Цифровой образовательный ресурс № 451
«Политический кризис Коммунистической партии Казахской
ССР
во второй половине 80-х и начале 90-х годов».
Преподаватель высшей категории Леоненко Андрей
Андреевич
Причины экономического кризиса конца 80-х годов в плановой
социалистической экономике, уравнительной психологии, лишающей людей
заинтересованности в результатах своего труда. Проблемы
экономики власти начали решать старыми командными методами. Руководству Союза казалось, что только Россия
обеспечивает все союзные республики. Руководители республик, заявляли, что они
«обеспечивают Россию сырьем, топливом и продовольствием». Каждая сторона
подсчитала, сколько она отдает, но не смогла определить, сколько она получает.
Это привело к экономическому хаосу. Экономические связи между предприятиями
были разрушены. Сокращение вооружений и армии повлекло за собой конверсию
оборонных предприятий, что еще больше осложнило кризис. Начался экономический спад.
В Казахстане были все признаки экономического кризиса. Демократизация общества была несовместима с законами социалистической уравниловки. Проблема заключалась в том, что переход от социалистической плановой экономики, основанной на монопольной государственной собственности, к рыночной, основанной на многообразии форм собственности, в одночасье был невозможен. Закон «О собственности в Казахской ССР» положил начало переходу от социалистической экономики к рыночной: кроме государствен-ной разрешались и другие формы собственности на средства производства. Начали формироваться рыночные отношения, возникали кооперативы, частные фирмы, малые предприятия. Сырьевая направленность экономики, отсутствие перерабатывающих предприятий оказались серьезным препятствием на пути к экономической самостоятельности, причиной зависимости экономики республики от России. В 1988 г. из республики было вывезено продукции на 6,7 млрд. руб., а ввезено на 13,8 млрд. руб. Казахстан вывозил сырье и полуфабрикаты, а ввозил готовую дорогую продукцию. В 1991 г. объем недопоставленных в республику предметов потребления в денежном выражении ежемесячно возрастал вдвое. Участились случаи потери рабочего времени из-за нехватки материалов, электроэнергии. Многие предприятия вынуждены были остановить производство. В 1991 г. 533 предприятия в республике (11%) закончили год с убытками. В экономике сложилось положение, что невыгодно было заниматься производством, прибыль приносила только торговля и спекуляция. Появились богатые, тогда как основная масса людей скатывалась в нищету.
К концу 80-х годов появились возможности установления прямых экономических и торговых связей Казахстана с зарубежными странами. Казахстан экспортировал свою продукцию, но 97% составляли сырье, материалы и полуфабрикаты. Казахстан принял законы «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР». В республике были созданы Министерство внешней экономики, Внешнеэкономический банк. Объем внешней торговли в 1990 г. вырос в 1,5 раза.
Необходимость демократизации общества требовала пересмотра отношений
между Центром и союзными республиками. С 1988 г с подачи
национально-демократических I движений Прибалтийских республик, был поднят
вопрос о необходимости нового союзного договора. Парламенты Латвии, Литвы,
Эстонии, а позже Украины, Кыргызстана России приняли декларации о
государственном суверенитете. Все остальные республики СССР осенью 1990 г.
объявили о своем суверенитете («парад суверенитетов»). Однако руководители
центральных органов расценивали это как склонность к сепаратизму, землячеству,
национализму. Принятие Российской
Федерацией Декларации о суверенитете послужило тяжелым ударом по советской
системе, так как Россия являлась самой крупной из советских республик и была
стержневой частью СССР. В апреле 1990 г. Верховный Совет республики принял Закон об учреждении должности Президента
Казахской ССР. На этот пост был избран Н.А.Назарбаев. Введение
президентства было направлено на стабилизацию экономического и политического
положения. 25 октября 1990 г. Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о
государственном суверенитете Казахской Советской Социалис-тической Республики.
Республика объявила о своем исключительном праве на владение территорией, ее
недрами, водой и другими природными ресурсами. Были указаны гарантии прав и
свобод граждан. Была отмечена самостоятельность республики в решении проблем в
международных отношениях. Это был реальный шаг к полной независимости
республики. Президент Казахстана издал указы о создании Совета безопасности, о
передаче государственных предприятий союзного подчинения в ведение
правительства Казахстана, о создании золотого и алмазного фондов Казахской ССР.
