БОРЬБА САКОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

 

Вторжение персидских войск на территорию Казахстана

Подвиг Ширака

Борьба саков против армии Александра Македонского

Культура саков. Сакские памятники

Ювелирное искусство саков. «Звериный стиль»

«Культурное наследие»      

Глоссарий

Используемая литература

Вторжение персидских войск на территорию Казахстана

 Саки имели связи с соседними народами, государствами и при­нимали участие во многих исторических событиях периода раннего железного века.

Греческий историк Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. Пер­сидские цари заключали союз с саками и прибегали к их помощи во время войны с индийским царем Крезом.

В VI в. до н.э. против саков высту­пил царь ахеменидов Кир, подчинивший до саков себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и непобедимым. Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам царь Кир был убит. Геродот так рассказывает о борьбе персов с саками: «…Покорив Азию и подчинив своей власти весь Восток, Кир пошел войной на скифов. У скифов в то время была царица Томирис. Жестокий царь Кир, завоевавший многие страны, предложил царице сакского государства Томирис (Тумар) выйти за него замуж. Таким образом, он хотел подчинить себе ее народ. Царь Кир, стоя на берегу реки Амударьи, называвшейся в то время Араке, получил от царицы Томирис ответ: "Возвращайся назад, я не могу принять твое предло­жение. Не могу позорить свой народ". Разгневан­ный царь Кир решил пе­рейти реку, построив че­рез нее мост. Томирис предложила, не строя мост, перейти на другой берег: "Я со своим войс­ком буду ожидать, отсту­пив на расстояние трех­дневного пути".

Она дала возможность врагам переправиться через реку, считая, что ей легче сражаться в пределах своего собственного царства, а врагам труднее будет спастись бегством через реку. Кир разбил лагерь. На следующий день, притворившись испуганным, покинул лагерь. В лагере оставил много вина и еды. Узнав об этом, Томирис послала своего единственного сына с частью войска преследовать врагов. Кир ночью напал на беспомощных врагов и перебил их вместе с сыном царицы. Потеряв такое войско и сына, Томирис не в слезах излила горе о своей потере, а искала утешения в отмщении. Она, вместе с оставшимся войском, обратилась в бегство, заманила Кира в ущелье, предварительно устроив в горах засаду. Там она уничтожила все войско персов вместе с самим царем. Не оставила даже вестника, который сообщил бы персам о таком страшном поражении. Царица приказала бросить отрезан ную голову Кира в бурдюк, наполненный человеческой кровью и такими словами осудила его жестокость: "Насыться же теперь, – сказала она,кровью, которую ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться".

Подвиг Ширака

С саками воевали и другие цари из династии Ахеменидов. В 519-518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Во главе огромного войска (300 тысяч воинов) Дарий вступил на землю саков. Существует легенда о подвиге сакского пастуха Ширака. Чтобы спасти свою землю, царицу и народ от персов и тем самым услужить Томирис, Ширак пришел к ней, рассказал о своем плане. Добровольно изувечив себя, чтобы Дарий ему поверил, он явился в его лагерь. Ширак был весь в ранах, уши и нос у него были отрезаны, сказал, что его изуродовали соплеменники, и он жаждет мести. Он взялся быть проводником персов и вывести их в тыл сакской кавалерии. Через семь дней утомительного пути Ширак завел персов в безводную пустыню, и они оказались на грани гибели. Дарию удалось спасти армию, но поход оказался неудачным.

Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличи­лись в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях.

            Борьба саков против армии Александра Македонского

В IV в. до н. э. новая грозная сила обрушилась на землю саков, Александр Македонский, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии.

В 330-327 гг. до н. э. Александр Македонский захватил стоянку Согда Меракаиду и направился к Сырдарье, которая служила границей между оседлыми жителями и кочевниками. Александр захватил города на левобережье Сырдарьи и поставил в них свои тарнизоны. Греко-македонское войско жестоко обошлось с жителями сырдарьинских городов, всех мужчин истребили, жен­щин, детей и добычу забрали. Это вызвало всенародное восстание в Средней Азии, которое было подавлено самым жестоким обра­зом.

По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя). Город был задуман как опорный, пункт на северо-восточной границе нового государства.

