Кочевое скотоводство – производящее хозяйство

 

Переход от придомного и отгонного скотоводства к кочевому скотоводству

Юрта – основной вид жилища у кочевников

Тебеневка

Виды сезонных пастбищ – коктеу, жайляу, кыстау, кузеу

Праздник Наурыз  

Знания кочевников

Используемая литература и источники

 

Переход от придомного и отгонного скотоводства к кочевому скотоводству

Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахста­на таковы, что большая его часть непригодна для выращива­ния винограда, хлопка, риса или зерна.Прикаспий­ская низменность, плато Устюрт, Бетпакдала, мелкосопочник Центрального Казахстана, горы Мангистау, горные районы Алтая и Алатау больше удобны для скотоводства, чем для земледелия. Здесь очень бедные почвы, мало выпадает осадков, постоянно дуют ветры, зима была суровой, а лето очень коротким.

В этих условиях жители степи перешли к дру­гому способу хозяйствования кочевому ското­водству. Так как зани­маться земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от посе­ления. Особенно это было важно, когда стали увели­чиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал тра­ву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые паст­бища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.

Кочевое скотоводство было ответом древних жи­телей Казахстана на вызов природы.

 

Юрта – основной вид жилища у кочевников

Жили кочевники в шатрах – палатках, балаганах и юртах. Юрта становится основным жилищем кочевников.

Юрта кииз уй относится к типу разборных решетчато-войлочных построек, которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ. По сравнению с другими типами такого рода жилищ она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Академик А. Маргулан считал, что по сравнению со срубным или глинобитным домом современная нам войлочная юрта является относительно поздним жилищем, в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов.

Кииз уй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен кереге, сводчатых жердей уыков, верхнего обруча шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками (названия войлочных покрытий юрты), поверх их двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды.

По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. Издревле была в почете белая юрта ак уй, считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела 6-8, нередко и 12 кереге в кругу, 140-150 уыков, вдвое больше, чем в обычной, т. е. темной юрте кара уй. Ак уй покрывалась белым войлоком, обтягивалась в ее цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой баскур. Неизменными принадлежностями юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения тангыш, шанырак-бау, аркан, уыкбау, желбау, аякбау и др. Двери юрты сыкырлаук украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой. Юрты малого размера (отау уй) ставились для новобрачных.

Интерьер юрты, как это подтверждают исследования этнографа М. С. Муканова, базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отделанная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т. д. сохранили талант древних мастеров и основы национального узоротворчества. Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, корпеше ватными одеялами, рассчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастык подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости еще и кусжастык, копшик подушки мягкие, набитые перьями. На стены вешали разноцветные ковры.

Во время коротких остановок на путях кочевий степняки обычно ставили юрты малых размеров туырлык уй, с небольшим шаныраком. Снаружи такая юрта покрывалась лишь туырлыками, доходящими от шанырака до земли, а шанырак тундуком.

Походная юрта жолама уй, или аблайша, представляла собой маленькую, из трех-четырех кереге, с короткими уыками и миниатюрным шаныраком кибитку.

Кос жилище пастухов, в отличие от обычной общепринятой юрты имело конусообразную форму за счет прямых жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой стены кереге и свода.

У бедноты были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-четырехстворчатые юрты. Нередко они обходились и двумя развернутыми и скрепленными друг с другом поверху кереге, покрытыми лишь одним темным туырлыком. Этот вид жилья назывался шайла шалашом. А совсем обездоленные ставили курке балаганы из трех связанных вверху жердей бакан, прикрытых с подветренной или солнечной стороны кошмой или чием.

Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой, если приходилось зимовать, особенно при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми.

 

Тебеневка

Начиная с эпохи поздней бронзы ското­воды постепенно переходили к кочевому образу жизни. Однако в районах Жетысу и Южного Казахстана, где кли­мат был благоприятен для занятия земледелием, наряду с полукочевым скотоводством получило раз­витие и земледелие, в т. ч. поливное.

Лошадей люди стали использовать как тягло­вую силу и средство передвижения. Лошади мало­восприимчивы к холоду, могут тебеневатъся, до­бывая из-под снега корм, не нуждаются в специ­альных загонах.

Овцы тоже имеют рефлексы тебеневки и стад­ности. Они неприхотливы, могут пить солоноватую воду и даже способны терпеть отсутствие воды, обходясь снегом. Овцы выносливы в жару и холод.

Верблюды использовались как транспортно-тягловая сила. Они имеют высокую скорость передви­жения и могут поднимать до 350 килограммов гру­за. Интересно, что верблюды способны обходиться без пищи и воды до 10 дней.

