Племенные союзы и ранние государства
на территории Казахстана
Железный век на
территории Казахстана
Курганы эпохи железа на территории Казахстана
Письменные источники об эпохе железа
Используемая литература и источники
Конец I тысячелетия до н. э. является переломным моментом в истории Казахстана. Для племен, населявших территорию Казахстана, VII-VII века до н. э. это временя, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа.
На смену каменному и
бронзовому веку пришел железный век,
так как основные орудия труда стали изготавливать из железа. Железные орудия
труда были более острыми, удобными, прочными по сравнению с орудиями из камня и
бронзы.
Древняя история
эпохи железа делится на 2 периода:
эпоха раннего железа
(VIII-VII вв. до н. э) и эпоха позднего железа (III- IV вв. до н.э.)
Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые
месторождения меди и олова, железо на первых порах с трудом пробивало себе
дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан и Южную Сибирь, где развилось
до высокого уровня бронзолитейное искусство.
Увеличение производства продуктов: мяса, шерсти, кожи — создало излишки,
что способствовало развитию обмена. Рост
стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходила борьба за
землю, начались войны. Побежденные племена были вынуждены уходить в другие
районы. Выделились более сильные племена.
Рост численности
населения, необходимость организации защиты от врагов заставляли роды и
племена вступать между собой в тесные контакты. Роды объединялись в племена, а
племена ― в союзы племен. К таким раннеплеменным объединениям относятся
союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
В руках отдельных
семей сосредоточились большие стада скота. Владельцы вынуждены постоянно менять
места выпасов. Постепенно осваиваются не только долины рек, но также зоны
степей и полупустынь, высокогорья Тянь-Шаня.
Люди изобретают
удила, и конь становится важнейшим средством передвижения на дальние
расстояния. Под постоянное жилье приспосабливается юрта ― жилище легкое и
удобное для перевозок.
Дальнобойный лук,
стрелы с трехгранными наконечниками, меч-акинак стали грозными орудиями защиты
и нападения.
Войны за пастбища и скот обогащают верхушку племени. Племена объединяются в союзы племен, во главе которых стоят вожди. Их власть становится все прочнее. Постепенно происходит разложение первобытнообщинного строя и переход к военной демократии.
Военная демократия – политическая организации общества в условиях разложения родовой общины и образования государства.
Основные признаки военной демократии:
1. Власть сосредотачивается в руках вождей,
военачальников, жрецов.
2. Верховная власть начинает приобретать
сакральный, наследственный характер.
3. Возрастает роль военной дружины, обладающей
рядом привилегий.
4. Постепенно угасают функции совета Старейшин и
народного собрания, полноправными членами которого являлись вооруженные
мужчины, войны.
5. Война становится постоянным промыслом,
источником захвата скота и обогащения.
В железном веке в результате распада родовой общины, с развитием внешних связей родов и племен возникают государства. Они возникли на основе племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов.
Государство – главный механизм организации и управления
общественной жизнью, где разные социальные группы людей подчиняются общим
целям.
Можно дать и другое
определение государству - государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной
территории. Государство имеет свои отличительные признаки.
1. Единая территория, государственная граница;
2. Независимость от других государств;
3. В государстве есть различные органы власти: законодательная, исполнительная и судебная, армия, службы охраны и т.д.;
4. Жизнь общества на основе законов;
5. Система налогов и платежей, которые обеспечивают экономическую самостоятельность.
6. Символика (герб, флаг, гимн);
7. Собственные деньги.
В первобытнообщинном обществе отношения между общинниками регулировались советом старейшин и вождем. Племенной вождь не нуждался в применении силы, так как его распоряжения выполнялись беспрекословно, поскольку были выгодны большинству членов племени.
С появлением излишков (скота, земли) появляются богатые и бедные соплеменники. И как следствие равенство между соплеменниками в роду завершается и возникает угнетение богатыми соплеменниками бедных ― неравенство, первоначально имущественное, а затем и социальное. Одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.
