ПОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА В КАЗАХСТАНЕ
Появление древнейшего человека в
Казахстане
Человеческое стадо – первая общественная
организация людей
Используемая литература и источники
Интересно, а существовал ли древнейший человек на территории Казахстана?
В 1958 году известный археолог Х. А. Алпысбаев находит целую серию стоянок первобытного человека в Южном Казахстане и доказал, что в пределах Казахстана могут быть открыты древние остатки первобытных людей. По-мнению ученых, первые древние люди проникли на территорию Казахстана из Европы, Азии и Сибири.
Древнейшие люди появились в Казахстане миллионы лет назад, а доказательством служат орудия труда, найденные в долине реки Арыстанды в Жамбыльской области и в отрогах гор Каратау в Южном Казахстане.
Первые люди, живущие на территории Казахстана, были современниками питекантропа. Археологические раскопки казахстанских ученых позволили пересмотреть историю древнего мира Казахстана.
История человечества делится на большие периоды. В археологии разработана своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода – палеолит, мезолит и неолит.
Палеолит продолжался с 2 млн. 500 тыс. лет до н.э. по 12 тыс. до н.э.
Палеолит делится на верхний и нижний палеолит.
Хронологические рамки
нижнего палеолита – 2 млн.500 тыс. лет –140 тысяч лет до н.э.
Средний палеолит (мустье) 140-40 тыс. лет до н.э., а верхнего палеолита – 40-12 тыс. до н.э.
Мезолит (средний каменный век) – 12-5 тысяч лет до н.э.;
Неолит (новокаменный век) – 5-3 тысячи лет до н.э.
Каждый из этих периодов отличается от предыдущего более совершенными орудиями труда.
В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И потому на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т. д.
К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщепы, найденные у пос. Конырдек на р. Арыстанды на юго-западных склонах хребта Каратау. Вместе с ними находились большие кремневые заготовки, нуклеусы, от которых были отбиты эти отщепы.
В нижнем палеолите для раскалывания камня человек использовал другой камень, просто ударял их друг о друга. Такая техника получила название техники оббивки или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька.
Полученные орудия использовались впоследствии как рубящие.
Сходство и тождество материалов из Южного Казахстана с орудиями труда, обнаруженными на территории Азии и Африки, позволяют высказать предположение о единстве развития нижнепалеолитических культур, в которых изменение и развитие шли единым путем.
Среди орудий можно выделить бифасы, т. е. примитивное орудие обработанное с обеих поверхностей камня, скребла предназначенные для выделки шкур животных и обработки дерева, а также многочисленные нуклеусы – ядрища, с которых скалывались отщепы и пластины и использовались как орудия.
В следующий период (мустьерский) появилась иная техника обработки камня, но местами продолжала существовать и галечная. Подобных памятников известно много на территории Южного и Центрального Казахстана.
Активно использовалось каменное орудие труда - рубило. Ручное рубило - массивное каменное орудие до 20 сантиметров в длину и весом более 1 кг. Камень оббивали, откалывая от него куски с одной стороны, и получали острый зубчатый край. Археологи такое орудие труда назвали чоппером. Камень, у которого обработаны две стороны – чоппинг.
Опыт изготовления первых орудий труда накапливался медленно. Постепенно люди переходили к изготовлению орудий труда из камня более мелких и более удобных по сравнению с ручными рубилами.
Так появляются различные
треугольные пластинки: остроконечники для резания и прокалывания шкур,
скребки, при помощи которых можно было сдирать шкуры с убитых животных.
Охотничьими орудиями были не только дубины, но и деревянные рогатины и копья.
Из костей изготовляли иглы и шилья.
Древний человек научился делать из камня ножи, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Более пяти тысяч орудий труда эпохи палеолита, найденные в Жамбылской области, - это рубила и остроконечники. Для позднего палеолита одним из наиболее ведущих орудий является резец.
В эпоху мезолита, около
12-5 тысяч лет до н.э., орудия труда уже не выглядели грубыми и примитивными.
Постепенно люди научились шлифовать камень, сверлить и пилить его, орудия
труда постоянно совершенствовались.
Наиболее высокого уровня
обработка камня достигла в эпоху неолита, в 5 тысячелетии до н. э. Техника
обработки камня достигла высочайшего уровня. Люди научились полировать камень,
изготавливать миниатюрные каменные пластины (микролиты), которые служили вкладышами составных орудий – ножей,
серпов. К этому времени люди придумали новые виды орудий труда - зернотерки,
ступки, топоры, мотыги и т.д.
При обработке камня, дерева, шкур развивалась рука древнего человека. Вместе с тем, умение изготавливать орудия труда влияло не только на развитие руки древнего человека, но и его мозга. Умение делать орудия труда выделило древнего человека из мира животных. Это стало важнейшим отличием человека от животных.
Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо -объединение людей для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Сообща первобытным людям легче было охотиться, легче противостоять опасности.
.
Древние люди занимались
собирательством и загонной охотой. Охотились на мамонтов, бизонов, маралов,
диких лошадей.
Древние люди научились пользоваться огнем. Вначале люди
использовали и сохраняли естественный огонь, возникший от попадания молнии в
дерево. Вначале люди использовали и сохраняли
естественный огонь, возникший от попадания молнии в дерево. Люди день и ночь
по очереди охраняли его, чтобы огонь не потух. Если очередной дежурный случайно
засыпал и костер потухал, то люди оставались без огня.
