КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА

 

Морально-нравственные нормы саков

Система административного управления кочевых племен

Жилища гуннов

Одежда кочевников

Воинские доспехи кочевников

Глоссарий

Используемая литература и источники

 

Морально-нравственные нормы саков

Культура древнего Казахстана периода раннего железа взаимосвязана с особенностями хозяйственной жизни и быта племенных союзов: саков, гуннов, уйсунов, кангюев и др.

Мировоззрение кочевников 1 тысячелетия до н.э. определены обычаями и верованиями народов, проживающих на территории Казахстана.

Морально-нравственные нормы жизни саков отражены во взглядах великих ученых-мыслителей. В частности, к ним относятся Токсары (по-гречески - Токсарис) и Анарысе (по гречески - Анахарсис), живших в центре древней цивилизации -Афинах. История сохранила подробные сведения об Анарысе (по гречески - Анахарсис) о котором ниже пойдет речь.

Анахарсис, Анарыс - сакский ученый. Жил в VII - IV вв. до н.э. В ис­тории известен как «Скиф Анахарсис». Мать Анахарсиса была родом из Эллина. В Эллине он освоил многие известные в то время отрасли науки и искусства. Об Анахарсисе написано в труде Ге­родота «История».

Пла­тон в своем труде «Госу­дарство» ставит Анахарсиса в один ряд с Гоме­ром и Фалесом. Анахар­сис был близким другом знаменитого афинского полководца Солона.

Древнегреческий философ Платон писал: «Анахарсис - леген­дарный сак - во время путешествия в Грецию прославился гени­альностью и под влиянием Солона посвятил свою жизнь философии».

О гениальной личности сакского мыслителя Анахарсиса с восхищением писал не только Платон, но и поздние греческие пи­сатели: Диоген, Лукиан, Плутарх, Геродот, Аристотель. Согласно приведенным ими данным, наш великий предок вступал в научный спор-диспут с такими выдающимися личностями своей эпохи, как Солон, Фалес, Эзоп. Благодаря своим исключительным научным и оратор­ским способностям, он был назван «одним из семи великих ученых мира». В трудах древнегреческих авторов часто встречаются афо­ризмы и высказывания Анахарсиса.

До наших дней дошли афоризмы Анахарсиса: «Беда голове от языка», «Один верный друг луч­ше тысячи неверных друзей», «Базар - это место, созданное для того, чтобы люди друг друга обманывали и во­ровали», «В Элладе сло­ва говорят умные люди, а вопросы решают глу­пые». Как знак призна­ния ораторского мастер­ства Анахарсиса в Афинском светском об­ществе получила распро­странение поговорка «Так сказал скиф».

Получивший, признание и славу среди древнегреческих ученых благодаря своим выдающимся способностям, Анахарсис после смерти своего друга Солона в 559-ом г. до н.э. вернулся на родину. Спустя некоторое время был убит своим близким родственником Сабылом (по-гречески Савлий). Некоторые исследователи считают, что род­ственник царя убил Анахарсиса за пропаганду иноземной культу­ры. По мнению других, он стал жертвой обычной человеческой за­висти.

Так закончил свою жизнь великий ученый, показавший всему миру, что саки являются не только бесстрашными воинами-баты­рами, но и мыслителями.

О саках много написано древнегреческими писателями, историками и географами. Саки были мирным народом, но становились могущественным и сильным, когда опасность грозила их союзу. Древнегреческий географ Страбон с уважением писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам».

О методах воспитания молодежи у саков можно судить из описаний древнегреческого историка Ксенофонта, который приводит интересный случай произошедший при персидском дворе «Персидский царь устроил конные ристалища (сос­тязания) для всадников, представлявших разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев (около одного километра). Когда на­чались бега, то какой-то молодой сак вырвался впе­ред и достиг финиша, оставив всех остальных всад­ников почти на половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека».

Система административного управления

Современные историки особо подчеркивают гуманные формы жизни и стройную систему ад­министративного управления кочевников.