Эти меры стали основой для достижения независимости республики. 20 июля 1991 прошел расширенный IV Пленум
Центрального Комитета Компартии Казахстана. В нем участвовали не только
члены ЦК, но были приглашены также руководители областей, члены Кабинета
Министров, депутаты, руководители профсоюзных и комсомольских организаций. Н.Л.Назарбаев сделал доклад о проекте
нового союзного договора. Подписание было запланировано на 20 августа 1991
г. Хотя проект договора и не предполагал передачи всей полноты власти
республикам, некоторым руководителям Союза определенные послабления показались
слишком большой уступкой. До подписания нового союзного договора они
предприняли попытку государственного
переворота. Органи-заторы этой акции, которая получила название «августовского
путча», назвали себя Государственным комитетом по чрезвычайному положению
(ГКЧП) и поставили цель восстановить разваливающийся Союз. 21 августа 1991
г. ГКЧП, не нашедший поддержки среди народа, а поддержанный только частью
высшего руководства армии и партийной номенклатуры, потерпел окончательное
поражение. Эти события ускорили распад Советского Союза, просуществовавшего 74
года, подписание союзного договора не состоялось. В рядах Компартии Казахстана
на конец 1990 г. числились 800 тыс. коммунистов. В средствах массовой
информации продолжалась критика КПСС. Авторитет
Коммунистической партии падал. Участились случаи выхода из рядов партии.
Неудавшаяся попытка государственного переворота, руководимая высшими
чиновниками Компартии, привела к развалу КПСС. 23 августа 1991 г. Н.Назарбаев заявил о своем выходе из состава
Политбюро ЦК КПСС. Позже и сама Компартия Казахстана полностью вышла из состава
КПСС.
Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. 29 октября – 4 ноября 1918 г. было провозглашено создание коммунистического союза молодежи. Первые ячейки комсомольцев в Казахстане появились в 1918-1920 гг. в городах: Верном (Алматы), Уральске, Перовске (Аральске), Актюбинске, Петропавловске, Аулие-Ате (Таразе), Семипалатинске, Усть-Каменогорске и Урде. Комсомольцы гражданской войны с честью и достоинством сражались с теми, кто защищал идею «единой и неделимой тюрьмы народов» царской империи. В частях Красной Армии и партизанских отрядах они громили банды белоказачьих атаманов Толстова, Дутова и Анненкова, боролись с колчаковщиной. После войны началось восстановление народного хозяйства, борьба с голодом и детской беспризорностью, ликвидация безграмотности. В этот же период оформляется республиканская комсомольская организация. 9 июня 1920 г. было создано Казахское бюро ЦК РКСМ, которое поочередно возглавляли Сергей Далин, Николай Блудау, Смагул Садвакасов. В июле 1921г. состоялась Всеказахстанская конференция РКСМ, избравшая руководящие органы республиканской комсомольской организации, тогда же завершилось создание комсомольских организаций во всех губерниях, уездах и городах Казахстана и широкой сети комсомольских ячеек в аулах и селах, на предприятиях и в учреждениях. Зачинателями и организаторами массового комсомольского движения в Казахстане выступили Серикгали Джакупов, Гани Муратбаев, Мирасбек Тулепов, Федор Рузаев, Кайсар Таштитов, Алма Уразбаева, Ибат Игенов, Николай Алексеев, Садык Нурпеисов и другие активные представители казахстанской молодежи. Главной заботой комсомольцев в 20-е годы стала ликвидация безграмотности населения. Создавались школы и курсы по обучению грамоте молодежи и взрослых, «красные юрты» и «избы читальни», открывались клубы и библиотеки, велась профессиональная подготовка кадров рабочих в ФЗО и ПТУ. Особое внимание комсомол Казахстана оказывал беспризорным детям. По всей республике были открыты дома приюта для беспризорников, строились детские дома. Комсомольцы стали инициаторами формирования первых пионерских отрядов и развития пионерского движения. Во второй половине 20–30-х гг. Казахстан превратился в гигантскую стройку. Комсомольцы активно участвовали в создании Балхашского и Карсакпайского медеплавильных и Чимкентского свинцового заводов, Лениногорского полиметаллического и Актюбинского химического комбинатов, угольных шахт Караганды и Ленгера, нефтяных промыслов Эмбы, Семипалатинского мясокомбината. Казахстан был прорезан сетью железных дорог, развивался речной транспорт и авиавоздушное сообщение, построены десятки предприятий перерабатывающей промышленности. Тысячи комсомольцев республики участвовали в этой созидательной работе, среди них было немало ударников и стахановцев, передовиков производства. Этот период насыщен и культурными преобразованиями – первые вузы, техникумы и училища были заполнены казахстанской молодежью. Были подготовлены десятки тысяч молодых специалистов, составивших затем гордость и славу науки и культуры Казахстана, государственного и политического руководства республики, интеллигенции массовых профессий – инженеров, учителей и врачей. Грянула Великая Отечественная война. Защищать свою Родину встали 1200 000 казахстанцев, почти