Кроме лошадей, овец и верблюдов, скотоводы разводили крупный рогатый скот. Коровы не могут тебеневать, поэтому для их содержания нужно было заготавливать корма. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая.

На соотношение видов скота влияло много фак­торов: наличие богатой растительности, озер и рек, продолжительность зимы и лета, выпадание снега. В пустынных районах Западного Казахстана боль­шую роль играл верблюд. Здесь мало держали ко­ров. На севере страны, где растительность была на­много богаче, коров держали больше. Для юга стра­ны характерно преобладание овец.

Ученые выделяют разные стадии развития кочевничества. Возможно, вначале древние жите­ли пасли скот вблизи поселений. С течением вре­мени в поисках лучших пастбищ они стали перегонять скот от одного пастбищного участка к другому. Так возникло пастушеское скотоводство. В не­которых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства, когда скот пасли специально на­значенные пастухи.

Кочевники постоянно совершенствовали конское снаряжение. Они изобрели стремена, удила, седло. Громоздкие предметы из керамики, стекла, металла заменялись предметами, изготовленными из более мяг­ких и легких материалов - кожи, кошмы, дерева.

Со временем кочевники отказались от кибиточного способа кочевания, так как реки, озера, хол­мы препятствовали движению. Они стали завью­чивать животных. На верблюдов и лошадей гру­зили юрту, одеж­ду, утварь, предметы быта.

На видовую структуру стада влияло наличие растительности. Так, в пустынных зонах нашей страны произрастает 288 видов трав. Из них ло­шади и коровы поедают 109 видов, верблюды 148, а овцы 167. Из 180 видов солянок овцы поедают 132 вида, коровы же лишь 24.

 

 Виды сезонных пастбищ – коктеу, жайляу, кыстау, кузеу

Ко­чевать это не значит скитаться, пассивно следуя за табунами и стадами с одного пастбища на дру­гое. Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с изве­стной летовки жайляу, на знакомую зимовку кыстау. Они тщательно выбирали время года и место, которое могло бы обеспечить имеющиеся стада травой и водой.

Весенние пастбища коктеу обычно распо­лагались на сопках и возвышенностях. Весна праздник для всех. Весь световой день кочевники проводили вне дома, под открытым небом. Отощав­ший скот набирал вес, приносили приплод овцы, кобылицы и верблюдицы, Работа увеличивалась весенней стрижкой овец и верблюдов. Овца за двух­разовую стрижку давала 2-2,5 килограмма шер­сти, верблюд - 4-8 килограммов.

Но самым привольным временем являлось лето, когда скот перегонялся на жайляу ― место летней пастьбы скота. Обычно места для него вы­бирались на окраинах и рубежах степи. В это вре­мя многие старались справлять свадьбы, проводи­лись игры, скачки, состязания борцов, люди слу­шали сказителей. В аулах шла заготовка на зиму сыра, масла, иримшика, жира, курта. В этот пери­од в каждом доме делали айран, катык, кумыс.

Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища ― кузеу. Осенью проходили народные собрания, где решались важные для всего рода, племени вопросы.

Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земле­дельческое хозяйство.

Для кочевников характерны все известные в истории виды кочевания ― так называемые «меридианальное», «вертикальное», «призимовочное», определяемые, прежде всего количеством скота в хозяйствах, природно-климатическими условиями, в которых находились те или иные группы кочевников-скотоводов.

Для всех видов кочевания казахов характерен был свой видовой состав скота. При «меридианальной» системе кочевания в стаде было много овец, лошадей, верблюдов, особенно двугорбых, способных тебеневаться, т. е. самостоятельно доставать корм и переносить трудности длительного перехода. При «вертикальной» системе — к овцам, лошадям добавлялись и коровы, а при «призимовочной» — и те и другие животные, но только в ограниченном количестве.

Последовательное передвижение по сезонным пастбищам являлось единым производственным процессом, при котором кочевка выступала как стадия его замкнутого годового цикла. Несмотря на трудности перехода, летние перекочевки — лучшее, что степняк мог испытывать в жизни, когда скот на летнем подножном корму быстро набирает вес, можно наслаждаться свежим мясом, молоком и кумысом, провести беспечно несколько месяцев на чистом воздухе под открытым небом. Это и пора свадеб, состязаний в песнях, ловкости, силе. И потому щедрое лето с его красочными переездами воспето в песнях, эпической поэме «Кыз-Жибек» всеми красками стихосложения. По всей вероятности, именно с тех далеких времен у казахов осталась традиция любовно украшать ковровыми изделиями навьюченного верблюда, для которого специально изготовляли попоны с вышивкой и всевозможными подвесками. Караван навьюченных верблюдов обычно водила девушка в богатом наряде на коне-иноходце или на головном верблюде — наре.

