Цифровой образовательный ресурс № 448
«Из истории Коммунистической партии и комсомола
Казахстана»
Преподаватель высшей категории Леоненко Андрей
Андреевич
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА:
основана В. И. Лениным, как революционная марксистская партия рабочего класса. КПСС
прошла огромный боевой героический путь. Коммунистическая партия руководила
борьбой рабочего класса и трудящихся масс крестьянства России в трех
революциях. В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917г.
была свергнута диктатура буржуазии и установлена диктатура пролетариата, начато
построение развитого социализма (теория). Первая
Программа партии, принятая на II съезде РСДРП (1903), ставила задачу совершения
социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. После
Октябрьской революции VIII съезд РКП(б) (1919) принял вторую Программу - Программу строительства социализма. XXII съезд
КПСС (1961) утвердил третью Программу -
Программу построения коммунизма в СССР. Организационные принципы партии воплощены в Уставе КПСС.
Руководящим принципом организационного строения партии является демократический
централизм, коллективность руководства, всестороннее развитие внутрипартийной
демократии. Законом жизни КПСС является идейное и организационное единство,
сознательная дисциплина коммунистов. Верховный
орган КПСС - съезд партии, который избирает Центральный Комитет (ЦК) и
Центральную ревизионную комиссию. Для руководства работой ЦК между пленумами ЦК
КПСС избирает Президиум и Секретариат. Основа
партии - первичные партийные организации. Членом КПСС может быть любой
гражданин Советского Союза, признающий Программу и Устав партии, активно
участвующий в строительстве коммунизма, работающий в одной из партийных
организаций. Новые члены партии принимаются из числа кандидатов, прошедших
установленный кандидатский стаж. КПСС осуществляет руководство Советами
депутатов трудящихся, профсоюзами, кооперацией и др. массовыми организациями
трудящихся через партгруппы в этих организациях. Под руководством КПСС работает Всесоюзный Ленинский Комму-нистический
Союз Молодежи (ВЛКСМ). На 20-м съезде (1956) часть руководства партии во
главе с Н.С.Хрущевым выступила с разоблачением культа личности Сталина (т.н. период оттепели). Но с сер. 60-х гг.
консервативные силы прервали процесс обновления, наступил период застоя. С 1985 М.С.Горбачевым и др. были предприняты попытки
перестройки общества и партии.
Реформированию общества оказывали сопротивление приверженцы тоталитарного
строя, консервативные силы КПСС, что привело к обострению кризиса партии и
общества. В 1991 по указу президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина
деятельность КПСС на территории России была прекращена и распущены ее
организационные структуры. 23
августа 1991 г. Н.Назарбаев заявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС.
Позже и сама Компартия Казахстана полностью вышла из состава КПСС.
В соответствии с постановлением ЦК РКП (б) от 30 апреля 1920 года для усиления партийной
работы на территории Киркрая было создано Областное бюро РКП(б) Киргизского
края. В него вошли С.С. Пестковский, С.Д. Арганчеев, А.Т. Джангильдин, А.А.
Айтиев, М.М. Мурзагалиев, А.М. Алибеков, А.Д. Авдеев.
Основными задачами Облбюро РКП(б) Киркрая были следующие:
1. В области партийного строительства – объединение всех партийных
организаций Киргизского края и создание единого руководящего краевого
партийного центра.
2. В области советского строительства – образование Киргизской
Автономной Советской Социалистической республики и укрепление Советов на
местах.
3. В области хозяйственного строительства – борьба с разрухой.
