РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ

 

Центральный Казахстан в период раннего железа

Северный Казахстан в период раннего железа

Восточный Казахстан в период раннего железа

Полихромный стиль

Археологическое исследование древних городищ и могильников по программе «Культурное наследие»

Используемая литература и источники

Центральный Казахстан в период раннего железа

 В Центральной Азии находятся огромные пространства, издрев­ле населявшиеся кочевниками. Если взглянуть сверху, с высоты птичьего полета на степи, то мож­но увидеть широкую полосу холмистой местнос­ти. Это пространство именуется казахами Сарыарка.

Горные отроги Тарбагатая на востоке, вытянутая низменность Торгая на западе окружают Сарыарку. Внутри этой страны на север несут свои воды реки Оленты, Селеты, Есиль (Ишим), Нура, Куланотпес. В обратном направлении, на юг, текут реки Аягоз, Каратал, Жамши, Мойынты, Сарысу, Сарыкенгир, Ка-ракенгир. Все они берут начало в едином устье. Сарыарка является крупным водоразделом.

Терри­торию Центрального Казахстана составляют зем­ли современной Карагандинской области.

Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана со­хранилось мало. В трудах Геродота об этом регио­не упоминаются аргиппеи и исседоны. Современные ученые установили, что на северо-западе Сарыар­ки жили аргиппеи, в центре – исседоны, на востоке – аримаспы.

Жители степи разводили коней, овец и верблю­дов. Выбор на эти виды животных пал не случай­но. В здешних климатических условиях именно эти виды животных могли зимой самостоятельно до­бывать корм из-под снега.

 Многие работы, такие как стрижка, рытье ко­лодцев, дойка, охрана скота, уход за молодняком, выполняли сообща. Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами.

Памятники раннего железного века Центрально­го Казахстана представлены курганными могильни­ками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами».

По мнению некоторых ученых, они играли роль Маяка в степи. И в самом деле, курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света – юг, север, восток, запад.

Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к Тасмолинской культуре.

Тасмолинская культура, археологическая культура эпохи раннего железного века, распространённая главным образом на территории Центрального Казахстана. Названа по урочищу Тасмола в Екибастузском райо­не Павлодарской области, где раскопан типичный для этой культуры могильник. Погребальные сооружения Тасмолинской культуры состоят обычно из большого кургана и примыкающего к нему малого, от которого отходят на Восток «усы» две каменные дугообразные гряды длиной от 20 до 200 и более м. Основной курган заключает в себе погребение трупоположение головой на Север в овальной могильной яме, перекрытой каменными плитами; под насыпью малого кургана, как правило, находится конский скелет и глиняная посуда.

Встречаются четыре вида курганов с «усами». К первому виду относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого курга­на. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и се­верной сторон на восток отходят каменные дуги – «усы». Третий вид - это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус». Четвертый вид схож с тре­тьим, т.е. он состоит из двух курганов, построен­ных друг на друге. Границу между двумя курга­нами можно отследить только в ходе раскопок.

В одном из курганов хоронили человека, а в другом - его верховую лошадь. Коня приносили в жертву покойному и тоже погребали под курган­ной насыпью. Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция –оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади.

Курганы с «усами» являются самобытным па­мятником древнего Ка­захстана. Вообще, курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпо­хи раннего железа в Центральном Казахстане. По­добные курганы с «усами» в последнее время стали находить и в Северном, Восточном Казахстане, а также в южных регионах страны.

Северный Казахстан в период раннего железа

К Северному Казахстану от­носятся территории современных – Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и Павлодарской областей.

В Северном Казахстане много рек и пресных озер. Поэтому здесь с древних времен население занималось рыболовством и земледелием. Богатые травы, небольшие расстояния между водопоями создавали условия для «спокойного» кочевания. Особенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота. Зимние пастбища располагались на юге. Обычно выбирались места, где позже выпадает и раньше тает снег. Зимой старались занимать места, защищенные от ветра. Если недалеко были камышовые заросли, то они защищали от бурана, а камыш использовал­ся людьми как топливо. Важно было, чтобы рядом были удобные места для водопоя.

