Древнекаменный (палеолит) и среднекаменный (мезолит) века на территории Казахстана

Древнекаменный век на территории Казахстана (палеолит)

 

Нижний, средний и верхний палеолит. Орудия труда

Стоянки палеолита на территории Казахстана

Появление «человека разумного»

Возникновение родовой общины. Вожди. Старейшины

Особенности среднекаменного (мезолита) века.  

Стоянки эпохи мезолита в Казахстане.

Зарождение земледелия и скотоводства.

Глоссарий

Дополнительная информация

Используемая литература и источники

 

 Нижний, средний и верхний палеолит. Орудия труда

Каменный век – один из важнейших этапов в истории человечества.

Самая продолжительная в истории человечества эпоха - палеолит или древнекаменный век.

Палеолит продолжался с 2 млн. 500 тыс. лет до н.э. по 12 тыс. до н.э.

Палеолит делится на верхний, средний и нижний палеолит.

Хронологические рамки нижнего палеолита – 2 млн.100 тыс. лет - 140 тысяч лет до н.э.

Средний палеолит (мустье) 140- 40 тыс. лет до н.э., а верхнего палеолита – 35-12 тыс. до н.э.

Мезолит (средний каменный век) 12-5 тысяч лет до н.э.;

Нижний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,100 млн. лет 700 тыс. лет назад), ашельскую (700 тыс. 150­-120 тыс. лет назад) и мустьерскую (150-120 тыс. 35-30 тыс. лет назад). В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И потому на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, про­колки и т. д.

К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщепы, найденные у поселка Конырдек на юго-западных склонах хребта Каратау.

Рубящие орудия, обнаруженные казахстанскими археологами существенно не отличаются от грубых каменных орудий труда Юго-Восточной Азии и Африки.

В нижнем палеолите для раскалывания камня человек исполь­зовал другой камень, просто ударял их друг о друга. Такая техника получила название техники оббивки или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька. Позже появились отбойники, кото­рые позволяли добиться лучших результатов.

Сырьем для изготовления орудий служила галька. При обработке орудий целенаправленные удары наносились с двух сторон камня и таким образом получали извилистый рабочий край. Полученные орудия использовались впоследствии как рубящие.

Стоянки палеолита на территории Казахстана

Памятники нижнего палеолита обнаружены в Центральном Казахстане. Одна из таких стоянок – Кудайколь – расположена на северо-восточной окраине Сары-Арки. Среди орудий этих стоянок можно выделить особенно: бифасы, т. е. орудия обработанные с обеих поверхностей камня; скребла, предназначенные для выделки шкур животных и обработки дерева, а также многочисленные нуклеусы – ядрища, с которых скалывались отщепы и пластины и использовались как орудия.

Среди других археологических памятников Центрального Казахстана заслуживают внимания стоянки Жаман-Айбат, расположенного в 150 км от г. Джезказгана и Обалысай. выявленного в Джездинском районе Карагандинской области.

Многочисленные стоянки более позднего времени обнаружены в Жамбылской области. Это – Шабакты, Барыказган и др. на них собрано свше пяти тысяч разнообразных орудий из кремня - ручные рубила, остроконечники, отщепы.

Самым древним памятником на территории Восточного Казах­стана считается на сегодняшний день местонахождение Козыбай, обнаруженное в 1989 г. на берегу р. Колгутты, недалеко от села Каратогай Катон-Карагайского района. Каменные изделия (отщепы, ручные рубила) были изготовлены рукой первобытного человека.

В следующий период (мустьерский) появилась иная техника обработки камня, но местами продолжала существовать и галеч­ная. Подобных памятников известно много на территории Южного и Центрального Казахстана.

Одним из таких памятников является стоянка, обнаруженная X. А. Алпысбаевым в 1958 г. и впоследствии названная именем казахского ученого-просветителя Ш. Валиханова. На стоянке обнару­жены каменные изделия, кострища и очаги, кости животныхлошади, бизона, сайгака, благородного оленя. Это единственная стоянка на терри­тории Казахстана, каменные изделия находятся в первоначальном положении, т. е. в таком виде, каким его оставил человек в мустьерское время.

Новые памятники мустьерского времени обнаружены нами в 1984 г. в Агадырском районе Жезказганской области. Это стоянки Огиз-Тау I и II, Улкен Ак-Мая. Каменные изделия залегают на склоне небольших возвышенностей у родника. Обитанию людей в данной местности способствовали близость сырьевого материала и наличие родника.

Выявленные топоры односторонней и двусторонней обработки, скребла, и нуклеусы изготовлены из местного сырья – серого кварцита.