Постройка его вызывала беспокойство у саков. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Алек­сандр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из ката­пульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись с войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен или заболел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македон­ского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). Продвижение великого завоевателя на Восток было остановлено.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. держава его распалась на ряд самостоятельных государств. Вначале Средняя Азия вошла в государства Селевкидов, а затем в состав Парфии и Греко-Бактрии. В начале III в. до н. э. произошло восстание против селевкидского господства, во время которого были разрушены города, основанные Александром Македонским и среди них Александрия Эсхата.

И в дальнейшем сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. В частности, они принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Вактрийского царства и формировании Кушанской империи, иг­равших важную роль в истории III в. до н. э. - III в. н. э.

Культура саков. Сакские памятники

Саки оставили после себя много памятников. Они встречаются на бере­гах рек Сырдарья, Талас, Шу, Или, в предгорьях Алатау, на территории Кыргызстана. Находки из сакских курганов подтверждают реальность сооб­щений древнегреческих ученых.

Бесшатырские погребения. Эти погребениях и сакских племен расположены у подножья Желшалгыр, на правом берегу реки Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана сооруженного из гальки и дерна. Бесшатырские погребения вытянулись с севера на юг на 2 км, а с востока на запад на 1 км.

Большой Бесшатырский курган называют «цар­ским», т.к. в нем хоронили царей, приближенных к ним людей, а также знатных саков. Курган засыпали в несколько слоев. Первый слой - большие валуны диаметром до 2 метров, затем мелкий гравий и зем­ля. Этот слой был толщиной до 13 метров. Сверху за­хоронение покрывали каменным слоем в 1-2 метра толщиной. Вокруг кургана строилось ограждение высотой полметра. Рядом ставились одиночные камни менгиры. Саки устанавливали саркофаг, специальное сооружение, выстроенное из бревен, плотно прижа­тых друг к другу. Туда помещали умершего челове­ка. Под него стелили покрывало.

В Бесшатыре имеются три крупных кургана. Это первый, третий и шестой курганы. Диаметр пер­вого Бесшатырского кургана 52 м, а высота 7,6 м. Курган покрыт камнями, которые очень плотно при­гнаны друг к другу. Саркофаг расположен на по­верхности земли и состоит из 16 рядов бревен. Под курганом имелся специальный лаз - дромос - от подножья кургана до саркофага. Длина его была примерно 6 метров.

Во время раскопок кургана были обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконеч­никами, железные ножи, заколки для волос, агато­вые бусы. Ученые путем их анализа установили хронологию Бесшатыра V-IV веками до н.э.

Иссыкский курган наиболее выдающийся памятник, дающий представление об исто­рии и культуре сакских племен, населявших территорию Казахстана в V-IV вв. до н.э.

В 1969 г. казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Его диаметр 60 м, а высота 6 м.

Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: централь­ное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетрону­тым и хорошо сохранилось.

Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь... шесть с половиной метров. Всего лишь потому, что рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен еще в древности. К счастью для науки, грабители не заметили одно причем боковое, то есть не главное даже — погребение, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в мировую науку под именем «золотого человека Иссыка».

Захороненный в кургане воин действительно был золотой в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать впервые в науке облик сакского воина. Именно сакского и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

«Комплекс находок в кургане Иссык, пишет К. А. Акишев, дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества... По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана...».

При раскопках Иссыкского кургана были найдены много­численные изделия и посуда. Среди них встречаются: кувшины, большие деревянные чаши, ковши с узорча­той ручкой, серебряные ложки, небольшие позолоченые чаши и т.п. Всего найдено 31 изде­лие, в том числе и серебряная чаша с загадочной надпи­сью. На внешней поверх­ности чаши написаны в 2 ряда 26 знаков. Эту над­пись прочитал известный ученый-тюрколог Алтай Аманжолов: "Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородие для на­рода!" Ценность надписи заключается в том, что она доказывает, что язык сакских племен древнетюркский язык. Благо­даря их языку вся миро­вая общественность узна­ла, что саки - наши древние предки. Большинство из найденных в Иссыкских курганах свыше четырех тысяч изделий изготовлены из золота.

