ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

 

Накопление и развитие знаний

Вера в духов и богов

Зарождение искусства. Наскальная живопись

Дополнительный материал

Используемая литература и источники

 

Накопление и развитие знаний

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев.

Первые люди на земле, подобно малым детям, не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев.

С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как люди не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили: если один кусок сухого дерева потереть о другой, он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды, плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду.

Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения, стебли которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

При занятиях земледелием люди придумали брать суковатое бревно, чтобы тащить его по полю. Так дело шло быстрее, но все равно для пахотной работы требовалось слишком много сил. Человек придумал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлил и такую твёрдую землю, которую не брала мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Поселения стали крупнее, урожаи обильнее.

Перед людьми встал вопрос: как сохранить эти знания и передать их другим? И древние люди научились передавать свои знания через рисуночное письмо ― пиктографию.

Появление религиозных взглядов. Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия – древнейшие формы религии

Одной из форм первобытной религии является тотемизм вера в родственную связь групп людей с каким-либо видом животных или растений, который считается «тотемом» данной группы и наименование которого она носит.

Десятки тысячелетий люди были связаны с природой. О каждом животном, которое обладает яркой индивидуальностью, человек создавал истории. Сегодня мы называем эти истории мифами и легендами, но для людей, близких к Земле, классными комнатами которых была сама природа, эти истории были учебниками морали, этики и экологии. Лев учил молодых воинов быть сильными и смелыми. Волк учил охотников решительности и отваге. Народы Азии называют тигра самой большой и сильной кошкой. Японцы считали, что он живет 1000 лет, китайцы изображали его крылатым, в Индии тигра называли защитником джунглей. Среди почитавшихся животных ― медведь, от которого вели свое происхождение многие племена.

Самые первые мифы рассказывали о появлении конкретного племени от тотема, т.е. наделённого чудесными свойствами предка, который чаще всего выступал в образе животного или растения. «Братство» с дикими животными ощущали многие поколения первобытных охотников. Как правило, они не убивали своих «собратьев». Во время охоты они представляли себя в образе своего тотема.

В качестве другой ранней формы религиозных представлений и верований следует назвать анимизм – веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им разум и сверхъестественное могущество.

Если тотемизм характеризовал предпочтения и потребности какой-либо родовой группы, ее отличия от других, то анимистические представления имеют более широкий и всеобщий характер, понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это естественное обожествление и одухотворение неба и земли, солнца и луны, дождя и ветра, грома и молнии, гор и рек, холмов и лесов.

Наряду с тотемизмом, анимизмом значительное место в жизни человека занимала магия. Так, перед охотой на медведя или козла совершались магические репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в это изображение, то верили, что в настоящей охоте у них будет положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы и выкрикивались особые заклинания. В магии таинственной силой наделялись конкретные действия людей.

Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши. Отсюда и происходит такая форма первобытной религии, как фетишизм. Фетишем мог стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного или кусок дерева. Неважно, какой это предмет – это мог быть и обычный булыжник. Важно, что за ним замечено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и нашел что-то ценное. Эту находку он связал с действием булыжника и решил хранить и оберегать этот булыжник.

Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонничество. Идол – это предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия. Ведь древние люди не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми, и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Вспомните, что еще неандертальцы верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа ― это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом. Люди полагали, что когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить. Они стремились обеспечить умершего при погребении всем тем, в чем он нуждался при жизни, поэтому в захоронения стали класть еду, одежду, оружие и другие предметы.

 

Вера в духов и богов

Говоря о зачатках религии, ученые указывают на погребения, которые располагались в пещерах и служили одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешикташ найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку, со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями.

В пещере Тешикташ череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла.

В Северном Казахстане, у села Железинка, археологи обнаружили неолитическое погребение с сожжением (кремацией) трупа.

В период позднего каменного века общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда, и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения. Это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию..

