ОБЫЧАИ И ВЕРОВАНИЯ КОЧЕВНИКОВ.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛИК ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ
Обычаи и верования кочевников. Поклонение духам
Используемая литература и источники
Культура каждого народа - это не только материальный быт, уклад, фольклорные песни и танцы - с чем обычно связывают процесс возрождения народов, а это еще традиционное и духовное мировоззрение, включающее в себя мифы о происхождении Вселенной, человека, всего живого в этом мире, это понимание жизни и смерти человека, времени, пространства, это и родословные предания, их традиции, обряды и обычаи, бытовавшие в прошлом у племен и народов.
Религиозные
представления кочевников в 1 тысячелетии до н.э. имели ярко выраженную военную
окраску. Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником
богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного
процветания. От его физической мощи и
духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев
народа.
Об этом говорит захоронение в иссыкском кургане вождя или царя союза племени. По одежде и регалиям видно, что саки отождествляли его с солнечным божеством. У них Солнце было владыкой. Изображения на головном уборе имели символическое значение. «Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки, представляют картину мира, подвластного солнечному владыке. Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как Солнце, обозревает ее со всех сторон. Но «золотой человек» еще и воин, защищающий этот мир, и жрец. Об этом говорят его оружие и регалии. Спереди шапку украшала эмблема — пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из их спин «вырастают четыре золотые стрелы». Эта эмблема – «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром: птица - небо, конь - земля, козел - подземный мир, четыре стрелы - четыре части света.
Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня».
Популярность животных образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве кочевников.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней. на головном уборе царя из кургана Иссык -это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.
Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.
Так, саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.
Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнамент означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон.
На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.
Среди других кочевых народов, например канглов были широко распространены: культ природы и культ предков. Кроме того, что они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных,обожествляли также солнце, луну, звезды, небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.
В конце 1 тысячелетия до н.э. у кочевых народов появляется новый культ-Культ-Тенгри, и следовательно новое божество, которое
в период нашей эры, особенно у тюрских народов, будет
доведен до совершенства.
Культ Тенгри - это культ Голубого неба - небесного Духа-хозяина, Вечного неба, местом постоянного
обитания Создателя мира (Тенгри-хан).
Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических
масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался
судьбами человека, народа, государства. Он - творец мира, и Он сам есть мир. Ему
подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.
Выразительной
особенностью Культа-Тенгри являлось выделение трех
зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь,
воспринималась как видимая и невидимая.
До появления Тенгри во вселенной был первобытный хаос, океан, из которого и возник мир. « Когда-то не было ни земли, ни неба, а был только необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет – Ак Жарык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри - прародитель всего мира. Он спал очень долго и вот однажды проснулся. Тенгри разбил скорлупу яйца и вышел наружу. Из верхней части яйца он создал Небо, а из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю и снова не воцарился хаос, Тенгри поставил между ними посох - ТЕМИР КАЗЫК- НЕБЕСНЫЙ КОЛ- ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ. К Полярной звезде Тенгри привязал небесных коней- звезды и созвездия, и ходят они по всему Небу вокруг. Дыхание Тенгри стало ветрами и облаками. Голос стал громом. Правый глаз Тенгри стал – СОЛНЦЕМ. Левый глаз Тенгри стал – ЛУНОЙ. Громом и молниями Тенгри поражает злых духов, которые мешают жить богам и людям. Тенгри распоряжается людскими судьбами, только ему ведомо, когда должен родиться, как будет жить и когда должен умереть человек. Богиня УМАЙ входит в триаду высших божеств тюрок. « Тенгри, Умай, священная Вода-Земля они даровали победу». Из стопы Богини Умай родилась От- Ана. Живет она в жилище человека – в очаге.
Огонь- это
божественное воплощение, дар богини Умай, поэтому в огонь нельзя плевать,
наступать на горящие угли, тушить пламя в очаге. Огонь должен погаснуть сам.
У ТЕНГРИ БЫЛО ТРИ
СЫНА: КАЙСАР, ЧИНГИЗ (ТЕНГИЗ) И ЕР-САЙЫН. ОНИ СОСТАВЛЯЮТ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.
