РЕГИОНЫ
КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
Центральный Казахстан в период раннего железа
Северный Казахстан в период раннего железа
Восточный Казахстан в период раннего железа
Археологическое исследование
древних городищ и могильников по программе «Культурное наследие»
Используемая литература и источники
В Центральной Азии
находятся огромные пространства, издревле населявшиеся кочевниками. Если
взглянуть сверху, с высоты птичьего полета на степи, то можно увидеть широкую
полосу холмистой местности. Это пространство именуется казахами Сарыарка.
Горные отроги Тарбагатая на востоке, вытянутая низменность Торгая на западе окружают Сарыарку. Внутри этой страны на север несут свои воды реки Оленты, Селеты, Есиль (Ишим), Нура, Куланотпес. В обратном направлении, на юг, текут реки Аягоз, Каратал, Жамши, Мойынты, Сарысу, Сарыкенгир, Ка-ракенгир. Все они берут начало в едином устье. Сарыарка является крупным водоразделом.
Территорию Центрального Казахстана составляют земли современной Карагандинской области.
Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана сохранилось мало. В трудах Геродота об этом регионе упоминаются аргиппеи и исседоны. Современные ученые установили, что на северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре – исседоны, на востоке – аримаспы.
Жители степи разводили коней, овец и верблюдов. Выбор на эти виды животных пал не случайно. В здешних климатических условиях именно эти виды животных могли зимой самостоятельно добывать корм из-под снега.
Многие работы, такие как стрижка, рытье колодцев, дойка, охрана скота, уход за молодняком, выполняли сообща. Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами.
Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами».
По мнению некоторых ученых, они играли роль Маяка в степи. И в самом деле, курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света – юг, север, восток, запад.
Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к Тасмолинской культуре.
Тасмолинская культура, археологическая культура эпохи раннего железного века, распространённая главным образом на территории
Центрального Казахстана. Названа по урочищу Тасмола в Екибастузском районе
Павлодарской области, где раскопан типичный для
этой культуры могильник. Погребальные сооружения Тасмолинской
культуры состоят обычно из
большого кургана и примыкающего к нему малого, от которого отходят на Восток «усы»
– две каменные дугообразные гряды длиной от
20 до 200 и более м. Основной курган заключает в себе погребение – трупоположение головой на Север в овальной могильной
яме, перекрытой каменными плитами; под насыпью малого кургана, как правило,
находится конский скелет и глиняная посуда.
Встречаются четыре
вида курганов с «усами». К первому виду относятся малые курганы,
выложенные с восточной стороны от большого кургана. От восточной стороны малого
кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». При втором виде два
кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и
северной сторон на восток отходят каменные дуги – «усы». Третий вид –-
это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили
малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус». Четвертый
вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на
друге. Границу между двумя курганами можно отследить только в ходе раскопок.
В одном из курганов хоронили
человека, а в другом - его верховую лошадь. Коня приносили в жертву покойному и
тоже погребали под курганной насыпью. Этот древний обычай сохранился у казахов
Восточного Казахстана, где существует традиция –оставлять на могиле умершего
голову принесенной в жертву лошади.
Курганы с «усами» являются самобытным памятником
древнего Казахстана. Вообще, курганы с «усами» являются наиболее часто
встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане. Подобные
курганы с «усами» в последнее время стали находить и в Северном, Восточном
Казахстане, а также в южных регионах страны.
К Северному Казахстану относятся
территории современных – Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и
Павлодарской областей.
В Северном Казахстане много рек
и пресных озер. Поэтому здесь с древних времен население занималось
рыболовством и земледелием. Богатые травы, небольшие расстояния между водопоями
создавали условия для «спокойного» кочевания. Особенностью структуры стада было
наличие крупного рогатого скота. Зимние пастбища располагались на юге. Обычно
выбирались места, где позже выпадает и раньше тает снег. Зимой старались
занимать места, защищенные от ветра. Если недалеко были камышовые заросли, то
они защищали от бурана, а камыш использовался людьми как топливо. Важно было,
чтобы рядом были удобные места для водопоя.
Письменных источников, рассказывающих о жизни
населения на территории Северного Казахстана, очень мало. Древнегреческий историк
Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые
жили «у подножья высоких гор». Здесь речь идет об Уральских горах. Вот что
писал Геродот об их образе жизни: «Каждый из них живет под деревом, зимою
окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не
делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий не имеют;
более того, они и соседей своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве
прибегнет к ним под защиту, получит у них кров и помощь. Тому никто не причиняет
обиды; имя сему народу аргиппеи».
Языковеды слово
«аргиппеи» переводят с латинского языка как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Далее на
восток от них расселялись исседоны.
Сведения древнегреческих историков Геродота и
Страбона подкрепляются археологами. Ученые находят много сходства между
племенами северного и других регионов Казахстана. Некоторые историки считают,
что аргиппеи, сарматы, савроматы – это названия одного народа.
В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана
перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни.