«Золотой человек»

«Золотой человек» ос­танки сакского воина в зо­лотой одежде приблизи­тельно в возрасте 17-18 лет, найденные в Иссыкском кургане. Голова усопшего повернута на за­пад. Могила закрыта дере­вянной крышкой, скреп­ленной железными цепя­ми. Дно выстлано деревян­ными досками, закрыты­ми покрывалом с золоты­ми бляхами. Одежду золо­того человека украшают свыше 4-х тысяч золотых изделий. Фигуры барса, горного козла, архара, ло­шади, различных птиц вы­полнены в "зверином сти­ле". В изголовье найдена золотая серьга, украшен­ная драгоценными камня­ми. Головной убор пред­ставляет собой высокую ос­троконечную шапку, сход­ную с более поздними ка­захскими головными убо­рами. На шее золотое оже­релье в форме круглого кольца, горловина и рука­ва камзола украшены золотыми бляхами. На пальцах рук два золотых перстня.

Камзол «золотого чело­века» украшен фигурами зверей и другими золо­тыми изделиями. Опоя­сан тяжелым составным поясом. Пояс украшен 16-ью золотыми бляхами с фигурами зве­рей. К поясу при­креплены бляхи с изоб­ражениями зверей. Ру­кава камзола украшены золотыми бляхами. Справа от пояса длинный позолоченный меч, слева железный кинжал-акинак. Оба они вложены в красного цвета кожаные ножны, выполненные в виде фигур скачущего лося и лошади. Брючины и голенища сапог отдела­ны мелкими золотыми украшениями.

 Форма одежды, способ захороне­ния наглядно показыва­ют, что воин был сыном видного сакского предво­дителя или молодым ца­ревичем и был вы­дающейся личностью сакских племен, насе­лявших территорию Семиречья

Итак, по богатству и обилию найденных зо­лотых предметов данное захоронение молодого паревича получило название «Золотого человека». «Золотой человек» является уникальным образцом сакской культуры, носители которой были даль­ними предками казахского народа.

 «Золотой человек» стал символом независи­мости Казахстана. Образы крылатых тулпаров вош­ли в Герб нашей страны. «Золотой человек» изобра­жен на Монументе неза­висимости, установленном на Площади Республики города Алматы.

 Ювелирное искусство саков. «Звериный стиль»

Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань с другой.

В науке существуют разнообразные предположения относитель­но места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля».

Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современно­го Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в искусстве.

В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов. После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительно­го творчества.

При раскопках кургана Аржан в Туве (аржанские могильники относятся к памятникам сакской эпохи. Расположены между населенными пунктами Аржан и Тарлык Республики Тува. Най­денные в них различные виды оружия, конская ут­варь и другие изделия показывают, что сакская куль­тура была распространена на обширной территории) - огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находил­ся сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана. Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов.

Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов: самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский «звериный стиль» появил­ся в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки. Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавли­вали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изобража­ющие оленей, быков. Также в конце II начале I тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звери­ным стилем».

Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционно­му построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвес­ками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.

Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить пред­ставление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.

В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок застежек, пряжек, пуговиц.

Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.

Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отноше­ние боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя из кургана Иссык это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца есть в мифоло­гии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.

Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Поря­док в космосе представлялся понятием арта, который ассоцииро­вался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров подземного мира низа; середины земли, и верхнего неба. У мира было четыре стороны правая, левая, передняя и задняя.

Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир земля небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помеще­ны изображения зверей охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной сторо­ной света, заднюю западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологичес­ким Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.

В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифоло­гии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. «Звериный стиль» является отражением тради­ции анимизма, согласно которому каждый человек имеет предком какого-либо зверя. Во-вторых, изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.

С традицией «звериного стиля» саки познакоми­лись во время походов в Переднюю Азию и Иран. От­сюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни». Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды зве­рей и животных: коня, барана, верблюда, оленя, сай­гака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.

Золотые украшения сакских мастеров выполнены с тонким худо­жественным вкусом.

Могильники Берел, Шиликты, святилище Кызыл Уык, столица саков Ширик-Рабад в рамках программы «Культурное наследие»

Самое древнее на земле Казахстана царское по­гребение, относящееся в VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этноло­гом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым. Это археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «Зо­лотой человек» Казахстана.

