КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА
Морально-нравственные нормы саков
Система административного
управления кочевых племен
Используемая литература и источники
Культура древнего Казахстана периода раннего железа взаимосвязана с особенностями хозяйственной жизни и быта племенных союзов: саков, гуннов, уйсунов, кангюев и др.
Мировоззрение кочевников 1 тысячелетия до н.э. определены обычаями и верованиями народов, проживающих на территории Казахстана.
Морально-нравственные нормы жизни саков отражены во взглядах великих ученых-мыслителей. В частности, к ним относятся Токсары (по-гречески - Токсарис) и Анарысе (по гречески - Анахарсис), живших в центре древней цивилизации -Афинах. История сохранила подробные сведения об Анарысе (по гречески - Анахарсис) о котором ниже пойдет речь.
Анахарсис, Анарыс - сакский ученый. Жил в VII - IV вв. до н.э. В истории известен как «Скиф Анахарсис». Мать Анахарсиса была родом из Эллина. В Эллине он освоил многие известные в то время отрасли науки и искусства. Об Анахарсисе написано в труде Геродота «История».
Платон в своем труде «Государство» ставит Анахарсиса в один ряд с Гомером и Фалесом. Анахарсис был близким другом знаменитого афинского полководца Солона.
Древнегреческий философ Платон писал: «Анахарсис - легендарный сак - во время путешествия в Грецию прославился гениальностью и под влиянием Солона посвятил свою жизнь философии».
О гениальной личности сакского мыслителя Анахарсиса с восхищением писал не только Платон, но и поздние греческие писатели: Диоген, Лукиан, Плутарх, Геродот, Аристотель. Согласно приведенным ими данным, наш великий предок вступал в научный спор-диспут с такими выдающимися личностями своей эпохи, как Солон, Фалес, Эзоп. Благодаря своим исключительным научным и ораторским способностям, он был назван «одним из семи великих ученых мира». В трудах древнегреческих авторов часто встречаются афоризмы и высказывания Анахарсиса.
До наших дней дошли афоризмы Анахарсиса: «Беда голове от языка», «Один верный друг лучше тысячи неверных друзей», «Базар - это место, созданное для того, чтобы люди друг друга обманывали и воровали», «В Элладе слова говорят умные люди, а вопросы решают глупые». Как знак признания ораторского мастерства Анахарсиса в Афинском светском обществе получила распространение поговорка «Так сказал скиф».
Получивший, признание и славу среди древнегреческих ученых благодаря своим выдающимся способностям, Анахарсис после смерти своего друга Солона в 559-ом г. до н.э. вернулся на родину. Спустя некоторое время был убит своим близким родственником Сабылом (по-гречески Савлий). Некоторые исследователи считают, что родственник царя убил Анахарсиса за пропаганду иноземной культуры. По мнению других, он стал жертвой обычной человеческой зависти.
Так закончил свою жизнь великий ученый, показавший всему миру, что саки являются не только бесстрашными воинами-батырами, но и мыслителями.
О саках много написано древнегреческими писателями, историками и географами. Саки были мирным народом, но становились могущественным и сильным, когда опасность грозила их союзу. Древнегреческий географ Страбон с уважением писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам».
О методах воспитания молодежи у саков можно судить из
описаний древнегреческого историка Ксенофонта, который приводит интересный случай произошедший при персидском
дворе «Персидский царь устроил конные ристалища (состязания) для всадников,
представлявших разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять
стадиев (около одного километра). Когда начались бега, то какой-то молодой сак
вырвался вперед и достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на
половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня, но
тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго
человека».
Современные историки особо подчеркивают гуманные формы жизни и стройную систему административного управления кочевников.
Система административного управления кочевников была представлена четкой схемой управления, которой подчинялись все в племенном союзе. Так, у саков во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют царями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Его можно назвать военным советом, потому что все вожди были военачальниками.
Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием, от имени племени вел переговоры о войне или перемирии. Государственные дела обсуждались на народном собрании.
В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам — желтый и синий.
Из сословия воинов происходили вожди и цари. Во время празднеств самый меткий стрелок по древней традиции получал право повелевать людьми.
Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом.
Об общественном устройстве и системе управления уйсунов можно узнать из китайских источниках. Правителя уйсунов называли «гуньмо». Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», а также простой народ и рабы. Простолюдины состояли из скотоводов и земледельцев. Труд рабов использовался только в домашнем хозяйстве.
В культуре древнего Казахстана занимает значительное место – архитектура жилищ и поселений. Интерес представляют зимние жилища гуннов. Так, археологи изучили зимние жилища гуннов. Выяснилось, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом. Над дымоходом устраивались лежаки, или нары. Кочевые гунны проживали в основном в юртах.
Элементом культуры является и одежда кочевников. Известно, что штаны - изобретение кочевников. Такие актуальные в моде XXI в. предметы, как многоярусные юбки также впервые были разработаны ранними кочевниками. Подтверждение сказанному - одежда, обнаруженная в курганных захоронениях, сохранившаяся благодаря характерной для районов захоронения вечной мерзлоте.
Костюм кочевников представляет собой достаточно сложное конструктивное решение с приемами декорирования, а также с применением уникального состава натуральных красителей. В результате анализа красных и синих красителей было установлено, что текстиль содержит подлинный пурпур, индиго и является уникальным артефактом искусства крашения VI - V вв. до н.э. Для окраски текстиля активно использовались также красильные червецы (кокциды) - тепло- и влаголюбивые насекомые.
В кургане Иссык (предгорья Заилийского Алатау) было обнаружено захоронение сакского воина (V в. до н. э.), одежда которого, сплошь обшитая золотыми треугольными пластинками, имитирующими пластинчатый доспех, состояла из замшевой красной куртки и красных кожаных брюк, заправленных в сапоги. Сочетание красного и золота в одежде «золотого воина» - своеобразное подтверждение древневосточных од солнцу. Блеск золотых изделий ассоциировался с лучами солнца, его восходом и закатом. Золото всегда занимало особое место в системе культовых и эстетических представлений. «В своей высшей чистоте, - писал И. Гете, - желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Золото в совершенно чистом виде дает нам, особенно если еще присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете».
В комплект женских костюмов из курганов входят юбка, рубаха
(с длинными рукавами, округлым вырезом горловины, декорированным красным шнуром
и тесьмой), нарядная легкая меховая шуба - чапан, укороченная спереди и
удлиненная сзади (хвост). Основу украшения чапана составляли кожаные
аппликации, в качестве окантовки изделия был пришит окрашенный мех. На ногах у
захороненных были длинные белые войлочные сапоги-чулки (прообраз современных
ботфортов), по верхнему краю украшенные аппликацией из зооморфных мотивов.
Прическа одной из женщин представляет собой высокое, зауженное кверху сооружение, украшенное
фигурками птиц, оленя и козерога.
Археологические источники сохранили разнообразные сведения о
конская упряжи и воинских доспехах кочевников.
Оружие и военные доспехи кочевников состояли из лат, рогового лука, копья, меча или сабли. Луком, того времени, они владели в совершенстве, но, по-видимому, почти всегда доводили бой до рукопашной схватки, видя в ней возможность проявить личную храбрость». Эти сведения Грум-Гржимайло подтверждаются и археологическими данными. Лук и стрелы были самым распространённым оружием, о чём свидетельствуют массовые находки при раскопках наконечников стрел.
Виды луков различны, так наряду с простым луком (размер-100-150см) применялся сложный лук (60-70см). Военные историки описывая действия с луком делают акцент на том факте, что сложный короткий лук использовался для стрельбы с коня, он не мешал управлением конем и был в бою эффективным и грозным оружием. Луку и стрелы для кочевников были особым, священным оружием. О бережном отношении к луку свидетельствует убранство юрты. Лук, колчан со стрелами наряду с другим оружием (сабля, меч), подвешены в верхней части стенок юрты (кереге).