Руководствуясь указаниями ЦК РКП(б) и учитывая
особенности Киркрая, Облбюро РКП(б) возглавило всю партийную работу в крае. На
Казахстан оказывали жесткое давление такие органы как ОГПУ, ЦК РКП (б), ЦКК. Не
было самостоятельности местных властей, т. к. осуществлялся постоянный контроль
над их деятельностью со стороны перечисленных органов. Центральные советские
органы с недоверием относились к местным органам власти, поэтому центр
постоянно направлял свои кадры в национальные окраины. Проведение Первой Киргизской областной
партийной конференции прошло под эгидой специальной комиссии, созданной Оргбюро
ЦК РКП (б) 25 апреля 1921 г. и прибывшей в начале июня 1921 г. в Оренбург -
столицу Киргизской (Казахской) АССР, образованной 1920 г. в составе РСФСР. В 1936 она получила
конституционный статус союзной республики, а столица была перенесена сначала в
Кзыл-Орду (1925), а затем в Алма-Ату (1929). В состав назначаемого ЦК РКП(б)
Кирбюро входило 3 человека, среди которых только 1 казах - участник
установления Советской власти С.М. Мендешев.
Фактически, возможность вмешательства Кирбюро сводила роль местных
партийных кадров к функции послушных проводников общей политики с коррективами
на специфику автономной республики. 23
апреля 1937 г. Краевая парторганизация была преобразована в Республиканскую
Коммунистическую партию – КПК. Возраставшая политическая значимость поста
Первого секретаря Казкрайкома, а с 1937 г. - ЦК КП Казахстана имела следствием
то, что рекомендация и отзыв Первых
секретарей стала прерогативой Москвы, назначавшей, как правило, русских -
неказахстанцев. Советский режим в этом отношении сохранил царскую традицию
прямого управления, дополнив ее возможностью для казахов пробиться во власть.
Роль Москвы усиливалась и в качестве арбитра, в связи с обострением
межэтнических противоречий, которые проявлялись в сепаратистских попытках
вывести из состава Казахстана отдельные уезды и даже губернии севера Казахской
АССР. Например, в 1922 г. часть членов Кустанайского губкома потребовала
выделения Кустанайского уезда из состава республики». В 1924 г.
завершилось объединение казахских земель в единую республику (территория КазССР
плюс северные районы Туркестанской Советской республики). Казахи, находившиеся
до этого в составе различных территориально-административных единиц: в царское
время в составе различных генерал-губернаторств, до 1924 г. в составе КазССР и
ТССР, преодолевая труднейшие преграды, объединились. В этом велика роль интеллигенции,
создавшей в течение нескольких десяти летий крепкий фундамент национального
самосознания. К сожалению, уже в 1927 г.
административно-командная система большевиков активно начала уничтожать
результаты НЭПа. Первым актом грядущей трагедии 30-х гг. был закон о
конфискации хозяйств крупных баев.
Формально в эти годы конфискации было подвергнуто около 700 хозяйств, но в
действительности пострадало все население Казахстана. Система скотоводческого
хозяйства, воспро-изводство средств производства
и производство необходимого продукта, была разрушена. Под лозунгом освобождения
общинников от кровопийц-баев, ликвидировались возможности нормального функцио-нирования
хозяйственного уклада, являвшегося основой жизнедеятельности миллионов людей.
Малейшая
реакция населения (откочевки, выступления) против возросших норм
налогообложения и раскулачивания жестоко подавлялась органами НКВД. По имеющимся
даннымна территории Казахстана в начале 30-х гг. было более 300 таких стихийных
выступлений. Непосредственная коллективизация в Казахстане начала форсироваться
с 1929 г. К 1 апреля 1930 г. уже 50 % хозяйств было охвачено коллек-тивизацией.