Археологи находят места, где костры горели сотни тысяч лет. Постепенно человек научился добывать огонь, ударяя камнем о камень, высекая таким образом искру. Другим способом было трение деревянной палочки о кусок дерева. В результате полученные тонкие опилки, нагреваясь от трения, начинали тлеть. К ним подносили трут, сделанный из шерстяных или растительных волокон, он загорался, а затем огонь раздували в пламя.
Научившись разводить костер, люди перестали зависеть от случайно добытого огня. Огонь давал очень многое: защиту от хищников, согревал, позволил есть пищу не в сыром, а готовить ее в горячем - жареном виде.
Около 100 тысячи лет назад на Земле наступило резкое похолодание.
Зимы стали продолжительными. Снег и лед не успевали растаять за короткое лето. На севере Европы и Азии образовался гигантский ледник. Ученые определили, что толщина его достигала двух километров. От холода людей спасали пещеры и огонь, дававший тепло и защищавший от диких животных.
Ученые считают, что 13 тысяч лет назад началось таяние ледника. На земле, освобожденной ото льда, появились разные виды растений. Земля стала принимать современный облик. В степных районах люди постепенно научились делать заслоны от ветра. Жилища строили из костей крупных животных и нетолстых деревянных жердей, сверху покрывая их шкурами. Из звериных шкур они научились изготовлять одежду. Иглы обычно делали из острых костей. Вместо ниток использовали сухожилия животных. Древние люди научились обжигать глину и делать посуду. Для этого они делали печи, создавая в них высокую температуру с помощью древесного угля и подаваемого воздуха.
Таким образом, археологические находки, сделанные казахстанскими учеными, позволили раздвинуть рамки древней истории человека и включили ряд районов Казахстана в мировую зону, где происходил процесс становления и развития первобытного человека.
Алпысбаев Хасан Алпысбаевич (1928 - 1978 гг.) родился в ауле №14 Баянаульского р-на Павлодарской области. В 1950г. закончил Среднеазиатский ГУ, где и прошел археологическую специализацию. В 1957-60гг. руководил Каратаусским палеолитическим отрядом. Первооткрыватель Южно-Казахстанского центра палеолитических культур. Впервые Х.А. Алпысбаевым были высказаны предположения, что территория Казахстана является одним из центров расселения древнейшего человека.
Отщепы - массивные прямоугольные кремневые орудия труда (каменные пластины).
Нуклеус – заготовка, ядро для каменных орудий труда.
Рубило - массивное каменное орудие до 20 сантиметров в длину и весом более 1 кг.
Бифас - примитивное орудие, обработанное с обеих поверхностей камня.
Чоппер - камень оббивали, откалывая от него куски с одной стороны, и получали острый зубчатый край.
Чоппинг - камень у которого обработаны две
стороны чередующимися сколами.
Микролиты -
миниатюрные каменные пластины.
Первобытное стадо
- объединение людей для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства.
«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени, четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними...
И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить... потом он вовсе исчез...» Рони-Старший «Борьба за огонь» (Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С.17-18)
«Нао... вдруг заметил среди ивняка женщину, которая ударяла одним камнем о другой. Посыпались искры, вдоль сухой тонкой травинки заплясала маленькая красная точка, затем загорелись ветки; женщина тихонько раздувала огонь, он стал пожирать свою пищу.
Сын Леопарда застыл в изумлении. Он подумал: "Вахи прячут огонь в камнях".
Подойдя к женщине, он старался получше рассмотреть, что она делает. ...Она протянула ему камни. Он жадно рассматривал их и, не найдя ни одной трещины, изумился еще больше. Он их ощупал: камни были холодные. Нао спрашивал себя с беспокойством: "Каким образом огонь вошел в эти камни?.. И почему же он не разогрел их?.."
Со временем он понял, что не вахи прячут огонь в камни, а что огонь сам живет в камнях. Огонь вспыхивал при ударе и бросался на ветки и сухие травы, но, будучи еще очень слаб, он сразу не мог схватить своей добычи.
Нао, запасшись сухими, почти обуглившимися травами, ударял один камень о другой. Он проделывал это с неистовой страстью. Затем его одолело сомнение. Он сказал себе: "Вахи скрывают от Нао какую-то тайну". Он с такой силой ударил камень о камень, что один из них раскололся. И вдруг... у Нао захватило дыхание... на одной из травинок появился маленький огонек!
И Нао,
неподвижный, чуть дыша, со сверкающими глазами, познал
радость большую, чем та, которую он испытал при победе над тигрицей...
Он чувствовал, что обрел могущество, которым не владел ни из его предков. Теперь никто не сможет умертвить огонь у людей его племени». Рони-Старший «Борьба за огонь» (Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С.18-19)
1.Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. –Алматы: Рауан, 1994. –96 с.
2.Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. –Алматы:Атамура, 2006.-160с.
3.Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. –Алматы: Аруна, 2002. – 224с.
4.Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 252с.
5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). –Алматы,1993.- 416с.
6. Археологические исследования в Казахстане. – Алма-Ата, 1973.
8. http://www.kazakhistory.ru/