Итак, археологические материалы представляют военное снаряжение кочевников в следующем порядке:
1) Оружие средней дистанции (копья, пики);
2) Ударное оружие (булавы, палицы, кистени;
3) Ударно-рубящее (топоры,чеканы);
4) Рубяще-колющее (мечи, сабли) и колюще-режущее (ножи, кинжалы).
Историк Александра Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней». Это подтверждает и Геродот: «Лошадям на грудь они надевают медные панцири». Появление конных воинов в тяжелых пластинчатых доспехах на защищенных броней конях подтверждено археологическими находками. К примеру, на городище Чирик-Рабат обнаружены железные доспехи сакского воина. Интересно, что такие доспехи в Европе появились только в средние века.
Кочевниками была изобретена изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч, который так же был неудобен при быстрой скачки. Стремена, твердое седло, первая кочевая повозка появились тоже у кочевников на рубеже 1 тысячелетия до н.э.
Интересен тот факт, что на оружии, ювелирных украшениях, элементах одежды узоры нанесены в новом для того времени стиле, так называемом «звериным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э.
Изделия, сделанные в «зверином стиле», находят на территории Средней Азии, Казахстана, Сибири, Юго-Восточной Европы.
Звериный стиль характеризуется двумя особенностями: 1) изображаются образы зверей и животных; 2) зверей изображают в движении. Мотивы «звериного стиля» постепенно стали традицией.
Полихромный
стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Зооморфные мотивы (изображения
животных у сакских племен) постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. Полихромный стиль дожил
до нашего времени в замечательных изделиях казахских мастеров – зергеров
(ювелиров).
В среде кочевников высокого развития получили разнообразные виды искусства. К примеру, у кангюев были развиты песенное и танцевальное искусство, уйсуны достигли высокого мастерства в изготовлении прекрасных керамических сосудов. По предположению ученых, гунны знали письменность. Известна рельефная надпись саков на серебряных чашах.
Обобщим культуру и искусство племенных союзов в таблице:
Раннеклассовые объединения |
Культура и искусство |
Саки |
Изделия из бронзы и железа. Золотые и серебряные украшения. Глиняная посуда. Звериный стиль в искусстве. «Золотой человек». |
Гунны |
Прикладное искусство. Изделия из железа, серебра и золота. Речь на тюркском языке. |
Уйсуни |
Использование железа, золота, бронзы, свинца. Обработка драгоценных и полудрагоценных камней. Разнообразная глиняная посуда. |
Кангюи |
Развито искусство: песни, кюи, танцы. Музыкальные инструменты. Крупные поселения, городища. Искусные ювелирные изделия. |
Таким образом, культура древнего Казахстана достигла значительных успехов. Многие открытия и достижения этого времени определили развитие кочевых народов на многие сотни лет вперед.
Учеными установлено, что племена кочевников, населявшие
территорию Казахстана, являются предками тюркских народов, и затем казахского
народа. Следовательно многие элементы украшения одежды, оружия, убранство и
украшение юрты, можно проследить у современного казахского народа.
Ксенофо́нт
(не позже 444 до н. э. – не ранее 356 до н. э.) – древнегреческий писатель, историк, афинский
полководец и политический деятель, главное сочинение которого – «Анабасис Кира».
Красильные червецы (кокциды) –
тепло- и влаголюбивые насекомые.
Чапан – нарядная легкая меховая шуба.
1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.
2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г.,Сарсекеев
Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура,2006.-160с.
3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.
4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.-Алма-Ата: Жалын, 1979.-252с.
5.Кушкумбаев А.К. Военное дело казахов в 17-18 веках.-Алматы,2001.-182с.
8. http://www.kazakhistory.ru/
9.http://www.unesco.kz/