Казахстан в эпоху бронзы. Особенности эпохи бронзы
Медные месторождения на территории
Казахстана
Используемая литература и источники
II тыс. до н. э. в жизни племен Казахстана
произошло важное событие – была
изобретена технология получения бронзы –
сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название бронзовый век.
Эпоха бронзы охватывает 2-1 тысячелетия до н.э.
Эпоха бронзы делится
на три периода:
1. Ранняя
бронза – XVIII - XVI вв. до н.э.
2. Средняя
бронза – XV - XIII вв. до н.э.
3. Поздняя
бронза – XII - VIII вв. до н.э.
Комплексное изучение эпохи бронзы на территории Казахстана началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского ученого-энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана. В результате исследований А. X. Маргулана и его соратников на территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние поселения и стоянки – памятники эпохи бронзы.
В 1953 г. К. А. Акишевым была разработана периодизация и хронология памятников эпохи бронзы Центрального Казахстана. Ранний этап, соответствующий фёдоровскому, получил название «нуринский»; период развитой бронзы (алакульский) – «атасуский». 3-й этап бронзового века был выделен К.А. Акишевым в отдельную, бегазы-дандыбаевскую культуру (названия даны в соответствии с географическими названиями местности, где обнаружены памятники).
Природные богатства Центрального Казахстана были известны еще с древности. Этот регион является одним из основных центров проживания племен андроновской культуры. Археологические исследования в различных частях региона выявили множество поселений и стоянок, наскальных рисунков и других памятников древности.
Бронза не встречается в природе в чистом виде, бронза – сплав меди и олова. Добавляя к медной руде олово, люди научились производить бронзу. В зависимости от того, для каких целей использовался получаемый предмет, делали различный количественный состав сплава меди и олова. Из бронзы изготовляли топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, различные украшения. Выплавленные орудия труда обладали твердостью камня, плавкостью меди и красивым желтым цветом.
Смешанные руды этих металлов в древности в обилии встречались возле современного Зыряновска, Жезказгана, в горах Каркаралы, Акшатау. По подсчетам известного казахстанского ученого К. И. Сатпаева, в древние времена в Жезказганском регионе был выработан почти 1 миллион тонн руды, из которой было получено более 100 тысяч тонн меди. На Нарымском и Калбинском рудниках Восточного Казахстана было добыто почти 1100 тонн олова.
От использования самородной меди человек постепенно перешел к выплавке меди. В этом ему помогли навыки, полученные при обжиге глиняной посуды, умение делать печи и создавать в них высокие температуры. Медесодержащую руду добывали следующим способом: перед рудной массой разводили огонь, затем, когда она нагревалась, заливали холодной водой. В результате руда трескалась, раскалывалась. После этого с помощью каменных или медных орудий ее измельчали каменными топорами. Медную руду жгли на огне, затем плавили в специальной печи. Готовый сплав размещали в формы из камня или глины и получали необходимый предмет.
Поселения древних металлургов располагались вблизи рудников. Для выплавки руды строились сложные по конструкции котлы. К ним пристраивали приспособления для подачи воздуха. Такие котлы в большом количестве найдены в местах древних рудных выработок.
Древние люди достигли определенных успехов в деле плавки бронзы. При изготовлении форм для заливки использовали глину, металл, иногда камень. Для изготовления наконечников, кинжалов использовали комплексные формы. Заливанием в формы изготовляли медные котлы, жертвенные столы. После отливки многие изделия проходили дополнительную обработку.
Так, во II тысячелетии до н.э., около 4 тысяч лет назад, древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия труда. Появление бронзовых орудий труда сильно повлияло на повышение производительности труда. Например, бронзовым топором можно было срубить дерево в три раза быстрее, чем каменным.
1. Производственное освоение металла, в том числе
и золота.
2. Появление новых форм пастушеского хозяйства – отгон скота на летние пастбища,
стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству.
3. Развитие мотыжного земледелия. Земледелие в горных районах Казахстана
утвердилось еще в IV тыс. до н. э.
4. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие
и скотоводство одновременно.
5. Развитие скотоводства и земледелия требовали
больше мужского труда. Происходит крушение матриархального рода, на смену
которому пришли патриархальные семейно-родовые отношения.
Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории
Евразии, назвав их носителями андроновской культуры. Такое
название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в
Южной Сибири.
Памятники андроновской культуры распространены от реки Жайык (Урал) на
западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.
Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе.
Одним из основных районов расселения племен был Центральный Казахстан. Ученые на этой территории изучили свыше 30 поселений и более
150 могильников.
В Северном и Западном Казахстане археологи открыли многочисленные андроновские памятники, среди которых широко известные в науке поселения Алексеевское и Садчиковское вблизи р. Тобол.
Здесь обследованы могильники, состоящие из курганов с земляными насыпями, и более 80 поселений. Поселения в районе Петровки и Боголюбово в Приишимье были окружены рвами и валами, земля для
которых бралась при копке рва. По верху валов
сооружен деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены
перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесницы.