Праздник Наурыз

Весна время празд­ников. Древнейшим праздником, дошедшим до нас, является Наурыз. Некоторые ученые считают, что его отмечали еще более 3 000 лет назад.

Считалось, что в день весеннего равноденствия все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, начинается обновление всего живого в окружающем мире. Но главными признаками обновления были первый весенний гром, набухание почек на ветвях деревьев, буйное прорастание зелени. Отношение народа к Наурызу характеризуется и тем, что мальчиков, родившихся в день весеннего равноденствия, нарекали Наурыз-баем, Наурызбеком, девочек — просто Наурыз, Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым предзнаменованием. Даже девичью красоту в казахском эпосе сравнивают с белым снегом наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной на фоне обновляющегося мира. В этот день в каждой семье накрывали дастархан — скатерть с различными яствами.

Для угощения соседей приготовлялась похлебка, именуемая в народе «наурыз коже», из смеси очищенных зерен проса, пшеницы, кукурузы, риса — культивируемых в данном районе злаковых,— с мясом, солью и жиром, в другом варианте — просто из семи компонентов: мяса, соли, жира, лука, пшеницы, курта, иримшика (курт, иримшик ― молочные продукты), то есть из тех, что имеются в наличии. Девушки готовили ритуальные блюда «уйкы ашар» из свежего мяса и молозива. Этому яству по древним поверьям приписывалась способность пробудить у юношей физическую силу и чувства любви. Им угощали парней, как правило, женихов, чтобы они не проспали весеннего обновления природы. В ответ на угощение джигиты преподносили подарки «селт еткизер»: зеркальце, гребенку, мыло, духи, завернутые в платок.

До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои жилища, хозяйственные постройки, посевной инвентарь, тщательно протирали домашнюю утварь, расплачивались с долгами. Находившиеся в ссоре мирились, потому что, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни, жизненные невзгоды и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном, шубатом, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Каждый старался одеться опрятно, чисто, по возможности надевал что-нибудь новое.

В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра мужчины очищали арыки, колодцы ― тескен, истоки родников. Старики высаживали деревья со словами «Пусть от человека остается потомкам дерево, нежели скот», «Срубишь одно дерево — посади десять!», женщины кропили молоком посаженные деревья, очищенные родники, что символизировало пожелание благополучия земле-матушке.

 

Знания кочевников

Ското­воды должны были знать местность, в которой они жили, и окружающую их природу. Надо было знать, в какое время года начинаются паводковые разливы, чтобы вовремя перегнать скот на новые места и не остаться на малопригодном для жизни и выпаса скота месте из-за разлившихся вод реки. Важно было, чтобы каждый знал место располо­жения пастбищ и колодцев, кратчайшие и разно­образные маршруты кочевания.

Народные знания казахов, накопившиеся веками, являются результатом положительного, рационального опыта об окружающей природе и самом человеке, проявляющегося в материальной и духовной жизни людей.

Казахи с древнейших времен широко пользовались древним народным календарем, основанном на 12-летнем животном цикле (мушель), возникшем в самом начале нашей эры или немного ранее в Центральной Азии среди древних кочевых племен, входивших в состав гуннского политического союза, который распространился среди многих народов Средней Азии. Эту систему использовали только для исчисления лет. Отличительная черта ее заключается в том, что годы названы именами животных и через 12 лет повторяются в той же последовательности.

 

1

Тышкан жылы

Год мыши

2

Сиыр жылы

Год коровы

3

Барыс жылы

Год барса

4

Коян жылы

Год зайца

5

Улу жылы

Год Улитки

6

Жылан жылы

Год змеи

7

Жылкы жылы

Год лошади

8

Кой жылы

Год барана

9

Мешiн жылы

Год обезьяны

10

Тауык жылы

Год утки

11

Ит жылы

Год собаки

12

Доныз жылы

Год свиньи

 

Выбор этих животных в основном был связан с их обожествлением. Тотемные животные считались священными, и поэтому народы, связывающие свое происхождение с ними, строго почитали их, запрещалось убивать, употреблять их мясо в пищу.

Год у кочевников состоял из 12-ти месяцев и делился на 4 сезона: весна (коктем), лето (жаз), осень (куз), зима (кыс). Каждый сезон состоит из трех месяцев: весенние – март (наурыз), апрель (кокек), май (мамыр); летние – июнь (маусым), июль (шiлде), август (тамыз); осенние – сентябрь (кыркуйек), октябрь (казан), ноябрь (караша) и зимние месяцы – декабрь (желтоксан), январь (кантар), февраль (акпан).

