе от
Северной Монголии до Восточной Европы, а на юге границы их кочевий достигали
верховьев Амударьи. Родоначальником этого этнополитического объединения стал
Бумынь-каган.
Постепенно усиливаясь, тюркские племена
заключили союз с китайцами. Стремясь освободиться от власти Жужанского ханства
Бумынь спровоцировал конфликт с жужанским ханом Анагуем. В результате, в 552 году тюркский каган Бумынь выступил в поход и одержал полную победу над
жужанями. После этой крупной победы Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный
хан». Своего расцвета Тюркский каганат достигает при Мукан-кагане, довершившим разгром жужаней и подчинившим
соседние племена. На востоке тюрки смогли покорить племена каи (татабы),
киданей и отуз-татаров, на севере – енисейских кыргызов. Еще более активными в
эти годы становятся военные кампании тюрок на западе. Их возглавил другой
младший брат Бумыня – Истеми, которому удалось покорить Семиречье, затем
степные районы Казахстана, а к 558 году
овладеть землями аваров в Приуралье и Поволжье.
Таким образом, в середине VI века земли Казахстана подпали под власть этой
могущественной державы – Тюркского каганата. К 567 году были полностью разбиты среднеазиатские эфталиты. Тюрки
завладели Мавераннахром, включая богатые согдийские города, и получили
возможность контролировать значительный участок Шелкового пути.
Основным видом хозяйства населения
Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Традиционно
выращивались четыре вида скота. Не случайно, что кочевой образ жизни и
хозяйство тюрков, связанное со скотоводством, обусловили необходимость создания
юрты. Ибо такое переносное жилище было удобным для быстрой сборки или разборки.
В зимнее время тюрки на зимовках жили в землянках, жилищах, выстроенных из
камня или камыша. В историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются
сведения и о городских поселениях. Это доказательство того, что с момента
вторжения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю Азию тюрки узнали о городах и
постоянных поселениях и часть из них стала переходить к оседлой жизни.
В
результате археологических раскопок средневековых городов обнаружены остатки каменных
фундаментов жилых домов. Например, на
территории современной Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII веках. Памятник
был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его середина была задумана как
ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины. Поэтому
местные жители назвали памятник Акыртас (Каменная кормушка). По мнению Карла
Байпакова, академика Национальной академии наук Республики Казахстан, профессора,
Акыртас является недостроенной ставкой тюркского племени карлуков, владевших
Семиречьем в IX-X вв. и пригласивших для строительства арабских зодчих. Аналоги
планировки Акыртаса уводят в архитектуру Ближнего и Среднего Востока. Она, в
частности, очень похожа на планировку дворцов Самарры - летней резиденции
арабских халифов, дворцов Сирии и Иордании. Все это заставляет взглянуть на
постройку Акыртаса как на дворец.
Занимавший
огромную территорию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое
централизованное государство. Целостность первого Тюркского государства
оказалась не прочной. Внутреннее ослабление каганата послужило причиной внешних
неудач. Вскоре между Ираном и тюрками назревает конфликт. В 568 году в Константинополе посольство
Тюркского каганата заключает торговое соглашение с Византийской империей против
Ирана и военный договор. И первая тюрко-иранская война в 569 году заканчивается
победой тюрков. Но, уже в 589 году в
новой войне с Ираном тюрки терпят поражение.
Отсутствие устойчивого экономического
единства, вхождение в состав каганата различающихся по уровню социального и
хозяйственного развития племен и народностей, нарастание внутридинастийных
распрей – все это способствовало в конечном счете расколу каганата.
Около 603 года каганат окончательно распался на две части: восточную и
западную.
Несмотря на раздел, Западно-Тюркский
каганат сохранил, хотя и номинальную, политическую зависимость от Восточного,
власть в нем оставалась в руках каганского рода тюрок – ашина. Западно-Тюркский
каганат занимал «древние усуньские земли», следовательно, в широтном
направлении его территория распространялась от восточных склонов Каратау до
Джунгарии. Здесь, главным образом, и располагался основной
этнополитический костяк каганата –
«десять племен» - он оқ будун.
В состав
государства входила большая часть Казахстана, Средней Азии, Восточный
Туркестан. Столицей стал г.Суяб (Семиречье), неподалеку находилась летняя
резиденция кагана – Мингабулак (или
Цзедань)
Развитие общественных отношений в
каганате происходило под влиянием более продвинутых в социальном отношении
государств (Иран, Византия, Китай), но имело и свои особенности. Первым лицом в
государстве западных тюрок был каган – верховный владыка,
правитель, военачальник. В полномочия кагана входило руководство всеми внутри-
и внешнеполитическими делами государства и утверждение старейшин. Высшие титулы
в каганате – ябгу, шад и эльтебер принадлежали представителям
каганского рода; они были ставленниками и наместниками кагана над вассальными
племенами.Судебные функции выполняли буруки, тарханы. Беки – старейшины и
представители племен, главная опора аристократического сословия на местах.