полмиллиона погибли в боях. 240 тысяч комсомольцев добровольцами ушли в армию. Комсомольцы Казахстана сражались на всех фронтах, участвовали в защите Ленинграда, Москвы и Сталинграда, брали Кенигсберг, Вену и Берлин. Комсомольцами были Герои Советского Союза Алия Молдагулова, и Маншук Маметова, 28 гвардейцев панфиловцев, и дважды Герои летчики – Талгат Бегельдинов, Сергей Луганский, Леонид Беда, Иван Павлов. Комсомольцы самоот-верженно трудились в тылу, превращали Казахстан в арсенал фронта. Ими сверх планов были добыты десятки тысяч тонн руды, нефти и угля, выплавлены сотни тонн меди и свинца, пошито огромное количество комплектов военного обмундирования, собрано на нужды фронта почти 36 млн. рублей, на которые строились танковые колонны и авиационные эскадрильи. В освобожденных районах трудились тысячи комсомольцев Казахстана. Среди великих свершений послевоенного времени было героическое освоение целинных и залежных земель. Комсомольская организация республики в 50-60-ые годы выросла более чем в четыре раза. Комсомольцы участвовали в создании более чем двух тысяч совхозов, ими были распаханы и засеяны миллионы гектаров плодородных земель. За 25 лет с начала освоения целины (1954-1978 гг.) было произведено более 466 млн. тонн зерна. В эти же годы в Казахстане был сформирован мощный промыш-ленный народно-хозяйственный комплекс, построены такие индустриальные гиганты как Казахстанская Магнитка в г. Темиртау, Павлодарские алюминиевый и тракторный заводы, заводы машиностроения в Караганде, Целинограде (Астана), Петропавловске, Актюбинске, Уральске. Создана солидная энергетическая база, возведены новые электростанции. Рос научно-культурный потенциал: открывались новые вузы и техникумы, театры, наука получила хорошее материально-техническое оснащение. Казахстан 60-80-х годов ХХ века являл собой образец динамично развивающегося общества с высоким уровнем всех социально-экономических показателей. Неоценима роль в этих преобразованиях казахстанской молодежи и ее сплачивающегося ядра – комсомола. Можно назвать тысячи имен молодых энтузиастов-созидателей. Вожаками комсомола в 50-80-ые годы были: Николай Дыхнов, Сагындык Кенжебаев, Узбекали Джанибеков, Закаш Камалиденов, Куаныш Султанов, Имангали Тасмагамбетов и многие другие руководители республиканской, областных, городских и районных комсомольских организаций. Из республиканской комсомольской организации вышли выдающиеся деятели современности, такие как Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, который в 1969–1971 гг. возглавлял Темиртаускую городскую комсомольскую организацию. Комсомольцы активно участвовали в создании экономической основы современного Казахстана. Наряду с этим комсомол выполнял и другую важнейшую функцию – воспитание молодежи. Девушки и юноши вступали в комсомол в 14-летнем возрасте, а затем еще на протяжении десяти лет были связаны с его деятельностью. Это важный этап в жизни любого человека, когда закладываются основы знаний, молодой человек выбирает свой жизненный путь, формируется его мировоззрение, юное создание учится жить в коллективе, уважать своих товарищей, вырабатывает у себя морально-этические и нравственные принципы поведения, формируется характер. Через несколько лет именно от этих людей будут зависеть судьба страны.
Датой рождения Пионерской организации считается 19 мая 1922. Имя В.И. Ленина присвоено 23 января 1924 года. Пионерская организация возникла, когда после гражданской войны более 7 миллионов детей стали сиротами. Бездомные дети начали организовывать группы со своими правилами и привычками. После выхода закона запрещающего эксплуатацию детей они не могли найти себе какую-либо работу. Н.К. Крупская и другие руководители Советского государства видели в Пионерской организации форму воспитания нового человека. Пионеры участвовали в ликвидации неграмотности, беспризорности и др. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков стремился воплотить в Пионерской организации позитивные стороны скаутского движения. Именно он предложил назвать детскую организацию пионерской, ввести девиз «Будь готов!», развивать игровые формы воспитательной работы с детьми и пр. Основной организационной формой пионерской организации является пионерская дружина. Термин «пионерская дружина» вошёл в жизнь пионерской организации в 1942 году, как символ героизма боевых дружин 1905-07гг. Пионерская дружина создаётся в общеобразовательной школе, школе-интернате, в суворовском, нахимовском училищах, детском доме; в период школьных каникул - во всех типах пионерских лагерей. В структуре пионерской дружины основное место занимают отряды, которые обычно объединяют пионеров одного класса и состоят из звеньев. Каждая пионерская дружина имеет своё Красное знамя, отряд - Красный флаг. Пионерская дружина строит работу в соответствии с «Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации им. В. И. Ленина». Пионерские дружины действуют под руководством комсомола и в контакте с педагогическим