По народному календарю год начинается с 22 марта, в момент весеннего равноденствия. В этот день отмечали Наурыз той, что соответствует наступлению старинного восточного года ―Навруз. Во многих регионах Передней и Средней Азии наступление Нового года праздновалось с древнейших времен.

Кочевники с древних времен знали и пользовались лунным календарем. Термин “лунный месяц” в казахском языке звучит “туар ай”. Народные астрономы хорошо знали, что в году 365,5 суток, 12 лунных месяцев и 11 суток, поэтому начало лунного месяца ежегодно меняется на 11 дней. Опытные скотоводы почти безошибочно определяли первые несколько чисел новолуния, а также знали, что на 14-ые сутки наступает полнолуние, а затем постепенно убывает.

В зависимости от расположения новой луны казахи предсказывали погоду. Из небесных светил после солнца и луны самыми популярными были Полярная звезда (темiрказык), Большая медведица (Жетi каракшы), Плеяды (Уркер), Венера (Шолпан), Лев (Камбар), Кассиопея (Каракурт), Сириус (Сумбiле), Млечный путь (Кусжолы).

Все эти звезды ― наиболее заметные небесные светила. Поэтому народ хорошо знал их, изучал их движение, знал время и место их появления и заката в каждом сезоне и т.д. Знание этих тонкостей помогало путнику правильно ориентироваться ночью, а также в ведении многих хозяйственных мероприятий. Так, главным ориентиром в любое время года служила Полярная звезда. Казахи хорошо знали о том, что она всегда находится на севере и стоит неподвижно, тогда как все остальные звезды постоянно находятся в движении.

Из движущихся небесных светил в ночное время самым удобным ориентиром в определении как времени, так и направления движения являются Плеяды. За ними, во-первых, за исключением самых коротких ночей лета (с 10 мая по 20 июня), всегда можно наблюдать, во-вторых, они двигаются строго с востока на запад.

Кочевой скотоводческий образ жизни дал им возможность наблюдать за Венерой. Появлению Венеры в летнее время на востоке радовались как предвестнице утренней зари, называя ее тан шолпан. Обычно восход Венеры служил сигналом для подъема путников и кочевого аула в путь, чтобы до наступления жары, по утренней прохладе можно легко совершить определенный отрезок пути, а для чабана – это самое удобное время для выгона отары на пастбище, вероятно, поэтому эта звезда получила название “пастушья звезда”. Появление Венеры в зимнее время на западе, яркой на фоне темной ночи, связывалось с поверьем, что будет тяжелая зима с сильными морозами. Кочевники также знали и о периоде, когда Венера в течение 5-6-ти месяцев на небе не наблюдается. Они объясняли это явление тем, что она “легла”. На самом деле, в этот период Венера восходит днем.

В народной астрономии особое значение имело наблюдение за тремя небесными светилами – Плеядами, Орионом (Ушкар-таразы) и Сириусом. Изучая их движение, астрономы правильно определяли время восхода и заката в разное время года этих светил и их значение в хозяйственной деятельности людей.

Восход, закат или же расположение небесных светил казахи связывали с изменением погоды, что, безусловно, отражалось в хозяйственной деятельности.

После долгой зимы люди с нетерпением ждали теплых летних месяцев. Наблюдая за исчезновением с горизонта Плеяд, Ориона, Сириуса, говорили, что они опустились на землю, чтобы способствовать интенсивным всходам трав.

Итак, возникновение кочевого скотоводства в эпоху поздней бронзы получило широкое развитие и в эпоху раннего железа на территории Казахстана. Кочевое скотоводство изменило уклад жизни, внесло самобытность в культуру, верования и знания древних скотоводов. Кочевое хозяйство и соотвествующий ему образ жизни в науке называется –номадизмом (греч. nomados-«кочующий»).

Традиции и обычаи зародившиеся во 2 тысячелетие до н.э. до шли и до наших дней. Гармония с природой, близость к животным воспитывала в людях милосердие и доброту. Образ жизни предопределил духовный мир казахского народа, а праздник Наурыз является и сегодня одним из главных праздников народов Казахстана.

 

Используемая литература и источники

1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.

2.Садыков Т.С.,Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура,2006.-160с.

3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.-224с.

4.История Казахстана с древнейших времен до наших дней/очерк. -Алматы:Дауер,1993.-416 с.

5. Кожахметова К.Ж Казахская этнопедагогика: методология, теория и практика.- Алматы,1998.-314с.

6. http://kazakhstan.awd.kz

7. http://www.kazakhistory.ru/

8.http://www.unesco.kz/

9.http://tarih.ru