Уже к 1930г. удельный вес казахов в
степных областях снижается до 70%. В некоторых областях (в Акмолинской) эта
цифра падает до 52 %. Республиканское
руководство в лице Ф. И. Голощекина эту акцию напрямую связывало с
необходимостью «Малого Октября» в Казахстане. Уже к 1 сентябрю 1931 г. из
122 районов Казахстана 96 перешли 50% рубеж, а 72 вышли за пределы 80%. Собранный в огромном количестве скот в
"колхозно-товарных фермах" и не имевший возможности прокормиться,
попросту погибал или же отправлялся в центр на нужды индустриализации. Партийные
дилетанты, абсолютно не разбирав-шиеся в хозяйственных вопросах,
сосредотачивали в колхозных пунктах сотни тысяч поголовий скота, создавали из
юрт четкие кварталы и улицы. Казахи были сдвинуты со своих насиженных зимних
стоянок и были обречены на вымирание в кварталах из юрт, построенных по
указанию сверху. Особенно много было потерь в тех районах, где действовали
"двадцатипятитысячники" - рабочие из центров России. В итоге, вследствие голода и различных
эпидемий в эти годы погибло 50 % казахского населения (2,5 млн.). Остановлено
было воспроизводство населения, нарушена половозрастная структура, что
фактически отражается по сегодняшний день.
Коллективизация
задумывалась в тесной увязке с индустриализацией СССР.
Накопления для промышленности и транспорта предполагалось формировать за счет
экспроприации крестьянства.
Вместе с тем, для
Казахстана отводилась роль сырьевой базы для промышленно развитых регионов СССР.
Однобокое развитие промышленности (слабость или вообще отсутствие ведущих
отраслей тяжелой и легкой индустрии), заложенное еще во второй половинеХ1Х в. и
продолженное в советское время, сказывается до сих пор. В Казахстане были
созданы мощные центры по добыче цветных металлов, угля и нефти, электроэнергии.
Для освоения природных богатств края и
транспортировки их в центр была создана широкая сеть железных дорог. Развитие
производства привело к урбанизации и росту городов. Вместе с тем, следует
отметить, что население городов не увеличивалось за счет естественного прироста
или внутренней миграции.
Таким
образом, в первой половине 20-х годов ХХ столетия в Казахстане сформировалась и
утвердилась командно-административная система в лице большевистской партии. Представители
казахской элиты выступали за эволюционный путь изменения форм хозяйственной
деятельности. Однако, такой подход противоречил основным установкам Советской
власти. Определяющую роль климатических факторов по отношению к формам хозяйственного
освоения земель отмечали С. Садуакасов, Т. Шонанов, Т. Рыскулов, Р. Тогжанов. Знавшая
специфику казахского традиционного аула, национальная интеллигенция совершенно
справедливо отмечала, что нельзя рассматривать перевод казахов к оседлости и
переход их к земледельческому хозяйству как одновременный процесс. Казахскую
национальную интеллигенцию объявили враждебной Советской власти. В бывшем СССР
делалось все, чтобы в новых поколениях людей, лишенных объективной информации и
одурманенных официальной пропагандой, сформировать мнение о представителях
интеллигенции как о реакционных политических и государственных деятелях,
сыновьях баев и помещиков, наживавшихся якобы на эксплуатации трудового народа.
Особенности концепции руководящей роли
партии в системе диктатуры пролетариата и ее деятельность в Казахстане
осуществлялись в процессе агитационно-пропагандистской,
политико-воспитательной работы партии, которая была направлена на
распространение и утверждение коммунистического мировоззрения в обществе,
обеспечение поддержки проводимой политики «в низах», среди различных слоев
населения. Вместе с тем, вытеснение инакомыслия, применение
административно-силовых методов в отношении идейных оппонентов в мирных
условиях развития общества вряд ли может быть оправдано. Период
становления административно-плановой государственной системы в республике был
наиболее болезненен: во-первых, в
рамках форсированной коллективизации, предполагавшей осёдлость сельского населения,
было затронуто кочевое и полукочевое скотоводство — традиционная хозяйственная
национальная отрасль; во-вторых,
существенный урон был нанесён национальной культуре и интеллигенции (в
частности, путём замены арабского алфавита сначала на латинский, а затем на
кириллицу, что отлучило коренных казахов от письменности, на которой
создавались традиционные шедевры литературы).
5 декабря 1936 Чрезвычайный 8-й съезд
Советов принял вторую Конституцию СССР - Конституцию
победившего социализма, законодательно отразившую происшедшие в стране
коренные политические и социальные изменения. Согласно Конституции СССР 1936г.
