САРМАТЫ

 

Расселение сарматских племен

Общественный строй сарматов

Быт сарматов

Хозяйство

Археологические памятники

Глоссарий

Используемая литература и источники

Расселение сарматских племен

В VIII в. до н. э.- V в. н.э. на громадной территории поволжско-уральских степей жили племена, родственные в культурном и этническом отношениях, получившие в истории название – сарматы. Сарматы, объединившиеся в крупные племенные союзы, занимали районы и Западного Казахстана.

Термин «сарматы» употребляется в античных источниках с III в. до н. э. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами.

О савроматах оставили письменные свиде­тельства древнегреческие и древнеримские истори­ки Диодор, Плиний Старший, Полибий.

Во II веке до н.э. сарматы, постепенно за­хватывая земли в междуречье Волги и Жайыка (Урала), дошли до земель Северного Причерномо­рья.

По словам Диодора, сарматы опустошили значительную часть Скифии, истребляя местных жителей и обратив большую часть страны в пустыню.

Одно из сарматских племен, роксоланы, уже в I в. до н. э. достигло границ Мидии. Вслед за ними шли племена аланов, населявших территории севернее Аральского моря.

На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (дай, даги). На берегах Каспия жили пле­мена каспиев. В те древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэто­му каспиев иногда называют гиркани.

Сарматы принимали активное участие в политической жизни на занятых ими землях. В конце II в. до н. э. роксоланы были на стороне скифов в их войне с Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата.

В I в. до н. э. сарматы в союзе Митридатом ведут войну с Римом. В 49 г. до н. э. римляне с сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя сираков, союзников боспорского царя. Аланы доходят до северного Причерноморья, позднее, вместе с хунну, они достигают Испании.

Сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским цар­ством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.

По предварительным подсчетам ученых, общая численность савроматов-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в III-II вв. до н.э. составляла 20 тысяч человек, во II- I вв. до н.э. 10 тысяч человек, а в I в. до н.э.-I в. н.э. всего 5-7 тысяч человек.

Резкое уменьшение численности савроматов-сарматов ученые объясняют усилением за­сушливости климата и повышенной суровостью ус­ловий жизни. Из-за этого уменьшилось количество скота, увеличилась смертность. Все это вынудило сарматов присоединиться к другим племен­ным объединениям (в частности, к гуннам).

Общественный строй сарматов

У сарматов было социальное неравенство. Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы общины решались старейшинами и вож­дями совместно с членами рода, племени. Позже, во время расцвета военной демократии, важнейшие вопросы внутренней и внешней политики рода-пле­мени стали решаться в узком кругу вождей и ста­рейшин, которые не считались с мнением простых общинников.

У сарматов военная демократия отличалась от подобной системы управления других кочевых пле­мен. К примеру, у саков военная демократия была только для мужчин, а точнее – для мужчин, носив­ших оружие. А в сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказатель­ством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. Поэтому воен­ная демократия сарматов была равна как для муж­чин, так и для женщин. В сарматском обществе женщина занимала более высокое положение, чем в ана­логичных обществах кочевых племен того периода.

Древние писатели часто называют сарматов женоуправляемым народом. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага».

Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками  легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием наравне с мужчинами и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Сарматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины  предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

Быт сарматов

В понятие «быт» входят все бытовые условия, связанные с жилищем, одеждой, пищей, по­судой и т.п.

Сарматы в зимнее время надевали короткий по­лушубок, опоясывались кожаным поясом. На ноги обували короткие сапоги, в которые заправляли шаровары.

Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако, в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными буса­ми, ожерельями. Женщины носили золотые серь­ги, кольца, подвески и браслеты.

Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и ши­рокими. Котлы для приготовления пищи отлива­лись из железа. В курганах находят также стек­лянные предметы, однако сарматы не сами их из­готавливали, а получали из восточных стран.

Сарматы широко использовали в быту кожа­ную посуду – торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п.

Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» (Помпоний Мела).

Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I века до н. э. — начала I века н. э. Страбон: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».

Хозяйство

Важную роль в жизни сарматов играло кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно коней и овец. Зи­мой при частых метелях и буранах скотоводы должны были откочевывать в районы, где могли найти естественные укрытия для животных. В Западном Казахстане это песчаные массивы с бессточными речками, долины крупных рек, поросших кустарниковой растительностью, отроги Общего Сырта. Весной кочевники должны были покидать зимние пастбища, чтобы дать им возмож­ность восстановить свой травяной покров, обеспечив себе, таким образом, новую зимовку.

Сарматы разводили также верблюдов и быков. Они использовались как тягловая и гужевая сила.

У сарматов имелись также постоянные селения, жители кото­рых занимались земледелием в междуречье рек Волги и Жайыка (сейчас – р. Урал), а также на побережье Черного моря. Западные сарматы переходили к оседлости.

