Развитие науки и культуры в Казахстане в 1920-1930 годы

 

     Ликвидация неграмотности.  В начале 20 годов ХХ века  в Казахстане перед народом была поставлена важная задача - лик­видировать неграмотность населения. Стране требовались квалифицированные рабочие и инженерно-технические работники.Поэтому в первую очередь было намечено ликвидация неграмотность среди взрослых. Для этого были вы­делены средства из государственного бюджета. Шко­лы обеспечивались новыми учебниками, учителями. Государство объявило культурный поход для всей молодежи с целью обучить грамоте жителей деревень и аулов, где проживала основная масса неграмотных.

      В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около 2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности для взрослых, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации неграмотности, красные юрты для работы с женщи­нами, школы-коммуны, школы-интернаты, рабфаки (рабочие факультеты). В 1924 году было организовано общество под назва­нием «Долой неграмотность». Члены общества раздавали книги, помогали учить алфавит, открывали пункты по ликвидации неграмотности для взрослых людей, знакомили население с по­литическими новостями.

     По данным советских органов власти, в 1928 году в Ка­захстане лишь 25 процентов всего народа было грамотным, из них лишь 10 процентов составляли казахи. При этом, учитывались грамотными лишь те кто закончил русскую школу, казахи закончившие мусульманские мектебы и умеющие писать и читать на арабском алфавите, не учитывались. В 1930-е годы в Казахстане ста­ло обязательным обучение граждан в возрасте от 15 до 30 лет.

     Развитие народного образования. 27 августа 1930 года в Казахстане было принято по­становление о введении всеобщего обязательного началь­ного образования. По нему все дети школьного возрас­та должны были пройти 4 - летнее обучение. Для тех, кто хотел продолжить образование, от­крылись 7- и 10-летние образовательные школы. В 1931 году правительство ввело обязательное 7-летнее образование. К 1935 году в Казахстане 91% детей школьного возраста был охвачен обучением в семиклассных и средних школах. В 1939 году уже 76,3 процента казахстанцев могли свободно писать и читать.

     В стране не хватало учителей, учебников, методической литературы. Началась разработка новых учебных книг. Для написания учебников были привлечены А.Букейханов, М. Жумабаев. Аймаутов и другие известные люди Казахстана.

     В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к фонетике казахского языка арабскую графику.  Усовершенствованный арабский шрифт позволил казахам читать любые тюркоязычные книги. Но в 1929 году был принят указ о переходе казахского языка с арабской графики на латинскую, что нанесло тяжелый удар по языку и системе образования.  Теперь надо было вновь начинать учить людей  еще и  латинице. Но уже в 1940 году латиница была заменена на кириллицу. Людям вновь пришлось уже осваивать новый алфавит.

     Первый букварь на казахском языке был создан А. Байтурсыновым, составителем учебника алгебры стал К.Сатпаев, а географии - А.Букейханов.

     Развитие высшего и среднего специального образования. С 1920-х годов открыва­лись техникумы, учебные заведения среднего профессионального образования, перед Великой Отечественной войной их было 118. Со вто­рой половины 1930-х годов государство основатель­но взялось за развитие народного образования.  Первым казахстанским высшим учебным заведением  стал Казахский государственный педагогический институт  (ныне Казахский Нацио­нальный педагогический университет им. Абая)  в  городе  Алма- Ата (ныне Алматы)то позволило подготовить учителей с высшим образованием.  В 1931 году открылся Алма-Атин­ский медицинский институт по подготовке учителей, а в 1934 году в Казахстане открылся первый университет.  К  1940 году в Казахстане работало 20 высших учеб­ных заведений.

     Наука и культура. 20-30-е годы – это период быстрого развития науки Казахстана. В 1920 году открылось первая научная организация- Общество по изучению Казахстана с целью  изучения истории, этнографии, экономики Казахстана. Неоценимый вклад в это дело внесли  ученые А.Ф. Рязанов, А. Диваев, М. Тынышпаев, М. Дулатов, А.Б. Чулошников. Филиалы Общества по изучению Казахстана от­крылись в Петропавловске, Кокшетау, Уральске, Се­мипалатинске.

     На территории Казахстана работали экспедиции по изучению его природных богатств. В 1932 году была создана Казахстанская база Академии наук СССР, а при ней стали открывать научно-исследовательские институты. Всего в 1932 году работало 12 НИИ, 115 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций. Огромный вклад  в дело становления и развития науки и изучения природных богатств  Казахстана внес К.И. Сатпаев. Неизмерима его заслуга в развитии отече­ственной геологической науки.

     Становление казахского советского искусства.  Особое место  в культурном наследии 20-30-х годов имеет казахская литература, музыка и живопись. В 20-30-е годы успешно развивалась казахская литература. В этой области работали такие великие деятели, как А. Байтурсынов, М. Дулатов,  М. Жумабаев, Ж. Аймауытов, С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров,  М. Ауэзов, Г. Мусрепов.

      В 1937-1938 годах руководители СССР начали проводить массовые  репрессии. Были арестованы по ложным доносам и расстреляны многие государственные и обще­ственные деятели Казахстана, особенно бывшие представители партии  «Алаш», а также представители казах­ской интеллигенции всей ду­шой боровшихся за просвещение и благополучие наро­да. Обвиненные в «шпионаже», объявленные «врагами народа», они в конечном итоге были расстреляны, их семьи  были сосла­ны  в ссылку или заключены в лагеря. Почти все репрессиро­ванные были высокообразованными, культурными, политически грамотными людьми.

     Становление казахского искусства.   Большой вклад в дело развития и  сохранения музыкального искусства казахов внес русский этнограф и композитор А.В.Затаевич. Более 15 лет он собирал казахские песни и кюи , которые составили в две большие книги: « 500 песен и кюев казахского народа» и

« 1000 песен казахского народа». Эти работы А.В.Затаевича ценны и сегодня, тем, что позволяют познакомиться с « жемчужинами» народного искусства Казахстана. Не зря в народе его назвали « Ловцом  жемчуга».

     Своим талантом музыканты Казахстана покоряли народы Европы. Выдающийся казахский певец Амре Кашаубаев своим могучим голосом покорил зрителей Франции в 1925 году, участвуя  в фестивале народных песен, а в 1927 году он принимал участие в аналогичных состязаниях в Германии, где также его ждал неподражаемый успех.

     В мастерской художника  Н.Г.Хлудова впервые начали осваивать профессию художника талантливые казахские юноши. Здесь начал свой творческий путь первый ка­захский художник Абильхан Ка­стеев, внесший огромный вклад в развитие художе­ственного искусства страны.

     В 1926 году открылся первый национальный казахский театр. Его возглавил талантливый драма­тург, режиссер, артист Жумат Шанин (1821-1937 гг.). Первой пьесой, поставленной на сцене театра, была пьеса М.Ауэзова «Енлик-Кебек». В XIX веке многие талантливые люди из народа объедини­лись и выступали в аулах и на ярмарках с концертами, маскарадами. Первый советский театр со всего Казахстана собирал талантливых людей.

      В 1934 году был открыт Казахский государственный музыкальный те­атр

 ( ныне театр оперы и балета имени Абая). Более 100 раз он показал оперу Евгения Брусиловского "Айман-Шолпан", написанную по мотивам лиричес­кой поэмы.

    Таким образом, 20-30 годы ХХ века можно назвать годами становления разных жанров и направлений современного казахского искусства. Казахи в массовом порядке через различные учебные заведения и учреждения культуры приобщались к достижениям мировой культуры.