Управляют мирами по велению Тенгри. Наш мир делится
на три :
1. Верхний-
ХАН ТЕНГЕРЕ-Алтын Теленгей-
Золотая Земля.
2. Средний
мир-Эзрен Тенгере.Земля- Алтун Шарка
3. Нижний
мир-мир людей Кара Тенгере( Черное небо)
Во вселенной
существует 99 миров, кроме нашего мира. В каждом мире существует свое небо и
земля, солнце и луна. Под землей находится ад. Подземным царством, куда
переселялись души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира ЭРЛИК.
Одним из важных культов тюрков был культ СОЛНЦА. Солнце для тюрков было
драгоценное и святое светило, озаряющее мир, наполняющее жизнью все живое на
Земле. Древние тюрки устанавливали двери в жилищах на солнечной стороне. Подтверждение
этому: рисунки солнцеголовых божеств.
Древние кочевники поклонялись духам предков. Массовые погребения в родовых могильниках состоят из обыкновенных небольших курганов. Вблизи каждой зимовки располагалось родовое кладбище. Там хоронили покойных, несмотря ни на время года, ни на продолжительность пути. В могилу вместе с покойным укладывали его личные вещи. Люди считали, что в загробном мире кочевнику обязательно понадобятся его конь и оружие.
Изучение погребений племен сакского периода показало, что покойников хоронили в грунтовой яме (Центральный Казахстан) или в каменном ящике (Семиречье), нередко в срубе (Семиречье) в вытянутом положении, на спине, часто головой на запад, иногда на север и северо-запад. Погребальный инвентарь не очень богат, но достаточно выразителен. Это наконечники стрел, конские удила, оружие и некоторые предметы искусства в так называемом зверином стиле.
В среде кочевников широкое
распространение получил обряд похорон умершего с его конем. Рассмотрим подробно Берельский
могильник, расположенный в высокогорной долине (1100 м над уровнем моря),
на правом берегу р.Бухтармы, где обряд захоронения
умершего с конем ярко выражен.
Склоны окружающих ее гор покрыты смешанным
лесом (береза, лиственница, пихта, ель), на северных их сторонах под грудами
каменных насыпей, поросших густым мхом, скрываются массивы вечного льда.
Ограниченная со всех сторон естественными преградами долина более всего
подходила для возведения здесь некрополя.
Более 30 курганов расположены здесь создавая
несколько цепочек, вытянутых в меридиональном направлении долины, а исследуемый
курган замыкает одну из них. По размерам, сложности погребальной конструкции и
богатству инвентаря он может быть отнесен к разряду «царских».
Смерть у древних кочевников воспринималась как
продолжение жизни земной в ином мире. Вождь, как воплощение бога на земле (от
которого зависело благополучие его поданных) сохранял свое могущество и после
смерти. Все атрибуты, обозначающие его ранг, погребались с ним. Нужно было
сохранить нетленным и его тело, возможно, с помощью бальзамирования.
В «Истории» Геродота - древнегреческого
историка и современника скифов (саков)- говорится, что с телом умершего вождя
прощались все племена, составлявшие конфедерацию. Эта церемония могла длиться
месяцами. Возможно, это также послужило причиной появления традиции
бальзамирования. Нечто подобное, по-видимому, существовало и у племен
исследуемого периода, проживающих на территории Казахстана.
Необходимость бальзамирования тела могла возникнуть еще и потому, что по существующему погребальному церемониалу для похорон было отведено определенное время, что скорее всего совпадало с окончанием весны - началом лета, или осенью. Для этого необходимо было задумываться о том, как и где лучше всего сохранить тело усопшего. Для этого могли использоваться естественные «холодильники», ведь по определению геокриологов, в климатических условиях Алтая образуется сезонная мерзлота. Может быть около таких «холодильников» на какое-то определенное время оставляли умерших соплеменников.
Отношение к смерти и статус умершего
предполагали выполнение целого комплекса обрядовых действий, которые занимали
продолжительное время. В их представлениях курган - это не просто последняя
обитель, но выражение универсальной модели окружающего пространства и отражение
религиозно-мифологических представлений.
