«Этнография казахского народа»
Этнография
(от
др.-греч. ἔθνος
— «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть
исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их
происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а
также их материальную и духовную культуру.
Ковыльные степи и полупустыни, простирающиеся от
Алтая и Тянь-Шаня до Каспия и Волги, - страна классического кочевого
скотоводства.
В течение многих столетий скотоводческие племена Южной Сибири и Центральной
Азии, приходили сюда, в северные районы Средней Азии, и закреплялись здесь,
сливаясь с потомками аборигенов и более ранних пришельцев. В начале XVI в. здесь возникло Казахское ханство, образовавшееся, как и
государство узбеков, на развалинах Золотой Орды.
Подобно другим
крупным феодальным образованиям кочевников, оно было недолговечным и вскоре
распалось на три самостоятельных
владения - "жуза": Старший
- на востоке, Средний - в
Центральном Казахстане и Младший - в
его западных областях. Жузы сохраняли свою самостоятельность до присоединения
Казахстана к России, которое проходило во второй половине XVIII - первой
половине XIX в. Территориальная близость казахов к Поволжью, Уралу и Западной
Сибири способствовала установлению тесного общения между казахами и населявшими
Россию народами. Процесс изменения хозяйственного и бытового уклада шел в
Казахстане во второй половине XIX в. столь активно, что к началу XX в. только
небольшая часть казахов сохранила чисто
скотоводческое кочевое хозяйство.
До середины XIX
в. основными видами скота у казахов были овцы, лошади и верблюды, а формой
скотоводства - круглогодичное содержание
животных на пастбище.
С увеличением
роли земледелия и массовой оседлостью возросло значение крупного рогатого скота
и стали широко практиковаться содержание животных в зимних загонах и
сенокошение. Весной (коктеу) скот
перегоняли с юга на север, а осенью обратно. Весь домашний скарб и утварь,
упакованные во вьюки, во время перекочевки перевозили с собой. Основными средствами
передвижения были лошади, быки и верблюды, использовалась также волокуша.
Казахи знали двухколесные и четырехколесные арбы. Протяженность маршрута
перекочевки была различна, но иногда составляла более тысячи километров.
Зимники (кыстау) обычно располагались в местах,
прикрытых от снежных заносов, а летовки - в открытых долинах вблизи водопоев.
Кыстау
Выход на весенние (коктеу) пастбища сопровождался празднествами и
общественными пиршествами.
Коктеу
Достигнув летних (жайляу) выпасов, начинали
заготовку молочных продуктов впрок. Занимались этим исключительно женщины. Из
кислого молока приготовляли основные продукты питания: подобие простокваши -
"катык" и "айран", масло - "сары май", кислый
сушеный сыр - "курт", сладкий сухой творог - "ырымшык" и
т.д. Из кобыльего и верблюжьего молока делали кумыс. Здесь же женщины
занимались обработкой шерсти весеннего настрига, выделкой шкур, изготовлением
одежды и кожаной утвари (мешки, бурдюки, ведра, фляги, подойники и пр.), широко
употреблявшейся в кочевом быту.
В начале осени (кузеу) передвигались на осенние пастбища,
расположенные по пути к зимникам. Здесь проводили подготовку к зиме:
ремонтировали жилища, катали войлоки, изготавливали теплую одежду и запасали
топливо. После осенней стрижки отбирали скот для забоя на мясо. Богачи резали
для этой цели лошадей, верблюдов и овец. Бедняки довольствовались овцами и
козами. Мясо обычно вялили, реже - солили, делали колбасу. Мясная пища
употреблялась в основном в осенне-зимний период и, как правило, ежедневно была
доступна лишь владельцам больших стад.
Земледелие, до середины XIX в. в основном практиковавшееся в
районе зимников в южной части равнины, основывалось на искусственном орошении, системы которого были подобны
применявшемуся таджиками и узбеками. В некоторых районах (по Сырдарье)
применялась, однако, и более архаическая система - посев на освободившихся от
половодья берегах рек и озер - так называемое лиманное орошение. Технология и орудия земледелия у казахов были
такими же, как и у других народов Средней Азии. С появлением на территории
Казахстана русских и украинских крестьян казахи начали переходить к неполивному земледелию, приемы которого
усваивали от переселенцев. От них казахи заимствовали тяжелый степной плуг,
борону с деревянными или железными зубьями, русский серп и косы. В конце XIX в.
в богатых хозяйствах появились первые сельскохозяйственные машины, работавшие
на конной тяге, - молотилки, жнейки, сеялки. Наряду с традиционными культурами
- просо, джугара, получили распространение пшеница, ячмень, овес и рожь.
Развитие земледелия непосредственно сказывалось на пищевом режиме казахов: в их
пищу вошел хлеб - "нан" - вначале это были лепешки из пресного, а затем
под влиянием русского населения, и из кислого теста. Больше стали потреблять
крупяных и мучных похлебок, получили распространение различные виды каш и
лапши.
Ремесла у казахов не сформировались в самостоятельные отрасли
производственной деятельности. Все виды операций,
связанные с выработкой шерсти - основного вида волокна, были повседневным
домашним занятием женщин. Особого искусства казахские женщины достигли в
изготовлении цветных войлоков со вкатанным орнаментом - "алакииз" и с
орнаментом-аппликацией - "сырмак". Обработкой шкур и выделкой кожи и
изделий из нее равно занимались и женщины, и мужчины. Изготовление утвари из дерева и все металлургические работы были делом
мужчин. Вместе с тем среди казахов встречались и мастера, работавшие на
заказ. Как правило, это были кузнецы, оружейники, шорники, резчики по дереву -
седельники, мастера, изготовлявшие каркасы юрт, детские колыбели, резные
кровати, сундуки, посуду и другую утварь.