Система ад­министративного управления кочевников была представлена четкой схемой управления, которой подчинялись все в племенном союзе. Так, у саков во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют ца­рями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Его можно назвать военным советом, потому что все вожди были военачальниками.

Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его воору­жением и продовольствием, от имени племени вел переговоры о войне или перемирии. Государственные дела обсуждались на на­родном собрании.

 В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам — желтый и синий.

Из сословия воинов происходили вожди и цари. Во время празднеств самый меткий стрелок по древней традиции получал право повелевать людьми.

Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом.

Об общественном устрой­стве и системе управления уйсунов можно узнать из китайских источниках. Правителя уйсунов называли «гунь­мо». Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», а также простой народ и рабы. Простолюдины состояли из скотоводов и земледельцев. Труд рабов использовался только в домашнем хозяйстве.

Жилища гуннов

В культуре древнего Казахстана занимает значительное место – архитектура жилищ и поселений. Интерес представляют зимние жилища гуннов. Так, археологи изучили зимние жилища гуннов. Выяснилось, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизон­тально у стены, обогревал весь дом. Над дымохо­дом устраивались лежаки, или нары. Кочевые гунны проживали в основном в юртах.

Одежда кочевников

Элементом культуры является и одежда кочевников. Известно, что штаны - изобретение кочевников. Такие актуальные в моде XXI в. предметы, как многоярусные юбки также впервые были разработаны ранними кочевниками. Подтверждение сказанному - одежда, обнаруженная в курганных захоронениях, сохранившаяся благодаря характерной для районов захоронения вечной мерзлоте.

Костюм кочевников представляет собой достаточно сложное конструктивное решение с приемами декорирования, а также с применением уникального состава натуральных красителей. В результате анализа красных и синих красителей было установлено, что текстиль содержит подлинный пурпур, индиго и является уникальным артефактом искусства крашения VI - V вв. до н.э. Для окраски текстиля активно использовались также красильные червецы (кокциды) - тепло- и влаголюбивые насекомые.

В кургане Иссык (предгорья Заилийского Алатау) было обнаружено захоронение сакского воина (V в. до н. э.), одежда которого, сплошь обшитая золотыми треугольными пластинками, имитирующими пластинчатый доспех, состояла из замшевой красной куртки и красных кожаных брюк, заправленных в сапоги. Сочетание красного и золота в одежде «золотого воина» - своеобразное подтверждение древневосточных од солнцу. Блеск золотых изделий ассоциировался с лучами солнца, его восходом и закатом. Золото всегда занимало особое место в системе культовых и эстетических представлений. «В своей высшей чистоте, - писал И. Гете, - желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Золото в совершенно чистом виде дает нам, особенно если еще присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете».

В комплект женских костюмов из курганов входят юбка, рубаха (с длинными рукавами, округлым вырезом горловины, декорированным красным шнуром и тесьмой), нарядная легкая меховая шуба - чапан, укороченная спереди и удлиненная сзади (хвост). Основу украшения чапана составляли кожаные аппликации, в качестве окантовки изделия был пришит окрашенный мех. На ногах у захороненных были длинные белые войлочные сапоги-чулки (прообраз современных ботфортов), по верхнему краю украшенные аппликацией из зооморфных мотивов. Прическа одной из женщин представляет собой высокое, зауженное кверху сооружение, украшенное фигурками птиц, оленя и козерога.

Воинские доспехи кочевников

Археологические источники сохранили разнообразные сведения о
конская упряжи и воинских доспехах кочевников.

Оружие и военные доспехи кочевников состояли из лат, рогового лука, копья, меча или сабли. Луком, того времени, они владели в совершенстве, но, по-видимому, почти всегда доводили бой до рукопашной схватки, видя в ней возможность проявить личную храбрость». Эти сведения Грум-Гржимайло подтверждаются и археологическими данными. Лук и стрелы были самым распространённым оружием, о чём свидетельствуют массовые находки при раскопках наконечников стрел.