Особый интерес представляют палеолитические памятники Западного Казахстана на полуострове Мангышлак.

Появление «человека разумного»

Древнейшие жители Казахстана были современниками пите­кантропа и синантропа, в эволюционном развитии соответствую­щие фазе Homo habilis. Первобытные обитатели Каратау уже могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи.

Верхний палеолит охватывает время от 4030 тыс. лет до 12 тыс лет назад. В эпоху верхнего палеолита изменился климат Казахстана. Климат стал более влажным, происходил рост гор Каратау и Тянь-Шаня.

С этой эпохой связано появление человека современного вида или как, называли его ученые – «человек разумный» (40 тысяч лет назад). В облике этого человека присутствуют современные черты – прямой лоб, ярко выраженный подбородок, малая ширина носа, широкий лоб. Рост у этих людей был высокий – от 168 до 194 см. Они имели длинные ноги, прямую походку.

Основным источником добычи пищи оставалась охота. Древний охотник на охоте использовал – легкое копье с каменным или костяным наконечником, гарпун - эти орудия были более удобны в охоте на крупную рыбу и речных животных. Часто охотники использовали каменные шары – болас использовали их как метательные снаряд. Более совершенные орудия, владение огнем, умение строить жилище позволили человеку из южных районов расселиться на север, до ледников, где обитали мамонты, северные олени, бизоны, гнездились перелетные птицы.

Возникновение родовой общины. Вожди. Старейшины

Совместная охота, борьба с хищниками, общее использование огня сплачивали людей. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Внутри человеческого коллектива главными становятся родственные связи. Начался процесс формирования родовой общины с возникновением рода. Род – коллектив родственников.

Жить вместе идти в цепи загонщиков и плечом к плечу стоять в сражении; вместе есть у костра горячее мясо и в случае нужды без колебания отдавать свою долю попавшему в беду другу и брату. Люди каменного века не знали, что такое богатство и власть. Сородичи были равны друг другу и все вместе решали свои дела. Род был един и всё достояние его было общим, это особенно проявлялось во время родовых празднеств. Несколько родовых общин живущих в одной местности составляло племя. Во главе таких родовых объединений избирались вожди.

Вопросы жизни и деятельности внутри рода решались на общем собрании. На общем собрании избирались старейшины. Это были самые умные, смелые, уважаемые люди, пользующиеся доверием членов рода.

Вся жизнь Рода была посвящена воспитанию сплоченности, выносливости и терпения в предвидении того рокового часа, когда всё это потребуется на охоте или в бою.

 Среднекаменный век на территории Казахстана (мезолит)

Особенности среднекаменного (мезолита) века.

Появление микролитов. Изобретение лука и стрел

Средний каменный век (мезолит) охватывает период 12-5 тысячелетий до н.э. В Казахстане памятников эпохи мезолита обнаружено немного.

Главная особенность мезолита – появление микролитов – мелких каменных орудий труда первобытного человека, которые имели длину 1-2 сантиметра. Микролиты служили наконечниками стрел и вкладными лезвиями в других орудиях охоты.

Изменение климата на территории Казахстана, исчезновение крупных животных и расширение количества мелких животных привели к изобретению лука и стрел. Древний человек эпохи мезолита кроме лука со стрелами изобрел и бумеранг.

Наблюдая за природой древние люди, заметили, что согнутое деревцо распрямляется с силой. Такое наблюдение привело к появлению лука и стрел. Люди стали больше охотиться на мелких, быстро бегающих животных и птиц. Лук позволил поражать цель на расстоянии в несколько сотен шагов. Из лука можно было стрелять стоя, лежа, с колена, сидя дальность полета стрелы, составляла - 100- 450 м в зависимости от типа лука.С использованием лука и стрел человек мог лучше обезопасить себя от нападения дикого животного и сделать запасы пищи. Лук же позволил людям охотиться на мелкую дичь.

Лук стал настолько совершенным орудием и оружием, что сохранился вплоть до нового времени.

 

Стоянки эпохи мезолита в Казахстане

 В эпоху мезолита происходит отступление ледника, наступает потепление, изменяется флора и фауна территории Казахстана. Люди не жили подолгу в од­ном месте. Они вынуждены были менять места сво­его обитания, следуя за мигрировавшими живот­ными, которые постоянно искали богатые травами пастбища. Мезолитические охотники жили по бе­регам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай Жайык (Урал).

