Изменения в хозяйственной И общественно-культурной жизни людей в эпоху бронзы

 

Изменение климата

Придомное и полукочевое скотоводство

Жилища людей эпохи поздней бронзы  

Бегазы-дандыбаевская культура

Общественное устройство. Появление частной собственности

Гончарное искусство

Ювелирное искусство

Глоссарий

Используемая литература и источники

 

 

Изменение климата

Около трех тысяч лет назад на территории нашей страны произошли изменения природных условий. Климат стал засуш­ливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. В этих условиях становилось все труднее заниматься земледелием. Урожаи не успевали созревать из-за осенних дождей, и люди не могли сде­лать необходимые запасы продуктов. Поэтому древ­ние жители больше внимания стали уделять ското­водству. Поселения превращались в зимовки ското­водов, земледелие стало приобретать подсобный ха­рактер. Люди все больше стали держать скот, способный круглый год находиться на подножном кор­му, тебеневатъ, т.е. добывать из-под снега корм. Та­кими животными были лошади и овцы.

 

Придомное и полукочевое скотоводство

Пастушеские племена в течение многих столетий сохраняли придомное скотоводство. Земля и скот принадлежали родовым объединениям и племенным союзам.

Постепенно придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место. Кроме того, увеличение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания. Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. Это значит, что женщины и дети жили в селе, занимались земледелием, а мужчины и подростки весной и летом уходили со стадами на дальние пастбища и поздней осенью возвращались домой.

Длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50 км.

Летом на богатых растительностью альпийских лугах скот набирал вес и осенью табуны перегоняли в предгорья, к поселениям, расположенным на берегах степных рек. В Западном Казахстане путь до летних пастбищ тянулся на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно от придомного скотоводства люди перешли к яйлажному, а затем и кочевому, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища. Это позволило резко увеличить численность стад.

Кочевой вид скотоводства не наносит вреда природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травы на пастбище становится меньше, перекочевывают в другой район, затем — в третий и т.д. Пока скот пасется в других районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, появляется трава. Затем стада перегоняют на первую стоянку, а земля и растения восстанавливаются в других районах.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству в стадах уменьшается количество крупного рогатого скота, зато увеличивается число овец и лошадей.

В X - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

В земледелии преобладает мотыжное земледелие, обработка земли шла с помощью мотыги.

Жилища людей эпохи поздней бронзы

 

 

 


Основным жилищем жителей эпохи поздней бронзы были землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной формы.

Котловина для жилищ сооружалась глубиной от 0,6 м до 1,5 м. В лесостепных районах широко использовалось дерево, которое служило для крепления стен, для опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева использовался камень-плитняк.

В Центральном Казахстане в XIIIX вв. до н.э. в эпоху поздней бронзы строили также многокомнатные дома из массивных каменных блоков, с площадью 500 кв.м. и более. Самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы раскопаны на поселениях Бугылы, Акбауыр.

Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5-0,8 м, в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк.

Одна из частей дома была более низкой и использовалась для содержания скота.

В эпоху поздней бронзы (XIIIX вв. до н.э.) на основе жилищ андроновцев появляется юрта. Об этом свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугылы.

Бегазы-Дандыбаевская культура

В XII-VIII вв. до н.э., в эпоху поздней бронзы, на смену андроновской культуре с ее земледельческо-скотоводческим характером хозяйства пришла кочевая Бегазы-Дандыбаевская культура. Названа она так по погребениям, найденным археологами в мест­ностях Бегазы и Дандыбай, что в Центральном Ка­захстане.

Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского Ученого-энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана. В результате исследований А. X. Маргулана и его соратников на территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние посе­ления и стоянки - памятники эпохи поздней бронзы (Бегазы-Дандыбаевская культура).

Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания. Обычно стены жилищ выстраивали плитами из камня и смазывали гли­ной с внутренней и внешней сторон, щели заделы­вали камнем с глиной.

