ХОЗЯЙСТВО И БЫТ УЙСУНОВ

 

Скотоводство

Земледелие

Переход к оседлости

Ремесла

Ювелирное искусство

Обычаи, традиции и верования уйсунов

Дополнительная информация

Используемая литература

Скотоводство

 Китай­ские источники характеризуют уйсунов как ко­чевников.   В   них   пишется,   что уйсуны «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в траве и воде».

Скотоводство играло в жизни уйсунов опре­деляющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли ко­чевать от степей в предгорья и на  альпийские луга, расположенные высоко в горах, где летом на горных травах скот набирал вес. Расстояние между зимовками и летовками было небольшим и составляло от 30 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах.

Китайский историк Сыма Цянь, описывая  хозяйство и быт уйсунов, говорит, что «в мирное время они следуют за скотом и одновремен­но охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование».

Земледелие

Уйсуны занималась земледелием. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Свидетель­ством этому являются найденные в ходе раскопок остатки ирригационных сооружений, мотыги и плуги, серпы и зернотерки, большое количество семян культурных растений на зимовках и посе­лениях уйсунов. Растительная пища входила в по­стоянный рацион питания уйсунов.

К при­меру, доказательства существования у уй­сунов земледелия были найдены во время раскопок зимнего поселения Актас. Недалеко от поселения были об­наружены остатки оросительных каналов, которые проводили от реки, чтобы орошать поля.

Также были обнаружены остатки обработан­ных полей размерами от 60 до 150 кв. м. Здесь древ­ние уйсуны выращивали зерновые культуры. Во время археологических работ были раскопаны орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. Зернотерки от дол­гой эксплуатации совсем износились и затерлись.

Уйсуны располагали свои поля вдоль рек. Вода подавалась через систему арыков. Древние источ­ники свидетельствуют, что уйсуны «сажают дере­вья», «имеют города и предместья». Поливные зем­ли, ирригационные системы, сады и огороды уйсу­нов окружали столицу уйсунского государства – город Чигу (Чигучен) – Красная долина, которая находилась на берегу Иссык-Куля.. В ходе археологических ра­бот в долине рек Шу и Кеген были найдены остат­ки нескольких древних городищ.

Переход к оседлости

Уйсуны строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Постепенно население полностью пе­решло к оседлому образу жизни.

Доказательством оседлости и занятия земледелием служат находки уйсунских поселений. У уйсунов были постоянные жилища двух типов: кир­пичных, построенных из сырого кирпича, и каменных. Каждый дом состоял из большой комнаты, нескольких  подсобных пристроек и загонов для скота. Все помещения располагались под одной крышей.

Полы жилых комнат были земляные и обмазывались глиной. На полу находились открытые очаги квадратной формы, сложен­ные из камня. На них готовилась пища, они обогревали и осве­щали помещение. Крыши домов уйсуны делали плоскими и ровными. Под ними ставили подпорки. В зимнее время жизнь семьи проходила вокруг очага. Пять-шесть домов составляли аул. 

Кочевые уйсуны жили в юртах. Ремесленные мастера из дерева изготавливали детали для юрт, лежанки, посуду и другие предметы. Хозяйство уйсунов было комплексным скотоводческо-земдедельческим. Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов. В  стаде преобладали овцы и лошади. Лошади были разных пород, в том числе и высокопородные скакуны. На золотых бляшках уйсунского кургана Тенлик в Семиречье изображен всад­ник, сидящий на крупном высоком жеребце с хорошо развитой мускулатурой, с заплетенным хвостом и гривой.

Питались уйсуны мясной и молочной пищей, из собранного зерна выпекали хлеб, знали вкус овощей и фруктов, которые выращивали на огородах и в садах.

Ремесла

У уйсунов были развиты разнообразные ремесла.

Женщины изготовляли посуду из глины на гончар­ном круге или путем напластования глины на ткане­вую основу вручную. Мужчины вырезали из березы столики, блюда, кубки, черпаки для кумыса. Основными видами керамики были чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками.

Мастера выдалбливали из дере­ва большие плоские блюда, чаши и ковши. Также широко использовалась у уйсунов деревянная посу­да для хранения пищи, для переноски воды и молока.

Ремесленники широко использовали кожу. Из нее делали посуду для жидких продуктов питания. Из кости делали пуговицы, застежки и булавки. Уйсунские масте­ра по железу делали топоры, кетмени, серпы, ножи, посуду. Значительная часть ремесел и до­машних промыслов была связана с обработкой продуктов скотоводства. Степняки искусно выде­лывали кожу, войлок, окрашивали их в разные цве­та. Чаще этим занимались женщины. Мужчины из­готовляли предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили дома, делали повозки, конскую уп­ряжь, седла, шили обувь для себя и домочадцев, охотились на зверей. Но самой главной их обязаннос­тью было охранять свои семьи, скот и имущество.

Из камня делали орудия труда – кетмени, зер­нотерки, ступы; предметы быта – головки верете­на, точила; из различных драгоценных камней – бусы и ожерелья. Из кости выделывали наконеч­ники стрел, пуговицы и другие необходимые для повседневного быта вещи.

Уйсуны разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, зо­лота. Они умели плавить железо, из которого изготавливали серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел.

Прядение и ткаче­ство развивались путем ежедневного изготовления кошм, вязания одежды из шерсти. Для ткачества использовался простейший ткацкий станок, а для прядения шерсти – обыкновенное веретено.