Об этом свидетельствует конструкция
погребального сооружения.
Исследователями
фиксируются ограды из вертикально поставленных каменных плит и небольшие рвы,
которые опоясывают и отделяют обитель погребенного от мира живых. Возле кургана
сооружались каменные выкладки, где после похоронной церемонии устраивались
поминальные тризны. По предварительным предположениям, создатели «царских»
курганов при сооружении наземных конструкций учитывали природные условия и
использовали их для создания искусственной мерзлоты. Благодаря которой получена
уникальная коллекция изделий: погребальный инвентарь из дерева, кожи, войлока,
которые в памятниках других регионов обычно не сохраняются.
По завершению раскопок археологам, под
руководством З.Самашева, представилась возможность реконструировать
некоторые этапы погребального обряда. Древние кочевники после подготовительных
работ (могильная яма, строительный материал и т.д.) совершали захоронение
умершего вождя. Колоду устанавливали на вымощенном каменными плитками дне
могилы. Ее поверхность была почти гладкой, тщательно обработанной, возможно,
особыми веществами, которые оберегали древесину от гниения. Мастерами была
продумана и ее форма: с торцов предусмотрены проушины для веревок-тросов, при
помощи которых массивную колоду опускали в погребальную яму.
«Саркофаг» был предназначен для погребения одного умершего вождя, но позже сюда же было произведено еще одно захоронение, по предварительному предположению антропологов, - женщины. Погребенные были облачены в роскошные одежды, расшитые бисером, нашивками из золотой фольги, украшенные деревянными, обернутыми листовым золотом, фигурками сфинксов - кошачьих хищников с антропоморфными головами. У мужчины кроме усов были две длинные косы темного цвета, помещенные в кожаный чехольчик. Возраст погребенных, по предварительному заключению, около 50 и 60 лет - довольно почтенный для этой эпохи. К сожалению, из-за нарушения грабителями температурно-влажностного режима в камере и саркофаге, тела погребенных не сохранились.
Колода закрывалась крышкой, по четырем углам которой были помещены четыре бронзовые с позолотой массивные фигуры птиц - своего рода ангелы-хранители: возможно, они предназначались не только для практического закрепления крышки колоды, но и для символической охраны умершего. Ведь осквернение могилы, вскрытие саркофага (особенно вождя) считалось самым сильным оскорблением, дерзким вызовом живым соплеменникам. Возможно, что сверху крышку саркофага накрыли войлочной накидкой, декорированной стилизованным растительным орнаментом, с окантовкой из замши. Рядом с колодой поставили маленький деревянный столик, керамический сосуд и небольшой сосуд, по-видимому, из рога яка для жертвенной пищи или питья.
Погребальная камера была собрана в три венца из толстых деревянных плах: в пазы продольных вставлялись поперечные плахи. Камеру перекрыли такими же массивными плахами, уложив поверх них слой бересты.
Погребение вождя сопровождалось захоронением 12 коней - верховых скакунов рыжей масти, снаряженных для перехода в потусторонний мир - погребальные маски, сбруя, седла, войлочные покрытия, деревянные подвески. На крупе одной из лошадей было найдено покрывало из мохнатой шкуры хищника. Коней укладывали вдоль северной длинной стенки сруба погребальной камеры сразу после совершения ритуала жертвоприношения. Сначала на дно могилы уложили первых шесть коней (по три друг за другом), убитых ударом чекана в лоб. Они были размещены с подобранными под брюхо ногами и головами, обращенными в сторону восхода солнца. После того, как были тщательно уложены первые животные, их накрыли полотнищами бересты, прослаивая их веточками и стебельками курильского чая. Затем уложили еще одну шестерку коней, также укрытую берестой. Выше могильную яму перекрыли бревнами и жердинами.
Образ коня у кочевников середины I тыс. до
н.э. в погребальном ритуале наделялся особым смыслом. Кони должны были помочь
достичь порога мира «иного». Берельский конь
трансформировался в образ «небесного коня», причем, наделенного чертами горного
козла (тау-теке). Погребальные маски для коней,
сопровождавших погребение, выполненные из войлока и кожи с золотыми
аппликациями, часто увенчивались вырезанными из дерева рогами этого животного.
