Казахстан в годы коллективизации

 

Сущность коллективизации

В 1927 году Советское правительство избрало путь коллективи­зации сельского хозяйства.

Коллективизация- это преобразование сельского хозяйства в СССР в конце 20-х- начале 30-х годов путем массового создания под давлением власти коллективных хозяйств( колхозов).

Цели и задачи коллективизации

Сельскохозяйственное производство оста­валось отсталым и раздробленным. А политика индустриализации потребовала больших дополнительных продовольственных ре­сурсов. Нужно было увеличить производство зерна.

В декабре 1927 г. сос­тоялся XV съезд ВКП (б) известный как съезд коллек­тивизации. Целью коллективизации было преодо­ление низкого уровня сельскохозяйственного произ­водства, технической отсталости, которые сдержи­вали экономическое развитие страны. Путь выпол­нения курса на коллективизацию сопровождался многочисленными нарушениями принципа добровольности при создании коллективных хозяйств (колхозов). Крестьян насильно заставляли вступать в колхозы.

Конфискация байских хозяйств

Еще в 1925 году, когда Сталин назначил Ф.И.Голощекина руководителем Казахстана, тот заявил, что Советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре партия провозгласила политики «малого Октября». Основная идея политики «малого Октября» заключалась в раз­рушении традиционных отношений в казахском ауле, ликвидации богатых скотовладельцев-баев. Трагическим для казахов стало насильственное осе­дание скотоводов-кочевников. Одновременно прово­дились мероприятия по ликвидации кулачества и байства как класса.

Советский Союз был провозглашен страной рабо­чих и крестьян, там не было места богатству и част­ной собственности. Все должно было быть общим, все было государственной собственностью.

27 августа 1928 года было принято решение «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов», в котором разрешалась конфискация байских хозяйств и высылка их владельцев и членов семей из районов их обитания.

Но приказ свыше выполнялся так усердно, что без имущества и крыши над головой оставались даже не очень богатые люди. Часто к баям причисляли середняков, искусственно объединялись хозяйства отдельных семей для того, чтобы выполнить нормы конфискации, установленные государством.

Некоторые не хотели лишаться имущества, накопленного годами. Чтобы избежать расправы над членами своей семьи они пересекали границу и уходили со всем скотом с насиженных, родных мест в Китай, Монголию, Афганистан, Иран.

Насильственное объединение крестьян в колхозы.

По приказу партийных органов начался процесс оседания скотоводов кочевников. Первое, что нужно сделать, считал Голощекин, перевести казахов-кочевников к оседлости. По распоряжению Голощекина стали создаваться скотоводческие городки, в которые сгоняли аулы с больших территорий, что приводило к падежу скота от бескормицы.

В наскоро сделанных сараях не имея возможности прокормиться, погибал скот. Народ ос­тавался без главного источника пропитания, в ко­нечном итоге мероприятия политики « малого Октября» привели к траге­дии массового голода.

Гибель скота. Голод 1931-1933 годов.

Перед коллективизацией в рес­публике было 40,5 млн голов скота, а в 1933 г. эта цифра составила 4,5 млн.

В 1930-1932 годах в Казахстане жило 6,2 млн лю­дей, от голода погибли 2,1 млн человек, 1 млн 700 ты­сяч человек покинули Казахстан.

Трагедия казахского народа.

Коллективизация сопровождалась жесткими репрессивными мерами.

Репрессии - это карательные меры, наказание, применяемые государственными органами.

В 1922-1933 годах были подвергнуты наказаниям более 33 тысяч людей, выступивших против правительства.

Во время насильственной коллективизации в Казахстане прошло 372 восстания, в них участвова­ли 80 тысяч человек. Все восстания были жестоко подавлены, участники наказаны.

О массовом голоде в Казахстане написал в своем письме Сталину в 1933 году Т. Рыскулов («Письмо Сталину»). В письме он рассказывал о бедственном положении казахского населения. « Прошу Вас ознакомиться с настоящей запиской и вмешаться в это дело и тем самым спасти жизни многих людей, обреченных на голодную смерть»,- писал Т.Рыскулов.

О перегибах во внутренней политике в крае также написали письмо Голощекину видные деятели культуры : М. Даулеткалиев, Е. Алтынбеков, Г. Гатаулин, К. Куанышев, Г. Мусрепов . «Письмо пятерых» рассказывало о беде которая пришла в казахскую степь. По сути – политика « малого Октября» проводимая Ф.И.Голощекиным была политикой уничтожения казахского народа. Масштабы трагедии были так велики, что годы голода 1930-1932 вошли в историю как годы "вели­кого джута».

В 1933 году Голощекина отстранили с поста руководителя республики, но было уже поздно.

В результате насильственной политики коллек­тивизации в 1928-1932 годах казахский народ по­нес невосполнимые потери.

Коллективизация осуществлялась без продуман­ной предварительной подготовки, с применением на­сильственных мер, принудительно. Она была на­правлена на разрушение многовекового уклада жиз­ни кочевников. Лишение народных масс скота при­вело к массовой трагедии - голоду в Степи. Кресть­яне лишились собственности и превратились в на­емных сельскохозяйственных рабочих.

Появление КАРЛАГа.

Территория Казахстана была определена сталинским руководством в качестве « кулацкой ссылки» для десятков тысяч крестьян из других районов страны. В Казахстан были высланы 46091 семья, или 180015 человек из разных районов СССР.

В 1929 году возобновила работу Переселенческое управление. На землях Казахстана появился исправительный лагерь Карлаг (Карагандинский лагерь).

Только лишь к 1940-м годам промышленное и сель­скохозяйственное производства стали постепенно выходить из кризиса.

 

Дополнительная информация.

 

Из постановления ЦИК и СНК КАССР «О конфиска­ции байских хозяйств»

27 августа 1928 г.

В Казахской республике, имеющей в своем составе культурноотсталые национальности, проводимыми до настоящего времени мероприятиями еще не изменены в надлежащей степени старые дореволюционные отноше­ния. Опыт существования Советской власти в Казахской республике показывает, что представители имущих клас­сов и бывших привилегированных сословий препятствуют проведению основных мероприятий Советской влас­ти в ауле и кишлаке, ведут злостную агитацию, разжи­гают межнациональную и родовую рознь, используя при этом родовые отношения и экономическую зависимость бедноты и задерживая тем самым темп экономического и культурного развития республики.

В целях освобождения бедняцких слоев населения от экономической зависимости и эксплуатации со стороны этих лиц, а равно в целях создания необходимых условий для скорейшего экономического подъема и культурного развития трудящихся, ЦИК и СНК Казахской АССР по­становляют:

1. Провести в Казахской АССР, за исключением Ада-евского округа и хлопководческих районов быв. Джетысуйской и Сыр-Дарьинской губернии и Кара-Калпакской автономной области, выселение тех наиболее крупных скотоводов из коренного населения, которые, сохраняя полуфеодальные, патриархальные и родовые отношения, своим имущественным и общественным влиянием препят­ствуют советизации аула...

Пред. ЦИК КАССР Ерназаров

Пред. СНК КАССР Нурмаков

Секретарь ЦИК КАССР Асылбеков

В братском единстве народов СССР. Алма-Ата. 1972. С. 276. 278.