Большинство погребений Бегазы-Дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обклады­вали каменными валунами.

В Бегазы-Дандыбаевскую эпоху вместо боль­ших могильных комплексов, где хоронили членов патриархальной семьи, стали появляться курганы, где был похоронен один человек. Археологи нахо­дят богатые погребения с захоронением боевых ко­лесниц, большого количества золотых украшений, бронзовых ножей, конского снаряжения и живот­ных.

Люди эпохи бронзы верили в существование загробного мира, где якобы все эти вещи понадо­бятся покойным. Они считали, что человек продол­жает свою земную жизнь в загробном мире. Нали­чие богатых погребений говорит о разделении об­щества на богатых и бедных.

 

Общественное устройство. Появление частной собственности

Племена эпохи бронзы, населявшие казахстанские просторы, жили в условиях разложения родоплеменных отношений.

В среде членов общин стали появляться богатые люди. Об­ладание большим количеством скота придавало силу и влияние не только роду, племени, но и отдельным людям. Деление скота между родичами привело к тому, что появилась частная собственность. Кочев­ники имели в частной собственности скот, земля же оставалась общинной, родовой собственностью. По мере того, как росли богатства отдельных семей, ук­реплялась и их власть в обществе.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры:

1. Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве.

2. Строительство особого типа надгробных сооружений.

3. Своеобразный погребальный обряд.

4. Появление новых форм глиняной посуды.

5. Наличие большого количества шахт по добыче меди.

 

Гончарное ремесло эпохи бронзы

В Индии, Иране, Афганистане, Средней Азии посуду в эпоху бронзы изготавливали на гончарном круге специальные мастера-ремесленники. А в казахстанских степях и предгорьях каждая семья делала для себя свою собственную посуду. Женщины сами заготавливали глину, лепили из нее горшки. Украшали их и обжигали на костре или в ямах, выложенных камнем.

Керамические изделия широко использовались в хозяйстве. Глиняные сосуды различались по назначению и имели разнообразную форму. Наибольшее распространение получили три типа посуды: а) изящные вазовидные сосуды; б) горшки с резко выраженным ребром в верхней части; в) горшки баночной формы. Для каждого периода характерен определенный тип посуды.

Древние мастерицы украшали горшки орнаментом. Орнамент (от латинского ornamentum – украшение) – это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. У каждого народа существуют свои виды орнамента, присущие только ему. Современные казахские мастера применяют свои разновидности орнамента. Их насчитывается около 200 видов. Многие из них созданы на основе орнамента мастеров древности. Например, архар муйіз рог архара, терт құлақ – крестовина, түйе табан – верблюжий след, құс қанаты птичье крыло и др.

На раннем этапе эпохи бронзы изготавливали горшки одного размера. Орнамент на глиняную посуду наносился в виде треугольников, линий, различными их сочетаний с помощью гребенчатого штампа (специальное приспособление в виде гребёнки). Орнамент наносили только в верхней части горшка.

На следующем этапе эпохи бронзы появляются новые виды посуды: горшки и сосуды баночной формы. Меняется и орнамент. Вырабатывается определенное расположение узоров. Венчик горшка украшают цепочкой треугольников вершинами вверх. Иногда есть вторая цепочка из треугольников вершинами вниз. Нередко треугольники заменяются ромбами и ломаными линиями.

В поздний период появляются горшки шаровидной формы с прямым венчиком. Изменяется рисунок орнамента, его расположение и техника нанесения. Андроновские гончары не только украшали свои изделия, но и придавали орнаменту магический смысл. Налепной поясок-валик символизировал наполняемость сосуда (зерном, водой, молоком), налепные шишечки изображали сосцы коровы-кормилицы, дающей молоко. Символом солнца были узоры в виде свастики, волнистые линии олицетворяли воду и ее движение. Орнамент должен был оберегать содержимое сосудов от сглаза и порчи.