Не исключено, что с числом 12 (четыре раза по три) связано представление о пути
на «небесные пастбища». Несомненно, что рыжая масть коней отражает
религиозно-мифологические представления, связанные с культом солнца, божественной
инкарнацией, универсальными представлениями о
Космосе. Можно предположить, что каждое животное олицетворяло собой подношение
племен, составлявших конфедерацию.
Обряды захоронения разных племен Казахстана очень схожи.
Так, в долине Чиликты был раскопан хорошо известный Чиликтинский курган, входивший в состав большого курганного могильника. Все курганы могильника относятся так же к «царским». Тринадцать имеют насыпи диаметром до 100 м и высоту 8—10 м, другие — соответственно от 20 до 60 м и высоту до 5 м. Это было кладбище родовых, либо племенных вождей, на котором хоронили не одно столетие. Диаметр кургана составлял 66, а высота 6 м. Курган был ограблен в древности, поэтому картина его сооружения, погребальных конструкций, обряда захоронения неполная.
Под насыпью в центре кургана находилась яма размером 7, 10 х 8,30 м, глубиной около 1 м. В могильную яму впущена деревянная конструкция (камера) размером 4,8 х 4,6 м и высотой 1,2 м, сложенная из двух рядов лиственниц и перекрытая сверху одним рядом. На полу лежали останки двух погребенных.
Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находящегося в 50 км восточнее г. Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау. Диаметр кургана 60, высота б м.
Под земляной насыпью два захоронения — центральное и боковое. Центральное разграблено, боковое осталось непотревоженным. Могила, куда был поставлен деревянный сруб из обтесанных бревен тяньшанской ели, размерами 2,9 х 1,5 м и глубиной 1,5 м. Пол уложен из 10 хорошо подогнанных досок. Как удалось установить, часть пола, на котором лежал покойник, была застлана матерчатой подстилкой, украшенной мелкими золотыми бляшками. На ней когда-то лежал труп на спине, головой на запад, в полном парадном облачении, с оружием. По определению антропологов, умершему было 17—18 лет, рост 165 см.
У южной стены стояла деревянная посуда: четыре прямоугольных блюда, черпак и миска. У западной стены стоял глиняный краснолощеный кувшин и миски. Тут же лежали серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой сделан в виде головы цапли, серебряная чаша (фиал) с восьмилепестковой розеткой на дне, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков. За головой умершего стояла еще одна позолоченная чаша, в которой лежали золотые бляхи в виде когтя и клюва хищной птицы — магические талисманы. У левой руки погребенного лежала стрела с позолоченным древком и золотым наконечником. Рядом — нагайка, ручка которой обернута золотой лентой, а в обшитой золотом туалетной кожаной сумочке лежало бронзовое зеркало и кусочек охры.
Покойник был одет в замшевую красную куртку, от которой сохранились маленькие кусочки, сплошь обшитую золотыми треугольными бляшками, имитирующими пластинчатый доспех. Кожаные, заправленные в сапоги, штаны украшены кантом, из золотых бляшек, голенища йожаных сапог обшиты треугольными бляшками, борта куртки — рядом блях в виде оскаленной морды барса, а талия была стянута кожаным поясом с нашитыми массивными золотыми бляхами. Всего их тринадцать — три в виде фантастического существа с коне-оленегрифоном и 10 блях — в виде головы лося.
Голову погребенного украшал высокий кожаный колпак с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами, изображающими горы, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного барана — архара.
На шее умершего — гривна, концы которой украшены головками барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками. На двух пальцах надеты перстни — один с гладким щитком, другой с изображением головы человека в нимбе из лучей.
На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножнах. Меч железный, он имеет серповидное навершие ручки. Слева подвешен кинжал-акинак. На железном его клинке посередине из золота выполнено изображение извивающихся змей. Ножны кинжала украшены накладными пластинками, одна с изображением коня, другая — оленя. Датируется курган Иссык IV в. до н. э.