Господствующим,
типом хозяйства на севере было кочевое и полукочевое скотоводство. В стадах у
кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве играла лошадь.
Летом пасли скот на жайляу. Молодняк пасли
отдельно, около аула. Для того чтобы скот хорошо нагулял жир, через каждые 7-10 дней скот выпасали на солонцах.
Зимой скот сильно терял в весе из-за тебеневки,
когда корм приходилось добывать из-под снега. Темп движения из-за высокого
слоя снега замедлялся. Для крупного рогатого скота строили загоны и
заготавливали сено на зиму.
В теплую погоду скот пасли на возвышенностях, в холод же – в лощинах, камышах, кустарниках. Более заснеженные участки использовались под выпас в начале и в конце зимы, а степные понижения, северные склоны сопок, холмов, подошвы гор – в середине зимы.
Особенностью зимнего периода было пребывание на одном месте. Жили на кыстау – зимних стойбищах. Кочевание в зимний период было ограничено из-за природных условий: холод, ветер, толстый снежный покров, скудный травостой, резкие перепады температур - все это усложняло жизнь скотоводов.
На севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода. При нем земля покрывается коркой льда, и скот не может пробить копытом лед, чтобы добыть себе корм. Джуты повторялись через определенное время – 6-8, иногда – 10-12 лет.
Жители Степи при гололеде гоняли табуны лошадей, пока не проломится лед. Иногда дробили наст с помощью бревен, привязанных арканами к лошадям. Были и другие средства борьбы с джутом: во время снегопадов и дождей скот отгоняли за пределы, охваченные джутом, вручную развевали и очищали пастбища, загоняли скот в лес ставили заграждения.
Памятники раннего железа в Северном Казахстане
составляют улыбай-тасмолинскую культуру.
Археологи
исследовали остатки укрепления-городища раннежелезного века на правом берегу
Есиля – Актау. Городище было окружено укрепленным валом высотой 5-6
метров. Укрепление было построено из дерева на высоком холме. По пяти углам
крепости высились сторожевые башни.
Стены укрепления
снаружи были слегка наклонены, а для того, чтобы затруднить атаку, перед
крепостью был вырыт ров глубиной 1,5 метра.
В раннем железном веке в Казахстане широкое
развитие получило искусство плавки и обработки цветных металлов. Готовые
металлические изделия вывозились даже за пределы Казахстана. Например,
предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной
Европе и на Кавказе. Они относятся ко I-III
вв. до н.э.
Обнаруженные в
Северном Казахстане железные изделия датируются на II-III
вв. ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних
регионах (в Западной Сибири, на Урале). Все это доказывает, что Казахстан
раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал
связующе-перевалочным регионом между мощными металлургическими центрами
Казахстана и Сибири с Восточной Европой.
На протяжении VIII в. до н.э.- II в. н.э. племена, населявшие Северный Казахстан, находились в
постоянных культурных связях с племенами Жетысу и Южного Казахстана. Это видно
из многих общих черт культуры, прослеживаемых в находках курганов в этих двух
регионах.
К Восточному Казахстану относится современная Восточно-Казахстанская область.
Климат Восточного Казахстана похож на климат Северного Казахстана – здесь такое же короткое жаркое лето и длительная суровая зима.
Восточный Казахстан – степной, к тому же и горный регион. Основная водная артерия здесь – река Иртыш. Западная часть Алтайских гор и его ответвления – хребты Калбинский, Нарымский, Тарбагатай, Манырак, Сауыр расположены на территории Восточного Казахстана. В центре этого историко-географического региона расположены горы Чингистау и Зайсано-Алакольская впадина.
В степных районах Восточного Казахстана, в частности, на территории современного Зайсанского района, имеются грандиозные царские курганы. Место наибольшего их скопления – Шиликтинская долина. К Шиликтинскому могильнику относится 51 курган. По размерам они большие и средние. Курганы-великаны в диаметре составляют 100 м, а в высоту достигают 8-10 метров.
В 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган – «Золотой курган». В погребении были захоронены двое: мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет. После их захоронения могилу покрыли слоем камня, затем – смешанным составом из гальки, песка и глины, который и образовал собственно курган. Затем большой каменной плитой был закрыт вход в подземный коридор, ведущий к могиле.
Археологами были извлечены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. Наконечники двусторонние, обработаны остро. Колчан изготовлен из толстой кожи, части его были сшиты сухожилиями. Снаружи колчан был украшен несколькими заклепками. Найдены также золотые пластины с изображениями беркута, леопарда, кабана, рыб, птиц с распростертыми крыльями, а также другие ювелирные украшения.
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение, относящееся в VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этнологом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым. Это археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана.
Высота этого кургана 8 м, диаметр 100 м. Курган состоит из трех больших слоев. Верхний слой – из песка, второй слой – из камня. Высота каменного слоя 4,1 м, длина по окружности 67 м. Внутри него был расположен деревянный мавзолей-склеп. Площадь его 34 кв. м, высота 3 м. Склеп устроен на поверхности земли. Стены его, сложенные в 2 ряда по длине, подняты из толстых кедровых бревен.