Высота этого кургана 8 м, диаметр 100 м. Курган состоит из трех больших слоев. Верхний слой из песка, второй слой - из камня. Высота каменного слоя 4,1 м, длина по окружности 67 м. Внутри него был расположен деревянный мавзолей-склеп. Пло­щадь его 34 кв. м, высота 3 м. Склеп устроен на по­верхности земли. Стены его, сложенные в 2 ряда по длине, подняты из толстых кедровых бревен. В та­кой огромной могиле был захоронен только один че­ловек. Его захоронили вместе с одеждой, богато ук­рашенной пластинами из самородочного золота. Об­щее количество золотых пластин и бляшек состави­ло 4325 штук. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ушей, ноз­дрей, копыт зверей вставлялись маленькие камеш­ки голубого цвета бирюза. Встречаются изображе­ния барса, архара, оленя, горного козла, медведя, волка, беркута. Самая интересная находка пяти­угольная звезда. Основа ее золото, лучи сделаны из голубого лазурита. По окружности звезда инкру­стирована костью, а в центре укреплен рог. Звезда в те древние времена считалась символом власти. В могиле найдены остатки деревянных досок, где мас­ляными красками изображены олени. Исследовате­ли считают находку частью разрушившегося трона царя. К сожалению, курган-мавзолей был ограблен еще в древности. Грабители забрали ценные вещи из могилы царя золотую корону, меч, кинжал, риту­альный посох.

 При раскопках кургана № 5 в Шиликтинской до­лине было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных вождей, знаменитых героев, а священными местами, где совершались мас­совые ритуальные обряды и молитвы

 Берельский могиль­ник исторический па­мятник сакской эпохи, найден на территории Казахстана. Построен в V - IV вв. до н.э. Распо­ложен в 7 км к юго-запа­ду от села Берел, на пра­вом берегу реки Бухтарма Восточно-Казахстанс­кой области. Могильник состоит из трех групп курганов. Общее количе­ство свыше 30-и. Пер­вую группу составляют 9 курганов, вторую 12, третью 9 курганов. Курган, исследованный за последние годы, явля­ется ценным памятни­ком по своим архитек­турным решениям и мо­гильным конструкциям. На дне могилы найдены бальзамированные ос­танки мужчины и женщины, которые уложе­ны в сосновый гроб, по­ставленный на решет­ку, состоящую из чере­дующихся веток и до­сок. В уголках крышки гроба установлены от­литые из бронзы и по­крытые позолотой фи­гуры четырех птиц на­подобие ангелов. Моги­ла подверглась разграб­лению, поэтому многие ценные одежды и юве­лирные изделия не со­хранились, но найдено множество разбросан­ных предметов. За пре­делами ограды, в север­ной части могильника, найдены останки 12-и лошадей, которые за­вернуты в шубы и уло­жены в два ряда в цен­ном снаряжении. Вмес­те с лошадьми найдены кожаные седла, а также изготовленные из войло­ка и связанные из ниток различные изделия, фи­гуры двуглавого льва, маски лошадей наподо­бие рогов горного козла и многие другие изде­лия, выполненные в "зверином стиле". Цен­ность находок Берельского могильника заклю­чается в том, что они по­казывают преемствен­ность культуры, особен­ностей быта и ведения хозяйства между наши­ми предками, например, сакскими племенами и современным казахским народом. А главное, они содержат ценные матери­алы о передовой культу­ре, искусстве наших предков.

 В 300 километрах от областного центра Кызыл-орда археологи провели раскопки города Ширик-Рабад. Он располагался на холме. В центре горо­да находилась крепость - цитадель, с построенными на ней сторожевыми вышками. Крепостные стены города имели толщину 4,5 метра. На них были устроены специальные места амбразуры для стрельбы из лука. Город был окружен рвом, глубиной 4,5 метра и шириной 40 метров.

В центре цитадели археологи провели раскоп­ки. Здесь были найдены ножи, бронзовые наконеч­ники стрел, золотые украшения - застежки, гли­няные изделия. Этим изделиям примерно 2500 лет, т. е. город был заселен в IV-II вв. до н. э.

Городище Ширик-Рабад было столицей апасиаков. Развалины этой столицы находятся в 300 км юго-западнее современного города Кзыл-Орда в пустыне Кзыл-Кум. Для города был выбран плоский холм высотой 15 м, длиной 800 м и шириной 600 м. По периметру этот холм был обнесен несколькими рядами стен, которые заключали внутри себя территорию площадью 42 гектара. В плане городище имело овальную форму. В центральной части находилось прямоугольное укрепление площадью 12 гектаров – это была цитадель Ширик-Рабада.

