САРМАТЫ
Расселение сарматских племен
Общественный строй сарматов
Быт сарматов
Хозяйство
Археологические памятники
Глоссарий
Используемая литература и источники
Расселение сарматских племен
В VIII в. до н. э.- V в. н.э. на громадной территории
поволжско-уральских степей жили племена, родственные в культурном и этническом отношениях, получившие в
истории название – сарматы. Сарматы, объединившиеся
в крупные племенные союзы, занимали районы и Западного Казахстана.
Термин «сарматы»
употребляется в античных источниках с III в. до н. э. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами.
О савроматах оставили письменные свидетельства
древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.
Во II
веке до н.э. сарматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка
(Урала), дошли до земель Северного Причерноморья.
По словам Диодора,
сарматы опустошили значительную часть Скифии, истребляя местных жителей и
обратив большую часть страны в пустыню.
Одно из сарматских
племен, роксоланы, уже в I в. до н. э. достигло границ Мидии. Вслед за ними шли племена аланов, населявших
территории севернее Аральского моря.
На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (дай,
даги). На берегах Каспия жили племена каспиев. В те древние времена
Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда
называют гиркани.
Сарматы принимали
активное участие в политической жизни на занятых ими землях. В конце II в. до н. э. роксоланы были на стороне скифов
в их войне с Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата.
В I в. до н. э. сарматы в союзе Митридатом ведут
войну с Римом. В 49 г. до н. э. римляне с сарматским племенем аорсов побеждают
другое сарматское племя –
сираков, союзников
боспорского царя. Аланы доходят до северного Причерноморья, позднее, вместе с
хунну, они достигают Испании.
Сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и
Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали
походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.
По предварительным подсчетам ученых, общая численность
савроматов-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в III-II вв. до н.э. составляла 20
тысяч человек, во II- I вв. до н.э. 10 тысяч
человек, а в I в. до
н.э.-I в. н.э. всего
5-7 тысяч человек.
Резкое уменьшение численности савроматов-сарматов ученые
объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий
жизни. Из-за этого уменьшилось количество скота, увеличилась смертность. Все
это вынудило сарматов присоединиться к другим племенным объединениям (в
частности, к гуннам).
Общественный строй сарматов
У сарматов было социальное
неравенство. Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях
первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы
общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода, племени.
Позже, во время расцвета военной
демократии, важнейшие вопросы внутренней и внешней политики
рода-племени стали решаться в узком кругу вождей и старейшин, которые не
считались с мнением простых общинников.
У сарматов военная
демократия отличалась от подобной системы управления других
кочевых племен. К примеру, у саков военная демократия была только для мужчин,
а точнее – для мужчин, носивших оружие. А в сарматском обществе женщины тоже
входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить
многочисленные находки вооружения в женских погребениях. Поэтому военная
демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. В сарматском
обществе женщина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах
кочевых племен того периода.
Древние писатели часто называют сарматов
женоуправляемым народом. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные
авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с
мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни
одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага».
Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков
скифских юношей с амазонками – легендарным племенем
женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские
женщины ездят верхом, владеют оружием наравне с мужчинами и даже замуж не
выходят, пока в бою не убьют врага. Сарматские женщины-воительницы, вероятно,
послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.
Сарматские женщины могли возглавлять племена и
исполнять жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже
девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое
кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной
женщины – предводительницы или жрицы, которую родичи почитали
как праматерь.
Быт сарматов
В понятие «быт» входят все бытовые условия, связанные с
жилищем, одеждой, пищей, посудой и т.п.
Сарматы в зимнее время надевали короткий полушубок,
опоясывались кожаным поясом. На ноги обували короткие сапоги, в которые
заправляли шаровары.
Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако,
в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными бусами,
ожерельями. Женщины носили золотые серьги, кольца, подвески и браслеты.
Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных
горшков были глубокими и широкими. Котлы для приготовления пищи отливались из
железа. В курганах находят также стеклянные предметы, однако сарматы не сами
их изготавливали, а получали из восточных стран.
Сарматы широко использовали в быту кожаную посуду –
торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п.
Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в
городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем,
перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или
принуждают отступающие или преследующие враги» (Помпоний Мела).
Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей,
стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I
века до н. э. — начала I века н. э. Страбон:
«Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам,
на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком
которого они питаются».
Важную роль в жизни сарматов играло кочевое
скотоводство. Сарматы разводили преимущественно коней и овец. Зимой при
частых метелях и буранах скотоводы должны были откочевывать в районы, где могли
найти естественные укрытия для животных. В Западном Казахстане это песчаные
массивы с бессточными речками, долины крупных рек, поросших кустарниковой
растительностью, отроги Общего Сырта. Весной кочевники должны были покидать
зимние пастбища, чтобы дать им возможность восстановить свой травяной покров,
обеспечив себе, таким образом, новую зимовку.
Сарматы разводили также верблюдов и быков. Они использовались как
тягловая и гужевая сила.
