КАНГЮИ

 

Письменные сведения о кангюях

Расселение кангюев

Археологические памятники кангюев

Общественное устройство

Хозяйство и быт кангюев  

Торговля

Культура и верования

Глоссарий

Используемая литература

Письменные сведения о кангюях

 На запад от уйсунов, в долинах Таласа, Сырдарьи и центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангюев. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй».

 Это название известно давно. Уже в священной книге древнего Ирана «Авесте», есть упоминание о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, также говорят о народе «канха» живущих к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Слова «кангюй», «канха» созвучны названию канлы – одного из сакских племенных объединений.

Объединение Кангюй сформирова­лось в III в. до н. э.-Vв. н. э. на юге Казахстана. Оно занимало обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в предгорьях Каратау. В иранских письменных источ­никах сообщается, что это было кочевое государство, в состав которого входили оседлые и кочевые племена. Говорили они на иранских и древнетюркских языках. Климат «здесь умеренный, много сосен, ракитника, ковыля. Их (кангюев) насчитывалось 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Ставка называлась Битянь».

По древне­китайским письменным источникам, из Китая было отправлено посольство в страны, лежавшие к западу от Китая. Целью этого посольства было ознакомление с этими странами, завязывание с ними торговых отношений. Посольство за 13 лет объездило много стран и возвратилось на родину. Послы в пути делали интересные выписки. По воз­вращении все написанное было передано правите­лю Китая. В этих записях описаны многие страны с городской культурой, кочевые племена и их со­юзы. Среди них упоминаются и кангюи.

Китайский наместник сообщал им­ператору, что «Кангюй горд, дерзок и никак не согла­шается делать поклонение перед нашими посланца­ми. Чиновников, посылаемых к нему от китайского наместника, сажает ниже уйсунских послов. Князь­ям и старейшинам его подают кушанья прежде, а по­том уже посланникам от наместника».

Древнекитайский историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках» описал жизнь и быт ко­чевников. В другом китайском историческом источнике «Цянь Ханыну» имеются сведения о вре­мени возникновения государства кангюев, о его гра­ницах, других важных моментах их истории.

Письменные древние сведения дополняют ма­териалы современных археологических раскопок. Находки, сделанные в долинах рек, позволяют сде­лать вывод о том, что кангюи были не только кочев­никами, но и земледельцами.

Исследователи считают, что в государстве кан­гюев существовала письменность. Свидетельством тому могут служить утверждения китайских по­слов, что во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. К сожалению, памятники письменности кангюев не сохранились.

О политической истории кангюев письменных материалов мало. Ученые установили, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борь­бе против Китая. По китайским данным, союз пле­мен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток или примерно 600 тысяч человек. Они могли выставить до 120 тысяч воинов. Сообщения древних китайс­ких хроник говорят о существовании двух резиден­ций правителя кангюев ― летней и зимней. По мне­нию современных ученых, одна из столиц кангюев располагалась на реке Талас, недалеко от современ­ного города Тараза.

Расселение кангюев

Основным местом рас­селения кангюев была средняя часть долины реки Сырдарья. Письменные источники перечисляют также другие места, где жили кангюи: берега рек Арысь, Талас, нижнее течение Сырдарьи. Удобное географическое положение позволяло контролиро­вать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сооб­щают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и ала­ны оказались зависимыми от них.

На юге государство Кангюи соседствовало с Ки­таем и уйсунами. Территория государства Кангюи была разнооб­разной по природно-климатическим условиям. Здесь были степи и полупустыни, пустыни и пред­горья, плодородные земли вдоль рек.

Границы Кангюя выходили за границы современ­ного Казахстана и доходили до местности, где се­годня расположен город Ташкент, столица современного Узбекистана. С другой стороны граница владений кангюев тянулась от гор Каратау до реки Талас.

Кангюи находились в тесных экономичес­ких, культурных и политических связях с Кита­ем и Римом, государством Кушан.

Археологические памятники кангюев

Ученые, изучающие историю кангюев, опираются на резуль­таты археологических исследований. До сегодняш­него дня ученые-археологи провели широкомасш­табные раскопки в местах проживания кангюев, в результате чего было обнаружено много поселений и могильников. Их ученые отнесли к кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской археологичес­ким культурам.

Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культу­ра занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона рас­пространения жетыасарской культуры – долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи.

Во время раскопок было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой поло­вины 1 тысячелетия н. э. В центре города ученые рас­копали развалины укрепления. В первом слое стро­ения был узкий проход купольной формы. Во вто­ром слое сохранились стены высотой 1-1,2 м.

