Исторические источники
Как мы можем
узнать о жизни людей в далеком прошлом? Откуда можно получить информацию об
интересующих нас событиях далеких времен?
Человек после себя оставляет следы своей
деятельности. Представьте себе школьный кабинет, в котором только что закончился урок. Что можно найти в кабинете
после окончания уроков? Ручки, тетради,
забытую кем-то спортивную форму, учебник… По расписанию в дневнике мы можем
узнать, чем занимались ученики, какие уроки у них были в тот день недели, кому
принадлежат вещи.
Дело в том, что все, что когда-то происходило на Земле, тоже оставляет после себя следы, которые называют вещественными (материальными) источниками, свидетельствами прошлого. Самые прекрасные, сохранившиеся в веках творения рук человека являются нетленными, бесценными сокровищами, памятниками прошлого. Изучив такие «следы» человеческой жизни ученые-историки могут восстановить картину прошлого человечества.
Предметы прошлого, обнаруженные во время проведения археологических раскопок или бережно сохраненные потомками, являются источниками информации о прошлом, поэтому их называют ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ.
Историческим источником называют все, что несет в себе информацию о жизни людей и их деятельности. Эти источники информации о прошлом бесконечно разнообразны.
Исторические источники бывают: устные, письменные, вещественные.
Можно разделить исторические источники на археологические, этнографические, антропологические, изобразительные.
УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Исторические легенды и шежире.
Мифы и предания.
Народные песни и эпосы.
Сказки, пословицы-поговорки, загадки, слова-назидания.
Обрядовые песни (айтысы, песни, заклинания шаманов, фольклор).
Этнографические источники – материалы, собранные этнографией (наукой о народах и их традиционной культуре).
Людей, которые
собирают «сокровища» устного народного творчества, исследуют обычаи, обряды,
записывают старинные песни, былины называют этнографами.
ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos – племя, народ) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.
Одним из
известных ученых-этнографов был Александр Викторович Затаевич, который посвятил
большую часть своей жизни записи и исследованию сказаний, кюев казахского
народа. Результатом его научной деятельности стали труды: «1000 кюев казахского
народа» и «500 кюев казахского народа». В народе А.В.Затаевича называли
«собиратель жемчуга» за кропотливый труд по сбору фольклора казахского народа и
бережное отношение к народному слову и мудрости.
Письменные источники – то, что записано на бумагу или любой другой материал, а также литературные произведения разных жанров и официальные документы разных исторических времен: саги, летописи, фольклор, легенды, законы, указы...
Археологические источники – предметы, изготовленные в стародавние времена и сохраненные землей: древние постройки, могилы, клады, оружие, предметы быта и мн. др.
АРХЕОЛОГИЯ – наука, изучающая историю
человечества по вещественным источникам. Одним из известнейших
ученых-археологов в истории человечества был Шлиман.
Шлиман (Schliemann) Генрих (6 января 1822,
Германия – 26 декабря 1890, Неаполь) – знаменитый немецкий
археолог-самоучка, первооткрыватель-исследователь Трои, Микен, Тиринфа и
Орхомена.
Сын бедного протестантского пастора. С 7 лет,
после того как отец подарил ему «Всемирную историю для детей» с изображением
объятой пламенем Трои, открытие этого описанного Гомером города стало его
мечтой. Опираясь на поэму древнегреческого поэта Гомера «Илиада», Шлиман в 1873
году открыл древний город Трою.
В прошлом веке никому в голову не приходило,
что Троянская война – быль, а не сказка. Только маленький мальчик Генрих
Шлиман, сын бедного пастора, так полюбил гомеровских героев, что навсегда
поверил каждому слову «Илиады».
В семилетнем возрасте
он заявил отцу: «Когда я вырасту, то найду Трою». Говорят, что любовь и вера
творят чудеса, со Шлиманом так и
случилось. Долгие годы он оставался верен своей мечте – и чудо произошло, в один прекрасный день он
в самом деле нашел сказочный город царя Приама.
Не скоро пустился Шлиман на поиски Трои. Много ему пришлось пережить. И только в 1873 году на раскопках холма Гиссарлык на турецком берегу пролива Дарданеллы из-под земли показались остатки мощных стен, сохранившие следы пожара. Шлиман ликовал, уверенный, что ему удалось найти Трою. Из-под земли были извлечены золотые повязки, серьги, блюда, застежки… И тогда мир облетела весть: найдена Троя. Роль письменных источников в изучении истории огромна.
Изобразительные источники: живопись, скульптура того времени, про которое мы хотим получить информацию.
Антропологические источники помогают восстановить внешний облик и физический тип человека. Ученые-антропологи, исследуя костные останки захороненного человека, выясняют внешний облик, телосложение, изучают общее и особенное между этносами (народами) и расами.
АНТРОПОЛОГИЯ – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас.
Учеными-антропологами были реконструированы внешний вид древнего человека из кургана Берель и второго «Золотого человека» из кургана Арал-Тобе.
Науки-помощники, которые помогают писать историю человечества, раскрывая новые, неизведанные, но такие интересные страницы истории народов, государств и всего человечества называются вспомогательными историческими дисциплинами.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология и др.
История вместе с вспомогательными историческими дисциплинами помогает нам писать историю Земли и человечества, в том числе историю нашей Родины – Республики Казахстан.