ХОЗЯЙСТВО И БЫТ УЙСУНОВ
Обычаи, традиции и верования
уйсунов
Китайские источники характеризуют уйсунов как
кочевников. В них
пишется, что уйсуны «не
занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места
на место, судя по приволью в траве и воде».
Скотоводство
играло в жизни уйсунов определяющую роль. Природные условия в Семиречье
позволяли кочевать от степей в предгорья и на
альпийские луга, расположенные высоко в горах, где летом на горных
травах скот набирал вес. Расстояние между зимовками и летовками было небольшим
и составляло от 30 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на
местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах.
Китайский
историк Сыма Цянь, описывая хозяйство и
быт уйсунов, говорит, что «в мирное время они следуют за скотом и одновременно
охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование».
Уйсуны занималась
земледелием. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как
поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Свидетельством этому
являются найденные в ходе раскопок остатки ирригационных сооружений, мотыги и
плуги, серпы и зернотерки, большое количество семян культурных растений на
зимовках и поселениях уйсунов. Растительная пища входила в постоянный рацион
питания уйсунов.
К примеру, доказательства
существования у уйсунов земледелия были найдены во время раскопок зимнего
поселения Актас. Недалеко от поселения были обнаружены остатки
оросительных каналов, которые проводили от реки, чтобы орошать поля.
Также были обнаружены
остатки обработанных полей размерами от 60 до 150 кв. м. Здесь древние уйсуны
выращивали зерновые культуры. Во время археологических работ были раскопаны
орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния.
Зернотерки от долгой эксплуатации совсем износились и затерлись.
Уйсуны располагали
свои поля вдоль рек. Вода подавалась через систему арыков. Древние источники
свидетельствуют, что уйсуны «сажают деревья», «имеют города и предместья».
Поливные земли, ирригационные системы, сады и огороды уйсунов окружали
столицу уйсунского государства – город Чигу (Чигучен) – Красная долина, которая
находилась на берегу Иссык-Куля.. В ходе
археологических работ в долине рек Шу и Кеген были найдены остатки нескольких
древних городищ.
Уйсуны строили
постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки.
Постепенно население полностью перешло к оседлому образу жизни.
Доказательством
оседлости и занятия земледелием служат находки уйсунских поселений. У уйсунов
были постоянные жилища двух типов: кирпичных, построенных из сырого кирпича, и
каменных. Каждый дом состоял из большой комнаты, нескольких подсобных пристроек и загонов для скота. Все
помещения располагались под одной крышей.
Полы жилых комнат были земляные и обмазывались
глиной. На полу находились открытые очаги квадратной формы, сложенные из
камня. На них готовилась пища, они обогревали и освещали помещение. Крыши
домов уйсуны делали плоскими и ровными. Под ними ставили подпорки. В зимнее
время жизнь семьи проходила вокруг очага. Пять-шесть домов составляли аул.
Кочевые уйсуны жили в юртах. Ремесленные мастера из
дерева изготавливали детали для юрт, лежанки, посуду и другие предметы.
Хозяйство уйсунов было комплексным – скотоводческо-земдедельческим.
Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов. В стаде преобладали овцы и лошади. Лошади были
разных пород, в том числе и высокопородные скакуны. На золотых бляшках
уйсунского кургана Тенлик в Семиречье изображен всадник, сидящий на крупном
высоком жеребце с хорошо развитой мускулатурой, с заплетенным хвостом и гривой.
Питались уйсуны мясной и молочной пищей, из
собранного зерна выпекали хлеб, знали вкус овощей и фруктов, которые выращивали
на огородах и в садах.
У уйсунов были развиты
разнообразные ремесла.
Женщины изготовляли
посуду из глины на гончарном круге или путем напластования глины на тканевую
основу вручную. Мужчины вырезали из березы столики, блюда, кубки, черпаки для
кумыса. Основными видами керамики были чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы
с каменными ручками.
Мастера выдалбливали
из дерева большие плоские блюда, чаши и ковши. Также широко использовалась у
уйсунов деревянная посуда для хранения пищи, для переноски воды и молока.
Ремесленники широко
использовали кожу. Из нее делали посуду для жидких продуктов питания. Из кости
делали пуговицы, застежки и булавки. Уйсунские мастера по железу делали
топоры, кетмени, серпы, ножи, посуду. Значительная часть ремесел и домашних
промыслов была связана с обработкой продуктов скотоводства. Степняки искусно
выделывали кожу, войлок, окрашивали их в разные цвета. Чаще этим занимались
женщины. Мужчины изготовляли предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили
дома, делали повозки, конскую упряжь, седла, шили обувь для себя и домочадцев,
охотились на зверей. Но самой главной их обязанностью было охранять свои
семьи, скот и имущество.
Из камня делали орудия
труда – кетмени, зернотерки, ступы; предметы быта – головки веретена, точила;
из различных драгоценных камней – бусы и ожерелья. Из кости выделывали наконечники
стрел, пуговицы и другие необходимые для повседневного быта вещи.
Уйсуны разрабатывали
месторождения свинца, меди, олова, золота. Они умели плавить железо, из
которого изготавливали серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел.
Прядение и ткачество
развивались путем ежедневного изготовления кошм, вязания одежды из шерсти. Для
ткачества использовался простейший ткацкий станок, а для прядения шерсти –
обыкновенное веретено.
