Племенные союзы и ранние государства

на территории Казахстана

 

Железный век на территории Казахстана

Появление военной демократии

Первые государства

Курганы эпохи железа на территории Казахстана

Письменные источники об эпохе железа

Глоссарий

Используемая литература и источники

 

Железный век на территории Казахстана

 Конец I тысячелетия до н. э. является переломным моментом в истории Казахстана. Для племен, населявших территорию Казахстана, VII-VII века до н. э. это временя, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа.

На смену каменному и бронзовому веку пришел железный век, так как основные орудия труда стали изготавливать из железа. Железные орудия труда были более острыми, удобными, прочными по сравнению с орудиями из камня и бронзы.

Древняя история эпохи железа делится на 2 периода:

эпоха раннего железа (VIII-VII вв. до н. э) и эпоха позднего железа (III- IV вв. до н.э.)

Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан и Южную Си­бирь, где развилось до высокого уровня бронзолитейное искусство.

Увеличение произ­водства продуктов: мяса, шерсти, кожи — создало излишки, что способствовало развитию обмена. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходила борьба за землю, начались войны. Побежденные племена были вынуждены уходить в другие районы. Выделились более сильные племена.

Рост численности населения, необходимость органи­зации защиты от врагов заставляли роды и племена вступать между собой в тесные контакты. Роды объе­динялись в племена, а племена ― в союзы племен. К таким раннеплеменным объединениям относятся со­юзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.

В руках отдельных семей сосредоточились большие стада скота. Владельцы вынуждены постоянно менять места выпасов. Постепенно осваиваются не только долины рек, но также зоны степей и полупустынь, высокогорья Тянь-Шаня.

Люди изобретают удила, и конь становится важнейшим средством передвижения на дальние расстояния. Под постоянное жилье приспосабливается юрта ― жилище легкое и удобное для перевозок.

Дальнобойный лук, стрелы с трехгранными наконечниками, меч-акинак стали грозными орудиями защиты и нападения.

 

Появление военной демократии

 Войны за пастбища и скот обогащают верхушку племени. Племена объединяются в союзы племен, во главе которых стоят вожди. Их власть становится все прочнее. Постепенно происходит разложение первобытнообщинного строя и переход к военной демократии.

Военная демократия – политическая организации общества в условиях разложения родовой общины и образования государства.

Основные признаки военной демократии:

1.  Власть сосредотачивается в руках вождей, военачальников, жрецов.        

2.  Верховная власть начинает приобретать сакральный, наследственный характер.

3.  Возрастает роль военной дружины, обладающей рядом привилегий.

4.  Постепенно угасают функции совета Старейшин и народного собрания, полноправными членами которого являлись вооруженные мужчины, войны.

5.  Война становится постоянным промыслом, источником захвата скота и обогащения.

Первые государства

 В железном веке в результате распада родовой общины, с развитием внешних связей родов и пле­мен возникают государства. Они возникли на ос­нове племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов.

Государство – главный механизм организации и управления общественной жизнью, где разные социальные группы людей подчиняются общим целям.

Можно дать и другое определение государству - государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство имеет свои отличительные признаки.

1.      Единая территория, государственная граница;

2.      Независимость от других государств;

3.      В государстве есть различные органы власти: законодательная, исполнительная и судебная, армия, службы охраны и т.д.;

4.      Жизнь общества на основе законов;

5.      Система налогов и платежей, которые обеспечивают экономическую самостоятельность.

6.      Символика (герб, флаг, гимн);

7.      Собственные деньги.

В первобытнообщинном обществе отношения между общинниками регулировались советом старейшин и вождем. Племенной вождь не нуждался в применении силы, так как его распоряжения выполнялись беспрекословно, поскольку были выгодны большинству членов племени.

С появлением излишков (скота, земли) появляются богатые и бедные соплеменники. И как следствие равенство между соплеменниками в роду завершается и возникает угнетение богатыми соплеменниками бедных ― неравенство, первоначально имущественное, а затем и социальное. Одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.

Во главе государства обычно стоял царь (племенной верховный вождь). Его не избирали как, как племенных вождей и старейшин, за воинские подвиги или мудрость. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал ее сыну. Каждое государство имело определенную территорию, на которой строились города (столицы). Царю (племенному вождю) служило войско. После смерти могущественных и богатых верховных вождей возводились грандиозные погребальные сооружения-курганы.

Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Его можно назвать военным советом, потому что все вожди были военачальниками.

Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его воору­жением и продовольствием, от имени племени вел переговоры о войне или перемирии. Государственные дела обсуждались на на­родном собрании.

Вождь племенного союза — царь распределял между родами племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочев­ки, устанавливал порядок использования этих земель. Вместе с тем, царь следил, чтобы не было вооруженных столкновений меж­ду родами и племенами или руководил объединенными войсками во время военных походов.

Хотя уже произошел переход к патриархату, женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах на­равне с мужчинами и могли быть верховными вождями.

Курганы эпохи железа на территории Казахстана

 О жизни людей эпохи раннего железа рассказали курганы и письменные источники. Самое большое количество курганных могильников сосредоточе­но в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили и куда ежегодно возвращались зимовать. Там археологами открыты и изучены уникальные памятники раннежелезного века. Интересные находки сделаны в курганах Чиликтинской долины (южнее оз. Зайсан), в Семи­речье (на правом берегу р. Или), в Центральном Казахстане (Тасмола).

Письменные источники об эпохе железа

 Наибольший интерес из дошедших до нас письменных источ­ников представляют тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса. В них упоминаются названия ряда племен Средней Азии и Казахстана. Много полезных сведений можно извлечь из священной книги древних иранцев — «Авесты». Большую ценность имеют и античные источники на греческом и отчасти латинском языках. Среди них выделяются труды Геродота, Страбона, Птолемея, Плиния Старшего и др.

«Авеста» ― одна из древнейших книг на Зем­ле, сборник священных писаний учения Заратуштры, получившего распрост­ранение на территории древнего Казахстана, Цен­тральной Азии, Ирана, Азербайджана, Афганиста­на. Дает полное представ­ление о жизни, культуре, религиозных верованиях, нравах-обычаях древних народов арийской эпохи. Состоит из 21-ой книги, до нашего времени сохрани­лась лишь четвертая часть. Существуют два варианта сохранившейся части «Авесты». Первый вариант составляют изречения, взятые из различных книг. Второй вариант со­стоит из молитв и гимнов, посвященных религии, природе, сотворению мира. На протяжении длительно­го исторического времени это произведение неоднок­ратно дополнялось и изме­нялось. «Авеста» является духовным учением проро­ка Заратустры и пропове­дует служение богу. Нази­дания «Авесты» получили распространение во всем мусульманском мире, ока­зали сильное влияние на исламскую культуру. События, изобра­женные в «Авесте», позже нашли художественное от­ражение в древнем эпосе тюркских народов.

Глоссарий

Железный век эпоха, которая пришла на смену эпохи бронзы; орудия труда стали изготавливать из железа

Военная демократия – политическая организации общества в условиях разложения родовой общины и образования государства

Государство – главный механизм организации и управления общественной жизнью, где разные социальные группы людей подчиняются общим целям

«Авеста» одна из древнейших книг на Зем­ле, сборник священных писаний учения Заратуштры, получившего распрост­ранение на территории древнего Казахстана, Цен­тральной Азии, Ирана, Азербайджана, Афганиста­на

Заратуштра первый пророк в истории челове­чества, поэт. Родился приблизительно 3500 лет назад на землях великого Турана, к востоку от Вол­ги, в семье пастуха-кочев­ника Поурушаспа из рода спитама. Это приблизи­тельно начало 2-го тыся­челетия до н.э. В возрасте 30-и лет Заратуштра пы­тается донести до своих соплеменников услышан­ные им заветы единствен­ного в мире божества - Ахура Мазды. Религиоз­ные назидания Заратушт­ры, молитвы в стихах че­рез несколько веков после его смерти впервые были записаны в Иране на древнеперсидском языке и изданы в виде книги «Авеста»

Ахура-Мазда еди­ный бог, сотворивший небо, землю и человека. Ахура-Мазда - покро­витель, учитель Заратуштры. Хранитель со­зданного им на земле человечества, защитник, хранитель порядка в об­ществе, покровитель. В про­цессе борьбы между Добром и Злом Ахура-Мазда предстает как за­щитник Добра

Используемая литература и источники

1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.

2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура,2006.-160с.

3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.

4.История Казахстана с древнейших времен до наших дней/очерк. -Алматы:Дауер,1993.-416 с.

5. http://kazakhstan.awd.kz

6. http://www.kazakhistory.ru/

7. http://www.unesco.kz/

8. http://tarih.ru