РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОЙ НАУКИ И ИСКУССТВА

 

Зарождение науки в Казахстане

Музыкальное и театральное искусство

Рождение казахского киноискусства

Использованная литература

 

В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы: А. Байтурсынова, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей так называемой "пролетарской" литературы: С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов; появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой.

Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского "социалистического реализма". Эти мысли высказывались на V краевой партконференции в 1925 г., собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсынов, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий.

Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих "пролетарских" писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (КазАПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики "буржуазных" и "националистических" литераторов. Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.

Зарождение науки в Казахстане началось в начале XX века, когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-Атинский санитарно-бактериологический институт (1925 г.).

К 40-м годам в республике работали 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в г. Алма-Ате. Эти научно-исследовательские организации в основном решали вопросы развития сельского хозяйства и здравоохранения. Начавшийся быстрый подъем производительных сил республики потребовал более интенсивных исследований по проблемам и других отраслей народного хозяйства и внедрения их результатов. В связи с этим созданная в 1932 г. казахстанская база Академии наук СССР, имевшая два сектора - зоологический и ботанический, в 1938 г. была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР, в котором перед началом Великой Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук. В 1925-1926 годах открылся Санитарно-бактериологический институт (ныне Институт эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней). В 1926 году Академией наук СССР создан особый комитет по исследованию природных ресурсов союзных и автономных республик под руководством академика А. Ферсмана. В 1930 году в Казахстане насчитывалось уже пять научно-исследовательских подразделений и более 20 опытных станций. Были получены серьезные научные результаты А. Гапеевым и Д. Бурцевым, обследовавшими Карагандинский угольный бассейн. Открыты для промышленного освоения Бощекульское и Коунрадское месторождения меди.

Между тем в марте 1932 года президиум Академии наук СССР вынес решение об организации своей казахстанской базы в Алма-Ате. В ее структуре действовали сектор ботаники и зоологии, ботанический сад, сейсмическая станция, историко-археологическая комиссия, комиссия казахского языка, химическая лаборатория и комиссия экспериментальных исследований.

Создана научная библиотека. С 1934 года начал работать ботанический сектор с отделами систематизации и географии растений и геоботанический отдел. К 1935 году были организованы секторы геологии и истории. Надо заметить, что задачи ускоренного подъема производительных сил республики в 1930-х требовали интенсивного развития научных исследований, поэтому уже в 1938 году казахстанская база была реорганизована в Казахский филиал Академии наук СССР с более широкими полномочиями. Особое значение имели исследования наших геологов К. Сатпаева, Н. Кассина, И. Ягодкина и других. Выявленные ими месторождения железных руд и хромитов вывели республику на передовые позиции в мире.

Музыкальное и театральное искусство. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы. В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" – плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин.

С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А. Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров – Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.

Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.

Рождение казахского киноискусства, явившееся следствием расцвета всех отраслей культуры Казахстана, вызвало необыкновенное ускорение процессов его становления именно как искусства синтетического. Начальные шаги кино в Казахстане относятся к 1925 году. Это были хроникальные съемки V съезда Советов республики, проходившего в г. Кзыл-Орде. Первый документальный фильм о Казахстане появился в том же 1925 году. Само название "Годовщина существования КАССР" уже говорит о его содержании. В фильме запечатлены первые шаги Советской власти в казахской степи, успехи молодой республики за пять лет своего существования.

Первые художественные фильмы, посвященные Казахстану, вышли на экран в конце двадцатых и начале тридцатых годов. В этих кинокартинах ("Мятеж", "Песни степей", "Джут", "Турксиб", "Тайна Каратау", "Вражьи тропы") затрагиваются различные стороны жизни казахского народа. Появление их было значительным событием в растущем киноискусстве республики и во многом повлияло на развитие культурной революции на бывшей отсталой окраине царской России. Они заложили фундамент национального казахского киноискусства.

В создании и развитии национального киноискусства Казахстана принимали участие такие известные деятели казахской литературы, как Мухтар Ауэзов – автор сценариев фильмов "Райхан", "Песни Абая"; Габит Мусрепов, написавший сценарии "Амангельды", "Поэма о любви", "Сын бойца", "Кыз-Жибек"; Абдильда Тажибаев, по сценариям которого созданы фильмы "Джамбул", "Это было в Шугле". Один из ведущих драматургов республики – Шахмет Хусаинов совместно с Владимиром Абызовым написал сценарии фильмов "Девушка-джигит", "Мы здесь живем", "На диком бреге Иртыша". В 1937 г. число киноустановок достигло 846, в том числе 270 звуковых.

К концу 30-х гг. в республике имелось 200 типографий, издавалось 337 газет (в том числе 193 на казахском языке) и 33 журнала (13 на казахском языке). Основным книгохранилищем в республике стала Государственная публичная библиотека имени А.С.Пушкина, в 1936 г. ее книжный фонд превышал полмиллиона экземпляров.

 

Использованная литература

 

1.      Жолдасбаев С. История Казахстана. Учебник для 10 класса естественно-математического направления. – Алматы, 2006.

2.      Койгелдиев М. К. История Казахстана. Учебник для 11 класса общественно-гуманитарного направления. – Алматы, 2007.

3.      Краткий словарик. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http:// sky dreamer.ucoz.kz.

4.      Нурпеисов К. История Казахстана. Учебник для 11 класса. – Алматы, 2001.

5.      Нурхаева А. Е. История Казахстана: учебник-тест для подготовки к ЕНТ.– Алматы: ШЫН-КIТАП.– 2010.