ГУННЫ
Ранняя
история гуннов в письменных источниках
Шаньюй Модэ
– основатель гуннского государства
Государственное устройство гуннов
В I
тысячелетии до н. э. огромные
пространства Центральной Азии от юга Монголии
до Каспия населяли различные племена. Одно
из них – гунны. В истории хорошо известно имя гуннов – историческое название этого исчезнувшего
народа – хунну. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от
названия реки Орхон, находящейся в современной Монголии.
Основателем изучения истории хунну можно считать гениального автора «Исторических записок» Сыма Цяня, жившего во II в. до н. э. Текст «Ши-цзи» («Исторические записки») – наиболее старый источник о гуннах. Как известно, Сыма Цянь давал описание событий в «Исторических записках» до 99 г. до н.э. и сам был, таким образом, современником первых этапов истории гуннского племенного союза.
В китайских источниках об истории гуннов говорится, что гунны подчинили соседние племена, жившие по берегам Енисея и в горах Алтая.
Что же касается западных гуннов, названных так в отличие от
своих восточных предков, то первое место принадлежит труду римского историка Аммиана Марцеллина, давшего красочное
описание народа хунну. Марцеллин так описывает их:
« …все они отличаются плотными и крепкими руками и
ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их
можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо
вытёсываются при постройке мостов..»
«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая
к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели
приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища
за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать
под кровлей.
…но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но
безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют
все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет… ест и
пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий чуткий
сон…». |
Исторические источники по-разному описывают жизнь и нравы гуннов. А. Марцеллин подчеркивал их воинственность: «Не знают они над собой строгой царской власти, но довольствуются случайными предводительствами кого-нибудь из своих старейшин, сокрушая все, что им попадется на пути».
Римский историк Приск писал о гуннах: «После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть». Приск характеризует гуннов как мирный народ: «В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему».
В III в.
до н. э. во главе хуннских племен стал шаньюй (правитель) по имени Модэ.
При
Модэ и начинается период гуннских завоевательных походов. После победы над
соседними племенами Модэ вторгается в Китай, затем покоряет динлинов (племена
Южной Сибири по северной границе гуннов) и занимает нынешнюю Джунгарию.
В 197 и 176 гг. до н. э. Модэ организует два
похода в Китай, в результате которых гунны получают дань от Ханьской династии и
заключают договор с Китаем на основе «мира и родства», скреплённый, как обычно,
браком Модэ с китайской царевной. Китайцы обязаны были поставлять гуннам шелка,
продукты земледельческого производства и т.д.
Под властью хунну оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ.
С именем Модэ связывается «реформа»: создание 24-классной системы управления и установление четырёх верховных должностей (восточного и западного чжуки-князя, восточного и западного лули-князя), а также выделение земель, в пределах которых гунны, вернее, три их рода, «перекочёвывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде». Можно предполагать, что с именем Модэ связывается процесс сложения в кочевом гуннском обществе свобразного типа «сельских» кочевых общин, над которыми стоят их начальники «старосты», власть которых при Модэ передается по наследству.
В гуннское объединение входили различные племена. Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья.
Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» – темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или его близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю.
У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук со стрелами, саблю и копье.
Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они обсуждали государственные дела.
В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. При существующем еще родовом строе в гуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У гуннов имелись рабы из числа военнопленных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.
Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у гуннов и письменность.
По сведениям китайских хроник, в IV-II вв. до н. э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая от Байкала до Ордоса, создали свое объединение. Гунны не только захватывали земли соседних племен и народов, но даже вторгались в пределы Китайского государства. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет.
В III в. до н. э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Оборонительная стена растянулась на 4 тысячи км. Высота ее была от 6,6 до 10 м. Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни.
Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во II- вв. до н. э., при правлении шаньюя Моде. Проведенные им водные реформы превратили государство гуннов в сильнейшее государство Евразии. На юге они покорили племена дунху.
В середине I в. до н. э., или точнее в 55 году до н. э., гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть китайской династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н. э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев в Южном Казахстане, заключили с ними мирное соглашение и таким образом получили возможность кочевать к востоку от реки Талас.
Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и в Приаралье относится к I в. н. э. Появление их в этих местах заставило местные племена аланов и асов перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия.
Однако гунны и здесь надолго не остались. Они продвигались дальше на Запад и, переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу, тем самым начав Великое переселение народов.
Таким образом, основными источниками по истории гуннов являются древние китайские тексты. К III в. до н. э. под властью гуннов оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ. Государственное устройство гуннов имело сложную социальную структуру и было основано на имущественном и социальном неравенстве членов гуннского общества.
Из китайских источников. Совет китайского сановника:
«Если Вы, наш Господин, сможете предложить Маодуню в жены старшую дочь от своей главной жены и послать ему щедрые подарки, он поймет, что дочь ханьского императора может принести варварам богатства. И, соблазнившись этим, непременно сделает ее своей женой, а когда у нее родится сын, непременно объявит его наследником, который станет вместо него шаньюем. Почему произойдет так? Из жадности к дорогим подаркам. Вы же, наш Повелитель, отправляйте подарки в соответствии с сезонами года, т.е. то, что имеется в избытке у Хань, но недостает сюнну, справляйтесь о здоровье шаньюя и, пользуясь подобными случаями, посылайте лиц, обладающих красноречием, чтобы они незаметно наставляли Маодуня в правилах поведения.
Пока Маодунь жив, он, разумеется, будет Вашим зятем, когда же умрет, шаньюем станет сын вашей дочери. А разве когда-нибудь было такое, чтобы внук относился к деду как к равному? Так можно без войны постепенно превратить сюнну в своих слуг».
Сыма Цянь – потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном. Родился в 145 или ок. 135 г. до н. э., умер около 90 г. до н. э. Известен как создатель «Ши-цзи» –грандиозного
труда, описывающего историю Китая от мифических родоначальников и до
современных Сыма Цяню времен.
Реформа – изменения в политической, культурной, военной сфере.
Налоги – сбор денежных средств или продуктов в пользу
государства или верховного правителя.
1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата: Жалын, 1979.
2. Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.
3. Барфилд Т. Мир кочевников-скотоводов //Кочевая альтернатива социальной эволюции. – М., 2002. – С. 77-78
4. Бернштам А.Н. Очерк
истории гуннов. – Л.: ЛГУ,1951.
5.
Гумилев
Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.
6. Гумилев Л.Н. История народа хунну.
7. Древний
Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002.
8. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан, 1992.
9. Поляков
С. П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. – М.,
1980.
10. Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2006.
11. Сказания Приска Панийского / Пер. С. Дестуниса. – СПб., 1860. 112 стр. (оттиск из: Ученые записки Второго отделения Императорской Академии Наук. Кн. 7, вып. 1. – СПб., 1861. – С. 408-457)
12. Справочник школьника: 5-11классы.1 том. – Астана:Арман-ПВ,2009
13. Сыма Цянь. Избранное. Пер. В. А. Панасюка, предисл. и комм. В. И. Думана. –М.: Гослитиздат, 1956.
14. Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. – М.: Наука (Главная редакция восточной литературы). Восточная литература, 1972—2010. (Серия «Памятники письменности Востока». Вып. XXXII, 1-9).
15. Томпсон. Э. А. Грозные воины степей / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
16. http://admw.ru/books/gunny--groznye-voiny-stepey.
17. http://www.youtube.com.
Видеофильм: «Сокровище сарматов». «Скифы и
сарматы.flv.».
18. http://ru.wikipedia.
20. http://www.kazakhistory.ru
21. http://www.unesco.kz