Посуду готовили вручную. Сначала делали дно, к нему лепили кольцо гулом кольцо плечика и кольцо венчика. При такой технике лепки образовывалось ребро — уступ, являющееся характерным признаком андроновской культуры. Отдельные элементы орнамента андроновской керамики можно увидеть, в современном казахском прикладном искусстве.

Некоторые сосуды, найденные археологами, имеют ды­рочки для отцеживания от творожной массы сы­воротки. Это говорит о том, что уже в те времена люди умели готовить сыр и творог.

 

Ювелирное искусство

Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении на территории Казахстана во II тысячелетии до н.э. (XVI-XIV вв. до н. э.) ювелирного искусства. Эти находки немногочисленны и найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Их изготавливали из медной проволоки и покрывали листовым золотом.

Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом. Некоторые золотые изделия украшены геометрическим рисунком. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки отличаются высоким совершенством.

Пре­красным образцом ювелирного искусства служит золотая височная подвеска с изображением внутри двух коней, найденная в могиль­нике рядом с селом Копал в Семиречье.

В ушах женщины андроновского племени носили бронзовые серьги, а шею украшали бронзовые гривны, иногда с одетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках позванивали браслеты и сверкали перстни.

Женщины и мужчины поздней бронзы носили в качестве амулета клыки диких животных, раковины с побережий Аральского и Каспийского морей. Они должны были оберегать их от злых сил.

Тяга к прекрасному всегда была характерна для человека. Он не только украшал себя и свою одежду, но и необходимые в быту вещи делал так, что они превращались в произведения искусства.

Среди многочисленных предметов, найденных при раскопках памятников эпохи бронзы, встречаются изящные изделия из кости. Мастера того времени были прекрасными косторезами. Они оставили после себя фигурки ритуального назначения, украшения, орудия труда и оружие из кости. Некоторые из них уникальны.

На реке Нура археологи нашли каменный пест со скульптурным изображением мужской головы. Мужчина имел длинный с легкой горбинкой нос с широкими ноздрями, узкий лоб с высокими надбровьями, тонкие губы, крупные уши, небольшие усы и бородку.

Итак, ремесленники Казахстана эпохи бронзы достигли высокого мастерства в изготовлении металлических, каменных, костяных изделий и ювелирных украшений.

Зергеры — это мастера-ювелиры. С древнейших времен они искусно изготавливали украшения из металла и драгоценных камней. И сегодня казахские зергеры создают великолепные изделия из золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Они выполняют очень тонкую работу и делают ожерелья (алка), подвески для кос (шолпы), браслеты и серьги, кольца и украшения головных уборов и поясов.

Таким образом, Бегазы-Дандыбаевская культура – культура поздней бронзы на территории Казахстана, традиции этой культуры учёные прослеживают в хозяйственном и бытовом инвентаре племён, в могильниках, жилищах, гончарном и ювелирном искусстве.

 

Глоссарий

Тебеневатъ добывать из-под снега корм.

Придомное скотоводство – скот пасётся недалеко от поселения.

Поздняя бронза эпоха бронзы, 12-8 вв. до н.э.

Яйлажный (полукочевой) тип скотоводства выпас скота на большой территории, перемещение людей по мере отгона скота на пастбища

Мотыжное земледелие обработка земли мотыгой

Мотыга древнее орудие труда

Бегазы-Дандыбаевская культура археологическая культура поздней бронзы

Частная собственность личные вещи, жилище, орудия труда, скот, земля, принадлежащие одному человеку (семье), которыми самостоятельно распоряжается

Ювелирное искусство искусство работы мастера с металлом, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Зергеры - это мастера-ювелиры.

 

Используемая литература и источники

1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.-96 с.

2.Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы:Атамура, 2006.-160с.

3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана.– Алматы: Аруна, 2002.- 224с.

4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата: Жалын, 1979.- 252с.

5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).Алматы,1993.- 416с.

6. http://www.kazakhistory.ru/

7. http://tarih.ru