коллективом и общественностью; внеклассная работа с учащимися 1-8-х классов проводится в основном через пионерскую дружину. По поручению ВЛКСМ пионерской дружиной руководит старший пионервожатый. Пионерские дружины объединяются в районную, городскую организацию во главе с органом коллективного руководства - советом пионерской организации. Детское движение Казахстана в годы Великой Отечественной войны было представлено пионерской организацией республики. Война значительно изменила содержание работы пионерских организаций. Во время Великой Отечественной войны пионеры и ученики Казахстана встали на место отцов и братьев, ушедших на фронт. Они активно участвовали во Всесоюзных акциях, таких, как Всесоюзный воскресник «Пионеры - фронту!». Акмолинские пионеры на республиканском воскреснике, прошедшем в канун Дня молодёжи под девизом: «Пионеры - фронту!», заработали 131641 рубль, 7541 трудодень и собрали 259 тонн металлолома, обмолотили зерна с 188 гектаров земли и собрали колосья пшеницы с 1500 гектаров земли. Кустанайские пионеры, являясь образцом начинания строительного дела в Казахстане, организовали 12 ремонтных бригад, их силами отремонтированы 728 парт, оформлены наглядные учебные пособия. 7 сентября 1941 года учащиеся школы принимали активное участие в воскреснике республиканского масштаба «Помощь пионеров фронту». На воскресниках они собирали металлолом, работали на полях и скотоводческих фермах колхоза. Деньги в сумме 1097913, поступившие от проведенного 7 сентября 1941 года воскресника, перечислены в пользу фонда защиты Родины. Наиболее вecoмым вкладом пионеров Казахстана в годы войны был сельскохозяйственный труд. В обязательном порядке начали изучать такие предметы, как устройство с/х техники: тракторов, комбайнов, автомашин. А в 5-7 классах стали обучать основам ведения хозяйства в аулах. Школьники умели обслуживать рабочий транспорт, пахать землю, косить сено. Таким образом, из учеников старших классов и пионеров совхозы и колхозы готовили кадровых механизаторов. 80 тысяч учеников и 23 тысячи учителей, посещая кружки, знакомились с основами агротехники. За первые два года войны из числа учеников было подготовлено 17672 тракториста, 4520 комбайнеров, 2306 шоферов. В 1942 году пионеры и ученики Казахстана выработали 2 млн. 445 тыс. трудодней, выполнили работу 33300 взрослых колхозников. В этом же году за отличную работу похвальными грамотами ЦК ЛКСМ Казахстана и Комиссариата народного просвещения Казахской ССР были награждены 1294 учащихся и 349 учителей. Самым лучшим вожатым 48 отрядов были вручены денежные призы. Таким образом, в период с 1941 по 1945 гг. пионерами было заработано 2604474 рубля. Пионеры оказывали помощь не только в сельском хозяйстве, но и в других производственных отраслях. Аральские пионеры ловили рыбу на 2-х океанских судах, полученные деньги (4350 рублей) отдали в фонд защиты Родины. Южноказахстанские пионеры для госпиталей заготовили 266 куб. дров. Центральный комитет ЛКСМ Казахстана, поддерживая начинания кустанайских школ, призывал пионеров республики собрать средства для выпуска танков. На производство колонны танков под названием «Пионеры Казахстана» в республике было собрано 2199982 рубля. В конце 40-х - начале 50-х гг. Всесоюзная пионерская организация участвовала в восстановлении разрушенных городов и сёл, началось пионерское движение «Украсим Родину садами», прошли всесоюзные экспедиции по изучению родного края. Однако работа некоторых пионерских коллективов стала замыкаться рамками школы, временами многообразная деятельность пионерской организации подменялась парадными сборами. В целях повышения роли комсомольской и пионерской организаций в осуществлении перехода ко всеобщему среднему образованию, в укреплении учебно-материальной базы и дальнейшем улучшении учебно-воспитательной работы в сельской школе ЦК ВЛКСМ объявил в 1969-70 всесоюзную двухлетку «Комсомол - сельской школе» и в 1971-75гг. пятилетие шефства над сельской школой. Пионерские отряды и дружины участвуют в строительстве, оборудовании и ремонте школ, в работе постов всеобуча, в шефстве над дошкольными учреждениями. С середины 80-х годов предпринимались попытки реформировать Пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана. С октября 1990 преемником Пионерской организации является Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов. Опыт Всесоюзной пионерской организации используется детскими демократическими организациями других стран. Всесоюзная пионерская организация оказывает всестороннюю помощь детским организациям многих стран Африки, Азии, Латинской Америки и другим в подготовке кадров, укреплении материальной базы. Союз Пионерских Организаций - Федерация Детских Организаций (СПО-ФДО), международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. . В 2000-ом году в составе СПО-ФДО насчитывалось 65 членов (организации стран СНГ, республик Российской Федерации, региональные организации, профильные объединения по интересам).