Эксплуатируемая масса каганата состояла из свободных мелких
общинников-скотоводов – «кара будун».Племена в социальном
плане делились также на аристократические и вассальные. Известно, что одной
главных повинностей была военная («налог крови»), согласно которой все
мужчины-воины вассальных племен входили в состав племени-сюзерена. Кроме того,
вносили «добровольные» подношения в пользу знати. Особую категорию людей
составляли таты. Вероятно, так называлось зависимое население
оседло-земледельческих поселений и городов.
Главным видом хозяйства
Западно-Тюркского каганата являлось скотоводство, основанное на сезонном выпасе
скота. Охотничий промысел был одним из источников существования тюрков.
Охотились на семиреченских тигров, барсов, лис, добывали выдру, горностая,
куницу, сурка. На территории Западно-Тюркского каганата охотились на мускусных
газелей – кабаргу. По сведениям среднеазиатского ученого Аль Бируни (XI век) Истеми-каган послал в дар
персидскому шаху Хосрову I Ануширвану 4
тысячи манов мускуса (3328 кг). Для получения такого количества нужно было
убить 55 тысяч самцов кабарги. Мускус применялся как ценное ароматическое
вещество в парфюмерии, кулинарии, ля приготовления лекарств. Обедневшие люди,
не имевшие скота, занимались земледелием. В раннее средневековье на юге и
юге-западе Казахстана стали бурно развиваться города. Появление множества
поселений вокруг этих городов свидетельствуют о заметном развитии оседлого
образа жизни. Это привело к дальнейшему развитию ремесел.
Вершины своего могущества каганат достиг во
время правления Джегуй-кагана (610-618гг.) и его младшего брата
Тон-джабгу-кагана (618-630 гг.). Новые походы тюрков в Тохаристан и Афганистан
раздвинули границы государства до северо-западной Индии. В Западно-Тюркском
каганате шел процесс формирования раннефеодальных общественных отношений.
В каганате происходили непрерывные
междоусобицы, частые смены правителей. Шестнадцатилетняя межплеменная война
привела к ослаблению каганата и вторжению в Семиречье войск Танской империи. В
такой обстановке в конце VII века
активизируется одно из племен каганата-тюргеши, вождь которых Учлик-каган
перенес свою ставку в Суяб и объявил себя «каганом народа десяти стрел».
Фактически в 702 (704) году на смену
Западному каганату пришло новое государство – Тюргешский каганат.
Внешнеполитическое положение государства оставалось сложным
при преемнике Учлика, его сыне Сакал-кагане (706-711 гг.). На западе
совместно с согдийцами они вели упорную борьбу с арабами, на юге для них
представляли большую опасность войска династии Тан, была угроза со стороны
центрально-азиатских тюрок. В 711 году восточно-тюркский каган разбил тюргешей,
и его войска, двигаясь на запад, переправились через Сырдарью. Тюргешский
каганат в течение нескольких лет находился в политической дестабилизации. Сами
тюргеши делились на «желтых» и «черных». Между ними велась постоянная
междоусобная борьба за власть в каганате.
С
приходом к власти Сулук-кагана (715-738 гг.) государство окрепло.
Военно-административная власть перешла к племенам «черных» тюргешей. Ставка
была перенесена в Тараз. Будучи искусным дипломатом и блистательным
полководцем, Сулук предотвратил опасность с востока – Танский двор стал поддерживать претендентов из династии
западно-тюркских каганов. В 723 году тюргеши совместно с карлуками нанесли
крупное поражение арабам. Сулук действовал против арабов смело и решительно, за
что получил у них прозвище Абу Музахим (Бодливый) В междоусобной борьбе, в
жестокой длительной схватке с арабами тюргешские каганы потеряли свое былое
могущество. Воспользовавшись этим, правители Китайской империи направили свои
войска в Жетысу.В 751 году у г.
Атлах близ Тараза карлукско-арабские войска нанесли сокрушительное поражение
китайскому войску.
Учитывая сложившуюся ситуацию в
каганате, вожди карлукских племен в 756 году свергли тюргешского кагана и
захватили власть в свои руки.
Хозяйство тюргешей преимущественно было
основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела
оседлый образ жизни. В тюргешском каганате заметное развитие получила торговля.
Основной причиной этого было то, что через земли каганата проходил Великий
Шелковый путь. Центрами торговли являлись города. Особую роль в расцвете
городов сыграли согдийцы – древняя восточноиранская народность, населявшая
Среднюю Азию и Казахстан. Известный ученый-востоковед В.В.Бартольд основной
причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов
переселение согдийцев еще более усилилось. Массовое переселение согдийцев в
Жетысу произошло в VI-VIII веках. Согдийцы смешались с местным
населением, усвоили его язык, обычаи и традиции. Особенно этому способствовали
переход некоторой части тюрков к оседлому образу жизни, а также появление и
развитие у них городов. Это было вызвано социально-экономическими условиями
развития каганата.
Таким образом, в течение VI – IX веков образовался ряд государств, которые
развивались социально и экономически, устанавливали равноправные отношения с
соседними государствами. Великий Шелковый путь, пролегавший через древние
казахские земли, способствовал росту городов. Это время в истории Казахстана
называется эпохой раннего средневековья.