Ювелирное искусство

Археологи находят искусно сделанные ювелирные украшения. Из драгоценных металлов и камней уйсунские мастера изготавливали бусы, перстни, серьги, браслеты, зеркала, застежки для одежд и другие предметы. При изготовлении бус и ожерелий использовались такие ценные камни, как агат, изумруд, яшма. Для того чтобы они были еще более красивыми, мастера инкрустировали их по­лудрагоценными камнями – бирюзой, опалом, гра­натом.

Широко распространилась традиция инкрусти­ровать драгоценными камнями золотые, серебряные изделия. Замечательные образцы этого искусства найдены при раскопках захоронения Актас. Вещи украшены зернью, мелкими вставками из бирюзы, сердолика.

Ювелирные изделия, оружие, украшения уйсунов отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Значительный интерес представляет  диадема,   найденная  в   Каргалинском ущелье, недалеко от г. Алматы, на высоте 2300 м.

Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шири­ной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Компози­ция на диадеме состоит из трех частей, разделенных изображениями крылатых коней на пьедесталах. В центре расположен дракон. Группы животных, находящиеся слева и справа от него, направ­лены друг к другу.  Среди них преобладают изображения фантасти­ческих животных:  крылатые тигры и  лошади,  дракон, человеко-птица.

Диадема украшена вставками из бирюзы, сердо­лика и альмандина. Она выполнена с большим художественным мастерством ювелиром, который, скорее всего, жил в период с I в. до н. э.- II в. н. э.

Главной идеей каргалинской диадемы было изображение моде­лей вселенной, какой она представлялась уйсунам: животные  символизировали жизнь земли, птицы небо, крылатые кони солнце.

В погребении найдено также 400 разных украшений, в том числе два перстня с изображением лежащего двугорбого верблюда, бляшки с изображение горного козла таутеке, бляшки в виде птицы, серьги, шаровидные бубенчики.

Обычаи, традиции и верования уйсунов

Научных сведений об обычаях, традициях уйсунов очень мало. Материал об этом археологи собирают путем изучения погребений древних уйсунов – курганов. Из­вестно, что самые большие курганы у уйсунов были в диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м.

Структура уйсунских курганов следующая. Обычно они представляли собой скопление песка, дерна и камня. Иногда основание или верх курга­на обкладывали небольшими круглыми камнями размером с казан. Когда археологи открыли верх­ний слой уйсунского кургана, то обнаружили под ним слой камней, выложенных по кругу. Это был галечный слой. В центре кургана располагалась могильная яма.

Уйсуны хоронили покойного в центре кургана, положив его на спину головой на восток. По пред­ставлениям древних уйсунов, умерший обязатель­но оживал. Поэтому в его могилу клали все не­обходимые при жизни вещи.

Могилы, обнаруженные учены­ми, отличались по размерам и по набору вещей, положенных в них. Если покойный был при жизни богатым и знатным человеком, в его моги­лу клали ценные предметы, самую дорогую одежду. Раскопки могил показали, что часто в мо­гилу клали посуду: глиняную и деревянную, в которой была пища. В могилу мужчин клали седла, конскую упряжь и уздечки, оружие – лук и стре­лы, кинжал, копье, нож.

В могилах среднего размера найдены несколько глиняных и дере­вянных сосудов, бронзовые серьги, булавки, браслеты. Оружие представлено железными кинжалами и ножами, трехгранными и плоскими наконечниками стрел.

В могилах маленьких курганов стояли один-два глиняных сосуда, железные ножи, бронзовые серьги, бусы.

Древние уйсуны поклонялись потусторонним сверхъестественным силам. Они приносили им жертвы. Доказательством тому служат рисунки уйсунов и изображения на жертвенниках. Архео­логи обнаружили ритуальные подсвечники, жертвенную посуду. На глиняных предметах и посуде нарисо­ваны солярные знаки, т.е. изображения солнца.

Дополнительная информация

«…Уйсуни находятся в 2000 м на северо-востоке от Давани... местные жители  этого края вместе со скотом перекочевывают с пастбищ на пастбища. В этом отношении они сходны с хуннами. У уйсуней имеются закаленные в боях десятки тысяч воинов. Сначала уйсуни были в подчинении у хуннов. Затем, усилившись, при поддержке своих вассалов, отказались от повиновения.

Численность населения 120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.

Земля – равнина и пастбищная, обильно выпадают осадки. Всегда царит прохлада. В горах преобладают хвойные леса. Уйсуни не занимаются постоянно земледелием, садоводством, бахчеводством. С массой скота перекочевывают на место в поисках богатых пастбищ, лугов и водных источников.

...У уйсуней уйма лошадей. Богатые люди имеют от 4 тысяч до 5 тыс. голов. Народ грозный, мужественный и самостоятельный. Словом, воинственный. Уйсуни считаются единственно сильными воинами...»

(Сыма Цянь, китайский историк, географ)

Используемая литература и источники

1. Байпаков К. М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.― Алматы: Рауан, 1994. ― 96 с.

2. Садыков Т. С., Толеубаев А. Т., Халидуллин Г. ,Сарсекеев Б. С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.― Алматы: Атамура, 2006.― 160 с.

3. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. ― Алматы: Аруна, 2002.― 224 с.

4.Справочник школьника: 5-11классы.1 том. ― Астана: Арман-ПВ, 2009.― 466 с.

5. Бекмаханов Е., Бекмаханова Н. История Казахской ССР.― Алма-Ата: Мектеп,1981.―103 с.

6. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.― Алма-Ата: Жалын, 1979.― 252 с.

7.http://kazakhstan.awd.kz

8. http://www.kazakhistory.ru

10. http://ru.wikipedia.

11. http://alma-ata2.narod.ru