Виды луков различны, так наряду с простым луком (размер-100-150см) применялся сложный лук (60-70см). Военные историки описывая действия с луком делают акцент на том факте, что сложный короткий лук использовался для стрельбы с коня, он не мешал управлением конем и был в бою эффективным и грозным оружием. Луку и стрелы для кочевников были особым, священным оружием. О бережном отношении к луку свидетельствует убранство юрты. Лук, колчан со стрелами наряду с другим оружием (сабля, меч), подвешены в верхней части стенок юрты (кереге).

Итак, археологические материалы представляют военное снаряжение кочевников в следующем порядке:

1) Оружие средней дистанции (копья, пики);

2) Ударное оружие (булавы, палицы, кистени;

3) Ударно-рубящее (топоры,чеканы);

4) Рубяще-колющее (мечи, сабли) и колюще-режущее (ножи, кинжалы).

Историк Александра Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней». Это подтверждает и Геродот: «Лошадям на грудь они надевают медные панци­ри». Появление конных воинов в тяжелых пластин­чатых доспехах на защищенных броней конях под­тверждено археологическими находками. К приме­ру, на городище Чирик-Рабат обнаружены желез­ные доспехи сакского воина. Интересно, что такие доспехи в Европе появились только в средние века.

Кочевниками была изобретена изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч, который так же был неудобен при быстрой скачки. Стремена, твердое седло, первая кочевая повозка появились тоже у кочев­ников на рубеже 1 тысячелетия до н.э.

Интересен тот факт, что на оружии, ювелирных украшениях, элементах одежды узоры нанесены в новом для того времени стиле, так называемом «звериным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э.

Изделия, сделанные в «зверином стиле», нахо­дят на территории Средней Азии, Казахстана, Си­бири, Юго-Восточной Европы.

Звериный стиль ха­рактеризуется двумя особенностями: 1) изобража­ются образы зверей и животных; 2) зверей изобра­жают в движении. Мотивы «звериного стиля» по­степенно стали традицией.

Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Зооморфные мотивы (изображения животных у сакских племен) постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. Полихромный стиль дожил до нашего времени в замечательных изделиях казахских мастеров – зергеров (ювелиров).

В среде кочевников высокого развития получили разнообразные виды искусства. К примеру, у кангюев были развиты песенное и танцевальное искусство, уйсуны достиг­ли высокого мастерства в изготовлении прекрас­ных керамических сосудов. По предположению уче­ных, гунны знали письменность. Известна рель­ефная надпись саков на серебряных чашах.

Обобщим культуру и искусство племенных союзов в таблице:

Раннеклассовые объединения

Культура и искусство

Саки

Изделия из бронзы и железа. Золотые и серебряные украшения. Глиняная посуда. Звериный стиль в искусстве. «Золотой человек».

Гунны

Прикладное искусство. Изделия из железа, серебра и золота. Речь на тюркском языке.

Уйсуни

Использование железа, золота, бронзы, свинца. Обработка драгоценных и полудрагоценных камней. Разнообразная глиняная посуда.

Кангюи

Развито искусство: песни, кюи, танцы. Музыкальные инструменты. Крупные поселения, городища. Искусные ювелирные изделия.

 

Таким образом, культура древнего Казахстана достигла значительных успехов. Многие открытия и достижения этого времени определили развитие кочевых народов на многие сотни лет вперед.

Учеными установлено, что племена кочевников, населявшие территорию Казахстана, являются предками тюркских народов, и затем казахского народа. Следовательно многие элементы украшения одежды, оружия, убранство и украшение юрты, можно проследить у современного казахского народа.

Глоссарий

Ксенофо́нт (не позже 444 до н. э. – не ранее 356 до н. э.) – древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого  «Анабасис Кира».

 

 Красильные червецы (кокциды) тепло- и влаголюбивые насекомые.

 Чапан нарядная легкая меховая шуба.

Используемая литература и источники

1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.

2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г.,Сарсекеев

 Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура,2006.-160с.

3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.

4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.-Алма-Ата: Жалын, 1979.-252с.

5.Кушкумбаев А.К. Военное дело казахов в 17-18 веках.-Алматы,2001.-182с.

7.http://kazakhstan.awd.kz

8. http://www.kazakhistory.ru/

9.http://www.unesco.kz/

10.http://tarih.ru