Развитие науки и культуры в Казахстане в
1920-1930 годы
Ликвидация
неграмотности. В начале 20 годов ХХ века в Казахстане перед народом была поставлена важная
задача - ликвидировать неграмотность населения. Стране требовались
квалифицированные рабочие и инженерно-технические работники.Поэтому в первую очередь было намечено ликвидация
неграмотность среди взрослых. Для этого были выделены средства из
государственного бюджета. Школы обеспечивались новыми учебниками, учителями. Государство
объявило культурный поход для всей молодежи с целью обучить грамоте жителей
деревень и аулов, где проживала основная масса неграмотных.
В
1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около 2,5 тыс. пунктов по
ликвидации неграмотности для взрослых, в которых обучалось более 70 тыс.
человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации неграмотности,
красные юрты для работы с женщинами, школы-коммуны, школы-интернаты, рабфаки (рабочие
факультеты). В 1924 году было организовано
общество под названием «Долой неграмотность». Члены общества раздавали книги,
помогали учить алфавит, открывали пункты по ликвидации неграмотности для
взрослых людей, знакомили население с политическими новостями.
По данным советских органов власти, в 1928
году в Казахстане лишь 25 процентов всего народа было грамотным, из них лишь 10
процентов составляли казахи. При этом, учитывались
грамотными лишь те кто закончил русскую школу, казахи закончившие мусульманские
мектебы и умеющие писать и читать на арабском алфавите, не учитывались. В
1930-е годы в Казахстане стало обязательным обучение граждан в возрасте от 15
до 30 лет.
Развитие народного образования. 27
августа 1930 года в Казахстане было принято постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. По нему
все дети школьного возраста должны были пройти 4 - летнее обучение. Для тех,
кто хотел продолжить образование, открылись 7- и 10-летние образовательные
школы. В 1931 году правительство ввело обязательное 7-летнее
образование. К 1935 году в Казахстане 91% детей
школьного возраста был охвачен обучением в семиклассных и средних школах. В
1939 году уже 76,3 процента казахстанцев могли свободно писать и читать.
В стране не хватало учителей, учебников,
методической литературы. Началась разработка новых учебных книг. Для написания
учебников были привлечены А.Букейханов, М. Жумабаев,Ж.
Аймаутов и другие известные люди Казахстана.
В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к
фонетике казахского языка арабскую графику.
Усовершенствованный арабский шрифт позволил казахам читать любые
тюркоязычные книги. Но в 1929 году был принят указ о переходе казахского языка
с арабской графики на латинскую, что нанесло тяжелый
удар по языку и системе образования.
Теперь надо было вновь начинать учить людей еще и
латинице. Но уже в
Первый букварь на казахском языке был
создан А. Байтурсыновым, составителем учебника алгебры стал К.Сатпаев, а
географии - А.Букейханов.
Развитие
высшего и среднего специального образования. С 1920-х годов открывались техникумы, учебные заведения
среднего профессионального образования, перед Великой Отечественной войной их
было 118. Со второй половины 1930-х годов государство основательно взялось за
развитие народного образования. Первым
казахстанским высшим учебным заведением
стал Казахский государственный
педагогический институт (ныне
Казахский Национальный педагогический университет им. Абая) в городе
Алма- Ата (ныне Алматы).Это позволило подготовить учителей с высшим образованием. В 1931 году открылся Алма-Атинский медицинский институт по подготовке учителей, а в
Наука и культура. 20-30-е
годы – это период быстрого развития науки Казахстана. В 1920 году открылось
первая научная организация- Общество
по изучению Казахстана с целью изучения истории, этнографии, экономики Казахстана.
Неоценимый вклад в это дело внесли
ученые А.Ф. Рязанов, А. Диваев, М. Тынышпаев, М. Дулатов, А.Б.
Чулошников. Филиалы Общества по изучению Казахстана открылись в
Петропавловске, Кокшетау, Уральске, Семипалатинске.
На территории
Казахстана работали экспедиции по изучению его природных богатств. В 1932 году была создана Казахстанская база Академии
наук СССР, а при ней стали открывать научно-исследовательские институты. Всего
в 1932 году работало 12 НИИ, 115 опытных станций, 186
опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций. Огромный вклад в дело становления и развития науки и
изучения природных богатств Казахстана
внес К.И. Сатпаев. Неизмерима его заслуга в развитии отечественной
геологической науки.
Становление казахского советского искусства. Особое
место в культурном наследии 20-30-х
годов имеет казахская литература, музыка и живопись. В
20-30-е годы успешно развивалась казахская литература. В этой области работали
такие великие деятели, как А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, Ж. Аймауытов, С. Сейфуллин, Б.
Майлин, И. Жансугуров, М. Ауэзов, Г.
Мусрепов.
В
1937-1938 годах руководители СССР начали проводить массовые репрессии. Были арестованы по ложным доносам и
расстреляны многие государственные и общественные деятели Казахстана, особенно
бывшие представители партии «Алаш», а
также представители казахской интеллигенции всей душой боровшихся за
просвещение и благополучие народа. Обвиненные в «шпионаже», объявленные
«врагами народа», они в конечном итоге были расстреляны, их семьи были сосланы в ссылку или заключены в лагеря. Почти все
репрессированные были высокообразованными, культурными, политически грамотными
людьми.
Становление казахского искусства. Большой
вклад в дело развития и сохранения музыкального
искусства казахов внес русский этнограф и композитор А.В.Затаевич. Более 15 лет
он собирал казахские песни и кюи , которые составили в
две большие книги: « 500 песен и кюев казахского народа» и
«
1000 песен казахского народа». Эти работы А.В.Затаевича ценны и сегодня, тем,
что позволяют познакомиться с « жемчужинами» народного искусства Казахстана. Не
зря в народе его назвали « Ловцом
жемчуга».
Своим талантом музыканты Казахстана
покоряли народы Европы. Выдающийся казахский певец Амре
Кашаубаев своим могучим голосом покорил зрителей Франции в 1925 году,
участвуя в фестивале народных песен, а в
1927 году он принимал участие в аналогичных состязаниях в Германии, где также
его ждал неподражаемый успех.
В мастерской художника Н.Г.Хлудова впервые начали осваивать профессию
художника талантливые казахские юноши. Здесь начал
свой творческий путь первый казахский художник Абильхан Кастеев, внесший огромный вклад в развитие художественного
искусства страны.
В 1926 году открылся
первый национальный казахский театр. Его возглавил талантливый драматург,
режиссер, артист Жумат Шанин (1821-1937
гг.). Первой пьесой, поставленной на сцене театра, была пьеса М.Ауэзова
«Енлик-Кебек». В XIX
веке многие талантливые люди из народа объединились и выступали в аулах и на ярмарках
с концертами, маскарадами. Первый советский театр со всего Казахстана собирал
талантливых людей.
В
( ныне театр оперы и балета
имени Абая). Более 100 раз он показал оперу Евгения Брусиловского
"Айман-Шолпан", написанную по мотивам лирической поэмы.
Таким образом, 20-30
годы ХХ века можно назвать годами становления разных жанров и направлений
современного казахского искусства. Казахи в массовом порядке через различные
учебные заведения и учреждения культуры приобщались к достижениям мировой
культуры.