Ученые исследовали более 80 поселений Северного и Западного
Казахстана. Некоторые из них можно назвать предшественниками древних городов.
Так, например, на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской
области России проводятся раскопки города Аркаима. Он относится к эпохе бронзы
и, по мнению многих ученых, является древнейшим городом.
В Восточном Казахстане развитие андроновской культуры идет теми же путями. В
долинах Иртыша, Бахтармы, Курчума, в горных
районах Алтая, в степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников эпохи
бронзы. На ее развитие оказали
влияние богатейшие месторождения металлов – меди, олова, золота.
Южный Казахстан и Семиречье, как показывают археологические исследования, были освоены и плотно заселены в эпоху бронзы. Именно в Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие
скопления рисунков в Тамалы и в горах Каратау.
В низовьях Сырдарьи, в Приаралье были открыты уникальные памятники эпохи поздней бронзы, например, мавзолеи Тегискен. Мавзолей выстроен из сырцового кирпича. В основании круг, вписанный в квадрат внешних стен. По кругу расположены прямоугольные
кирпичные колонны. Рядом с кирпичными колоннами, как бы дублируя их,
стояли деревянные столбы, от которых сохранились ямы на полу.
Таким образом, внутри мавзолея была создана система
обходных коридоров. В центре комнаты и коридорах находились посуда,
орудия и оружие из бронзы, золотые украшения. Покойника клали в
центральное помещение и сжигали вместе с мавзолеем.
Андроновцы владели умением изготовления
бронзы, научились отливать из бронзы различные орудия труда: топоры, копья и
ножи.
Важную роль в жизни андроновцев играло
скотоводство. В основном они разводили коров, потому что корова, кроме мяса,
давала ценный продукт – молоко. Находки сосудов с дырочками для
отцеживания из творожной массы сыворотки говорят о том, что из молока делали
творог и сыр. Разводили также овец, коз и лошадей. В пищу употребляли, в
основном, мясо лошадей и овец.
Стада были небольшие. Причем мелкого рогатого
скота было в 3 - 4 раза больше, чем крупного. Люди поддерживали постоянный
состав трех основных видов животных: коров, лошадей и овец.
По найденным костям ученые-палеозоологи смогли установить виды
животных, их внешний вид и размеры. Животные отличались массивностью. Быки,
например, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво
изогнутые широкие рога. Овцы были крупные, ростом до 70 см и весом до 50 кг.
На просторах степей и в горных альпийских
лугах паслись табуны лошадей в основном трех пород. Малорослые лошади высотой
до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие, были похожи на
современных монгольских коней. Наиболее многочисленными в табунах были лошади
ростом 160 см, поджарые, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Их
использовали в качестве верховых и для колесничных упряжек — наиболее грозной
военной силы того времени. Археологи считают, что андроновцы имели и породу
коней-тяжеловозов, ростом до 2 м. Лошадей использовали для пахоты,
передвижения, в военном деле, в пищу. Из кобыльего молока готовили кумыс.
В степных районах Казахстана преобладали
овцы, а в лесостепной зоне было много крупного рогатого скота. Андроновцы
практически не держали свиней.
Разводили андроновцы двугорбых верблюдов – бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках.
Изображения верблюдов наносили на скалы, делали скульптурные изображения из
глины.
В южных районах Средней Азии, Восточном Иране
и Афганистане верблюд был приручен в III
тысячелетии до н.э., в Казахстане – во II тысячелетии до н.э.
Скотоводы выработали свою систему сохранения
численности скота. Ежегодный приплод шел на убой, т.е. создавался запас мясной
пищи на долгие зимние месяцы. Часть молодняка обязательно оставляли в стаде для
воспроизводства. На зиму для скота заготавливали корм. В морозное время для
молодняка отгораживали специальный отсек в теплом помещении. К домам
пристраивали загоны для скота.
Скотоводство давало пастушеским племенам
андроновского периода большие материальные блага. Люди употребляли в пищу мясо,
жир, молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу
и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Об этом говорят
многочисленные находки каменных и костяных ткацких деталей на территории
Казахстана: стоянки Атасу, Канай,
Алексеевское.
Первые пастушеские племена были оседлыми. Они
располагались по берегам рек и горных ручьев. В поймах рек на плодородной почве
выращивали зерно: пшеницу, ячмень, просо, а возможно, и овощи.
При раскопках поселений обнаружены горшки с
остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания
зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия.
Природные условия Казахстана в эпоху бронзы
были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и играло в
хозяйстве вспомогательную роль. Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных
мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным.
Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Ими же косили сено для скота.
Растительная пища не являлась основным продуктом питания, а служила добавлением
к молоку и мясу.
В Казахстане археологи обнаружили свыше сотни
поселков древних скотоводов и рудокопов. Большинство поселений (I1-I тысячелетия до н.э.) состояли
из одного-двух десятков землянок и полуземлянок прямоугольной
и овальной формы.