Колдовство, магия, вера в духов, в существование души свидетельствуют о появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей усложнялись и их религиозные представления. Они стали верить в то, что природой и жизнью людей управляют особые высшие существа. Их представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку, но более могущественными и совершенными. Так у первобытных людей зародилась вера в богов, религия.

Древний человек стал задумываться над тем, какое место он занимает в мире, где есть природа, духи, боги. Его стали волновать вопросы, откуда произошел мир, кто создал мир и человека, как человек должен относиться к высшим силам. Люди стали создавать мифы.

Мифы и опыт предков определяли порядок жизни в общине. Предки ― это те, кто предшествовал, то есть шел впереди, прокладывал дорогу. Поэтому опыт предков, созданные ими мифы, религиозные представления и обряды почитались особо. Общей памятью и общими религиозными представлениями они объединяли людей в единое племя, а затем и в единый народ.

 

Зарождение искусства. Наскальная живопись

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э. Конечно, непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.

Искусство - творческое отражение действительности.

Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

1) каменная скульптура;

2) наскальная живопись.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага.

В Казахстане археологи находят, в основном, вырезанные из кости и рога фигурки женщин, что свидетельствует о культе матери-земли, материнского рода.

Наскальная живопись изображала, как правило, животных, а так же сцены охоты и быта. Животные, изображенные в пещерах, отличаются реалистичностью изображения, чистотой линий и обилием красок.

Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

Древними художниками использовались натуральные красители: охра, марганец, древесный уголь. Эти красители смешивались с водой и животным жиром, который выполнял функции закрепителя. Поверхность стены подготавливалась, она также покрывалась закрепителем. Краски наносились подобием кисточек или матерчатыми тампонами. Еще надо заметить, что древним художникам было чуждо понятие художественной перспективы, поэтому фигуры рисовались в одной плоскости и не связывались единым сюжетом, не соблюдались размеры и пропорции рисунков.

 

Дополнительный материал

Отрывок из исторической повести С. В. Покровского «Охотники на мамонтов»:

«…[Охотник] Ао подошел к обрыву и уверенными взмахами копья начертил на гладком отвесе очертания зверя. Это был горбатый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядями длинных волос и высоко поднимал концы могучих клыков. Фигура слона была сделана немногими скупыми линиями, но так искусно, что с первого взгляда можно было узнать, кого изображает рисунок. Это искусство настоящего художника, у которого был глаз охотника, привыкший примечать все особенности и повадки зве­ря...

Все трое воткнули в землю острием вверх свои копья и ничком припали к земле; потом вскочили на ноги, и затянули протяжную песню. Под монотонный мотив на­чался охотничий танец. Они ходили вокруг копий друг за другом, сгибая через каждые три шага то одно, то другое колено...

...Охотники набрали горсти песку и стали с силой бросать в чудовище. Они мети­ли в то место, где Ао изобразил глаза — оба на одной стороне... После этого Ао... быстро обвел тупым концом копья черту вокруг ослепленного зверя. Круговая черта означала ловушку или, может быть, колдовскую силу, которая смыкается вокруг зве­ря. Как только круг замкнулся, охотники опять запели свое заклинание. Они долго-долго кружились, приседали и подпрыгивали. Наконец заклинательный танец кончил­ся. Охотники поочередно вонзали копья [в изображение мамонта]. Одно из них проби­ло глаз, другое — сердце, третье — живот. Этим все колдовство завершилось…» (История древнего мира: Рабочая тетрадь для 5-6 классов / Аппарович Н.И. и др. – М.: Издат, дом «ГЕНЖЕР». 1997. – С. 8)

 

Используемая литература и источники

1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Рауан, 1994.-96 с.

2.Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура, 2006.-160с.

3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. -Алматы: Аруна, 2002.- 224с.

4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. -Алма-Ата: Жалын, 1979.- 252с.

5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).-Алматы,1993.- 416с.

6. Археологические исследования в Казахстане. – Алма-Ата, 1973.

7. http://www.kazakhistory.ru/

8. http://tarih.ru