У казахов существовали два типа жилищ,
соответствующие их образу жизни. Основным типом жилища и до середины XIX в.
безраздельно господствующим была решетчато-войлочная
юрта с высоким куполообразным верхом - "киизюй" ("войлочный
дом"), подобная юрте киргизов и каракалпаков. Во второй половине XIX -
начале XX в. юрта сохранилась как основное жилище только у тех групп, которые
продолжали кочевать. У групп, которые переходили к оседлости, юрта стала
преимущественно летним жилищем, а у бедняков, потерявших скот и перешедших к
земледелию, юрта почти вышла из употребления. Помимо юрт у казахов существовали
постоянные жилища, которые вначале
служили только помещениями для зимовья, а по мере оседлости стали
использоваться в течение всего года.
Юрта
Имущественное и социальное различие резко
сказывалось также в одежде,
особенно в материале, из которого она шилась. Зажиточное население широко
использовало покупные ткани, бедняки - грубую домотканину, войлок, кожи, шкуры.
В состав мужского костюма входили просторная рубаха с отложным воротником и
штаны с широким шагом, узкий длиною до колен камзол - "бешпент",
который имел характерный стоячий воротник и застежки, или длинная безрукавка, а
также стеганый туникообразного покроя халат -"шапан". В холодную
погоду надевали вторые штаны, которые делались из овчины, крашеной мягкой кожи
или шерстяной ткани, длинную шубу с крытым верхом - "ишик" или
нагольный овчинный тулуп - "тон".
Национальная одежда
Головные уборы сохранили племенные и территориальные
различия.
Как правило, это были варианты войлочной шляпы с более или менее высокой тульей
("калпак") и отогнутыми вверх полями с разрезами, а также шапки из
овчины и меха пушного зверя с широким околышем. Из шапок особенно характерна
была шапка - "тырмак" с четырьмя, пришитыми к тулье лопастями,
которые закрывали лоб, уши, шею и часть спины. Под шапкой любого вида казахи
обязательно носили тюбетейку.
Повседневной обувью служили сапоги, которые делались на твердой подошве или без
подошвы в виде чулка. Богатые носили сапоги из цветной кожи, с высоким загнутым
носком и на высоком каблуке. У бедноты бытовали кожаные лапти, в виде куска
шкуры, стянутого ремешком. Непременной принадлежностью мужского костюма был
пояс (реже, кушак). Богатые казахи украшали его серебряными и позолоченными
накладками, тиснением, вышивкой.
женские
украшения
Основными частями женского традиционного костюма были
платье-рубаха - "кейлек", которое состояло из двух частей -
собственно туникообразной рубахи, доходившей до талии, и пришивной широкой юбки
с оборками; широкие в шаге, ссужающиеся к низу шаровары; приталенная безрукавка
- "камзол"; широкий прямой халат на меху или на вате, который
подпоясывали кожаным поясом или кушаком. Молодые женщины выбирали для одежды
обычно яркие цвета - красный, зеленый, оранжевый, пожилые - темные и белый.
Одежда украшалась вышивками, тесьмой, галунами. Девушки и молодые женщины
поверх платья носили украшенный серебряными монетами, подвесками, бусами, кораллами
и т.п. нагрудник, имевший в древности значение оберега. Каждой возрастной
группе женщин соответствовал особый головной убор, его детали варьировали в
зависимости от племенной и социальной принадлежности. Девушки носили
цилиндрическую шапочку, украшенную монетами, вышивкой, бисером, с кисточкой или
пучком перьев филина на макушке. Молодухи - высокий конусообразный убор -
"саукеле", украшенный серебряными и позолоченными подвесками,
бляхами, цветными камнями, нитками бус и т.п., поверх которого накидывалась
шаль или платок. После рождения первого ребенка "саукеле" заменяли
"кимешеком" - мешкообразным убором из белой ткани, имевшем вырез для
лица и прикрывавшем голову, плечи, грудь и спину. На кимешек при посторонних
повязывали высокий белый тюрбан - "кундик", подобный
"элечеку" киргизок. Саукеле начали выходить из употребления уже в
конце XIX в., кимешеки сохранились в одежде пожилых женщин до настоящего
времени.
Письменность: в 15 веке казахский язык сформировался
как самостоятельный национальный язык. Эпосы «Едиге», «Ер Саин» были созданы
алшинами ,а дастаны «Ер Кокше», «Базар батыр» были созданы кереями. «Кодекс
куманикус» был создан на кыпчакском языке.
Устное народное творчество
Календарь: казахи досконально изучив карту
звездного неба, изучив погодные изменения создали свой народный календарь.
Ислам, считавшийся официальной религией казахов,
распространился в кочевых аилах только в XVIII - XIX вв. Наряду с почитанием
носителей ислама - ишанов, обычно членов среднеазиатских религиозных орденов,
существовало почитание шаманов, знахарей и предсказателей - "баксы". Ислам не вытеснил
древние виды народных игрищ и развлечений, которыми сопровождались все
знаменательные события в общине и в семье. Среди них наиболее популярны были
скачки, борьба всадников за обладание тушей козла, конные состязания, в которых
участвовали не только юноши, но и девушки, поединки силачей. В казахских аулах
продолжало развиваться устное и музыкальное творчество, которое являлось
важнейшей формой передачи лучших традиций народной культуры.