У сарматов имелись также постоянные селения, жители которых занимались
земледелием в междуречье рек Волги и Жайыка (сейчас – р. Урал), а также на
побережье Черного моря. Западные сарматы переходили к оседлости.
В жизни и быту сарматов охота имела подсобное значение, а также играла
роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. Сарматы охотились
на косуль, сайгаков, зайцев, лисиц, а также на другую дичь. При охоте
пользовались луком, использовали специально обученных собак. Широкое
распространение получила верховая охота.
В хозяйстве сарматов было широко развито ювелирное искусство. Ювелиры
изготавливали украшения из золота, серебра, меди и железа, а также делали
зеркала. Среди украшений встречаются гривны из бронзовой проволоки, браслеты,
перстни, серьги, подвески, бусы и бляшки. Встречаются также гривны из
массивного золотого прута, оканчивающегося головками грифона. Серьги
изготавливались в виде кольца, в основном бронзовые, золотые, серебряные или
бронзовые, обложенные золотом. Из бус делали ожерелья, их нашивали на одежду.
Мастера-ремесленники занимались также ткачеством и изготовлением керамической
посуды. В сарматских погребениях находят очень много лепной керамики. Глиняные
сосуды раннесарматской культуры имеют яйцевидное или шаровидное тулово.
Встречаются кувшины. Особый вид керамики представляют курильницы – маленькие
сосудики, обычно имеющие на одной из сторон сквозное отверстие.
Поскольку у сарматов было развито военное дело, они были хорошими
оружейниками. Среди оружия, найденного в погребениях, чаще всего встречаются
луки. Луки были сложные, хранились в колчанах – горнтах, подвешенных к поясу
слева. Обычно луки склеивались рыбьим клеем из двух или более пород дерева.
Внешняя сторона лука делалась обычно из березы, а внутренняя – из дуба, клена.
Стрелы имели древко до 60 см, наконечники были бронзовые и железные. У сарматов
имелись копья, длинные мечи и кинжалы.
Культура сарматов хронологически делится на четыре этапа. Первый – савроматская (VII-V века до
н. э.), второй – раннесарматская (IV-II века до н. э).,третий –
среднесарматская (II век до н. э. - II век н. э.), четвертый – позднесарматская
культуры( II-IV, V веками н. э.).
Материальная культура сарматов представлена могильниками и
курганами.
Племена сарматов хоронили своих
покойников под курганными насыпями, как правило, земляными. Очень редко они
обкладывали насыпи камнями. В насыпи кургана часто встречаются остатки колес,
осей, ступиц, носилок, повозки или погребального катафалка. Усопшего клали на
спину в вытянутом положении, головой на юг.
Интересные в археологическом отношении и богатые захоронения сарматов
были обнаружены и раскопаны в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской
области, вблизи села Лебедевка. Могильники состояли из земляных курганов
диаметром 10-20 м, высотой от 0,5 до 2 м. Под насыпью одного из курганов
находилась прямоугольная могильная яма размером 2,9x3,7 м и глубиной 2,4 м.
Внутри яма была обставлена вертикальными бревнами, плотно поставленными друг к
другу, сверху перекрыта накатом из бревен. На дне ямы, на полу из толстых
досок, находился женский скелет, обращенный головой на север.
Умершая была одета в платье, украшенное нашивками из листового золота:
бляшками сферической формы и пластиной с рельефным орнаментом в виде головы
барана. Ворот платья был расшит золотыми бляшками треугольной формы. В ушах женщины
когда-то были золотые лунообразные серьги, украшенные вставками цветных камней.
Два цилиндрических предмета, видимо, украшавшие прическу, были инкрустированы рубинами
и напаянными золотыми шариками. Вместе с умершей в могилу были положены три
нитки бус из янтаря и из горного хрусталя. Рядом с покойной положили предметы
туалета – бронзовое круглое зеркало в кожаном футляре и лаковую шкатулочку, от
которой сохранились лишь кусочки. Интересны найденные в могиле предметы кухонной
утвари: медная ручка кувшина, конец который выполнен в виде головы бога
виноделия Диониса, а также серебряная ложечка с ручкой, конец которой оформлен
в виде ноги лани. В могилу были положены также серебряный светильник и ситечко
для процеживания. В ситечке обнаружены остатки травы, которую, видимо, использовали
в качестве заварки.
В углах могилы были сделаны две ниши-тайника, в которых располагались
сосуды из глины, дерева, бронзы и железа. Из глины были сделаны кувшины,
горшки, кубки и небольшие сосудики, видимо, для благовоний. Из дерева были
выточены чашечки.
Кроме украшений и бытовой утвари, в могилу были положены оружие и орудия
труда. К оружию относится железный боевой топор с остатками топорища. Из орудий
труда в могилу положили каменные оселки для точки ножей и веретено.
Датируется погребение, как установили ученые, II-IV вв. н. э. и
относится к позднему этапу сарматской культуры.