В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. Ввиду того, что мезолитические охотники не жили подолгу на одном месте, их жилища тоже не были постоянными. Они сооружали себе жилища из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Основания таких жилищ глубоко вкапы­вались в землю, а площадь их составляла 40—60 квад­ратных метров. Остатки подобного жилища были обнаружены на берегу реки Есиль (Ишим).

В эпоху мезолита окрепла родовая община. Роды постепенно объединяются в племена.

Зарождение земледелия и скотоводства. Начало разделения труда

Древние люди в основном кормились собирательством: женщины срывали колоски пшеницы и растирали их на каменных зернотерках. Постепенно они заметили, что оброненные около жилищ зерна весной дают всходы, и стали бросать их специально, на взрыхленную мотыгой почву. На холмах заколосились первые пшеничные поля – оказалось, что небольшое поле может прокормить весь род. Ведь для охоты требуются обширные пространства: двадцать квадратных километров для пропитания одного охотника. Если же засеять эту землю зерном, то можно прокормить сотни, тысячи людей. Это было великое Открытие! Так появилось 10 тысяч лет назад земледелие.

На первых земледельцев снизошло неслыханное изобилие пищи. Первыми орудиями труда для обработки земли стали – палка-копалка, затем мотыга с каменным основанием, простейший серп и зернотерка.

Возвращаясь с охоты мужчины, часто приносили в жилище детенышей диких животных, вскармливали их и приручали. Постепенно люди стали разводить коз, коров, свиней и овец. Так появилось скотоводство. Домашние животные давали людям мясо, молоко, шерсть и кожу.

Итак, появление земледелия и скотоводства изменили жизнь людей. В истории человечества это первое разделение труда. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, а от собственного труда и умения. В истории развития человечества это был значительный шаг к прогрессу.

Глоссарий

Отщепы массивные прямоугольные кремневые орудия труда (каменные пластины)

Нуклеус – заготовка, ядро для каменных орудий труда

Рубило массивное каменное орудие до 20 сантиметров в длину и весом более 1 кг

Бифас примитивное орудие, обработанное с обеих поверхностей камня

Микролиты миниатюрные каменные пластины

Бумеранг серповидное изделие из дерева с дальностью полета до 100 м.

Род – коллектив родственников

Мотыга – орудие труда для обработки земли

 

Дополнительная информация

 Родовая община

«…Тогда осуществились принципы всеобщей справедливости, - говорит китайский трактат «Лицзы», в Поднебесной всё было общим, выдвигали мудрых и способ­ных, поступали честно, поддерживали согласие и мир. Вот почему старики имели приют, взрослые находили примене­ние, малолетних заботливо воспитывали, за всем был при­смотр за старыми вдовцами и вдовами, сиротами, бездет­ными стариками, немощными. Каждый мужчина имел свое занятие, девушки могли своевременно выйти замуж. Про­дукты нельзя было бросать на месте, но и не было необходи­мости прятать их у себя. Считалось зазорным не участвовать в труде, но трудились не для себя лично. Поэтому злые намерения не осуществлялись. Не было обмана, не было воровства и разбоя, поэтому не запирались наружные двери домов. Все это называлось Великим Единением». (Нефедов С.А. История древнего мира. – М.: Владос,1996. – С.28)

«…Коллективную охоту сменила коллективная работа в поле, которое так и называлось: Общее Поле, по-китайски, «гунь-тянь». Как и раньше, пища потреблялась сообща или делилась на примерно равные доли. «У них заведено возделывать поля всей родней, - писал римский географ об индийцах, - а после уборки урожая каждый получает достаточное количество продуктов пита­ния на год».

(Нефедов С.А. История древнего мира. – М.: Владос,1996. – С.28)

 

«…Общиной руководили выборные вожди-жрецы, кото­рые мало чем отличались от простых крестьян. «Когда Юй правил Поднебесной, он сам шагал впереди с сохой и заступом, бедра у него были тощими, на голенях не было ни волоска», - говорит предание о древнем вожде китайских племен. Со временем легенды превращали этих вождей в богов, им ставили храмы и приносили жертвы. В те времена было легко стать богом, мир населяло множество богов и духов, и люди боготворили деревья, камни, животных». (Нефедов С.А. История древнего мира. – М.: Владос,1996. – С.34)

 

Используемая литература и источники

1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.– Алматы: Рауан, 1994. –96 с.

2.Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамура, 2006. –160 с.

3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002.- 224 с.

4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 252 с.

5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).Алматы,1993. 416с.

6. Археологические исследования в Казахстане. – Алма-Ата, 1973.

7. http://www.kazakhistory.ru/

8. http://tarih.ru