Могильник Бесшатыр находится на правом берегу р. Или, в урочище Шилбыр и состоит из 33 курганов. Все курганы могильника делятся на две группы: большие — диаметром от 45 до 105 м, высотой 6—18 м, средние — соответственно 25—40 м, высотой 5—6 м и малые — 6—20, высотой до 2 м. Большой Бесшатырский курган и сейчас поражает своими размерами: диаметр его насыпи 104, высота — 17 м. Под насыпью Первого Бесшатырского кургана находилась деревянная постройка, сделанная из бревен тяньшанской ели. Она состоит из погребальной камеры и коридора-дромоса. Стены постройки сложены из 15 рядов бревен, сверху перекрытых накатом из таких же бревен. Еще выше были положены камышовые маты, связанные веревками. После совершения захоронения, коридор был заложен камнем.
При раскопках памятника Аралтобе, который находится в Жылыойском районе Атырауской области, были найдены стеклянные бусы, стрелы, обломки кинжала. Покойный лежал на спине, головой на юг. Рядом с ним были положены более сотни стрел в колчане, а также глиняная посуда, железная сабля и нож. В склепе были захоронены глубоко почитаемый сармат, при жизни выполнявший роль вождя-полководца и жреца, а также его жена. С ними были погребены 2 коня. Одежда вождя была богато украшена золотыми бляшками и драгоценными камнями. В погребении были также обнаружены вооружение вождя, украшения, а также части ритуального посоха жреца.
Среди памятников уйсунской культуры встречаются так называемые курганы с «усами». Вытянутость их по направлению к востоку, видимо, свидетельствует о поклонении тасмолинцев Солнцу. Курганы с «усами» возводились в память о самых Уважаемых и почитаемых членах общины.
Интересные в археологическом отношении и богатые захоронения сарматов были обнаружены и раскопаны в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской (ранее Уральской) области, вблизи села Лебедевка. Могильники состояли из земляных курганов диаметром 10—20 м и высотой от 0,5 до 2 м. Под насыпью одного из курганов находилась прямоугольная могильная яма размером 2,9x3,7 м и глубиной 2,4 м. Внутри яма была обставлена вертикальными бревнами, плотно поставленными друг к другу, и сверху перекрыта накатом из бревен. На дне ямы, на полу из толстых досок находился женский скелет, обращенный головой на север.
Умершая
была одета в платье, украшенное нашивками из листового золота: бляшками сферической формы
и пластиной с рельефным орнаментом в виде головы барана. Ворот платья был расшит золотыми
бляшками треугольной формы. В ушах женщины; когда-то были золотые лунообразные серьги,
украшенные вставками
цветных камней. Два цилиндрических предмета, видимо, украшавшие прическу, были инкрустированы
рубинами и напаянными
золотыми шариками. Вместе с умершей в могилу были положены три нитки бус из янтаря в виде округлых шариков различной величины, из горного хрусталя, пастовые шестигранной
формы и имитирующие позвонки рыб.
Рядом с покойной положили предметы туалета - бронзовое круглое зеркало в кожаном футляре и лаковая шкатулочка, от которой сохранились лишь кусочки. Интересны найденные в могиле медная ручка кувшина, конец который выполнен в виде головы бога виноделия Диониса, а также серебряная ложечка с ручкой, конец которой оформлен в виде ноги лани. В могилу были положены серебряный светильник и ситечко для процеживания. В ситечке обнаружены остатки травы, которую, видимо, использовали в качестве заварки.
В углах могилы были сделаны две
ниши-тайника, в которых располагались сосуды из глины, дерева, бронзы и железа. Керамика представлена
кувшинами, горшками, кубками и небольшими сосудиками, видимо, для благовоний. Из дерева
были выточены чашечки.
В одной из ниш стояли бронзовые котлы: один - с
яйцевидным заостренным туловом и двумя
выступающими ручками, второй – «большой», диаметром 50 см и высотой 32
см, с плоским дном и коническим туловом. На
дне котла лежали кости барана. Рядом с котлами лежали два бронзовых колокольчика
- так называемые ботала, которые
вешали на шею домашних животных, обычно коров, которых гоняли в стадо,
или на шею вьючных животных, обычно верблюдов.