Одна из сохранившихся городских стен имела ширину 4,5 м. Внутри нее была устроена стрелковая галлерея. В стене и в прямоугольных башнях на стене прорезаны стреловидные бойницы. Вокруг стены снаружи был выкопан ров глубиной 4,5 м и шириной 40 м. Такая система укреплений была заимствована апасиаками у своих соседей – горожан Хорезма.

Цитадель Ширик-Рабада служила своеобразным храмом и мес­том захоронения знатных особ. Всего в цитадели сооружено 4 кургана. Один из них был раскопан. Диаметр насыпи кургана составлял 60 м, а высота его равнялась 3,5 м. Под насыпью в материке была вырублена прямоугольная могильная яма размерами 7,5x7,2 м, глубина ее - 2,5 м. Стены и пол ее был обмазаны глиной и побелены. В яму вел длинный наклонный коридор – дромос, который начинался с поверхности земли и наклонно спускался в могильную яму. И яма и дромос были покрыты толстым настилом из камыша, состоящим из шести слоев. Погребение было разграблено. Среди остатков найдены обломки глиняных кувшинов, железный меч с плоской рукоятью, бабочковидным перекрестием и массивным широким лезвием. Такие мечи были характерны для V-IV вв. до н. э. Также были найдены бронзовый наконечник стрелы и золотая обкладка от какого-то предмета.

Кроме кургана на городище Ширик-Рабада было два погребаль­ных здания. Одно из них, расположенное в юго-восточной части городища, было круглым в плане, диаметром 38,5 м. Стены постройки сохранились на высоту 8,4 м. Внутри здание было разделено мощным, трехметровой толщины стенами на 4 квадрат­ных помещения, размером каждое 5,9x5,8 м. Помещения служили местом захоронений.

 Стены здания были сооружены из прямоугольного сырцового «Кирпича, таким же кирпичом был вымощен пол. Перекрытие всего здания было деревянным, остатки деревянных столбов и жердей сохранились в виде отпечатков на штукатурке. Перекрытые сгорело в древности, остатки его рухнули на пол вместе с кусками стен. После пожара здание было ограблено, все ценное из него ''было вынесено. Сохранились и были найдены лишь некоторые вещи: это сделанная из халцедона гемма, на которой вырезано '' изображение бородатого мужчины, сражающегося с фантастиче­ским животным. Найдены также бронзовые наконечники стрел, круглые золотые бляшки, золотые четырехлепестковые розетки, золотые серьги, гребень из слоновой кости.

 Были обнаружены также остатки железных пластинчатых лат, надежных доспехов, защищающих апасиакского рыцаря. Воины в пластинчатых доспехах на защищенных броней конях составляли грозную силу.

Находки из этого и другого, раскопанного здесь же погребаль­ного здания-мавзолея, датируются IVII вв. до н. э.

Раскопки Ширик-Рабада позволили восстановить картину фор­мирования города. В начале в V в. до н. э. на холме были сооружены курганы, где захоронили царей. Рядом было построено укрепление, где жили охранявшие погребения воины. Это укрепление разрослось затем в крупный город, окруженный стенами с башнями и опоясанный рвом. Внутри города наряду с жилыми постройками возводились своеобразные мавзолеи, где население хоронило своих предводителей.

Остатки жилых построек апасиаков были изучены при раскоп­ках другого города, развалины которого называются сейчас Бабиш-мулла (Бабиш-Молда). Этот город был меньшим по размерам, но также имел мощную систему укреплений из стен, башен и рва. Жилые дома были сооружены из глиняных блоков. В одном из помещений найдена печь для обжига керамики и глиняных статуэток женского божества. В жилых помещениях обнаружены выкладки для уста­новки ручных каменных жерновов для помола муки, остатки проса, кости домашних животных и глиняные сосуды – горшки, миски. В богатых домах жилые помещения были перекрыты сво­дами из сырцовых кирпичей. В кладовых богатых домов стояли многочисленные большие сосуды для хранения зерна, масла и вина.

Таким образом, сакская политическая история и культура свидетельствуют о том, что цивилизация наших предков сформи­ровалась уже в глубокой древности. Надписи на чаше доказывают, что язык сакских племен, населявших территорию Казахстана, был древне-тюркским языком.

И сегодня предметы искусства саков вызывают удивление и восхищение мировых искусствоведов. Археологические находки и памятники, ювелирные украшения составляют культурное наследие народа Казахстана.

