РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОЙ НАУКИ
И ИСКУССТВА
Музыкальное и
театральное искусство
Рождение
казахского киноискусства
В области
культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от
традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для
нового государственного и партийного аппарата. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком
уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков
казахской литературы: А. Байтурсынова, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж.
Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей,
принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов,
представителей так называемой "пролетарской" литературы: С.
Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов; появляются первые работы М.
Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой.
Первая половина 20-х годов характеризовалась
господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что
литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные
усилия по созданию казахского "социалистического реализма". Эти мысли
высказывались на V краевой партконференции в 1925 г., собрании казахских
студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929
г. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в
жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В
ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А.
Байтурсынов, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная
деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их
в антисоветском заговоре и репрессий.
Одновременно шла работа по установлению
политического контроля над творчеством самих "пролетарских" писателей
и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских
писателей (КазАПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики
"буржуазных" и "националистических" литераторов. Таким
образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над
литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и
дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки
политике властей.
Зарождение науки в Казахстане
началось в начале XX века,
когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская
семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная
сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-Атинский
санитарно-бактериологический институт (1925 г.).
К 40-м годам в республике работали 12 вузов,
11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных
института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских
научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и
зоологический парк в г. Алма-Ате. Эти научно-исследовательские организации в основном решали вопросы
развития сельского хозяйства и здравоохранения. Начавшийся быстрый подъем
производительных сил республики потребовал более интенсивных исследований по
проблемам и других отраслей народного хозяйства и внедрения их результатов. В
связи с этим созданная в 1932 г. казахстанская база Академии наук СССР, имевшая
два сектора - зоологический и ботанический, в 1938 г. была преобразована в
Казахский филиал Академии наук СССР, в котором перед началом Великой
Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и
14 кандидатов наук. В 1925-1926 годах открылся Санитарно-бактериологический
институт (ныне Институт эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней). В 1926 году Академией наук СССР создан
особый комитет по исследованию природных ресурсов союзных и автономных
республик под руководством академика А.
Ферсмана. В 1930 году в Казахстане насчитывалось уже пять научно-исследовательских
подразделений и более 20 опытных станций. Были получены серьезные научные
результаты А. Гапеевым и Д. Бурцевым,
обследовавшими Карагандинский угольный бассейн. Открыты для промышленного
освоения Бощекульское и Коунрадское месторождения меди.
Между тем в
марте 1932 года президиум Академии наук СССР вынес решение об организации своей
казахстанской базы в Алма-Ате. В ее структуре действовали сектор ботаники и
зоологии, ботанический сад, сейсмическая станция, историко-археологическая
комиссия, комиссия казахского языка, химическая лаборатория и комиссия
экспериментальных исследований.
Создана
научная библиотека. С 1934 года начал работать ботанический сектор с отделами
систематизации и географии растений и геоботанический отдел. К 1935 году были
организованы секторы геологии и истории. Надо заметить, что задачи ускоренного
подъема производительных сил республики в 1930-х требовали интенсивного
развития научных исследований, поэтому уже в
1938 году казахстанская база была реорганизована в Казахский филиал Академии наук СССР с более широкими полномочиями.
Особое значение имели исследования наших геологов К. Сатпаева, Н. Кассина, И. Ягодкина и других. Выявленные ими
месторождения железных руд и хромитов вывели республику на передовые позиции в
мире.
Музыкальное и театральное искусство.
Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и
популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального
внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны
началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921
г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел
которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы. В 1925 г. известный ученый-этнограф и
музыкант А. Затаевич опубликовал
труд "1000 песен казахского
народа" – плод многолетней работы по сбору и систематизации
музыкальных произведений казахов. В 1931
г. он опубликовал "500
казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и
песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских
исполнителей. В 1925 г. в Париже в
составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы.
Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И.
Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин.
С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В
1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация
казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной
студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками
которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б.
Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек",
"Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты
Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш.
Жиенкулова. Первый театр открылся в 1926
г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров-
самородков. В эти же годы А. Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных
залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько
театров – Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая
интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем
партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного
возрождения оставались и тени.
Развиваются и
традиционные драматические жанры. До
середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные
труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр
Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в
январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр,
где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3.
Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.
Рождение казахского киноискусства, явившееся следствием расцвета всех отраслей
культуры Казахстана, вызвало необыкновенное ускорение процессов его становления
именно как искусства синтетического. Начальные шаги кино в Казахстане относятся
к 1925 году. Это были хроникальные
съемки V съезда Советов республики, проходившего в г. Кзыл-Орде. Первый
документальный фильм о Казахстане появился в том же 1925 году. Само название
"Годовщина существования КАССР" уже говорит о его содержании. В
фильме запечатлены первые шаги Советской власти в казахской степи, успехи
молодой республики за пять лет своего существования.
Первые
художественные фильмы, посвященные Казахстану, вышли на экран в конце двадцатых
и начале тридцатых годов. В этих кинокартинах ("Мятеж", "Песни
степей", "Джут", "Турксиб", "Тайна Каратау",
"Вражьи тропы") затрагиваются различные стороны жизни казахского
народа. Появление их было значительным событием в растущем киноискусстве
республики и во многом повлияло на развитие культурной революции на бывшей
отсталой окраине царской России. Они заложили фундамент национального
казахского киноискусства.
В создании и
развитии национального киноискусства Казахстана принимали участие такие
известные деятели казахской литературы, как Мухтар Ауэзов – автор сценариев
фильмов "Райхан", "Песни Абая"; Габит Мусрепов, написавший
сценарии "Амангельды", "Поэма о любви", "Сын
бойца", "Кыз-Жибек"; Абдильда Тажибаев, по сценариям которого
созданы фильмы "Джамбул", "Это было в Шугле". Один из
ведущих драматургов республики – Шахмет Хусаинов совместно с Владимиром
Абызовым написал сценарии фильмов "Девушка-джигит", "Мы здесь
живем", "На диком бреге Иртыша". В 1937 г. число киноустановок
достигло 846, в том числе 270 звуковых.
К концу 30-х
гг. в республике имелось 200 типографий, издавалось 337 газет (в том числе 193
на казахском языке) и 33 журнала (13 на казахском языке). Основным
книгохранилищем в республике стала Государственная
публичная библиотека имени А.С.Пушкина, в 1936 г. ее книжный фонд превышал
полмиллиона экземпляров.
1.
Жолдасбаев
С. История Казахстана. Учебник для 10 класса естественно-математического
направления. – Алматы, 2006.
2.
Койгелдиев
М. К. История Казахстана. Учебник для 11 класса общественно-гуманитарного
направления. – Алматы, 2007.
3.
Краткий
словарик. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://
sky dreamer.ucoz.kz.
4.
Нурпеисов
К. История Казахстана. Учебник для 11 класса. – Алматы, 2001.
5.
Нурхаева
А. Е. История Казахстана: учебник-тест для подготовки к ЕНТ.– Алматы:
ШЫН-КIТАП.– 2010.