Кроме украшений и бытовой утвари, в могилу были положены оружие и орудия труда. К оружию относится железный боевой топор с остатками топорища. К поясу топор подвешивался при помощи железного крючка, который лежал рядом с топором. Из орудий труда в могилу положили каменные оселки для точки ножей и веретено, от которого сохранилось глиняное напрясло вместе с клубком шерсти.
Датируется погребение, как установили ученые, II—IV вв. н. э. и относится к позднему этапу сарматской культуры.
Рядом был раскопан еще один курган — он был центральным в могильнике, его диаметр составил около 30 м, а высота насыпи— 2 м. Под насыпью находилась могильная яма размером 3,2x3,5 м. В углу ее и по всем сторонам в под были вертикально вкопаны бревна, на которые опиралось перекрытие. Еще один ряд вкопанных бревен разделяет могилу как бы на две части. В западной половине лежал скелет мужчины головой на север. Возле него лежало оружие. В восточной части найдены копье с остатками деревянного древка, в одном углу — бронзовые сосуды, а в другом — различный бытовой инвентарь. Рядом с головой погребенного лежал железный наконечник копья, а справа у костей ноги — двулезвийный меч в деревянных ножнах. Рукоять меча завершалась круглым агатовым шариком и золотой пластиной.
По сохранившимся кусочкам ткани, ниткам и другим предметам археологи установили, что одежда погребенного была расшита золотыми полушаровидными бляхами, также на нем было несколько поясов для крепления оружия — от них сохранились серебряные пряжки. В одном из углов найдена сбруя верхового коня — железные удила и подпружные пряжки.
Сохранилась и представляет интерес бронзовая посуда, особенно кувшин греческой работы. Ручка его в месте крепления к венчику была оформлена в виде головы кобры, приготовившейся к броску, а там, где ручка соединялась с туловом, имелось изображение греческого бога виноделия Диониса. Кроме этого, кувшина, в могиле найдена глиняная греческая амфора.
Датируется погребение знатного сарматского воина так же, как II—IV вв. н. э. Оба эти погребения с богатыми вещами свидетельствуют о тесных торговых связях сарматов с городами-колониями греков на Черноморском побережье, о влиянии греческой культуре на развитие сарматского общества.
Итак, как показывают археологические материалы, у ранних кочевников в большой курган хоронили самого почитаемого и уважаемого члена рода или кого-то из его родственников. Рядом с этой могилой располагались курганы близких сородичей. Эта традиция возникла ввиду того, что кочевники считали: люди, близко общавшиеся при жизни, не расстанутся и на том свете. Древние племена, населявшие Казахстан, поклонялись духам предков и Синему небу (Тенгри).
Историческая антропология - одна из отраслей исторической науки. Она исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе. Изменения в антропологическом типе людей, живших в различные исторические периоды, дают нам возможность определить их исторические связи и культурно-этническое развитие народа.
Антропологи по биологическим чертам человека, его внешнему облику, цвету кожи, росту, строению и размеру зубов, рельефу кончиков пальцев, а также группе крови определяют этническую принадлежность человека и в целом народа.
По названным выше основным внешним признакам все человечество можно разделить на три большие расы: европеоидную, монголоидную и негроидную. Расовые различия не связаны с умственными качествами людей, а имеют только внешнюю сторону.
Специалисты-антропологи по останкам человека воссоздают его физическое строение, внешний облик. По внешним признакам сравнивают различные останки на территории и определяют его этническую принадлежность. Антропологи (М.М Герасимов, В. В. Гинзбург и др.) могут воссоздать (реконструировать) скульптурный портрет человека, т.е. история, оживает в образах давно минувших лет.
Антропологическая
характеристика людей разных эпох
Сведения о внешнем облике людей, живших на территории Казахстана, можно встретить, начиная уже с эпохи бронзы. Скелеты, черепа более ранних людей не сохранились в полном объеме. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры.
