КАНГЮИ
Археологические памятники кангюев
На запад от уйсунов, в долинах Таласа,
Сырдарьи и центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангюев.
Китайцы называли эти земли «страной Кангюй».
Это название известно давно. Уже в священной
книге древнего Ирана «Авесте», есть упоминание о расположении в степях
Казахстана крепости Кангха, также говорят о народе «канха» живущих к северу от
арийцев вместе с саками и тохарами. Слова «кангюй», «канха» созвучны названию канлы
– одного из сакских племенных объединений.
Объединение Кангюй сформировалось в III в.
до н. э.-Vв. н. э. на юге Казахстана. Оно занимало
обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в предгорьях Каратау. В иранских письменных
источниках сообщается, что это было кочевое государство, в состав которого
входили оседлые и кочевые племена. Говорили они на иранских и древнетюркских
языках. Климат «здесь умеренный, много сосен, ракитника, ковыля. Их (кангюев)
насчитывалось 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Ставка называлась
Битянь».
По
древнекитайским письменным источникам, из Китая было отправлено посольство в
страны, лежавшие к западу от Китая. Целью этого посольства было ознакомление с
этими странами, завязывание с ними торговых отношений. Посольство за 13 лет
объездило много стран и возвратилось на родину. Послы в пути делали интересные
выписки. По возвращении все написанное было передано правителю Китая. В этих
записях описаны многие страны с городской культурой, кочевые племена и их союзы.
Среди них упоминаются и кангюи.
Китайский
наместник сообщал императору, что «Кангюй горд, дерзок и никак не соглашается
делать поклонение перед нашими посланцами. Чиновников, посылаемых к нему от
китайского наместника, сажает ниже уйсунских послов. Князьям и старейшинам его
подают кушанья прежде, а потом уже посланникам от наместника».
Древнекитайский историк Сыма Цянь в своих «Исторических
записках» описал жизнь и быт кочевников. В другом китайском историческом
источнике «Цянь Ханыну» имеются сведения о времени возникновения государства
кангюев, о его границах, других важных моментах их истории.
Письменные древние сведения дополняют материалы современных
археологических раскопок. Находки, сделанные в долинах рек, позволяют сделать
вывод о том, что кангюи были не только кочевниками, но и земледельцами.
Исследователи считают, что в государстве кангюев
существовала письменность. Свидетельством тому могут служить утверждения
китайских послов, что во дворце правителя кангюев имелись писаные своды
законов. К сожалению, памятники письменности кангюев не сохранились.
О политической истории кангюев письменных материалов мало.
Ученые установили, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе
против Китая. По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал 120
тысяч кибиток или примерно 600 тысяч человек. Они могли выставить до 120 тысяч
воинов. Сообщения древних китайских хроник говорят о существовании двух
резиденций правителя кангюев ― летней и зимней. По мнению современных
ученых, одна из столиц кангюев располагалась на реке Талас, недалеко от
современного города Тараза.
Основным местом расселения кангюев была средняя часть долины реки Сырдарья. Письменные источники перечисляют также другие места, где жили кангюи: берега рек Арысь, Талас, нижнее течение Сырдарьи. Удобное географическое положение позволяло контролировать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них.
На юге государство Кангюи соседствовало с Китаем и уйсунами. Территория государства Кангюи была разнообразной по природно-климатическим условиям. Здесь были степи и полупустыни, пустыни и предгорья, плодородные земли вдоль рек.
Границы Кангюя выходили за границы современного Казахстана и доходили до местности, где сегодня расположен город Ташкент, столица современного Узбекистана. С другой стороны граница владений кангюев тянулась от гор Каратау до реки Талас.
Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем и Римом, государством Кушан.
Ученые, изучающие историю кангюев, опираются на результаты археологических исследований. До сегодняшнего дня ученые-археологи провели широкомасштабные раскопки в местах проживания кангюев, в результате чего было обнаружено много поселений и могильников. Их ученые отнесли к кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской археологическим культурам.
Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культура занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона распространения жетыасарской культуры – долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи.
Во время раскопок было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тысячелетия н. э. В центре города ученые раскопали развалины укрепления. В первом слое строения был узкий проход купольной формы. Во втором слое сохранились стены высотой 1-1,2 м.
На земле кангюев были города. Один из них – Кок-Мардан – был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены домов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. В домах было несколько жилых комнат и несколько подсобных помещений под общей крышей. Внутри имелись сообщающиеся переходы. Дом отапливался печкой, сложенной на полу. Дым уходил через верхнее отверстие, предназначенное для проникновения света. Стены дома изнутри обмазаны глиной. Внутри были овины для хранения зерна и пищевых продуктов.