На земле кангюев были города. Один из них Кок-Мардан был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены до­мов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. В домах было несколько жилых комнат и несколько подсобных помещений под общей крышей. Внутри имелись сообщающиеся переходы. Дом отапливался печкой, сложенной на полу. Дым уходил через верхнее отверстие, предназначен­ное для проникновения света. Стены дома изнутри обмазаны глиной. Внутри были овины для хранения зерна и пищевых продуктов.

По мнению ученых, поселения, возникшие в эпо­ху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.

Среди раскопанных по­гребальных памятников особый интерес представляет могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе. Он расположен рядом с крупным городищем, которое возникло в начале нашей эры. Могильник состоит из курганов-платформ, которые использовались как места коллективных захоронений. Эти курганы представляли собой искусственные возвышенности, т. к. во время половодий воды Сырдарьи затапливали местность, где находились городище и могильник. Один из таких плоских холмов размерами 35x45 м содержал более 50 захоронений, расположенных вплотную друг к другу. Хоронили в прямоугольных ямах, иногда обложенных изнутри сырцовыми кирпичами. Дно могилы застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине. Вместе с ним в могилу ставили глиняные сосуды с пищей. Сосуды эти по форме представляют собой кувшины с носиками, круж­ки.  

В богатых женских захоронениях были найдены костяные заколки для волос, бусы из хрусталя, сердолика, гагата, янтаря, коралла, а также туалетные наборы в виде палочек графита, которые использовались для чернения бровей.

В мужских захоронениях имелись железные ножи и кинжалы, железные наконечники стрел, костяные обкладки луков. Мужчины носили боевые пояса, от которых сохранились железные пряжки и фигурные накладки, украшавшие эти пояса. В одном случае пряжка пояса была выточена из зеленого нефрита.

 В одном из погребений были найдены халцедоновые печатки в виде крупных овальных бусин, с плоским щитком, на котором выгравированы различные изображения. С этих изображений де­лали оттиски. Такие печатки носили на шнурках, привязывая их к поясу, поэтому все они имеют дырочки.

Интересны изображения на печатках из могильника Мардан-куик. Это, в одном случае, скорпион, в другом бородатый мужчина с косой жрец. Еще на одной печатке вырезано изо­бражение волка, на другой дерева. Такие печатки, или геммы, привозились в Отрарский оазис из Ирана, они свидетельствуют о торговых связях по Великому шелковому пути. Памятник датируется II-V вв. Именно в это время наблюдаются переселения различных племен с Востока на Запад.

Общественное устройство

Согласно письмен­ным сведениям, государство Кангюй возглавлялось великим ханом. В управлении страной ему помога­ли три его заместителя – визири. Столицей государства был город Битянь, который, по-види­мому, находился возле современного Туркестана. По другим данным, столица находилась вблизи Тараза. Однако правитель жил в ней только зимой, а летом перекочевывал в летнюю резиденцию.

Государство Кангюй разделялось внутри себя на «пять владений», каждое из которых управлялось «Ма­лым ханом». Они подчинялись Великому хану. Нахо­дившиеся в его подчинении роды и племена руководились вождями. Их власть передавалась по наслед­ству от отца к сыну.

В племенах кангюев существует имущественное неравенство. В руках знати со­средоточивается огромное богатство. Остальное население становится зависимым от знатных и состоятельных старейшин и вождей-военачальников, которые использовали свою власть для удержания его в повиновении.

Родоправители, знать и военные вожди держа­ли простой народ в полном повиновении. Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных обращали в рабов.

Но характер кочевого скотоводства тормозил развитие и становления рабовладения. Для богатой семьи труд членов общины был выгоднее труда раба, содержание которого требовало затрат пищевых продуктов. А член общины сам добывал себе пропитание и заодно работал на своего хозя­ина. В общественной структуре производства труд раба не мог произвести значительный вес. Рабы, в основном, занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье. Имущественное и социальное неравенство привело к эксплу­атации человека человеком.

Хозяйство и быт кангюев

Население занималось скотоводством и поливным земледелием. На юге Казахстана, где природ­ные условия были благоприятны для земледелия, древние жители вели оседлый образ жизни.

Земледелие было распространено около горо­дов, по побережьям рек. В Приаралье, Приташкентском оазисе развивалась оседлость, начали по­являться и разрастаться города и городские посе­ления.

 В долине Сырдарьи выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры. Земля обрабатыва­лась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому бе­регу реки Чирчик в первые века н. э. древние жи­тели выкопали канал Зах протяженностью более 20 км. От левого же берега был проложен канал Зах Ханарык.