Археологи находят искусно
сделанные ювелирные украшения. Из драгоценных металлов и камней уйсунские
мастера изготавливали бусы, перстни, серьги, браслеты, зеркала, застежки для
одежд и другие предметы. При изготовлении бус и ожерелий использовались такие
ценные камни, как агат, изумруд, яшма.
Для того чтобы они были еще более красивыми, мастера инкрустировали их полудрагоценными
камнями – бирюзой, опалом, гранатом.
Широко
распространилась традиция инкрустировать драгоценными камнями золотые,
серебряные изделия. Замечательные образцы этого искусства найдены при раскопках
захоронения Актас. Вещи украшены зернью,
мелкими вставками из бирюзы, сердолика.
Ювелирные изделия, оружие, украшения уйсунов отражали их религиозные
представления и взгляды на мир.
Значительный интерес представляет диадема, найденная в
Каргалинском ущелье, недалеко от г. Алматы, на высоте 2300 м.
Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см,
которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного
орнамента. Композиция на диадеме состоит из трех частей, разделенных
изображениями крылатых коней на пьедесталах. В центре расположен дракон. Группы
животных, находящиеся слева и справа от него, направлены друг к другу. Среди них преобладают изображения фантастических
животных: крылатые тигры и лошади,
дракон, человеко-птица.
Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Она
выполнена с большим художественным мастерством ювелиром, который, скорее всего,
жил в период с I в. до н. э.- II
в. н. э.
Главной идеей каргалинской диадемы было изображение моделей вселенной,
какой она представлялась уйсунам: животные
символизировали жизнь земли, птицы – небо, крылатые кони – солнце.
В погребении найдено также 400 разных украшений, в том числе два перстня
с изображением лежащего двугорбого верблюда, бляшки с изображение горного козла
таутеке, бляшки в виде птицы, серьги, шаровидные бубенчики.
Научных сведений об
обычаях, традициях уйсунов очень мало. Материал об этом археологи собирают
путем изучения погребений древних уйсунов – курганов. Известно, что самые
большие курганы у уйсунов были в диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м.
Структура уйсунских
курганов следующая. Обычно они представляли собой скопление песка, дерна и
камня. Иногда основание или верх кургана обкладывали небольшими круглыми
камнями размером с казан. Когда археологи открыли верхний слой уйсунского
кургана, то обнаружили под ним слой камней, выложенных по кругу. Это был
галечный слой. В центре кургана располагалась могильная яма.
Уйсуны хоронили
покойного в центре кургана, положив его на спину головой на восток. По представлениям
древних уйсунов, умерший обязательно оживал. Поэтому в его могилу клали все необходимые
при жизни вещи.
Могилы, обнаруженные
учеными, отличались по размерам и по набору вещей, положенных в них. Если
покойный был при жизни богатым и знатным человеком, в его могилу клали ценные
предметы, самую дорогую одежду. Раскопки могил показали, что часто в могилу
клали посуду: глиняную и деревянную, в которой была пища. В могилу мужчин клали
седла, конскую упряжь и уздечки, оружие – лук и стрелы, кинжал, копье, нож.
В могилах среднего размера найдены несколько глиняных и деревянных
сосудов, бронзовые серьги, булавки, браслеты. Оружие представлено железными
кинжалами и ножами, трехгранными и плоскими наконечниками стрел.
В могилах маленьких курганов стояли один-два глиняных сосуда, железные
ножи, бронзовые серьги, бусы.
Древние уйсуны
поклонялись потусторонним сверхъестественным силам. Они приносили им жертвы.
Доказательством тому служат рисунки уйсунов и изображения на жертвенниках.
Археологи обнаружили ритуальные подсвечники, жертвенную посуду. На глиняных предметах
и посуде нарисованы солярные знаки, т.е. изображения солнца.
«…Уйсуни находятся в
2000 м на северо-востоке от Давани... местные жители этого края вместе со скотом перекочевывают с
пастбищ на пастбища. В этом отношении они сходны с хуннами. У уйсуней имеются
закаленные в боях десятки тысяч воинов. Сначала уйсуни были в подчинении у
хуннов. Затем, усилившись, при поддержке своих вассалов, отказались от
повиновения.
Численность населения
120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.
Земля – равнина и
пастбищная, обильно выпадают осадки. Всегда царит прохлада. В горах преобладают
хвойные леса. Уйсуни не занимаются постоянно земледелием, садоводством,
бахчеводством. С массой скота перекочевывают на место в поисках богатых
пастбищ, лугов и водных источников.
...У уйсуней уйма
лошадей. Богатые люди имеют от 4 тысяч до 5 тыс. голов. Народ грозный, мужественный
и самостоятельный. Словом, воинственный. Уйсуни считаются единственно сильными
воинами...»
(Сыма Цянь, китайский
историк, географ)
1. Байпаков К. М.
История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной
школы.― Алматы: Рауан, 1994. ― 96 с.
2. Садыков Т. С.,
Толеубаев А. Т., Халидуллин Г. ,Сарсекеев Б. С. История древнего
Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.― Алматы:
Атамура, 2006.― 160 с.
3. Древний Казахстан.
Детская энциклопедия Казахстана. ― Алматы: Аруна, 2002.― 224 с.
4.Справочник
школьника: 5-11классы.1 том. ― Астана: Арман-ПВ, 2009.― 466 с.
5. Бекмаханов Е.,
Бекмаханова Н. История Казахской ССР.― Алма-Ата: Мектеп,1981.―103
с.
6. Агапов П.,
Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.― Алма-Ата: Жалын,
1979.― 252 с.
10.
http://ru.wikipedia.
11.
http://alma-ata2.narod.ru