 Письменных источников, рассказы­вающих о жизни населения на территории Север­ного Казахстана, очень мало. Древнегреческий ис­торик Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножья высо­ких гор». Здесь речь идет об Уральских горах. Вот что писал Геродот об их образе жизни: «Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитают­ся священными, да и воинских оружий не имеют; более того, они и соседей своих примиряют в несо­гласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, получит у них кров и помощь. Тому никто не причи­няет обиды; имя сему народу аргиппеи».

Языковеды слово «аргиппеи» переводят с латин­ского языка как «обладатели белогривых, быстроно­гих коней». Далее на восток от них расселялись исседоны.

 Сведения древнегреческих историков Геродота и Страбона подкрепляются археологами. Ученые находят много сходства между племенами север­ного и других регионов Казахстана. Некоторые ис­торики считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы – это названия одного народа.

 В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казах­стана перешли от земледелия и оседлости к кочево­му образу жизни.

 Господствующим, типом хозяйства на севере было кочевое и полукочевое скотоводство. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве играла лошадь.

Летом пасли скот на жайляу. Молодняк пасли отдельно, около аула. Для того чтобы скот хорошо нагулял жир, через каждые 7-10 дней скот выпасали на солонцах.

Зимой скот сильно терял в весе из-за тебенев­ки, когда корм приходилось добывать из-под сне­га. Темп движения из-за высокого слоя снега за­медлялся. Для крупного рогатого скота строили загоны и заготавливали сено на зиму.

В теплую погоду скот пасли на возвышеннос­тях, в холод же – в лощинах, камышах, кустарни­ках. Более заснеженные участки использовались под выпас в начале и в конце зимы, а степные по­нижения, северные склоны сопок, холмов, подо­швы гор – в середине зимы.

Особенностью зимнего периода было пребыва­ние на одном месте. Жили на кыстау – зимних стойбищах. Кочевание в зимний период было ог­раничено из-за природных условий: холод, ветер, толстый снежный покров, скудный травостой, рез­кие перепады температур - все это усложняло жизнь скотоводов.

На севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода. При нем земля покрывается коркой льда, и скот не может пробить копытом лед, чтобы добыть себе корм. Джу­ты повторялись через определенное время 6-8, иног­да – 10-12 лет.

Жители Степи при гололеде гоняли табуны ло­шадей, пока не проломится лед. Иногда дробили наст с помощью бревен, привязанных арканами к лошадям. Были и другие средства борьбы с джу­том: во время снегопадов и дождей скот отгоняли за пределы, охваченные джутом, вручную развевали и очищали пастбища, загоняли скот в лес ставили заграждения.

 Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру.

Археологи исследовали остатки укрепления-городища раннежелезного века на правом берегу Есиля – Актау. Городище было окружено укреп­ленным валом высотой 5-6 метров. Укрепление было построено из дерева на высоком холме. По пяти углам крепости высились сторожевые башни.

Стены укрепления снаружи были слегка накло­нены, а для того, чтобы затруднить атаку, перед крепостью был вырыт ров глубиной 1,5 метра.

 В раннем железном веке в Казахстане широкое развитие получило ис­кусство плавки и обработки цветных металлов. Готовые металлические изделия вывозились даже за пределы Казахстана. Например, предметы, сде­ланные из металла, добытого в Казахстане, найде­ны в Восточной Европе и на Кавказе. Они относят­ся ко I-III вв. до н.э.

Обнаруженные в Северном Казахстане железные изделия датируются на II-III вв. ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах (в Западной Сибири, на Урале). Все это доказывает, что Казахстан раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующе-перевалочным регионом между мощны­ми металлургическими центрами Казахстана и Си­бири с Восточной Европой.