В жизни и быту сарматов охота имела подсоб­ное значение, а также играла роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. Сарматы охотились на косуль, сайгаков, зайцев, лисиц, а также на другую дичь. При охоте пользовались луком, использовали специально обученных собак. Ши­рокое распространение получила верховая охота.

В хозяйстве сарматов было широко развито ювелирное искусство. Ювелиры изготавливали украшения из золота, се­ребра, меди и железа, а также делали зеркала. Среди украшений встречаются гривны из бронзовой проволоки, браслеты, перстни, серьги, подвески, бусы и бляшки. Встречаются также гривны из массивного золотого прута, оканчивающегося головками грифона. Серьги изготавливались в виде кольца, в основном бронзовые, золотые, серебряные или бронзовые, обложенные золотом. Из бус делали ожерелья, их нашивали на одежду.

Мастера-ре­месленники занимались также ткачеством и изготовлением керамической посуды. В сарматских погребениях находят очень много лепной кера­мики. Глиняные сосуды раннесарматской культуры имеют яйце­видное или шаровидное тулово. Встречаются кувшины. Особый вид керамики представляют курильницы – маленькие сосудики, обычно имеющие на одной из сторон сквозное отверстие.

Поскольку у сарматов было развито военное дело, они были хорошими оружейниками. Среди оружия, найденного в погребениях, чаще всего встречаются луки. Луки были сложные, хранились в колчанах – горнтах, подвешенных к поясу слева. Обычно луки склеивались рыбьим клеем из двух или более пород дерева. Внешняя сторона лука делалась обычно из березы, а внутренняя – из дуба, клена. Стрелы имели древко до 60 см, наконечники были бронзовые и железные. У сарматов имелись копья, длинные мечи и кинжалы.

Археологические памятники

Культура сарматов хронологически делится на четыре этапа. Первый – савроматская (VII-V века до н. э.), второй – раннесарматская (IV-II века до н. э).,третий – среднесарматская (II век до н. э. - II век н. э.), четвертый – позднесарматская культуры( II-IV, V веками н. э.).

Материальная культура сарматов представлена могильниками и курганами.

 Племена сарматов хоронили своих покойников под кур­ганными насыпями, как правило, земляными. Очень редко они обкладывали насыпи камнями. В насыпи кургана часто встреча­ются остатки колес, осей, ступиц, носилок, повозки или погребального катафалка. Усоп­шего клали на спину в вытянутом положении, головой на юг.

Интересные в археологическом отношении и богатые захоронения сарматов были обнаружены и раскопаны в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской области, вблизи села Лебедевка. Могильники состояли из земляных курганов диаметром 10-20 м, высотой от 0,5 до 2 м. Под насыпью одного из курганов находилась прямоугольная могильная яма размером 2,9x3,7 м и глубиной 2,4 м. Внутри яма была обставлена вертикальными бревнами, плотно поставленными друг к другу, сверху перекрыта нака­том из бревен. На дне ямы, на полу из толстых досок, находился женский скелет, обращенный головой на север.

Умершая была одета в платье, украшенное нашивками из листового золота: бляшками сферической формы и пластиной с рельефным орнаментом в виде головы барана. Ворот платья был расшит золотыми бляшками треугольной формы. В ушах жен­щины когда-то были золотые лунообразные серьги, украшенные вставками цветных камней. Два цилиндрических предмета, ви­димо, украшавшие прическу, были инкрустированы рубинами и напаянными золотыми шариками. Вместе с умершей в могилу были положены три нитки бус из янтаря и из горного хрусталя. Рядом с покойной положили предметы туалета – бронзовое круглое зеркало в кожаном футляре и лаковую шкатулочку, от которой сохранились лишь кусочки. Интересны найденные в могиле предметы кухонной утвари: мед­ная ручка кувшина, конец который выполнен в виде головы бога виноделия Диониса, а также серебряная ложечка с ручкой, конец которой оформлен в виде ноги лани. В могилу были положены также серебряный светильник и ситечко для процеживания. В ситечке обнаружены остатки травы, которую, видимо, исполь­зовали в качестве заварки.

В углах могилы были сделаны две ниши-тайника, в которых располагались сосуды из глины, дерева, бронзы и железа. Из глины были сделаны кувшины, горшки, кубки и небольшие сосудики, видимо, для благовоний. Из дерева были выточены чашечки.

Кроме украшений и бытовой утвари, в могилу были положены оружие и орудия труда. К оружию относится железный боевой топор с остатками топорища. Из орудий труда в могилу положили каменные оселки для точки ножей и веретено.

Датируется погребение, как установили ученые, II-IV вв. н. э. и относится к позднему этапу сарматской культуры.

Рядом был раскопан еще один курган. Он был центральным в могильнике, его диаметр составил около 30 м, а высота насыпи – 2 м. В западной половине лежал скелет мужчины головой на север. Возле него лежало оружие. В восточной части найдено копье с остатками деревянного древка, в одном углу — брон­зовые сосуды, а в другом — различный бытовой инвентарь. Рядом с головой погребенного лежал железный наконечник копья, а справа от ног – двулезвийный меч в деревянных ножнах. Рукоять меча завершалась круглым агатовым ша­риком и золотой пластиной.