Во главе государства обычно стоял царь (племенной верховный вождь). Его не избирали как, как племенных вождей и старейшин, за воинские подвиги или мудрость. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал ее сыну. Каждое государство имело определенную территорию, на которой строились города (столицы). Царю (племенному вождю) служило войско. После смерти могущественных и богатых верховных вождей возводились грандиозные погребальные сооружения-курганы.
Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Его можно назвать военным советом, потому что все вожди были военачальниками.
Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием, от имени племени вел переговоры о войне или перемирии. Государственные дела обсуждались на народном собрании.
Вождь племенного союза — царь распределял между родами племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель. Вместе с тем, царь следил, чтобы не было вооруженных столкновений между родами и племенами или руководил объединенными войсками во время военных походов.
Хотя уже произошел переход к патриархату, женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верховными вождями.
О жизни людей эпохи раннего железа рассказали курганы и письменные источники. Самое большое количество курганных могильников сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили и куда ежегодно возвращались зимовать. Там археологами открыты и изучены уникальные памятники раннежелезного века. Интересные находки сделаны в курганах Чиликтинской долины (южнее оз. Зайсан), в Семиречье (на правом берегу р. Или), в Центральном Казахстане (Тасмола).
Наибольший интерес из дошедших до нас письменных источников представляют тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса. В них упоминаются названия ряда племен Средней Азии и Казахстана. Много полезных сведений можно извлечь из священной книги древних иранцев — «Авесты». Большую ценность имеют и античные источники на греческом и отчасти латинском языках. Среди них выделяются труды Геродота, Страбона, Птолемея, Плиния Старшего и др.
«Авеста» ― одна из древнейших книг на Земле, сборник священных писаний учения Заратуштры, получившего распространение на территории древнего Казахстана, Центральной Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана. Дает полное представление о жизни, культуре, религиозных верованиях, нравах-обычаях древних народов арийской эпохи. Состоит из 21-ой книги, до нашего времени сохранилась лишь четвертая часть. Существуют два варианта сохранившейся части «Авесты». Первый вариант составляют изречения, взятые из различных книг. Второй вариант состоит из молитв и гимнов, посвященных религии, природе, сотворению мира. На протяжении длительного исторического времени это произведение неоднократно дополнялось и изменялось. «Авеста» является духовным учением пророка Заратустры и проповедует служение богу. Назидания «Авесты» получили распространение во всем мусульманском мире, оказали сильное влияние на исламскую культуру. События, изображенные в «Авесте», позже нашли художественное отражение в древнем эпосе тюркских народов.
Железный век – эпоха, которая пришла на смену эпохи бронзы; орудия
труда стали изготавливать из железа
Военная демократия – политическая организации общества в условиях разложения родовой общины и образования государства
Государство – главный механизм организации и управления общественной жизнью, где
разные социальные группы людей подчиняются общим целям
«Авеста» – одна из древнейших книг на Земле, сборник
священных писаний учения Заратуштры, получившего распространение на территории
древнего Казахстана, Центральной Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана
Заратуштра – первый пророк в истории человечества, поэт. Родился приблизительно 3500 лет назад на землях великого Турана, к востоку от Волги, в семье пастуха-кочевника Поурушаспа из рода спитама. Это приблизительно начало 2-го тысячелетия до н.э. В возрасте 30-и лет Заратуштра пытается донести до своих соплеменников услышанные им заветы единственного в мире божества - Ахура Мазды. Религиозные назидания Заратуштры, молитвы в стихах через несколько веков после его смерти впервые были записаны в Иране на древнеперсидском языке и изданы в виде книги «Авеста»
Ахура-Мазда – единый бог, сотворивший небо, землю и человека. Ахура-Мазда - покровитель, учитель Заратуштры. Хранитель созданного им на земле человечества, защитник, хранитель порядка в обществе, покровитель. В процессе борьбы между Добром и Злом Ахура-Мазда предстает как защитник Добра
1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.
2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура,2006.-160с.
3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.
4.История Казахстана с древнейших времен до наших дней/очерк. -Алматы:Дауер,1993.-416 с.
6. http://www.kazakhistory.ru/
7. http://www.unesco.kz/