По мнению ученых, поселения, возникшие в эпоху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.
Среди раскопанных погребальных памятников особый интерес представляет могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе. Он расположен рядом с крупным городищем, которое возникло в начале нашей эры. Могильник состоит из курганов-платформ, которые использовались как места коллективных захоронений. Эти курганы представляли собой искусственные возвышенности, т. к. во время половодий воды Сырдарьи затапливали местность, где находились городище и могильник. Один из таких плоских холмов размерами 35x45 м содержал более 50 захоронений, расположенных вплотную друг к другу. Хоронили в прямоугольных ямах, иногда обложенных изнутри сырцовыми кирпичами. Дно могилы застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине. Вместе с ним в могилу ставили глиняные сосуды с пищей. Сосуды эти по форме представляют собой кувшины с носиками, кружки.
В богатых женских захоронениях были найдены костяные
заколки для волос, бусы из хрусталя, сердолика, гагата, янтаря, коралла, а
также туалетные наборы в виде палочек графита, которые использовались для
чернения бровей.
В мужских захоронениях имелись железные ножи и
кинжалы, железные наконечники стрел, костяные обкладки луков. Мужчины носили боевые
пояса, от которых сохранились железные пряжки и фигурные накладки, украшавшие
эти пояса. В одном случае пряжка
пояса была выточена из зеленого нефрита.
В одном из
погребений были найдены халцедоновые печатки в виде крупных овальных бусин, с
плоским щитком, на котором выгравированы различные изображения. С этих
изображений делали оттиски. Такие печатки носили на шнурках, привязывая их к
поясу, поэтому все они имеют дырочки.
Интересны изображения на печатках из могильника
Мардан-куик. Это, в одном случае, скорпион, в другом – бородатый мужчина
с косой – жрец. Еще на одной
печатке вырезано изображение волка, на другой – дерева. Такие печатки, или геммы, привозились в Отрарский оазис из
Ирана, они свидетельствуют о торговых
связях по Великому шелковому пути. Памятник датируется II-V вв.
Именно в это время наблюдаются переселения различных племен с Востока на Запад.
Согласно
письменным сведениям, государство Кангюй возглавлялось великим ханом. В
управлении страной ему помогали три его заместителя – визири. Столицей
государства был город Битянь, который, по-видимому, находился возле
современного Туркестана. По другим данным, столица находилась вблизи Тараза. Однако
правитель жил в ней только зимой, а летом перекочевывал в летнюю резиденцию.
Государство
Кангюй разделялось внутри себя на «пять владений», каждое из которых
управлялось «Малым ханом». Они подчинялись Великому хану. Находившиеся в его
подчинении роды и племена руководились вождями. Их власть передавалась по
наследству от отца к сыну.
В племенах кангюев существует имущественное
неравенство. В руках знати сосредоточивается огромное богатство. Остальное
население становится зависимым от знатных и состоятельных старейшин и
вождей-военачальников, которые использовали свою власть для удержания его в
повиновении.
Родоправители,
знать и военные вожди держали простой народ в полном повиновении. Войны превратились в средство обогащения имущих.
Пленных обращали в рабов.
Но характер кочевого скотоводства тормозил развитие
и становления рабовладения. Для богатой семьи труд членов общины был выгоднее
труда раба, содержание которого требовало затрат пищевых продуктов. А член
общины сам добывал себе пропитание и заодно работал на своего хозяина. В
общественной структуре производства труд раба не мог произвести значительный
вес. Рабы, в основном, занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом,
перерабатывали различное сырье. Имущественное и социальное неравенство привело
к эксплуатации человека человеком.
Население занималось скотоводством и поливным
земледелием. На юге Казахстана, где природные
условия были благоприятны для земледелия, древние жители вели оседлый образ
жизни.
Земледелие было распространено около городов, по побережьям рек. В
Приаралье, Приташкентском оазисе развивалась оседлость, начали появляться и
разрастаться города и городские поселения.
В долине Сырдарьи
выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры. Земля обрабатывалась
каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по
правому берегу реки Чирчик в первые века н. э. древние жители выкопали
канал Зах протяженностью более 20 км. От левого же берега был проложен
канал Зах Ханарык.
Было распространено поливное
земледелие. На месте кангюйских поселений в большом количестве находят
зерна проса, ячменя, пшеницы, а также семена дыни, арбуза, яблони, винограда,
абрикосов, овощных культур. Собранный урожай
хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах, а также в глиняных
горшках. Они вкапывались в глубокие и прохладные ямы.