КАССР была преобразована в КССР. 26
марта 1937г. была принята Конституция КССР на 10 съезде Советов республики. Построив
в основном социализм, СССР вступил, как определил XVIII съезд ВКП(б), в полосу
завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.
Партия сосредоточила усилия на упрочении материально-технической базы
социалистического народного хозяйства на основе дальнейшего развития
электрификации и тяжелой промышленности, укреплении колхозного строя, последовательном проведении во всех
отраслях экономики социалистического принципа распределения "От каждого - по
способностям, каждому - по труду". Но успешному проведению этого курса противодействовал
сложившийся к середине 30-х гг. культ
личности И. В. Сталина. С именем Сталина стали связываться все успехи в
строительстве социализма, достигнутые партией и народом. Уверовав в свою
непогрешимость, Сталин стал злоупотреблять властью, грубо нарушать.
Великая Отечественная война и
послевоенное развитие Казахстана заставили по-иному взглянуть на
индустриализацию страны, которая позволила республике превратиться в мощный
индустриально-аграрный регион, органично включённый в общесоюзный комплекс. В
период борьбы с фашизмом в Казахстане было эвакуировано или построено около 430 заводов, а промышленное
производство возросло на 37%. В годы войны (1941-1945 гг.) Казахстан дал стране
5829 тыс. тонн хлеба, 743 тыс. тонн мяса и других продуктов. В эти годы было
выдано 34 млн. тонн угля. По добыче полиметаллических руд Казахстан выходит на
первое место в Союзе (79 %). Не секрет, что большинство из них создавались
огромным контингентом концлагерей, трудовых армий, репрессированных народов.
В послевоенный период на территории республики
был сформирован огромный индустриальный
потенциал с приоритетно развитым добывающим промышленным сектором, осуществлено
строительство (включая полигон в Семипалатинске и космодром Байконур),
проведена компания по освоению целинных земель (во многом спорная с
экономической точки зрения) и т.д.
Конституция
Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики
IX созыва 20 апреля 1978 года, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173
статей. Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово
подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления
была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена
государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных
общественных организаций. В ее преамбуле говорилось о том, что построено
общество подлинной свободы людей труда, где неуклонно повышаются благосостояние
и культура народа. Новый Основной Закон состоял из 10 разделов и был разработан
по образцу Конституции СССР 1977 года. В отличие от Конституции 1937 года в
новом Основном Законе содержалось положение, свидетельствовавшее о некотором
расширении суверенных прав республики. Так, одна из его статей указывала, что
Казахская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Советского
Союза, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР,
Правительстве СССР и других союзных органах. Согласно новой Конституции
Казахская ССР имела право вступать в отношения с иностранными государствами,
заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими
представи-телями, участвовать в деятельности международных организаций. Система
государственного устройства была описана в пятом разделе Конституции, где
содержались положения о Верховном Совете, его структуре, законотворческой
деятельности, Президиуме Верховного Совета и его полномочиях. Конституция
подробно регламентировала статус Совета Министров – правительства – как высшего
исполнительного и распоря-дительного органа государственной власти. Совет
Министров объединял и направлял работу союзно-республиканских и республиканских
министерств и государственных комитетов. В Конституции 1978 года были
определены национально-государственное и административно-территориальное
устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления
(ст. 78-83, 97-139), принципы избирательной системы, правовой статус народных
депутатов, институты государственного плана экономического и социального
развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского
надзора и т. д.
Главный
итог советского периода в истории Казахстана — это превращение его в
индустриально-аграрный регион, формирование многочисленной национальной
интеллигенции (с высоким и разносторонним уровнем образования) и создание
высокоцентрализованной государственной вертикали, глубоко встроенной в
общесоюзные структуры и позволявшей управлять многонациональным республиканским
хозяйственным комплексом.