Известный антрополог М. М. Герасимов по найденному в Алексеевском могильнике в Костанайской области черепу женщины периода андроновской культуры сделал реконструкцию. С ним очень схож найденный недавно в могильнике Ойжайлау Жамбылской области череп человека эпохи бронзу. Он отличается большим размером черепа, суженным лицом, носом с горбинкой. Люди подобного облика жили в конце эпохи бронзы и в начале железного века и в Восточном Казахстане, о чем свидетельствуют останки из погребений.
Несколько отличался облик древних жителей Западного Казахстана. У них были округлые головы, широкие скулы, впалые глазницы, горбатые носы.
Вместе с тем надо сказать, что при внимательном рассмотрении
всех черепов эпохи бронзы обнаружена антропологическая неоднородность древнеказахстанцев. Но, несмотря на некоторые различия, все
они относятся к европеоидной расе.
Племена эпохи бронзы на территории Казахстана, как известно,
были светлокожи, голубоглазы и кареглазы, среднего роста, с продолговатой
головой и носом с горбинкой.
Судя по археологическим материалам, андроновский компонент протоевропейской расы был значителен среди местного населения древнего Казахстана. Поэтому в течение длительного периода этнической истории Казахстана он был важнейшей основой в процессе образования местных племен.
В эпоху раннего железа в Казахстане была распространена культура сакских племен. Антропологический облик людей сакского и сармато-уйсунского времени имеет свои особенности. Население Казахстана сакского времени были прямыми потомками древнего местного населения, которому, как известно, присущи резко выраженные европеоидные черты.
Преемственность подтверждается многочисленными данными материальной культуры того времени. Однако имеются и некоторые особенности в антропологическом типе населения этой эпохи. Так, черепа из погребений сакской культуры по сравнению с черепами предшествующего периода с более высоким и широким лицом, менее выступающим носом и меньшими высотными размерами переносья и т.д. Эти сдвиги в физическом типе саков Казахстана, вероятно, связаны с проникновением монголоидных групп.
Череп саков небольшой, лицо широкое, плоское, глазницы большие, надбровные кости выступающие, переносица с горбинкой. Саки были европеоидами, однако по сравнению с андроновцами эти черты у них стали размываться. Это заметно уже из того, что череп у саков стал более округленным, лоб - более покатым, уменьшилась горбоносость. Во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт.
Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков Северного и Восточного Казахстана. А у саков, живших в Жетысу и в Южном Казахстане, монголоидные черты были менее выражены и заметны.
Весь комплекс археологических материалов свидетельствует о самобытности культуры племен и усуньского времени. Ее изучение представляет большой интерес в освещении этнической истории современных народов. В этом плане антропологический материал показывает наличие черт ранее отсутвующих у местного населения.
Однако окончательное появление первого монголоидного типа на территории Средней Азии и Казахстана, как известно, некоторые исследователи до недавнего времени связывают с проникновением гуннов.
Как известно, в эпоху раннего железа на территории Казахстана, наряду с сако-усуньскими племенами, были распространены сарматские племена, которые отличались монголоидными чертами. Внешний облик сарматов в Западном Казахстане сходен с обликом уйсунов Жетысу. М.М.Герасимов произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу, причем у женщин монголоидные черты были более заметны, чем у мужчин.
Так, в период раннего железного века у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты.
Таким образом, в
период раннего железного века в Казахстане произошли значительные изменения в
обрядах захоронения, обычаях и верованиях племен. К этому периоду относятся
истоки зарождения тенгрианства, ставшей основной
религией древних тюрок, прародителей казахского народа.
Антропологические
исследования и реконструкция обликов древних кочевников показывает, что на
земле Казахстана в древности соприкасались разноликие группы племен, что оказало влияние на этническое формирование последующих
племен, проживающих на территории древнего Казахстана.
1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.
2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г.,Сарсекеев
Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура,2006.-160с.
3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.
4. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.-Алма-Ата: Жалын, 1979.-252с.
5. Исмагулов О. Население
Казахстана от Эпохи Бронзы до Современности
(Палеоантропологическое исследование).- Алма-Ата: Издательство «Наука»
Казахской ССР, 1970.- 136с.
7. http://www.kazakhistory.ru/