В такой огромной могиле был захоронен только один человек. Его захоронили вместе с одеждой, богато украшенной пластинами из самородочного золота. Общее количество золотых пластин и бляшек составило 4325 штук. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ушей, ноздрей, копыт зверей вставлялись маленькие камешки голубого цвета – бирюза. Встречаются изображения барса, архара, оленя, горного козла, медведя, волка, беркута. Самая интересная находка - пятиугольная звезда. Основа ее – золото, лучи сделаны из голубого лазурита. По окружности звезда инкрустирована костью, а в центре укреплен рог. Звезда в те древние времена считалась символом власти.
К сожалению, курган-мавзолей был ограблен еще в древности. Грабители забрали ценные вещи из могилы царя.
Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. Название связано с местонахождением Берельского Могильника в Катон-Карагайском районе. Могильник состоит из 40 курганов. Высота самого большого из них 9 метров.
Богатым на находки оказался Большой Берельский курган. Интересно, что в кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по 4 лошади в 4 ряда. Лошади были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход. В кургане было много изделий из золота и бронзы: сказочные птицы, золотые фигурки животных.
Возможно, что покойный при жизни был вождем племени или старейшиной, очень знатным и уважаемым человеком или героем. В малых курганах Бере ля были найдены захоронения людей в деревянных сооружениях – саркофагах. Вместе с ними были погребены их кони. Одна из особенностей берельской культуры – наличие большого количества глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина.
В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция под руководством 3. Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган № 11. Курган имел овальную форму, а его верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями. На каждом были позолоченные грифоны - фантастические животные, изображенные в полете, размером около 15 см. В выдолбленной из лиственницы колоде покоились мужчина лет 45 и женщина пожилого возраста.
Ученые методом
радиологического анализа установили, что захоронение было произведено в 294 г.
до н.э. Захороненные были одеты в дорогую роскошную одежду. На скелетах в
разных местах сохранились остатки шелковой одежды, украшенной жемчугом,
золотыми бляшками и полудрагоценными камнями.
В III-V вв. н. э. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Этот стиль имел характерные технические и художественные особенности.
Ювелиры этого времени для изделий использовали, в основном, золото. В изготовлении золотых украшений древние мастера достигли такого совершенства, что и сегодня их некоторые произведения могут выдержать конкуренцию с лучшими образцами творчества современных ювелиров.
Для полихромного искусства характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречаются инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд специальным составом) и другие приемы.
Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Зооморфные мотивы (изображения животных у сакских племен) постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. Теснейшие контакты, возникающие в эпоху переселения, народов между самыми отдаленными племенами запада и востока, севера и юга, стали одной из причин повсеместного и почти одновременного расцвета полихромного стиля.
Полихромный стиль – особый стиль в декоративно-прикладном искусстве кочевников Евразии в хунно-сарматскую эпоху, при которой золотые и серебрянные украшения дополнялись вставками из цветных камней.
Истоки этого замечательного ювелирного искусства уходят к началу I тысячелетия до н. э. Уже в VII-V вв. до н. э. В Казахстане были известны два технических приема — инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Иртыша (Чиликты), Центрального (Жиланды) и Западного Казахстана (Бесоба).
Заимствованная в начале I тысячелетия до н. э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья, эта
сложная и тонкая техника передавалась древним азиатским ювелирам из поколения в
поколения, достигнув своего расцвета в IV-Vвв.
н.э. Полихромный стиль дожил до нашего времени в замечательных изделиях
казахских мастеров – зергеров (ювелиров).
Учитывая непреходящую
ценность историко-культурного наследия Казахстана, назревшую необходимость
обеспечения сохранности и использования памятников истории и культуры в
республике Казахстан была разработана Государственная программа «Культурное наследие».
Задача программы – осуществление археологических раскопок и
изучение древних городов всех регионов Казахстана; проведение работ по
реставрации, консервации и воссозданию уникальных архитектурных и
археологических памятников, имеющих особое значение для национальной истории и
развития туризма регионов; издание трудов об истории развития обществ и
государств на территории регионов в различные исторические эпохи.
Таким образом, на памятники раннего железного века оказали сильное влияние разнообразные культуры регионов Казахстана. Регионы Казахстана (Центральный Казахстан, Северный Казахстан, Восточный Казахстан и др.) имеют свои уникальные самобытные археологические культуры, на формирование которых оказала культура сакских племен. Племена регионов Казахстана находились в постоянных культурных связях с Жетысу и Южным Казахстаном, о чем свидетельствуют археологические раскопки.
1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.-96 с.
2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г.,Сарсекеев
Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. –Алматы:Атамура,2006. –160с.
3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.
4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.-Алма-Ата: Жалын, 1979. –252 с.
6. http://www.kazakhistory.ru/
7.http://www.unesco.kz/