На протяжении VIII в. до н.э.- II в. н.э. племе­на, населявшие Северный Казахстан, находились в постоянных культурных связях с племенами Жетысу и Южного Казахстана. Это видно из мно­гих общих черт культуры, прослеживаемых в на­ходках курганов в этих двух регионах.

Восточный Казахстан в период раннего железа

К Восточному Казахстану относится совре­менная Восточно-Казахстанская область.

Климат Восточного Казахстана похож на кли­мат Северного Казахстана – здесь такое же корот­кое жаркое лето и длительная суровая зима.

Восточный Казахстан – степной, к тому же и гор­ный регион. Основная водная артерия здесь – река Иртыш. Западная часть Алтайских гор и его ответ­вления – хребты Калбинский, Нарымский, Тарбагатай, Манырак, Сауыр расположены на территории Восточного Казахстана. В центре этого историко-географического региона расположены горы Чингистау и Зайсано-Алакольская впадина.

 В степных райо­нах Восточного Казахстана, в частности, на тер­ритории современного Зайсанского района, имеют­ся грандиозные царские курганы. Место наиболь­шего их скопления – Шиликтинская долина. К Шиликтинскому могильнику относится 51 курган. По размерам они большие и средние. Курганы-ве­ликаны в диаметре составляют 100 м, а в высоту достигают 8-10 метров.

В 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган – «Золотой кур­ган». В погребении были захоронены двое: мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет. После их захоро­нения могилу покрыли слоем камня, затем – смешанным составом из гальки, песка и глины, кото­рый и образовал собственно курган. Затем боль­шой каменной плитой был закрыт вход в подзем­ный коридор, ведущий к могиле.

Археологами были извлечены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. Наконечники двусторонние, обработаны остро. Колчан изготов­лен из толстой кожи, части его были сшиты сухо­жилиями. Снаружи колчан был украшен несколь­кими заклепками. Найдены также золотые пласти­ны с изображениями беркута, леопарда, кабана, рыб, птиц с распростертыми крыльями, а также другие ювелирные украшения.

Самое древнее на земле Казахстана царское по­гребение, относящееся в VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этноло­гом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым. Это археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «Зо­лотой человек» Казахстана.

Высота этого кургана 8 м, диаметр 100 м. Курган состоит из трех больших слоев. Верхний слой – из песка, второй слой – из камня. Высота каменного слоя 4,1 м, длина по окружности 67 м. Внутри него был расположен деревянный мавзолей-склеп. Пло­щадь его 34 кв. м, высота 3 м. Склеп устроен на по­верхности земли. Стены его, сложенные в 2 ряда по длине, подняты из толстых кедровых бревен.

В та­кой огромной могиле был захоронен только один че­ловек. Его захоронили вместе с одеждой, богато ук­рашенной пластинами из самородочного золота. Об­щее количество золотых пластин и бляшек состави­ло 4325 штук. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ушей, ноз­дрей, копыт зверей вставлялись маленькие камеш­ки голубого цвета – бирюза. Встречаются изображе­ния барса, архара, оленя, горного козла, медведя, волка, беркута. Самая интересная находка - пяти­угольная звезда. Основа ее – золото, лучи сделаны из голубого лазурита. По окружности звезда инкру­стирована костью, а в центре укреплен рог. Звезда в те древние времена считалась символом власти.

К сожалению, курган-мавзолей был ограблен еще в древности. Грабители забрали ценные вещи из могилы царя.

 Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. На­звание связано с местонахождением Берельского Могильника в Катон-Карагайском районе. Могиль­ник состоит из 40 курганов. Высота самого боль­шого из них 9 метров.

Богатым на находки оказался Большой Берельский курган. Интересно, что в кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по 4 лошади в 4 ряда. Лоша­ди были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход. В кургане было много изделий из золота и бронзы: сказоч­ные птицы, золотые фигурки животных.

Возможно, что покойный при жизни был вож­дем племени или старейшиной, очень знатным и уважаемым человеком или героем. В малых курганах Бере ля были найдены захо­ронения людей в деревянных сооружениях – сар­кофагах. Вместе с ними были погребены их кони. Одна из особенностей берельской культуры – наличие большого количества глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина.