 Величие духа было всегда свойственно нашим древним предкам. «Зо­лотой воин» стал симво­лом независимости Ка­захстана. Его скульпту­ра установлена на глав­ной площади Алматы. Памятник представляет собой грандиозную стелу, на вершине которой воздвигнута скульптура сакского воина, стоявшего на крылатом барсе. Это - символ независимости, величия духа наших предков.

Глоссарий

Томирис, Тумар – ца­рица саков-массагетов. Жила приблизительно в 570 -520 гг. до н.э. Массагеты известны в истории под именем "великие саки"

Массагеты – группа сакских племен, населявших побережье Аральского моря и территорию за Каспием. По словам Геродота, массагеты были кочевым племенем. Они сражались в пешем и конном строю. Оружие и ювелирные изделия изготовляли из меди и золота. Персидский царь Кир, основавший государство династии Ахеменидов, умер, потерпев поражение в сражении с массагетами от царицы Томирис. Массагеты поклонялись Солнцу, приносили ему в жертву лошадей. Многочисленные сведения о жизни массагетов встречаются в трудах греческих ученых.

Кир (558529 гг.) древнеперсидский царь. Родом из династии Ахеменидов. В 558-ом году воз­главлял союз персидс­ких племен. В 550-ом году завоевал Мидию и принял официальный титул мидийского царя. В 546-ом году завоевал греческие города Малой Азии и Лидию, в 545-ые и 539-ые годы - значи­тельную часть Средней Азии, а в 539 г. - Вавилонию. В 530 году начал войну с массагетскими племенами и был убит, потерпев поражение в Таласской долине на тер­ритории Казахстана от войска царицы Томирис (Тумар). Гордый царь Кир, прибывший в Великую казахскую степь с враж­дебными намерениями, принял смерть от руки царицы Томирис.

Геродот – (490/480 гг. до н.э. - 425 по новому летоисчислению) – древ­негреческий историк. Ро­дился в городе Галикарнас в юго-западной части Малой Азии. Геродот пу­тешествовал по Малой Азии, Вавилонии, Фини­кии, Египту, Фракии, Киренам, некоторым ост­ровам Эгейского моря, городам Пелопоннеса и Средней Греции, Италии и Сицилии. Собирал све­дения о саках, путешествуя по западному побе­режью Черного моря. Из­вестен незаконченный труд Геродота "История". Позже александрийские ученые разделили его на 9 книг под названием "Музы". В труде Геродота собраны различные исто­рические материалы. Большое внимание уделе­но описанию Персии и входивших в ее состав го­сударств. Описывая по­ход Дария I против са­ков, он приводит сведе­ния о жизни саков и со­седних с ними народов, в том числе о жизни, быте, оружии, одежде жителей Хорезма, Парфии, Бактрии, Согда. Подробно описывая поход персид­ского царя Кира против саков и массагетов, при­водит описание многочис­ленных исторических со­бытий, в которых уча­ствовали сакские племе­на, жившие на террито­рии Казахстана.

 Дарий I – персидский царь из династии Ахеменидов. Правил в 522 -486 гг. до н.э. Кроме пер­сов и мидийцев, Дарию I подчинялись также Ма­лая Азия и Кавказ, Цент­ральная Азия, террито­рия Двуречья, Сирия и Палестина, Египет, зна­чительная часть Индии. Потерпел поражение в войнах с саками, живши­ми на севере Сырдарьи, греческими городами-го­сударствами. Его войска были неспособны вести большие войны. Умер после знаменитого Мара­фонского сражения, кото­рое было в 490-ом году. По приказу Дария I наи­более крупные события были записаны на высо­кой скале на трех язы­ках. Эти надписи сохра­нились до наших дней. Получили название "Бехистунские надписи" по названию расположенно­го вблизи городка.