Было распространено поливное земледелие. На месте кангюйских поселений в большом ко­личестве находят зерна проса, ячменя, пшеницы, а также семена дыни, арбуза, яблони, винограда, абрикосов, овощных культур. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах, а также в глиняных горшках. Они вкапывались в глубокие и прохладные ямы.

Важнейшим хозяй­ственным занятием кангюев было кочевое скотоводство. Они выращивали лошадей, овец, коз, коров и быков. Хо­зяйство строилось на использовании сезонных паст­бищ, скот был рассредоточен на большой террито­рии. Основная масса скота содержалась вне поселе­ний, в степных районах Центрального Казахстана.

Кочевники были великолепными охотниками. Просторы степей с разнообразным животным ми­ром давали широкие возможности для охоты. Охо­та была подспорьем скотоводству. Охотились на косуль, горного козла, архара, сайгу, марала, ка­бана. Из рогов и костей животных мастера выре­зали прекрасные изделия для быта и украшения. При раскопках поселений встречаются также кос­ти водоплавающих птиц – уток, гусей, пеликанов.

Также кангюи занимались рыболовством. Рыбу ловили гарпунами и сетями. Охота и рыболовство играли вспомогательную роль, обеспечивая людей дополнительной пищей.

Среди кангюйских женщин было развито ремес­ло обработки шерсти, прядение. Они валяли кош­му, а из шерстяных нитей ткали одежду и различ­ные покрывала.

Кангюи использовали в хозяйстве горшки, кружки, сково­родки, водоносные кувшины, хумы бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна.

Торговля

Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это способствовало развитию внешней тор­говли и связей с соседними племенами. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана. Наряду с обменной торговлей пускались в обращение и деньги.

Государство Кангюй занимало вы­годное географическое положение. Через его тер­риторию проходила трасса Великого шелкового пути. О развитии торговли говорят найденные ар­хеологами на территории Казахстана монеты, об­щее число которых 1300. Ученые вычислили вре­мя изготовления монет – III-IV вв. н. э. На моне­тах изображен правитель и тамга. Такие монеты встречаются в Присырдарьинском регионе.

Кангюи жили на самом оживленном участке Ве­ликого шелкового пути. Они контролировали тот его участок, который шел на Кавказ и в Причерноморье.

Кангюи поддерживали торговые отношения со многими странами. О развитости торговых отношений с Китаем могут свидетельствовать китайские монеты, найденные в погребении Мардан. Эти монеты относятся ко II в. до н.э. Археологи находят коралловые бусы, изготовленные в Индии, рез­ные камни, сделанные в Иране, янтарь с побере­жья Балтийского моря, а в погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы из голубого сирийского фаянса.

Все это доказывает, что кангюи имели широкие тор­говые и экономические связи с внешним миром.

Культура и верования

Исторические источ­ники свидетельствуют, что у кангюев существова­ла самобытная развитая культура. В ее создании участвовали и кочевые племена. Поселения и го­рода кангюев располагались по берегам рек и ка­налов. Городское поселение Алтынасар занимало площадь 16 гектаров. Стены жилищ возводились из сырцового кирпича и смазывались глиной. На одной из стен центральной комнаты были найде­ны фрески с изображением цветов, а сама стена была покрашена красным цветом.

У кангюев было широко развито песенное ис­кусство, музыка, танцы. У них были музыкальные инструменты с двумя или пятью струнами.

Древние жители Казахстана поклонялись сверхъестественным, стихийным силам природы, приносили им в жертвы домашних животных. Кан­гюй обожествляли Солнце, Луну, звезды.

Среди кочевников был распространен культ предков. Уче­ные считают, что по одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.

Археологические исследования позволяют установить внешний облик кангюйцев: вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки, свисающие до подбородка усы и бородка.

Таким образом, на рубеже нашей эры и в первой половине I тысячелетия нашей эры на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государство кангюев, которое играло важную роль в истории Востока.

Глоссарий

Кетмень – мотыга

Овин подсобное помещение для хранения зерна и продуктов питания

Хум бочкообразный сосуд из необожженной глины для хранения зерна мотыга

 Используемые источники и литература

1.    Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Астана, 2004.

2.    Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.― Алматы: Рауан, 1994.

3.    Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы:Атамура,2006.

4.    Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. Алматы: Аруна, 2002..

5.    История Казахстана с древнейших времен до наших дней/очерк. Алматы: Дауер,1993.

6.    http://kazakhstan.awd.kz

7.    http://www.kazakhistory.ru/

8.    http://www.unesco.kz/

9.    http://tarih.ru