В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция под руководством 3. Самашева произвела раскоп­ки в слое вечной мерзлоты и изучила курган № 11. Курган имел овальную форму, а его верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями. На каждом были позолочен­ные грифоны - фантастические животные, изобра­женные в полете, размером около 15 см. В выдолб­ленной из лиственницы колоде покоились мужчи­на лет 45 и женщина пожилого возраста.

Ученые методом радиологического анализа установили, что захоронение было произведено в 294 г. до н.э. Захороненные были одеты в дорогую роскошную одежду. На скелетах в разных местах сохранились остатки шелковой одежды, украшенной жемчугом, золотыми бляшками и полудрагоценными кам­нями.

Полихромный стиль

 В III-V вв. н. э. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Этот стиль имел характерные технические и художественные особенности.

 Ювелиры этого времени для изделий использовали, в основном, золото. В изготовлении золотых украшений древние мастера до­стигли такого совершенства, что и сегодня их некоторые произ­ведения могут выдержать конкуренцию с лучшими образцами творчества современных ювелиров.           

 Для полихромного искусства характерным является разнообра­зие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречаются инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание ви­той проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых про­волочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд специальным составом) и другие приемы.

Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Зооморфные мотивы (изображения животных у сакских племен) постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. Теснейшие контакты, возникающие в эпоху переселения, народов между самыми отдаленными племенами запада и востока, севера и юга, стали одной из причин повсеместного и почти одновремен­ного расцвета полихромного стиля.

Полихромный стиль – особый стиль в декоративно-прикладном искусстве кочевников Евразии в хунно-сарматскую эпоху, при которой золотые и серебрянные украшения дополнялись вставками из цветных камней.

Истоки этого замечательного ювелирного искусства уходят к началу I тысячелетия до н. э. Уже в VII-V вв. до н. э. В Казахстане были известны два технических приема — инкруста­ция и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Ир­тыша (Чиликты), Центрального (Жиланды) и Западного Казахстана (Бесоба).

Заимствованная в начале I тысячелетия до н. э. из стран Пере­дней Азии и Восточного Средиземноморья, эта сложная и тонкая техника передавалась древним азиатским ювелирам из поколения в поколения, достигнув своего расцвета в IV-Vвв. н.э. Полихромный стиль дожил до нашего времени в замечательных изделиях казахских мастеров – зергеров (ювелиров).

Археологическое исследование древних городищ и могильников по программе «Культурное наследие»

 Учитывая непреходящую ценность историко-культурного наследия Казахстана, назревшую необходимость обеспечения сохранности и использования памятников истории и культуры в республике Казахстан была разработана Государственная программа «Культурное наследие».

Задача программы – осуществление археологических раскопок и изучение древних городов всех регионов Казахстана; проведение работ по реставрации, консервации и воссозданию уникальных архитектурных и археологических памятников, имеющих особое значение для национальной истории и развития туризма регионов; издание трудов об истории развития обществ и государств на территории регионов в различные исторические эпохи.

Таким образом, на памятники раннего железного века оказали сильное влияние разнообразные культуры регионов Казахстана. Регионы Казахстана (Центральный Казахстан, Северный Казахстан, Восточный Казахстан и др.) имеют свои уникальные самобытные археологические культуры, на формирование которых оказала культура сакских племен. Племена регионов Казахстана находились в постоянных культурных связях с Жетысу и Южным Казахстаном, о чем свидетельствуют археологические раскопки.

Используемая литература и источники

1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.-96 с.

2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г.,Сарсекеев

 Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. –Алматы:Атамура,2006. –160с.

3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.

4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.-Алма-Ата: Жалын, 1979. –252 с.

5..http://kazakhstan.awd.kz

6. http://www.kazakhistory.ru/

7.http://www.unesco.kz/

8.http://tarih.ru