Важнейшим хозяйственным занятием кангюев было кочевое скотоводство. Они выращивали
лошадей, овец, коз, коров и быков. Хозяйство строилось на использовании сезонных
пастбищ, скот был рассредоточен на большой территории. Основная масса скота
содержалась вне поселений, в степных районах Центрального Казахстана.
Кочевники
были великолепными охотниками. Просторы степей с разнообразным животным миром
давали широкие возможности для охоты. Охота
была подспорьем скотоводству. Охотились на косуль, горного козла, архара,
сайгу, марала, кабана. Из рогов и костей животных мастера вырезали прекрасные
изделия для быта и украшения. При раскопках поселений встречаются также кости
водоплавающих птиц – уток, гусей, пеликанов.
Также
кангюи занимались рыболовством. Рыбу
ловили гарпунами и сетями. Охота и рыболовство играли вспомогательную роль,
обеспечивая людей дополнительной пищей.
Среди
кангюйских женщин было развито ремесло
обработки шерсти, прядение. Они
валяли кошму, а из шерстяных нитей ткали одежду и различные покрывала.
Кангюи
использовали в хозяйстве горшки, кружки, сковородки, водоносные кувшины, хумы – бочкообразные
сосуды из необожженной глины для хранения зерна.
Ремесленники обменивали свою
продукцию на продукты животноводства и зерно. Это способствовало развитию
внешней торговли и связей с соседними племенами. В государстве встречались
китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.
Наряду с обменной торговлей пускались в обращение и деньги.
Государство Кангюй занимало выгодное географическое
положение. Через его территорию проходила трасса Великого шелкового пути. О
развитии торговли говорят найденные археологами на территории Казахстана
монеты, общее число которых 1300. Ученые вычислили время изготовления монет –
III-IV вв.
н. э. На монетах изображен правитель и тамга. Такие монеты встречаются в
Присырдарьинском регионе.
Кангюи
жили на самом оживленном участке Великого шелкового пути. Они контролировали
тот его участок, который шел на Кавказ и в Причерноморье.
Кангюи
поддерживали торговые отношения со многими странами. О развитости торговых
отношений с Китаем могут свидетельствовать китайские монеты, найденные в
погребении Мардан. Эти монеты относятся ко II
в. до н.э. Археологи находят коралловые бусы, изготовленные в Индии, резные
камни, сделанные в Иране, янтарь с побережья Балтийского моря, а в погребениях
Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы из голубого
сирийского фаянса.
Все
это доказывает, что кангюи имели широкие торговые и экономические связи с
внешним миром.
Исторические
источники свидетельствуют, что у кангюев существовала самобытная развитая
культура. В ее создании участвовали и кочевые племена. Поселения и города
кангюев располагались по берегам рек и каналов. Городское поселение Алтынасар
занимало площадь 16 гектаров. Стены жилищ возводились из сырцового кирпича
и смазывались глиной. На одной из стен центральной комнаты были найдены фрески
с изображением цветов, а сама стена была покрашена красным цветом.
У
кангюев было широко развито песенное искусство, музыка, танцы. У них были
музыкальные инструменты с двумя или пятью струнами.
Древние
жители Казахстана поклонялись сверхъестественным, стихийным силам природы,
приносили им в жертвы домашних животных. Кангюй обожествляли Солнце, Луну,
звезды.
Среди
кочевников был распространен культ предков. Ученые считают, что по одежде,
верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.
Археологические исследования позволяют установить
внешний облик кангюйцев: вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким
лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные,
носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки, свисающие до
подбородка усы и бородка.
Таким образом, на рубеже нашей эры и в первой половине
I тысячелетия нашей эры на юге Казахстана существовало
и развивалось крупное и могущественное государство кангюев, которое играло
важную роль в истории Востока.
Кетмень – мотыга
Овин – подсобное помещение для хранения
зерна и продуктов питания
Хум – бочкообразный сосуд из
необожженной глины для хранения зерна мотыга
1. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. – Астана, 2004.
2.
Байпаков
К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной
школы.― Алматы: Рауан, 1994.
3.
Садыков
Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана:
Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. –
Алматы:Атамура,2006.
4.
Древний
Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002..
5.
История
Казахстана с древнейших времен до наших дней/очерк. – Алматы:
Дауер,1993.
7.
http://www.kazakhistory.ru/
8.
http://www.unesco.kz/