Бехистунские клино­писные надписи – над­писи, высеченные в 516 г. до н.э. на скале, рас­положенной вдоль Керманшах-Хамаданской до­роги Ирана, с целью уве­ковечения побед персидс­кого царя Дария I. Бехи­стунские надписи состо­ят из двух частей: в вер­хней части высечен баре­льеф, на котором Дарий I изображен с повергнутыми врагами; вокруг него и в нижней части высечены надписи на древнеперсидском, элам­ском и вавилонском язы­ках, расположенные в 14 рядов. В 1837-ом году ан­глийский офицер Генри Роулинсон, состоявший на персидской службе, снял копию Бехистунских надписей, расположенных на высоте 50-и метров. В 1846-ом году Роулинсон представил Королевскому Азиатскому обществу в Лондоне "ключ" для чте­ния клинописных надпи­сей, но к нему отнеслись с недоверием. Чтение Бехи­стунских клинописных надписей облегчили кли­нописные словари и учеб­ники на глиняных дощеч­ках, найденные францу­зом Э.Ботта при раскоп­ках Куинжика. В Бехис­тунских надписях содер­жатся ценные сведения о составе сакских племен.

 Александр Македонский – великий полководец, государственный де­ятель. Сын македонского царя Филиппа II, ученик Аристотеля. Военную подготовку прошел под руководством отца. Всю сознательную жизнь про­вел в военных сражени­ях. В 338-ом г. завоевал Грецию. В 334-ом г. на­чал войну против Персии и разгромил персидскую армию. Завоевал все пор­товые города на восточ­ном побережье Средизем­ного моря. В 331-ом г. армия А.Македонского завоевала Египет, города Вавилон, Сузы, Персеполь. После смерти Дария III А.Македонский объявил себя законным наследником. Стал вос­точным монархом, главой огромного греко-македоно-персидского государ­ства. Завоевав Мараканд (Самарканд), он начал по­ход против городов вдоль Сырдарьи. Войскам Алек­сандра Македонского ока­зали сильное сопротивление племена и группы народов Средней Азии. В этой борьбе активное участие приняли массагетские племена, насе­лявшие южные районы Казахстана. Когда греко-македонцы напали на го­рода вдоль реки Сырда­рьи, против них нача­лось восстание во главе со Спитаменом. Опираясь на помощь саков-массагетов, Спитамен неодно­кратно одерживал победу над греко-македонскими войсками. Только в тече­ние трех лет войска Александра Македонско­го временно подчинили себе отдельные племена Средней Азии. Племена, населявшие противопо­ложный берег Сырдарьи, остались независимыми. В 327-ом году А.Македон­ский начал поход в Ин­дию (Пенджаб). Столицей государства стал Вавилон. В этом городе в период подготовки к новому по­ходу А.Македонский умер. Он основал самое крупное государство, за­нимавшее огромную тер­риторию от Дуная до Ин­дийского моря. Однако после его смерти вслед­ствие отсутствия крепких внутренних связей госу­дарство распалось.

 Иссыкские письмена – древний письменный па­мятник сакской эпохи на территории Казахстана. При раскопках Иссыкского кургана был найден сакский воин в золотой одежде с боевым золотым оружием (копье, кинжал с золотой рукояткой и меч), различная посуда, в том числе серебряная чаша с загадочной надпи­сью. На внешней поверх­ности чаши написаны в 2 ряда 26 знаков. Эту над­пись прочитал известный ученый-тюрколог Алтай Аманжолов: "Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородие для на­рода!" Ценность надписи заключается в том, что она доказывает, что язык сакских племен – древнетюркский язык. Благо­даря их языку вся миро­вая общественность узна­ла, что саки – наши древние предки.

 Страбон древнегреческий историк и географ. Родился приблизительно в 64/63 гг. до н.э., умер в 23/24 гг. н.э. Автор трудов "География", со­стоит из 17 книг, и не сохранившиеся до нашего времени "Исторические записки". В этих трудах даются сведения о саках.

Используемая литература и источники

1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.

2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г.,Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура,2006.-160 с.

3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.

4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.-Алма-Ата: Жалын, 1979.-252с.

5.Акишев К.А. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.

6.Акишев К. Древнее золото Казахстана. Алма-Ата, 1983
6.Акишев К. Курган Иссык. М., 1978.

7.Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или.// Алма-Ата: 1963. 320 с.

8.Жандарбеков Б.Саки.-Алматы,1993.-624с.

9.Геродот. История. I 153; III 93; VI 113; VII 9, 64, 96, 184; VIII 113; IX 31, 71, 113.

История Древнего Востока. Кн. 2.- М., 2004. – 568с.

10.Страбон. География, XI 9.1.

11.http://kazakhstan.awd.kz

12.http://www.kazakhistory.ru/

13.http://www.unesco.kz/

14.http://tarih.ru