По сохранившимся кусочкам ткани, ниткам и другим предме­там археологи установили, что одежда погребенного была расшита золотыми полушаровидными бляхами, также на нем было несколь­ко поясов для крепления оружия – от них сохранились серебря­ные пряжки. В одном из углов найдена сбруя верхового коня – железные удила и подпружные пряжки.

Представляет интерес сохранившаяся бронзовая посуда, осо­бенно кувшин греческой работы. Его ручка в месте крепления к венчику была оформлена в виде головы кобры, приготовив­шейся к броску, а там, где ручка соединялась с туловом, имелось изображение греческого бога виноделия Диониса. Кро­ме этого кувшина, в могиле также найдена глиняная греческая ам­фора.

Одним из хорошо исследованных памятников сарматов является могильник Сынтас , датирующееся II-IV вв. н. э.

Первый из курганов могильника выложен из рядов бревен в виде сужающейся кверху пирамиды. В этом кур­гане захоронены сразу три сарматских воина. Возможно, что один из них был военачальником, потому что он лежал в центре и покоился на возвышенной основе.

Возле воинов были положены бронзовые нако­нечники стрел, железные кинжалы, железные уз­дечки, глиняная посуда и т.п.

Также при раскоп­ках памятника Сынтас были найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изобра­жениями сайги и горного козла.

Оба эти погребения с богатыми вещами свидетельствуют о тесных торговых связях сарматов с городами-колониями греков на Черноморском побережье, о влиянии грече­ской культуре на развитие сарматского общества.

При раскопках памятника позднесарматского пе­риода Аралтобе, что в Жылыойском районе Атырауской области, были раскопаны 3 кургана. Среди на­ходок в погребениях были найдены вооружение вождя, укра­шения, а также части ритуального посоха жреца.

В могильнике Бесоба ученые-археологи обнаружили кур­ган с захоронением женщин-жриц. Внутреннее строение кургана состояло из бревен. Сверху захоронение было покрыто ветвями деревьев, травой и дерном. В нем были похоронены две женщины, лежавшие на спине, головой на юго-запад. Рядом с покойными были положены «необходимые» вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жерт­венник с изображением оскалившего пасть волка.

Таким образом, племена сарматов играли важную роль в политической, экономической и куль­турной жизни западного Казахстана и в целом Евразии. Сарматы в рассматриваемое нами время были не только воинственным племенем, но и на­родом с высокоразвитой культурой и искусством.

Глоссарий

Этнос народ

Помпоний Мела (лат. Pomponius Mela) самый ранний римский географ, творивший около 43 года н. э.

Используемая литература и источники

1.      Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата: Жалын, 1979.

2.      Арсланова Ф.Х. Погребения тюркского времени в Восточном Казахстане // Культура древнихскотоводов и земледельцев Казахстана. – Алма-Ата, 1969.

3.      Багриков Г.И., Сенигова Т.Н. Открытие гробниц в Западном Казахстане. – Изв. АН КазССР, сер. обществ. наук, 1963, 2. – С. 71-89.

4.      Байпаков К. М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.

5.      Барфилд Т. Мир кочевников-скотоводов //Кочевая альтернатива социальной эволюции. – М., 2002. – С. 77-78

6.      Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ,1951.

7.      Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Мысль, 1983. – 206 с. С. 152-153: Сарматские территории по представлениям западных европейцев: часть карты Птолемея, изданной в Риме в 1490 году, и часть карты мира, составленной в Генуе в 1447 году.

8.      Геродот. История. – Л., 1972.

9.      Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002.

10.  Зобов Ю. С. Древние обитатели приуральских степей: сарматы.

11.  Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан, 1992.

12.  Мошкова М.Г., Кушаев Г.В. Сарматские памятники Западного Казахстана. – В кн.: Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1975.― С. 258-268.

13.  Мошкова М.Г., Железчиков Б.Ф., Кригер В.А. Работы Западно-Казахстанской экспедиции. – АО 1978 г. М., 1979. – С. 538, 539.

14.  Мошкова М.Г. Позднесарматские погребения Лебедевского могильника в Западном Казахстане// Железный век. / КСИА, вып. 170.М.: 1982. С. 80-87.

15.  Садыков Т. С., Толеубаев А. Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б. С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2006.

16.  Справочник школьника: 5-11классы.1 том. –Астана:Арман-ПВ,2009

17.  Страбон. География, XI, V, 8.

18.  http://ossnet.info/scythian-gold-picture3.html

19.  18.http://www.youtube.com. Видео.фильм: «Сокровище сарматов». «Скифы и сарматы.flv.».

20.  http://ru.wikipedia.

21.  20..http://kazakhstan.awd.kz

22.  http://www.kazakhistory.ru/