Рядом был раскопан еще один курган. Он был центральным в могильнике, его
диаметр составил около 30 м, а высота насыпи – 2 м. В западной половине лежал
скелет мужчины головой на север. Возле него лежало оружие. В восточной части
найдено копье с остатками деревянного древка, в одном углу — бронзовые сосуды,
а в другом — различный бытовой инвентарь. Рядом с головой погребенного лежал
железный наконечник копья, а справа от ног – двулезвийный меч в деревянных
ножнах. Рукоять меча завершалась круглым агатовым шариком и золотой пластиной.
По сохранившимся кусочкам ткани, ниткам и другим предметам археологи
установили, что одежда погребенного была расшита золотыми полушаровидными
бляхами, также на нем было несколько поясов для крепления оружия – от них
сохранились серебряные пряжки. В одном из углов найдена сбруя верхового коня –
железные удила и подпружные пряжки.
Представляет интерес сохранившаяся бронзовая посуда, особенно кувшин
греческой работы. Его ручка в месте крепления к венчику была оформлена в виде
головы кобры, приготовившейся к броску, а там, где ручка соединялась с
туловом, имелось изображение греческого бога виноделия Диониса. Кроме этого
кувшина, в могиле также найдена глиняная греческая амфора.
Одним из хорошо исследованных памятников сарматов является могильник Сынтас
, датирующееся II-IV вв. н. э.
Первый из курганов могильника выложен из рядов бревен в виде сужающейся
кверху пирамиды. В этом кургане захоронены сразу три сарматских воина.
Возможно, что один из них был военачальником, потому что он лежал в центре и
покоился на возвышенной основе.
Возле воинов были положены бронзовые наконечники стрел, железные
кинжалы, железные уздечки, глиняная посуда и т.п.
Также при раскопках памятника Сынтас были найдены предметы с
изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла.
Оба эти погребения с богатыми вещами свидетельствуют о тесных торговых
связях сарматов с городами-колониями греков на Черноморском побережье, о
влиянии греческой культуре на развитие сарматского общества.
При раскопках памятника позднесарматского периода Аралтобе, что в
Жылыойском районе Атырауской области, были раскопаны 3 кургана. Среди находок
в погребениях были найдены вооружение вождя, украшения, а также части
ритуального посоха жреца.
В могильнике Бесоба ученые-археологи обнаружили курган с
захоронением женщин-жриц. Внутреннее строение кургана состояло из бревен.
Сверху захоронение было покрыто ветвями деревьев, травой и дерном. В нем были
похоронены две женщины, лежавшие на спине, головой на юго-запад. Рядом с
покойными были положены «необходимые» вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги,
бусы и жертвенник с изображением оскалившего пасть волка.
Таким образом, племена сарматов играли важную роль в политической,
экономической и культурной жизни западного Казахстана и в целом Евразии.
Сарматы в рассматриваемое нами время были не только воинственным племенем, но и
народом с высокоразвитой культурой и искусством.
Этнос – народ
Помпоний
Мела (лат. Pomponius Mela) – самый ранний
римский географ, творивший около 43 года н. э.
1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата: Жалын,
1979.
2. Арсланова Ф.Х. Погребения тюркского времени в Восточном Казахстане // Культура
древнихскотоводов и земледельцев Казахстана. – Алма-Ата, 1969.
3. Багриков Г.И., Сенигова Т.Н. Открытие гробниц в Западном Казахстане. –
Изв. АН КазССР, сер. обществ. наук, 1963, 2. – С. 71-89.
4. Байпаков К. М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса
общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.
5. Барфилд Т. Мир кочевников-скотоводов //Кочевая альтернатива социальной
эволюции. – М., 2002. – С. 77-78
6.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. – Л.: ЛГУ,1951.
7. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии.
Древние арии: мифы и история. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Мысль,
1983. – 206 с. С. 152-153: Сарматские территории по представлениям
западных европейцев: часть карты Птолемея, изданной в Риме в 1490 году, и часть
карты мира, составленной в Генуе в 1447 году.
8.
Геродот. История. – Л., 1972.
9. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна,
2002.
10. Зобов Ю. С. Древние обитатели приуральских степей: сарматы.
11. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И.
Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан, 1992.
12. Мошкова М.Г., Кушаев Г.В. Сарматские
памятники Западного Казахстана. – В кн.: Проблемы археологии Урала и Сибири.
М., 1975.― С. 258-268.
13. Мошкова М.Г., Железчиков Б.Ф., Кригер
В.А. Работы Западно-Казахстанской экспедиции. – АО 1978 г. М., 1979. – С.
538, 539.
14. Мошкова М.Г.
Позднесарматские погребения Лебедевского могильника в Западном Казахстане//
Железный век. / КСИА, вып. 170. –М.: 1982. – С. 80-87.
15. Садыков
Т. С., Толеубаев А. Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б. С. История
древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы:
Атамура, 2006.
16. Справочник
школьника: 5-11классы.1 том. –Астана:Арман-ПВ,2009
17. Страбон.
География, XI, V, 8.
18. http://ossnet.info/scythian-gold-picture3.html
19. 18.http://www.youtube.com.
Видео.фильм: «Сокровище сарматов». «Скифы и сарматы.flv.».
20. http://ru.wikipedia.
21. 20..http://kazakhstan.awd.kz
22. http://www.kazakhistory.ru/