В лесостепных районах широко использовалось дерево, которое служило для крепления стен, для опоры балок стропил перекрытия. В степи и горных местах в конструкциях, вместо дерева использовался камень – плитняк. Он служил также для облицовки стен. Крыша, как правило, устраивалась двускатной.
В Центральном
Казахстане в XII-IX вв. до н. э, в эпоху поздней бронзы,
строили многокомнатные дома ив массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 квадратных метров и более раскопаны на поселениях Бугулы, Акбаур. Это
самые большие жилища в евразийских
степях в эпоху бронзы. В каждом таком
доме жила большая семья, состоящая из нескольких поколений
родственников.
Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5-0,8 м, обложенных камнем, в
качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Иногда прямо на полу разводили большой костер из толстых бревен.
Выработанный в течение многих столетий тип
андроновского дома был идеал приспособлен к экологическим
условиям степных и горных районов.
Изучая андроновское жилище, ученые
решили
вопрос о происхождении юрты. Это удивительное по, своей простоте и гениальности передвижное жилище кочевников. Его происхождение давно занимало внимание ученых.
Считали, что она могла развиться из бедуинского
шатра, сибирского чума, шалаша. После раскопок андроновских поселений Чаглинка,
Петровка, Атасу, Бугулы были открыты круглые или многогранные постройки с
каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием,
опирающимся на раму, через которую
выходил дым. Поэтому можно считать, что юрта возникла в глубокой древности, и прототипом ее, прообразом
явилось легкое круглое жилище андроновцев.
Таким образом, изучение поселений и
могильников эпохи бронзы позволяют восстановить жизненные обычаи, хозяйство и
верования племен эпохи бронзы Казахстана, которые достигли высокого мастерства
в изготовлении металлических, каменных, костяных изделий и ювелирных украшений.
Бронза
– сплав меди и олова.
Патриархальные
семейно-родовые отношения – родовые отношения, построенные
на одной семье, главным является отец.
Самородная медь – крупные природные залежи меди.
Андроновская культура - одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и
Азии.
Палеозоология – раздел палеонтологии, изучающий
ископаемых животных.
Мотыжное земледелие – обработка
земли с помощью мотыги.
Маргула́н Альке́й Хака́нович (каз. Әлкей Хақанұлы Марғұлан (10 мая
1904 года,
аул № 2 Баянаульского округа Семипалатинской области, Степное генерал-губернаторство,
Российская империя — 14 января 1985 года,
Алма-Ата, Казахская ССР) — учёный-археолог, востоковед,
историк, литературовед, искусствовед.
Доктор
филологических наук (1946),
академик АН КазССР (1958), профессор (1960), заслуженный
деятель науки КазССР (1961), основоположник казахстанской школы археологии и
этнографии. За многие годы А. Х.
Маргулан издал более 300 научных и научно-популярных публикаций.
Ему
принадлежит открытие Бегазы-Дандыбаевской культуры — крупнейшего очага
цивилизации эпохи поздней бронзы в Центральном Казахстане.
Памятник А. Маргулану в Алматы у
здания АН Казахстана
Акишев Кималь (1924-2003 гг.) родился 23 мая 1924 г. в Баянаульском районе
Павлодарской области. С 1955 по 1989 г. ученый работает заведующим отдела
археологии в Институте истории, археологии и этнографии АН Каз ССР. Его перу
принадлежат 10 монографий и более 250 научных статей. В 1999 г. К.А. Акишев
возглавлял лабораторию археологических реконструкций в Евразийском национальном
университете им. Л.Н.Гумилёва, заведывал кафедрой всемирной истории, археологии
и этнологии. Ученый на протяжении многих лет исследовал памятники различных
эпох (от эпохи бронзы до этнографической современности включительно).
Сатпаев Каны́ш Иманта́евич (каз. Қаныш Имантайұлы Сәтбаев; 31 марта (12 апреля) 1899, Акмолинская область, Российская империя, ныне аул имени К. И. Сатпаева в Баянаульском районе Павлодарской области — 31 января 1964, Москва) — советский учёный-геолог, один из основателей советской металлогенической науки, основоположник казахстанской школы металлогении.
Доктор геолого-минералогических наук (1942), профессор (1950), академик АН Казахской ССР (1946), академик АН СССР (1946), первый президент Академии наук Казахской ССР. Получил известность, как выдающийся организатор науки Казахстана, а также геолог, открывший Улутау-Джезказганское месторождение меди, на момент открытия являвшееся крупнейшим в мире по прогнозируемым запасам.
1.Байпаков К.М.
История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.-96 с.
2.Садыков Т.С.,
Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана:
Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы:Атамура,
2006.-160с.
3.Древний Казахстан.
Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002.-
224с.
4.Агапов П.,
Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата: Жалын, 1979.-
252с.
5. История Казахстана с древнейших времен до
наших дней (очерк). – Алматы,1993.- 416с.
6. Маргулан А. Х. //Энцикл.: В 4-х т. /Гл.
ред. Р.Н.Нургалиев. – Алматы, 1989.-Т.З.-С.313.
7.http://ru.wikipedia.org
8. http://www.kazakhistory.ru/