ГУННЫ

 

Ранняя история гуннов в письменных источниках

Шаньюй Модэ – основатель гуннского государства

Государственное устройство гуннов

Объединение гуннских племен

Дополнительная информация

Глоссарий

Используемая литература

Ранняя история гуннов в письменных источниках

В I тысячелетии до н. э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена. Одно из них гунны. В истории хорошо известно имя гуннов – историческое название этого исчезнувшего народа – хунну. По китайским источникам, сло­во «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон, находящейся в современной Монголии.

Основателем изучения истории хунну можно считать гениального автора «Исторических записок» Сыма Цяня, жившего во II в. до н. э. Текст «Ши-цзи» («Исторические записки») наиболее старый источник о гуннах. Как известно, Сыма Цянь давал описание событий в «Исторических записках» до 99 г. до н.э. и сам был, таким образом, современником первых этапов истории гуннского племенного союза.

В китайских источниках об истории гуннов го­ворится, что гунны подчинили соседние племена, жившие по берегам Енисея и в горах Алтая.

Что же касается западных гуннов, названных так в отличие от своих восточных предков, то первое место принадлежит труду римского историка Аммиана Марцеллина, давшего красочное описание народа хунну. Марцеллин так описывает их:

« …все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов..»

«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей.

…но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет… ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий чуткий сон…».

 

Ис­торические источники по-разному описывают жизнь и нравы гуннов. А. Марцеллин подчер­кивал их воинственность: «Не знают они над собой строгой царской власти, но довольствуются случай­ными предводительствами кого-нибудь из своих ста­рейшин, сокрушая все, что им попадется на пути».

Римский историк Приск писал о гуннах: «Пос­ле войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть». Приск характе­ризует гуннов как мирный народ: «В особенности же обращают внимание своим искренним ласко­вым обхождением и любовью к ближнему».

Шаньюй Модэ – основатель гуннского государства

 В III в. до н. э. во главе хуннских племен стал шаньюй (правитель) по имени Модэ.

При Модэ и начинается период гуннских завоевательных походов. После победы над соседними племенами Модэ вторгается в Китай, затем покоряет динлинов (племена Южной Сибири по северной границе гуннов) и занимает нынешнюю Джунгарию. 

В 197 и 176 гг. до н. э. Модэ организует два похода в Китай, в результате которых гунны получают дань от Ханьской династии и заключают договор с Китаем на основе «мира и родства», скреплённый, как обычно, браком Модэ с китайской царевной. Китайцы обязаны были поставлять гуннам шелка, продукты земледельческого производства и т.д. 

Под властью хунну оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ.

С именем Модэ связывается «реформа»: создание 24-классной системы управления и установление четырёх верховных должностей (восточного и западного чжуки-князя, восточного и западного лули-князя), а также выделение земель, в пределах которых гунны, вернее, три их рода, «перекочёвывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде». Можно предполагать, что с именем Модэ связывается процесс сложения в кочевом гуннском обществе свобразного типа «сельских» кочевых общин, над которыми стоят их начальники «старосты», власть которых при Модэ передается по наследству.

Государственное устройство гуннов

 В гунн­ское объединение входили различные племена. Го­сударство гуннов строилось по военному принци­пу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья.

 Вторыми лицами государства пос­ле шаньюя были «туменбасы» темники. Ими яв­лялись обычно сыновья правителя или его близ­кие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю.

У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочу­ющим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был зани­маться воинскими упражнениями, иметь при себе оружие лук со стрелами, саблю и копье.

Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачаль­ники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным ду­хам». Все собравшиеся были родственниками ша­ньюя. Они обсуждали государственные дела.

В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. При существующем еще родовом строе в гуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У гуннов имелись рабы из числа военнопленных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.

Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у гуннов и письменность.

Объединение гуннских племен

По сведени­ям китайских хроник, в IV-II вв. до н. э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая от Бай­кала до Ордоса, создали свое объединение. Гунны не только захватывали земли соседних племен и народов, но даже вторгались в пределы Китайско­го государства. Войны гуннов с китайцами растя­нулись на более чем 300 лет.

В III в. до н. э. правители Китайского государ­ства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Оборонительная стена растянулась на 4 тысячи км. Высота ее была от 6,6 до 10 м. Через каждые 60-100 метров возвы­шались сторожевые башни.

Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во II- вв. до н. э., при правлении шаньюя Моде. Проведенные им во­дные реформы превратили государство гуннов в сильнейшее государство Евразии. На юге они покорили племена дунху.

В середине I в. до н. э., или точнее в 55 году до н. э., гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть китайской династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н. э., чтобы сохра­нить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев в Южном Казахстане, заключили с ними мир­ное соглашение и таким образом получили возмож­ность кочевать к востоку от реки Талас.

Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и в Приаралье относится к I в. н. э. Появление их в этих местах заставило местные племена аланов и асов перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия.

Однако гунны и здесь надолго не остались. Они про­двигались дальше на Запад и, переправившись че­рез реку Дунай, вторглись в Европу, тем самым начав Великое переселение народов.

Таким образом, основными источниками по истории гуннов являются древние китайские тексты. К III в. до н. э. под властью гуннов оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ. Государственное устройство гуннов имело сложную социальную структуру и было основано на имущественном и социальном неравенстве членов гуннского общества.

Дополнительная информация

 Из китайских источников. Совет китайского сановника:

«Если Вы, наш Господин, сможе­те предложить Маодуню в жены стар­шую дочь от своей главной жены и послать ему щедрые подарки, он пой­мет, что дочь ханьского императора может принести варварам богатства. И, соблазнившись этим, непременно сделает ее своей женой, а когда у нее родится сын, непременно объявит его наследником, который станет вместо него шаньюем. Почему произойдет так? Из жадности к дорогим подаркам. Вы же, наш Повелитель, отправляйте подарки в соответствии с сезонами года, т.е. то, что имеется в избытке у Хань, но недостает сюнну, справляйтесь о здоровье шаньюя и, пользуясь по­добными случаями, посылайте лиц, обладающих красноречием, чтобы они незаметно наставляли Маодуня в пра­вилах поведения.

Пока Маодунь жив, он, разумеет­ся, будет Вашим зятем, когда же ум­рет, шаньюем станет сын вашей доче­ри. А разве когда-нибудь было такое, чтобы внук относился к деду как к рав­ному? Так можно без войны постепен­но превратить сюнну в своих слуг».

Глоссарий

Сыма Цянь – потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном. Родился в 145 или ок. 135 г. до н. э., умер около 90 г. до н. э. Известен как создатель «Ши-цзи» –грандиозного труда, описывающего историю Китая от мифических родоначальников и до современных Сыма Цяню времен.

Аммиа́н Марцелли́н – древнеримский историк. Участвовал в войнах Рима с персами в середине IV века, также служил в западной части Империи. По происхождению сирийский грек, однако своё единственное произведение, «Деяния», написал на латыни. Сохранившаяся часть исторического труда (книги XIV-XXXI) охватывает период 353-378 годов, вообще же повествование начиналось с правления императора Нервы (96 год н. э.). Аммиана Марцеллина иногда характеризуют как последнего крупного римского античного историка.

Шаньюй правитель гуннов

Реформа – изменения в политической, культурной, военной сфере.

Туменбасы темники

Великая китайская стена оборонительная стена Китая от набегов гуннов растянулась на 4 тысячи км. Высота ее была от 6,6 до 10 м. Через каждые 60-100 метров возвы­шались сторожевые башни.

Налоги сбор денежных средств или продуктов в пользу государства или верховного правителя.

Гумилёв Лев Николаевич (1912-1992 гг.) – русский учёный, историк-этнолог (доктор исторических и географических наук), поэт.

Используемая литература и источники

1.      Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата: Жалын, 1979.

2.      Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы: Рауан, 1994.

3.      Барфилд Т. Мир кочевников-скотоводов //Кочевая альтернатива социальной эволюции. М., 2002. С. 77-78

4.      Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ,1951.

5.      Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.

6.      Гумилев Л.Н. История народа хунну.

7.      Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. Алматы: Аруна, 2002.

8.      Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: Рауан, 1992.

9.      Поляков С. П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. М., 1980.

10.  Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2006.

11.  Сказания Приска Панийского / Пер. С. Дестуниса. СПб., 1860. 112 стр. (оттиск из: Ученые записки Второго отделения Императорской Академии Наук. Кн. 7, вып. 1. СПб., 1861. С. 408-457)

12.  Справочник школьника: 5-11классы.1 том. Астана:Арман-ПВ,2009

13.  Сыма Цянь. Избранное. Пер. В. А. Панасюка, предисл. и комм. В. И. Думана. М.: Гослитиздат, 1956.

14.  Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы). Восточная литература, 1972—2010. (Серия «Памятники письменности Востока». Вып. XXXII, 1-9).

15.  Томпсон. Э. А. Грозные воины степей / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

16.  http://admw.ru/books/gunny--groznye-voiny-stepey.

17.  http://www.youtube.com. Видеофильм: «Сокровище сарматов». «Скифы и сарматы.flv.».

18.  http://ru.wikipedia.

19.  http://kazakhstan.awd.kz

20.  http://www.kazakhistory.ru

21.  http://www.unesco.kz